Геометрические объекты на плоскости и в пространстве
проект
В учебном проекте представлен теоретический и практический материал о геометрических объектах на плоскости и в пространсве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_1.docx | 690.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Факультет Управления
Кафедра Высшей математики и информатики
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ НА ПЛОСКОСТИ И В ПРОСТРАНСТВЕ
Учебный проект по дисциплине «Геометрия»
Направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Направленность
«Математика и начальное образование»
Квалификация
Бакалавр
Исполнители:
Килина Анна Сергеевна, студентка группы
Б-8022 очного отделения
Орлова Лидия Романовна, студентка группы Б-8022 очного отделения
Лапина Елизавета Андреевна, студентка группы Б-8022 очного отделения
Преподаватель: Мугаллимова Светлана Ринатовна, к.п.н., доцент
Оценка
Сургут 2021 г.
Содержание
- Терминологический словарь………………………………………………3
- Виды линий и поверхностей………………………………………………5
- Справочник по формулам с иллюстрациями……………………………..5
- Примеры решения типовых задач………………………………….……14
- Раздел с материалами занимательного характера………………………19
- Список использованных источников……………………………………22
- Лист самооценки проекта. Бланки для оценки проектной деятельности других групп…………………………………………………....................23
1. Терминологический словарь
Определение 1. Геометрический объект – это точка, линия, поверхность или тело, служащие основными элементами математической модели геометрии реальных или воображаемых объектов. [1]
Определение 2. Плоскость – это бесконечная поверхность, к которой принадлежат все прямые, проходящие через какие-либо две точки плоскости.
Определение 3. Пространство – это множество объектов, между которыми установлены отношения, сходные по своей структуре с обычными пространственными отношениями типа окрестности, расстояния и т.д. [3]
Определение 4. Точка – 0-мерный геометрический объект, который может быть указан в n-мерном пространстве с использованием n-кратного (, x, ..., ), состоящие из n-координат.
Определение 5. Линия – 1-мерный геометрический объект, который определяется как следствие движущихся точек или место пересечения двух поверхностей.
Определение 6. Поверхность – 2-мерный геометрический объект, являющийся геометрическим местом точек, координаты которых описываются непрерывными и однозначными функциями , , двух параметров и , принадлежащих непрерывной и связной двухмерной области. [1]
Определение 7. Тело – 3-мерный геометрический объект, часть пространства, со всех сторон ограниченная. [4]
Определение 8. Нормальный вектор к прямой – любой ненулевой вектор, направленный перпендикулярно этой прямой.
Определение 9. Направляющий вектор прямой – любой ненулевой вектор, параллельный этой прямой.
Определение 10. Угловой коэффициент , где угол между положительным направлением оси OX и данной прямой .
Определение 11. Уравнение называется уравнением данной поверхности , если этому уравнению удовлетворяют координаты любой точки и не удовлетворяют координаты никакой точки, не лежащей на поверхности.
Определение. Кривыми второго порядка называются плоские линии, определяемые в прямоугольной декартовой системе координат уравнением второй степени.
2. Виды линий и поверхностей
Виды линий:
- Прямая
- Кривые второго порядка
А) Окружность
Определение. Окружностью называется геометрическое место точек плоскости, равноудаленных от фиксированной точки, называемой центром окружности.
Окружность радиуса R с центром в точке M0(x0,y0) имеет следующее уравнение:
Пример. Построить кривую
Решение:
Выделяя полные квадраты, получим
или
т. е. уравнение окружности с центром в точке и радиусом
B) Эллипс
Определение. Эллипсом называется множество точек плоскости, сумма расстояний от которых до двух заданных точек, называемых фокусами, есть величина постоянная.
Каноническое уравнение эллипса:
, где
Пример. Составить уравнение эллипса при следующих условиях и найти недостающие параметры
Решение:
Каноническое уравнение эллипса имеет вид
– большая полуось;
– малая полуось;
– каноническое уравнение искомого эллипса;
– фокусы эллипса;
– вершины эллипса;
– уравнение директрис эллипса.
