Рабочая программа "Финансовая грамотность" 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи
Рассмотрена на заседании кафедры учителей Протокол № 1 от «2» сентября 2019 г. | Утверждена Приказом № 249 -ОД от «2» сентября 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
4 КЛАСС
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ,
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОДИН ГОД
составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:
«Финансовая грамотность», автор Корлюгова Ю.Н.
Абрамовой Т.А., учителем начальных классов
г. Оха
2019 г.
I РАЗДЕЛ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель данного курса: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Задачи курса:
- осуществлять поиск и использование информации необходимой для результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере;
- определять актуальные и потенциальные источники доходов;
- анализировать структуру собственных (семейных) доходов и расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения;
- выявлять возможные финансовые риски, оценивать их, разрабатывать меры по уменьшению рисков;
- оценивать актуальность при кредитовании, оценивать риски, возникающие в связи с кредитной нагрузкой на семью, определять эффективную процентную ставку по кредиту;
- оценивать риски при инвестировании, сравнивать доходность различных инвестиционных продуктов, выбирать типовые методы и способы выполнения задач по инвестированию средств;
- сравнивать возможности - оценивать соотношения уровня расходов и степени защищенности, обеспечиваемой страховым продуктом;
- оценивать степень безопасности различных предложений на финансовом рынке;
- оценивать их эффективность и качество, описывать алгоритм действий в ситуации финансового мошенничества.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов:
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
Личностные :
Осознание себя как члена семьи, общества и государства;
Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
Развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные:
познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
понимание цели своих действий;
составление простых планов с помощью учителя;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
коммуникативные:
составление текстов в устной и письменной формах;
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
понимание и правильное использование экономических терминов;
представление о роли денег в семье и обществе;
умение характеризовать виды и функции денег;
знание источников доходов и направлений расходов семьи;
умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
проведение элементарных финансовых расчётов.
II РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Курс « Основы финансовой грамотности» в 4 классе рассчитан на 34 часа
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Речь. Техника выразительности речи.
Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно почитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово.
Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарем синонимов. Изобразительно - выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, определять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнении я словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложение.
Текст.
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный).Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждения в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видо - временная соотнесенность глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации.
Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
По организации обучения: очная
По количеству учащихся: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая (ндивидуально-групповая, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, парная)
По месту обучения: школьная, внешкольная
По продолжительности: академический час (45 минут)
По специфике взаимодействия педагога и учащихся: классно-урочная
III РАЗДЕЛ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | № урока в разделе | СОДЕРЖАНИЕ (раздел, тема урока) | сроки проведения | Примечание | |
план | факт | ||||
ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ И КАКИМИ ОНИ БЫВАЮТ (9 часов) | |||||
1 | 1.1 | История появления денег. | 02.09-06.09 | 06.09 | |
2 | 1.2 | Как появились деньги. | 09.09-13.09 | 13.09 | |
3 | 1.3 | Товарные деньги. | 16.09-20.09 | ||
4 | 1.4 | Преимущества и недостатки разных видов товарных денег. | 23.09-27.09 | ||
5 | 1.5 | История монет. | 30.09-04.10 | ||
6 | 1.6 | Представление творческих работ | 07.10-11.10 | ||
7 | 1.7 | Первые монеты на Руси. | 14.10-18.10 | ||
8 | 1.8 | Устройство монет. | 21.10-25.10 | ||
9 | 1.9 | Бумажные деньги. | 28.10-01.11 | Каникулы с 04.11 по 10.11 | |
10 | 1.10 | Защита бумажных денег от подделок. | 11.11-15.11 | ||
11 | 1.11 | Защита бумажных денег от подделок. | 18.11-22.11 | ||
