Программа ДО "Креативное рукоделие"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мыскаменская школа-интернат»
______________________________________________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(модифицированная/адаптированная )
«Креативное рукоделие»
Направление: художественное
Возраст детей: 10-12лет
Срок реализации: 1 год
Автор: Бурбак Надежда Николаевна
Должность: учитель технологии,
педагог ДО
с. Мыс Каменный
2022- 2023 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. «Основные характеристики программы» | 3 |
1.1.Пояснительная записка | 3 |
1.2. Цели и задачи | 5 |
1.3. Содержание программы 1.4. Содержание учебного плана | 6 6 |
1.5. Планируемые результаты | 9 |
Раздел 2. «Организационно-педагогические условия» | 10 |
2.1.Календарный учебный график | 10 |
2.2. Условия реализация программы | 11 |
2.3. Формы аттестации | 11 |
2.4. Методические материалы | 12 |
2.5. Список литературы | 12 |
Раздел 1. «Основные характеристики программы»
- Пояснительная записка
Программа составлена для реализации на базе Мыскаменской школы-интерната.
«Истоки способностей и дарования детей
находятся на кончиках пальцев»
/Сухомлинский В.А. /
В последние годы в нашем обществе произошли серьезные изменения. С одной стороны, усложнились социально-экономические условия, и на первый план выходит подготовка детей к будущей взрослой жизни, ранняя профессионализация и социальная адаптация. Но, с другой стороны, общественная система все больше диктует обращение к человеку, к личности ребенка, которому необходимо выразить свою индивидуальность, неповторимость.
Динамизм современного общества ставит каждого педагога в ситуацию поиска. Использование народных традиций, развитие декоративно-прикладного творчества позволяет ребятам по-новому взглянуть на привычные вещи. Приобщение к интересному творческому труду обогатит внутренний мир ребёнка, заполнит свободное время интересным делом, а также поможет получить начальную профессиональную подготовку.
Особенностью программы является дифференциация содержания по трем этапам обучения, где наряду с основным, определен повышенный уровень для углубленного изучения изобразительного и декоративно-прикладного искусства с целью развития интереса к предмету, профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки.
На занятиях различными видами декоративно-прикладного искусства учащиеся учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия формируют эстетический вкус ребят, знакомя их с произведениями народного искусства, дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, т.е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, выбору профессии.
Актуальность заключается в том, что сделанное собственными руками изделие (открытку, сувенир, игрушку) не увидишь ни у кого. И даже повторив понравившееся изделие из интернета – все равно получится индивидуальное изделие. А сколько радости доставят родным выполненные ребенком прихватка, салфетка, цветок! Все вещи хранят тепло детских рук, которые их создавали. Программа актуальна, поскольку в наше время разные виды творчества и декора находятся на пике моды. И это не удивительно. У человека всегда была потребность в создании чего- либо, то есть творческое самовыражение. У современных людей отпала необходимость самим шить одежду. Но, так или иначе, часто хочется придать обычным вещам индивидуальность. В этом как раз может помочь декор или декоративно- прикладное искусство. Каждый человек может найти себя в творчестве и начать создавать вокруг себя красоту. Каким видом рукоделия вы бы не занимались, любой вид творчества придает сил и энергии, помогает бороться со стрессом и сделать жизнь ярче! А задача педагога - пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность.
Новизна образовательной программы основана на комплексном подходе к подготовке учащегося «нового поколения», умеющего жить в современных условиях: компетентного, мобильного, интеллектуально развитого, с высокой культурой общения, через освоение различных видов декоративно-прикладного творчества. В программе представлены практически все известные виды современного декоративно –прикладного творчества: бисероплетение, вышивка бисером, работа с тканью, работа с фольгой, работа с бумагой, с пластилином, плетение с бумаги, резервными материалами. Это дает возможность раскрыть воспитанникам всё богатство и красоту современного рукоделия, опираясь на истоки народного творчества.
Данная программа дает возможность не только изучить различные виды и техники декоративно-прикладного творчества, но и применить их комплексно на предметах одежды и в предметном дизайне. А также нацеливает детей на ознакомление с различными профессиями (дизайнер, художник, текстильшик, конструктор – модельер, флорист и тд.).
Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Программа ориентирована на разновозрастной коллектив – на детей 10-12 лет рассчитана на 1учебный год (2учебных часа в неделю). Занятия в кружке целесообразно проводить два раза в неделю по одному академическому часу.
У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.
В группы принимаются дети с разными данными, с разным уровнем подготовки. Группы могут быть разновозрастными. Прием детей в группы без ограничений (достаточно склонности к этому виду творчества).
Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в выборе способов изготовления поделок, разнообразных изделий, игрушек, созданию композиций.