C) Эллипс
Определение. Гиперболой называется множество точек плоскости, для каждой из которых модуль разности расстояний от двух заданных точек, называемых фокусами, есть величина постоянная.
Каноническое уравнение:
, где
Пример. Построить кривую, заданную уравнением
Решение:
Разделив каждое слагаемое заданного уравнения на 4 , запишем его в вид . Это уравнение задает на плоскости гиперболу с полуосями Гипербола с равными полуосями называется равнобочной, ее асимптотами являются биссектрисы координатных углов
При получим уравнение , не имеющее вещественных
корней, т. е. гипербола не пересекает ось
При получим уравнение , имеющее корни Следовательно, вершины гиперболы лежат на оси
Фокусы гиперболы расположены на той же оси, на которой находятся ее вершины. Из того, что и , следует: координаты фокусов равны и . Эксцентриситет гиперболы
D) Парабола
Определение. Параболой называется множество точек плоскости, равноудаленных от некоторой точки, называемой фокусом, и прямой, называемой директрисой.
Каноническое уравнение:
Пример. Составить уравнение параболы с вершиной в начале координат при условии F (3; 0) и найти уравнение директрисы.
Решение:
Фокус параболы лежит на положительной полуоси , следовательно, уравнение параболы имеет вид
Так как координаты фокуса то , откуда , откуда
p Искомое уравнение параболы Уравнение директрисы
Виды поверхностей
Таблица 1
Каноническое уравнение | Схематическое изображение | Название поверхности |
Эллипсоид | ||
Однополостный гиперболоид | ||
Двухполостный гиперболоид | ||
Конус второго порядка | ||
Эллиптический параболоид | ||
Гиперболический параболоид | ||
Эллиптический цилиндр | ||
Параболический цилиндр | ||
Гиперболический цилиндр | ||
Геликоид | ||
Катеноид | ||
Псевдосфера | ||
Тор |
3. Виды линий и поверхностей
1. Линии
A) На плоскости
– уравнение прямой с угловым коэффициентом, где ( – угол между положительным направлением оси и данной прямой ), и – величина направленного отрезка, отсекаемого данной прямой от оси ординат.
– общее уравнение прямой
Коэффициенты в общем уравнении прямой имеют простой геометрический смысл: они являются проекциями нормального вектора на оси координат. Свободный член геометрического смысла не имеет.
– уравнение прямой в отрезках
– уравнение прямой, проходящей через заданную точку с угловым коэффициентом
– уравнение прямой, проходящей через две заданные точки
– каноническое уравнение прямой
– параметрическое уравнение прямой
B) В пространстве
– точка на прямой, – направляющий
вектор.
– каноническое уравнение прямой
– параметрическое уравнение прямой
)
– параметрическое уравнение прямой
2. Плоскость в пространстве
– векторное уравнение плоскости
– параметрическое уравнение плоскости, где – параметры
=0 – уравнение плоскости, проходящей через 3 заданные точки
– уравнение плоскости в отрезках
– нормальное уравнение плоскости, где – нормальный вектор и
– общее уравнение плоскости
. – уравнение плоскости, проходящей через данную точку, перпендикулярной данному вектору
4. Примеры решения типовых задач
1. Линии
A) На плоскости
Уравнение прямой с угловым коэффициентом:
Дана прямая . Найти угловой коэффициент и построить прямую на плоскости
Решение:
Чтобы найти угловой коэффициент, исходное уравнение необходимо разрешить относительно Сравнивая с уравнением прямой с угловым коэффициентом, замечаем, что
Для построения прямой необходимо знать координаты двух точек, через которые проходит прямая: ⇒ ⇒ Итак, остается провести прямую, проходящую через точки
Общее уравнение прямой:
Прямая задана каноническим уравнением . Записать уравнение прямой в общем виде.
Решение:
Так как обращение в нуль одного из знаменателей в каноническом уравнении означает обращение в нуль и соответствующего числителя, то − искомое уравнение прямой.
Уравнение прямой в отрезках
Задано общее уравнение прямой Найти уравнение этой прямой в отрезках.
