Рабочая программа " Секреты финансовой грамотности."
календарно-тематическое планирование (4 класс)
Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Структура и содержание программы внеурочной деятельности «Секреты финансовой грамотности» предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочки Секреты финансовой грамотности. | 172.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В целях организации внеурочной деятельности по финансовой грамотности на уровне начального общего образования необходимо использовать следующие нормативные документы:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ;
- Приказ Минобрнауки России от 06. 10. 2009 г. № 373 (ред. от 31.12. 2015 г.) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15) (ред. от 28.10.2015);
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 10.06.2019) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067);
- Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672
«О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности»
- Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 22.05.2019) «Об утверждении СапПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиях и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» ( вместе с СанПиН2.4.2.2921.-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиях и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993);
Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный N 48226);
- Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий» ( вместе с «Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий;
- Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 №2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы»;
- Перечень мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации и Центрального Банка Российской Федерации в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций в Российской Федерации на 2017 – 2021 годы;
- План мероприятий («дорожная карта») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы (приложение 1 к Протоколу) ( утв. Банком России № ПМ01-59/20, Минфином России № 17-04-10/1220 17.02.2020);
- Постановление Администрации Курской области от 29.12.2018 № 1120-па «Об утверждении региональной программы «Повышение уровня финансовой грамотности населения Курской области» на 2018 - 2023 годы ((с изменениями, утвержденными Постановлением Администрации Курской области от 13.11.2019 №1105-па);.
- Государственная программа Курской области «Развитие образования Курской области» утверждена постановлением Администрации Курской области № 737-па от 15 октября 2013 года;
- Национальный проект «Образование» https://edu.gov.ru/national-project/;
- Паспорт национального проекта "Образование" (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол №10 от 03.09.2018г.) http://kiro46.ru/docs/Pasport_NPO2018.pdf;
- Паспорт регионального проекта "Современная школа" https://adm.rkursk.ru/index.php?id=2101&mat_id=90309;
- Паспорт регионального проекта "Успех каждого ребенка" https://adm.rkursk.ru/index.php?id=2101&mat_id=90310.
Наличие фразы в 273 «ФЗ» о возможности использования ресурсов организаций дополнительного образования детей ( материально-технических и кадровых) при реализации программ внеурочной деятельности привело к наличию путаницы в понятиях «внеурочная деятельность» и «дополнительное образование»
С целью преодоления сложившейся в педагогической среде тенденции подмены понятий «внеурочная деятельность» и «дополнительное образование детей и взрослых» рассмотрим их характеристику по ряду критериев, опираясь на материалы приложения к письму Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672.
Общая характеристика курса по внеурочной деятельности
Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ФЗ 273-ст.2, п.9).
Согласно частям 5 и 7 ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
При этом согласно п. 16 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373:
- основная образовательная программа начального общего образования реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
- организационный раздел основной образовательной программы включает в себя, в том числе, учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности,
- в соответствии с п. 19.10 упомянутого федерального государственного образовательного стандарта внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Секреты финансовой грамотности»
Структура и содержание программы внеурочной деятельности «Секреты финансовой грамотности» предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.
Личностные результаты изучения курса внеурочной деятельности «Введение в финансовую грамотность»:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений;
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности
за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса внеурочной деятельности «Введение в финансовую грамотность»:
познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- составление простых планов с помощью учителя;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- умение слушать собеседника и вести диалог;
- умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты изучения курса внеурочной деятельности «Введение в финансовую грамотность»:
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о роли денег в семье и обществе;
- умение характеризовать виды и функции денег;
- знание источников доходов и направлений расходов семьи;
- умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
Содержание курса внеурочной деятельности «Введение в финансовую грамотность» для 3 класса
Тема 1. Откуда в семье деньги.
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Основные понятия
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.
Компетенции
- Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
- Объяснять причины различий в заработной плате.
- Объяснять, кому и почему платят пособия.
- Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
Тема 2. На что тратятся деньги.
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Основные понятия
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь.
Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные
привычки. Хобби.
Компетенции
- Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
- Сравнивать покупки по степени необходимости.
- Различать планируемые и непредвиденные расходы.
- Объяснять, как появляются сбережения и долги.
Тема 3. Как умно управлять своими деньгами.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и рас-
ходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Основные понятия
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
Компетенции
- Объяснять, как управлять деньгами.
- Сравнивать доходы и расходы.
- Объяснять, как можно экономить.
- Составлять бюджет на простом примере.
Тема 4. Как делать сбережения.
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.
Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести
доход.
Основные понятия
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость.
Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
Компетенции
- Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
- Приводить примеры доходов от различных вложений денег.
- Сравнивать разные виды сбережений.
Тематическое планирование курса
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Откуда в семье деньги | 8 |
2 | На что тратятся деньги | 9 |
3 | Как умно управлять своими деньгами | 9 |
4 | Как делать сбережения | 9 |
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Секреты финансовой грамотности».