Цель программы: создать условия для творческой реализации личности ребенка, через развитие познавательного интереса, фантазии, художественного вкуса при знакомстве и овладении навыками различных видов декоративно-прикладного искусства.
Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения ребенка в современное информационное, социокультурное пространство.
Задачи программы:
1. Образовательные:
- познакомить с историей и развитием декоративно-прикладного творчества, с народными промыслами, традициями;
- научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
2. Воспитательные:
- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
- обучение основам декоративного творчества;
- воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
- привить основы культуры труда.
3. Развивающие:
- развить образное мышление;
- развить внимание;
- развить моторные навыки;
- развить творческие способности;
- развить навыки прикладного творчества;
- развить фантазию;
- выработать эстетический и художественный вкус;
- организация научно-познавательной и культурно-просветительской работы.
Программа «Азбука мастерства «Филигрань» имеет художественную направленность, которая обладает целым рядом уникальных возможностей для распознания, развития общих и творческих способностей, для обогащения внутреннего мира учащихся.
Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире. Обучаясь по настоящей программе, учащиеся приобретают углублённые знания и умения по разнообразным видам творчества.
Ожидаемые результаты:
В результате прохождения программного материала обучающиеся
знают:
историю происхождения и основные направления изучаемых рукоделий
название и назначение инструментов и приспособлений для разных техник
способы соединения деталей
с основами цветоведения и материаловедения
умеют:
организовать рабочее место в соответствии с практическим заданием
соблюдать правила техники безопасности при работах с инструментами
выполнять несложные изделия в изучаемых видах рукоделия
применять знания о цветоведении и композиции на практике
оформлять изделия в соответствии с назначением
самостоятельно работать со схемами, выполнять изделия в изучаемых видах рукоделия
Результативность программы «Азбука мастерства «Филигрань» определяется участием обучающихся в выставках и конкурсах.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Количество часов | ||
Теория | Практика | всего | ||
Вводное занятие | 2 | - | 2 | |
Рисунки объемные | - | 5 | 5 | |
Работа с бумагой | 3 | 15 | 18 | |
Работа с фольгой | 1 | 10 | 11 | |
Работа с капроном | 2 | 3 | 5 | |
Бисер | 2 | 8 | 10 | |
Работа с фетром | 1 | 6 | 7 | |
Топиарии | 1 | 7 | 8 | |
Подведение итогов года | - | 6 | 6 | |
Всего | 72 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Дата | Тема занятия | Количество часов | ||||
Теория | Практика | По программе | Примечание | ||||
1 раздел Вводное занятие | |||||||
1 | Содержание программы кружка, с инструментами и материалами. | 1 | 1 | презентация | |||
2 | Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места. | 1 | 1 | беседа | |||
2 раздел рисунки объемные | |||||||
3-7 | Рисунки с объемными элементами к праздничным датам | 1 | 4 | 5 | Презентация, краски, бумага | ||
3 раздел Работа с бумагой | |||||||
8 | Объемная аппликация «Золотая осень» | 1 | 1 | Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, картон | |||
9 | Аппликация «Овощная семья» | 1 | 1 | Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, картон | |||
10 | Техника «торцевания»: основные правила работы. | 1 | 1 | Полоски для квиллинга | |||
11-13 | Изготовление цветов. | 1 | 2 | 3 | Полоски для квиллинга | ||
14-15 | Изготовление цветочного панно. | 1 | 1 | 2 | Полоски для квиллинга | ||
16-17 | Техника «вытыканка»: правила изготовления ажурных узоров. | 1 | 1 | 2 | Бумага, ножницы, канцелярский нож | ||
18-21 | Вырезание симметричных форм, аппликация силуэтов. | 3 | 3 | Бумага, ножницы, канцелярский нож | |||
22-24 | Изготовление новогодних снежинок. | 3 | 3 | Бумага, ножницы, канцелярский нож | |||
25-26 | Изготовление декоративных открыток. | 2 | 2 | Бумага, ножницы, канцелярский нож, картон | |||
4 раздел Работа фольгой | |||||||
27 | Техника работы с фольгой | 1 | 1 | фольга | |||
28-29 | Скручивание фольги, подготовка материала для изготовления работы | 2 | 2 | Фольга, ножницы, линейка | |||
30-32 | Изготовление из фольги «Полевые ромашки» | 3 | 3 | Фольга, ножницы, линейка | |||
33-35 | Панно из фольги «Ожидание зимы» | 3 | 3 | Фольга, ножницы, линейка, проволока, рамка, картон | |||
36-37 | Плетение корзинки из фольги | 2 | Фольга, ножницы, линейка, проволока | ||||
5 раздел Работа с капроном | |||||||