Решение:
Прямая задана общим уравнением. Находим числа и искомое уравнение:
Уравнение прямой, проходящей через заданную точку с угловым коэффициентом
Составить уравнение прямой, проходящей через точку и образующей с положительным направлением оси угол
Решение:
Координаты точки известны, а угловой коэффициент Подставляя, имеем или
Уравнение прямой, проходящей через две заданные точки:
Составить уравнение прямой, проходящей через точку и начало координат.
Решение:
Уравнение прямой имеет вид , где Подставляя значения в уравнения прямой, получим
B) В пространстве
Параметрическое уравнение прямой:
Даны точка и направляющий вектор Написать параметрическое уравнение прямой.
Решение:
Подставляем координаты данных точки и направляющего вектора в параметрическое уравнение и получаем:
Прямая как пересечение плоскостей:
Даны нормальные вектора и пересечение плоскостей Найти параметрическое уравнение прямой.
Решение:
Найдем , откуда следует, что
Вычислим систему: ; .
Напишем параметрическое уравнение:
2. Плоскости в пространстве
Уравнение плоскости, проходящей через 3 заданные точки:
Составить уравнение плоскости , проходящей через точки
Решение:
Пусть – произвольная точка плоскости. Найдем координаты векторов и составим уравнение плоскости :
Уравнение плоскости в отрезках:
Через уравнение плоскости в отрезках построить плоскость описываемую уравнением
Решение:
Разделив обе части уравнения на 6, получим уравнение плоскости в отрезках:
Общее уравнение на плоскости:
Составить уравнение плоскости , проходящей через точки
Пусть – произвольная точка плоскости. Найдем координаты векторов и составим уравнение плоскости :
откуда
Уравнение плоскости, проходящей через данную точку, перпендикулярной данному вектору:
Даны две точки . Написать уравнение плоскости проходящей через точку перпендикулярно вектору
Решение:
Нормальный вектор имеет координаты Подставляя полученные координаты в уравнение плоскости, получаем искомое уравнение плоскости:
5. Раздел с материалами занимательного характера
Параболограф Кавальери
Красивый способ рисования параболы придумал итальянский математик Бонавентура Кавальери (итал. Bonaventura Franceco Cavalieri, лат. Cavaleriu, 1598—1657) ещё в XVII веке.
Параболограф Кавальери состоит из трёх частей: линейки и двух жёстких прямых углов, стороны которых имеют прорези.
По неподвижному относителен листу линейке один прямой угол скользит так, что его горизонтальная сторона постоянно соприкасается с линейкой.
Второй прямой угол образует с линейкой прямоугольный треугольник. Вершина при прямом угле снабжена грифелем и скользит по направляющей прорези вертикальной стороны первого прямого угла. Две другие стороны второго прямого угла скользят своими прорезями по направляющим штифтам, один изкоторых жёстко закреплён на линейке, а другой — на горизонтальной стороне подвижного угла.
При движении параболографа Кавальери грифель рисует параболу. Параметром параболы является расстояние от штифта до вершины прямого угла, прилегающего к линейке. Если штифт переставить, кривая будет другой, но тоже параболой.
Доказательство того, что рисуемая кривая — парабола, основано на теореме из современного школьного курса математики. Следует рассмотреть треугольник, образованный сторонами второго прямого угла и линейкой. В нём квадрат длины высоты (расстояние от грифеля до линейки), опущенной на гипотенузу-линейку, равен произведению проекций катетов на гипотенузу. Проекция «правого» катета по конструкции параболографа фиксирована и является параметром, определяющим параболу.
Седловидная поверхность: гиперболический параболоид
Гиперболический параболоид — поверхность, напоминающая седло. Она образуется при таком движении параболы с ветвями вниз, что её вершина скользит по другой,
неподвижной параболе с ветвями вверх. Плоскости парабол в каждый момент времени перпендикулярны, оси параллельны.
При пересечении гиперболического параболоида с любой горизонтальной плоскостью получается гипербола. Если плоскость проходит через центр седла, то гипербола вырождается в пару пересекающихся прямых. (Если на эту плоскость спроецировать гиперболу из параллельного сечения, то прямые будут асимптотами гиперболы‐проекции.)
