Мастер-класс "Мы-мудрецы"
план-конспект на тему
Уточнение знания учащихся о языковых афоризмах как о средстве образной и выразительной литературной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассная работа | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мастер - класса на тему «Интеллект и духовность – формула возрождения России»
Цели урока: 1. Уточнить знания учащихся о языковых афоризмах как о средстве образной и выразительной литературной речи.
2. Развитие умения логически размышлять, анализировать.
3. Способствовать воздействию через образы пословиц на развитие души, установок характера и совести ребёнка, осознанию нравственной ценности своих поступков.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Учитель: - Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего урока «Мы - мудрецы». Именами своих мудрецов, философов прославилась Древняя Греция. Мы сегодня с вами тоже будем мудрецами. Силой мысли и воображения мы перенесёмся в Древнюю Грецию.
На экране м/м картинки с видами Древней Греции.
Картина 1.
На сцене образуется Парк Академус, на траве рассаживаются мыслители.
Учитель: - Представьте, Древняя Греция, парк Академус – Парк Мудрецов. Там каждый день собираются мыслители, ведь Академия объединяет самых мудрых людей. Сократ размышляет, А Платон записывает. А так как Сократа уже нет, и Платона нет, то мудрецы – это вы. Выберите себе имя мудреца.
Сцена замирает.
На м/м экране появляются имена древнегреческих философов.
Фалес
Аристотель
Платон
Сократ
Диоген
Учитель: - Выберите себе имя мудреца. Может быть вы – Фалес, который учил, что человеку нужна мудрость, а не деньги.
- А может быть вы - Аристотель, который, усвоив философию Платона, своего учителя, и, увидев, что тот ошибается, покинул учителя со словами: «Платон мне друг, но истина дороже».
- А может быть вы Платон, которого накануне перед смертью спросили: «Будут ли тебя вспоминать потомки?» На что он ответил: «Было бы доброе имя, а записки будут».
-А может быть вы выберете себе имя Сократа, смеявшегося над теми, кто заботится только о своих материальных потребностях. «Я ем, чтобы жить. А некоторые люди живут, чтобы есть», - говорил он.
- И, наконец, может быть вы будете Диогеном, который чтобы показать афинянам, что он не считает их достойными называться людьми, средь бела дня ходил с зажженным фонарём по городу и говорил: «Ищу человека».
3. Работа над крылатыми выражениями.
Учитель: - Ну вот, теперь вы – мудрецы, у вас есть имена, и я, обращаясь к вам могу называть вас по имени. Мы – мудрецы, и мы будем размышлять над мудрыми изречениями.
- Уже в начале урока вы слышали такие изречения древнегреческих философов. «Ищу человека», «Платон мне друг, но истина дороже» - всё это крылатые выражения. Они вошли в нашу речь из литературных или других источников, и имеют автора. Мы используем их в своей речи для подкрепления собственной мысли, чтобы сделать мысль значительно точнее, эмоциональнее.
-Многие изречения древнегреческих философов стали крылатыми выражениями. Например, всем известны знаменитые изречения Фалеса.
Картинка 2.
Мыслители по очереди спрашивают у Фалеса:
-Что больше всего на свете?
Фалес: - Больше всего на свете пространство.
- Что быстрее всего?
Фалес: - Быстрее всего необходимость.
- Что сильнее всего?
Фалес: - Сильнее всего необходимость.
- Что мудрее всего?
Фалес: - Мудрее всего время.
- Что легче всего?
Фалес: - Легче всего дать совет другим.
- А что тогда труднее всего, Учитель?
Сцена замирает.
Учитель: - А как вы думаете, что труднее всего? Попробуйте сами ответить на этот вопрос.
Зал отвечает на поставленный вопрос.
-Давайте сейчас послушаем, как ответил на этот вопрос древнегреческий философ Фалес.
Картинка 3.
-А что тогда труднее всего, Учитель?
Фалес: - Труднее всего – познать самого себя.
Сцена замирает.
4. Работа над пословицами.