37 | Что такое капрон, техника работы с капроном | 1 | 1 | капрон, ножницы | |||
38-41 | Изготовление цветов из капрона | 1 | 3 | 4 | капрон, ножницы, проволока | ||
6 раздел Бисер | |||||||
42 | Что такое бисер? Бисероплетение | 1 | 1 | бисер | |||
43-45 | Изготовление цветов с бисера | 1 | 2 | 3 | Бисер, проволока, схема | ||
46-47 | Салфетка из бисера | 3 | 3 | Леска, нитка, бисер, схема | |||
48-51 | Вышивка бисером на выбор | 1 | 3 | 4 | Наборы для вышивки бисером | ||
7 раздел Работа с фетром | |||||||
52 | Что такое фетр? Техника работы с фетром | 1 | 1 | фетр | |||
53-55 | Изготовление панно с фетра | 3 | 3 | Фетр, ножницы, карандаш, клеевой пистолет | |||
56-58 | Шляпка-игольница с фетра, совушка, цветы на выбор | 3 | 3 | Фетр, ножницы, карандаш, клеевой пистолет | |||
8 раздел Топиарии | |||||||
59-60 | Что такое топирий? Виды топиариев | 1 | 1 | 2 | Ножницы, клей, основа для топиария | ||
61-62 | Кофейное дерево | 2 | 2 | Ножницы, клей, основа для топиария, кофе | |||
63-66 | Цветочное дерево, осеннее дерево | 4 | 4 | Ножницы, клей, основа для топиария, цветы, листья | |||
9 раздел Подведение итогов года | |||||||
67-68 | Изготовление работы по выбранной технике | 2 | 2 | Выбранный материал | |||
69-70 | Подготовка итоговой работы на выбор | 2 | 2 | Выбранный материал | |||
71-72 | Выставка работ учащихся, подготовка в организации выставки. | 2 | 2 |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Для занятий требуется просторное светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Помещение должно быть сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемым, с достаточным дневным и вечерним освещением. Вечернее освещение лучше всего обеспечивает люминесцентными лампами, создающими бестеневое освещение, близкое к естественному. Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нем, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Все это дисциплинирует, способствует повышению культуры их труда и творческой активности.
Кабинет должен быть оборудован необходимыми инструментами и приспособлениями. В работе огромное значение имеет наглядность, поэтому каждое занятие сопровождается показом образцов готового изделия, а также раздачей индивидуальных комплектов дидактического материала, трафаретов. При знакомстве с теоретическим материалом используются иллюстрации, пособия, презентации.
Материалы и инструменты: бисер, фольга, гофрированная бумага, картон, нитки катушечные, мулине, шерстяная, хлопчатобумажная пряжа, веревки, шнуры, тесьма, проволока, цветные ленты, поролон, вата, ветошь для набивки игрушек, декоративные украшения, глазки для игрушек, проволока карандаши, фломастеры, ластик, линейки; иголки, ножницы, канцелярский нож, сантиметровая лента.
Список литературы
- Технология, 1-11 кл, под ред. Е. С. Забалуевой. – М.: Просвещение, 2012.
- Игрушки – самоделки, Авт. – сост. Л. Н. Лосич. – Мн.: Элайда, 2006.
- Кашпо и вазы для цветов, Кузьмина. – М.: Эксмо – Пресс, 2000.
- Бисер, Л. В. Базулина. – Яросл.: Академия развития, 2011.
- Фенечки из цветных ниток и бисера, Н. М. Волчек. – Минс.: Современный литератор, 2014.
- Цветы оригами для любимой мамы, Авт. – сост. Л. В. Иванова. – М. ООО Издательство АСТ; М.Сталкер, 2005.
- Маркелова О.Н., Технология. Организация кружковой работы в школе. -конспекты занятий, Волгоград: Учитель, 2008.
- Невдахина З.И. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ. Вып. 3. – М.: Народное образование, 2007
- Декоративно- прикладное искусство /В.Н.Молотова-3-е изд.М.; Форум, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Рукоделие"
Считается что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени и...
Программа факультативного курса "Рукоделие".
Факультативный курс "Рукоделие. Лоскутная техника." предназначен для учащихся 8-х классов. Программа факультативного курса содержит: пояснительную записку, содержание, тематическое планирование, списо...
Программа объединения дополнительного образования детей "Радуга" (Детское творчество и рукоделие, 7-10 лет)
Программа разработана мною для использования в обучении детей детскому творчеству и рукоделию на протяжении 4 учебных лет.в программе представленыпояснительная записка, организационно-педагогические о...
рабочая программа по курсу "Рукоделие"
Рабочая программа...
Авторская программа по кружку "Рукоделие"
Рабочая программа рассчитана для учащихся начальных классов из расчёта 4 часа в неделю.Программа предусматривает раскрытие нового содержания для учащихся в области трудового обучения, знакомство ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Страна рукоделия"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Страна рукоделия"...
Рабочая программа кружка «Рукоделие»
Рабочая программа...