№ занятия | Раздел, тема | Количество часов | План | Факт |
Тема 1. Откуда в семье деньги ( 8 часов) | ||||
1 | Заработная плата | 1 | ||
2 | Профессии и образование | 1 | ||
3 | Пенсии, стипендии, пособия | 1 | ||
4 | Клады, лотерии, наследство | 1 | ||
5 | Доходы от сдачи имуществ в аренду и проценты в банке | 1 | ||
6 | Игра «Аукцион вопросов» | 1 | ||
7 | Решение задачи о теме «Доходы семьи» | 1 | ||
8 | Постер «Доходы бывают разные» | 1 | ||
Тема 2. На что тратятся деньги (9 часов) | ||||
9 | Расходы на самое необходимое | 1 | ||
10 | Откладывание денег и непредвиденные расходы | 1 | ||
11 | Хобби. Вредные привычки | 1 | ||
12 | Экономический словарик | 1 | ||
13-14 | Игра «Жизненные ситуации» | 2 | ||
15 | Игра «Получаем услуги» | 1 | ||
16 | Диаграмма связей «Почему мы делаем покупки» | 1 | ||
17 | Мини-проект «Составление плана расходов на месяц» | 1 | ||
Тема 3. Как умно управлять своими деньгами (9 часов) | ||||
18 | Расходы | 1 | ||
19 | Доходы | 1 | ||
20 | Считаем деньги | 1 | ||
21 | «Это интересно» | 1 | ||
22 | Работа с экономическим словарём | 1 | ||
23 | Проект «День рождения моего одноклассника | 1 | ||
24-25 | «Отправляемся в поход». Расчет бюджета мероприятия по группам | 2 | ||
26 | Занятие-игра «Реклама» | 1 | ||
Тема 4. Как делать сбережения ( 8 часов) | ||||
27 | Куда и как откладывать деньги | 1 | ||
28 | Интересные истории из мира коллекций | 1 | ||
29 | Работа с экономическим словарём | 1 | ||
30 | Диаграмма связей «Чёрный день» | 1 | ||
31 | Игра «Экономим на поездку в отпуск» | 1 | ||
32 | Игра «Хочу купить велисипед» | 1 | ||
33 | Игра «Большой аукцион» | 1 | ||
34 | Игра «Экономический звездный час» | 1 | ||
35 | Заключительное занятие. | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Список основной литературы
1.Федин, C. Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях. Ч. 1 / С. Н. Федин. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. — 80 c.,
2.Федин, C. Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях. Ч. 2 / С. Н. Федин. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. — 80 c.,
3.Корлюгова, Ю. Н.Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. — 16 c.
4. Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя.2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС,2019. — 64 c.
5. Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: Материалы для родителей. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. — 64 c.
6. Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы.2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС,2019. — 8 c.
7. Гловели Г. «Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс. – М.: Издательство ВИТА-ПРЕСС , 2020г.
8. Антонова Юлия. «Сказ про то, как Иван царство спас». – М.: Издательство ВИТА-ПРЕСС 2017г.
9. Антонова Юлия. Как и о чем говорить с детьми на уроках финансовой грамотности».– М.: Издательство ВИТА-ПРЕСС 2019г.
Список дополнительной литературы
- Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 №2039-в «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы»;
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15-з);
- Перечень мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации и Центрального Банка Российской Федерации в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций в Российской Федерации на 2017 – 2021 годы.
- План мероприятий (Дорожная карта) по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы, утвержденный 3 декабря 2018 г.
- Постановление Администрации Курской области от 29.12.2018 № 1120-па «Об утверждении региональной программы «Повышение уровня финансовой грамотности населения Курской области» на 2018 - 2023 годы.
- Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672
«О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» - Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности»
- Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс общеобразоват. орг. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://fmc.hse.ru/data/2019/02/19/1192148847/978-5-408-04168-
- Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е. Е. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 4 класс общеобразоват. орг. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://fmc.hse.ru/data/2019/02/19/1192148105/978-5-408-04169-
- Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс;[Электронный ресурс] – Режим доступа:https://fmc.hse.ru/data/2019/02/19/1192148125/978-5-408-04172-
- Корлюгова Ю.Н., ГоппеЕ.Е.Финансовая грамотность: материалы для родителей. 4 класс общеобразоват. орг. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://fmc.hse.ru/data/2019/02/19/1192148102/978-5-408-04171-
- Гловели Г.Д., Гоппе Е.Е.Г Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват. орг. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://fmc.hse.ru/data/2019/02/19/1192148743/978-5-408-04170-
- Книга для родителей «Советы родителям по формированию финансовой культуры у ребенка». [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://vashifinancy.ru/materials/sovety-roditeliam-po-formirovaniiu-osnov-finansovoi/
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Система (рамки) базовых компетенций в области финансовой грамотности для России[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://minfin.ru/ru/om/fingram/directions/programs/
- Материалы сайта Банка России «Финансовая культура» http://fincult.info/
- Материалы федерального портала по финансовой грамотности ВАШИФИНАНСЫ.РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://вашифинансы.рф
- Материалы сайта ХОЧУМОГУЗНАЮ [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://xn--80afmshcb2bdox6g.xn--p1ai/
- Материалы сайта Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://minfin.ru
6. Сайт Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования. URL:https://fmc.hse.ru/
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы необходимо следующее:
1) учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно – гигиеническим требованиям, для занятий группы 12 – 15 человек (парты, стулья, доска, интерактивная доска, ноутбук);
2) Принтер черно-белый, цветной;
3) Сканер;
4) Ксерокс;
5) Канцелярские принадлежности: ручки цветные, цветные карандаши, бумага разных форматов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа " Финансовая грамотность"
Рабочая программа для 4 класса....
Рабочая программа "Финансовая грамотность"
Рабочая программа "Финансовая грамотность" для 1-4 классов...
Рабочая программа "Финансовая грамотность.История денег" 4 класс
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 4 класса. Это дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности....
Рабочая программа "Финансовая грамотность"
Рабочая программа факультатива «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования на основании программы внеу...
Рабочая программа "Финансовая грамотность" для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 3 класса....
Рабочая программа Финансовая грамотность для 4 класса
Рабочая программа Финансовая грамотность для 4 класса...