Учитель: - Труднее всего – познать самого себя. Сейчас мы с вами попытаемся познать себя с помощью пословиц. Пословицы – это тоже краткие изречения, но в отличие от крылатых выражений не имеющие автора. В основе пословицы лежит суждение о свойствах людей или явлений, даётся их оценка (то хорошо, а это плохо) или предписывает образ действий (следует и ли не следует поступать так-то). Нередко пословица имеет характер предписания или совета.
-Итак, познаем себя через пословицу. Прежде, чем вставить нужные слова в пословицы, послушайте своё сердце, ведь каждый поймёт их по-своему. Познайте самого себя,
На м/м установке появляются пословицы.
Солнце всех солнц есть … .
Твоя … есть твоя известность.
Живи по … - минуешь горести.
Кто ищет трудность, находит … .
-Итак, начнём. Что, по-вашему, есть «солнце всех солнц»? (Сердце).
-Действительно, это сердце, твердыня всех чувств и престол сознания.
- А что же может сделать человека известным? ( Честность).
- Да, можно быть честным человеком и не будучи великим, но нельзя быть великим человеком, не будучи честным.
- Как жить, минуя горести? Что для этого необходимо? (Совесть).
- Это верно. Совесть – это правильный суд доброго человека. Без совести и при большом уме не проживёшь.
-И, наконец, что находим мы через трудность? (Мудрость).
- Мудрость. Вот вы и познали себя. Я рада, что ваши суждения совпадают с суждениями народной мудрости.
- Пословицы – это отголоски опытности и мудрости. Платон говорил: «…Мне кажется, всякий, кто в здравом уме, всегда стремится быть подле того, кто лучше и мудрее его самого». Давайте и мы опять вернёмся в наш парк, побудем около мудрецов.
- Мы знаем, что Сократ жил в Афинах. Он ходил по базарам и задавал людям, казалось бы простые вопросы: что есть добро, а что зло, что такое полезное, а что такое прекрасное?
Картинка 4.
Сократ: - Дождь это добро?
-Да, ведь без дождя мы не сможем вырастить хороший урожай.
Сократ: - А когда дождь идёт во время уборки?
- Тогда он зло.
Сократ: - Так что же такое дождь – добро или зло?
Сократ: - А что прекраснее – глиняный горшок или статуя знаменитого скульптора?
- Конечно, статуя!
- А если вам не в чем сварить обед, что вы предпочтёте – статую или горшок?
Сцена замирает.
Учитель: - Мы ежедневно оказываемся перед выбором: добро или зло, любовь или ненависть. Мы будто стоим на распутье перед камнем судьбы, который предоставляет нам право выбора. «Прямо ехать – убитому быть! Налево ехать – женатому быть! Направо ехать – богатому быть! Всё судьбой сие предписано».
-Послушаем народную мудрость.
Картинка 5.
Мудрецы озвучивают пословицы.
Жизнь пройти – не поле перейти.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Сердце умнее.
Спеши творить добро.
Мы - мудрецы, и мы стоим с вами перед камнями. Камни не простые.
-Краеугольный камень
- Камень преткновения –
- Философский камень –
- Волшебный камень –
- Расставьте данные пословицы по значению на нужный камень.
Даётся время на работу зала.
Учитель: -Итак, давайте проверим.
На м/м экране слайд.
Крауегольный камень – «Жизнь прожить – не поле перейти»
Камень преткновения – «Что посеешь, то и пожнёшь»
Философский камень – «Сердце умнее»
Волшебный камень – «Спеши творить добро»
6. Творческая работа.
Учитель: - Как мы сказали, крылатое выражение имеет своего автора. Вы, мудрецы, и вы тоже можете составить собственное изречение. А кто знает, может быть и оно станет крылатым, и послужит многим людям.
-Вам предлагаются слова .
На м/м – ручей
радость
гора
забота
7. Чтение составленных изречений.
- За мудрость и за смелость мы принимаем в ряды мудрецов и водружаем Лавровый венок.
Картинка 6.
Мудрецы водружают на голову победителя венок из лавра.
8. Итог урока.
Учитель: - Видите, как много мудрых изречений мы сегодня вспомнили, а может быть какие-то из них услышали впервые. Почему же они живут веками? (В них отражена мудрость народа, его опыт).
-Величайшее богатство народа – язык. Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества, как в народной мудрости, так не проявляется ум, национальная история и мировоззрение.