Оказывается, гиперболический параболоид — линейчатая поверхность, она также может быть образована движением прямой линии!
Между двумя параллельными прямыми через равные расстояния пустим набор отрезков. Повернём прямые вокруг центрального отрезка в разные стороны. (При этом длины всех отрезков, кроме центрального, изменятся.) Так расположенные в пространстве отрезки лежат на гиперболическом параболоиде.
Эта поверхность допускает красивую реализацию в виде модели из трубочек.
Гауссова кривизна во всех точках гиперболического параболоида отрицательна. Такие поверхности называют седловыми из-за визуального сходства с седлом для верховой езды.
Список использованных источников
- Голованов Н. Н. Геометрическое моделирование. — М.: Издательство Физико-математической литературы, 2002. — 472 с. URL: https://scask.ru/q_book_g_mod.php
- Советский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. А. М. Прохоров. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва: Советская энциклопедия, 1989. - 1633 с., [5] л. карт. : ил., карт; 26 см.; ISBN 5-8527-001-0
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — т. XXXIV (1901): Трумп — Углеродистый кальций. — 300 c.
- Аналитическая геометрия: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: С. Е. Демин, Е. Л. Демина; М-во образования и науки РФ; ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н.Ельцина», Нижнетагил. технол. ин-т (фил.). — Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2016. — 272 с
- Лекция 6. Геометрические объекты на плоскости и в пространстве // teach-in URL: https://teach-in.ru/lecture/2018-10-26-Ovchinnikov (дата обращения: 22.12.2021).
- Параболограф Кавальери // Математические этюды URL: https://etudes.ru/models/conic-sections-cavalieri-parabolograf/ (дата обращения: 23.12.2021).
Лист самооценки проекта. Бланки для оценки проектной деятельности других групп
Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом
ФИ, группа __________________________________________________________________________________________
Тема проекта_________________________________________________________________________________________
Критерий | Моя оценка | Оценка группы | Коммент арий преподавателя |
Я внесла большой вклад в работу группы | |||
Я умею выслушивать аргументы своих товарищей, принимать другую точку зрения | |||
Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать | |||
Я отстаиваю свое мнение корректно | |||
Я готова принимать новые идеи, | |||
Я умею формулировать проблему и разбивать ее на отдельные задачи | |||
Я умею работать в команде, вести вербальные коммуникации (со своими товарищами и преподавателем) | |||
Итого: Критерии оценивания (за каждый критерий – от 0 до 5 баллов) |
Оценочный лист проектной деятельности других групп
Участники группы____________________________________________________________________________________
Тема проекта_________________________________________________________________________________________
Критерий | Баллы (0-5 б.) |
Логичность и последовательность представленной информации | |
Соответствие содержания теме проекта | |
Информативность, смысловая емкость проекта | |
Глубина и степень проработанности проекта | |
Готовность группы к презентации проекта | |
Итого: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для урока информатики в 4 классе на тему: "Повторение по теме "Объекты. Свойства и признаки объектов""
Урок повторения материала по теме "Объекты. Свойства и признаки объектов" проводится перед новогодними праздниками. Это нашло свое отражение в презентации....
Тест по информатике для 3 класса по теме: «Объект, функции объекта».
Данный тест разработан для учащихся 3 класса с целью проверить знания учащихся по теме: «Объект, функции объекта»....
Компетентностно-ориентированные задания по предмету математика :"Построение геометрических фигур в координатной плоскости " 4 класс
Компетентностно-ориентированные задания по предмету математика :"Построение геометрических фигур в координатной плоскости " 4 класс...
Загадки по теме "Объекты природы и объекты, созданные руками человека."
окружающий мир 1 класс...
«Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости»
Закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела. - уточнять и закреплять пространственные представления («на», «над», «под»). - уточнять и обобщ...
Конспект урока математики во 2 классе "Геометрические фигуры на плоскости"
Конспект урока математики во 2 классеТема урока: «Геометрические фигуры на плоскости».Цели: Систематизировать умения в распознавании и построении геометрических фигур на плоскости, соверше...
- Мне нравится (1)