12 | 1.12 | Безналичные деньги. | 25.11-29.11 | ||
13 | 1.13 | Принцип работы пластиковой карты. | 02.12-06.12 | ||
14 | 1.14 | Безналичные деньги на банковских счетах. | 09.12-13.12 | ||
15 | 1.15 | Банковские карты. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты. | 16.12-20.12 | ||
16 | 1.16 | Валюты. | 23.12-27.12 | Каникулы с 30.12 по 12.01 | |
17 | 1.17 | Валютный курс | 13.01-17.01 | ||
18 | 1.18 | Резервная валюта. | 20.01-24.01 | ||
19 | 1.19 | Проведение простых расчетов с использованием валютного курса. | 27.01-31.01 | ||
20 | 1.20 | Викторина по теме «Деньги» | 03.02-07.02 | ||
ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЮТСЯ ДОХОДЫ В СЕМЬЕ (5 ЧАСОВ) | |||||
21 | 2.1 | Откуда в семье берутся деньги. | 10.02-14.02 | ||
22 | 2.2 | Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) | 17.02-21.02 | ||
23 | 2.3 | Дополнительные доходы | 25.02-28.02 | ||
24 | 2.4 | Доходы нетрудоспособных лиц | 02.03-06.03 | ||
25 | 2.5 | Потребительская корзина. Прожиточный минимум | 10.03-13.03 | ||
РАСХОДЫ СЕМЬИ (6 ЧАСОВ) | |||||
26 | 3.1 | На что семьи тратят деньги. Классификация расходов. | 16.03-20.03 | Каникулы с 23.03 по 29.03 | |
27 | 3.2 | Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. | 30.03-03.04 | ||
28 | 3.3 | Обязательные расходы. Желательные расходы. | 06.04-10.04 | ||
29 | 3.4 | Переменные расходы. Сезонные расходы. | 13.04-17.04 | ||
30 | 3.5 | Воздействие рекламы на принятие решений о покупке. | 20.04-24.04 | ||
31 | 3.6 | Составление собственного плана расходов | 27.04-30.04 | ||
КАК УПРАВЛЯТЬ СВОИМ КОШЕЛЬКОМ (3 ЧАСА) | |||||
32 | 4.1 | Как правильно планировать семейный бюджет. | 05.05-08.05 | ||
33 | 4.2 | Семейный бюджет | 18.05-22.05 | ||
34 | 4.3 | Сбережения(накопления). Долг. | 25.05-29.05 |
Предварительный просмотр:
III РАЗДЕЛ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | № урока в разделе | СОДЕРЖАНИЕ (раздел, тема урока) | сроки проведения | Примечание | |
план | факт | ||||
ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ И КАКИМИ ОНИ БЫВАЮТ (9 часов) | |||||
1 | 1.1 | История появления денег. | 02.09-06.09 | 06.09 | |
2 | 1.2 | Как появились деньги. | 09.09-13.09 | 13.09 | |
3 | 1.3 | Товарные деньги. | 16.09-20.09 | 20.09 | |
4 | 1.4 | Преимущества и недостатки разных видов товарных денег. | 23.09-27.09 | 27.09 | |
5 | 1.5 | История монет. | 30.09-04.10 | 04.10 | |
6 | 1.6 | Представление творческих работ | 07.10-11.10 | 11.10 | |
7 | 1.7 | Первые монеты на Руси. | 14.10-18.10 | 18.10 | |
8 | 1.8 | Устройство монет. | 21.10-25.10 | 25.10 | |
9 | 1.9 | Бумажные деньги. | 28.10-01.11 | 08.11 | Каникулы с 04.11 по 10.11 |
10 | 1.10 | Защита бумажных денег от подделок. | 11.11-15.11 | 15.11 | |
11 | 1.11 | Защита бумажных денег от подделок. | 18.11-22.11 | 22.11 | |
12 | 1.12 | Безналичные деньги. | 25.11-29.11 | 29.11 | |
13 | 1.13 | Принцип работы пластиковой карты. | 02.12-06.12 | 06.12 | |
14 | 1.14 | Безналичные деньги на банковских счетах. | 09.12-13.12 | 13.12 | |
15 | 1.15 | Банковские карты. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты. | 16.12-20.12 | 20.12 | |
16 | 1.16 | Валюты. | 23.12-27.12 | 27.12 | Каникулы с 30.12 по 12.01 |
17 | 1.17 | Валютный курс | 13.01-17.01 | ||
18 | 1.18 | Резервная валюта. | 20.01-24.01 | ||
19 | 1.19 | Проведение простых расчетов с использованием валютного курса. | 27.01-31.01 | ||
20 | 1.20 | Викторина по теме «Деньги» | 03.02-07.02 | ||
ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЮТСЯ ДОХОДЫ В СЕМЬЕ (5 ЧАСОВ) | |||||
21 | 2.1 | Откуда в семье берутся деньги. | 10.02-14.02 | ||
22 | 2.2 | Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) | 17.02-21.02 | ||
23 | 2.3 | Дополнительные доходы | 25.02-28.02 | ||
24 | 2.4 | Доходы нетрудоспособных лиц | 02.03-06.03 | ||
25 | 2.5 | Потребительская корзина. Прожиточный минимум | 10.03-13.03 | ||
РАСХОДЫ СЕМЬИ (6 ЧАСОВ) | |||||
26 | 3.1 | На что семьи тратят деньги. Классификация расходов. | 16.03-20.03 | 6.03 | Каникулы с 23.03 по 29.03 |
27 | 3.2 | Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. | 30.03-03.04 | 13 | |
28 | 3.3 | Обязательные расходы. Желательные расходы. | 06.04-10.04 | 20 | |
29 | 3.4 | Переменные расходы. Сезонные расходы. | 13.04-17.04 | ||
30 | 3.5 | Воздействие рекламы на принятие решений о покупке. | 20.04-24.04 | ||
31 | 3.6 | Составление собственного плана расходов | 27.04-30.04 | ||
КАК УПРАВЛЯТЬ СВОИМ КОШЕЛЬКОМ (3 ЧАСА) | |||||
32 | 4.1 | Как правильно планировать семейный бюджет. | 05.05-08.05 | ||
33 | 4.2 | Семейный бюджет | 18.05-22.05 | ||
34 | 4.3 | Сбережения(накопления). Долг. | 25.05-29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...
Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс
Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...
«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс
Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...