Рабочая программа Финансовая грамотность для 4 класса
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа Финансовая грамотность для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_finansovaya_gramotnost_4_klass.doc | 165 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к образовательной программе
начального общего образования
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
Направление: социальное
Класс: 4 В
Учитель: Куликова Татьяна Михайловна
МБОУ «СШ № 10»
2020-2021 учебный год
- Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе учебной программы по финансовой грамотности (Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова). Учебная программа «Финансовая грамотность» 1 -4 класс. - М.: Вита-Пресс, 2015. Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»).
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273 - ФЗ: (статьи 7, 9, 32).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержденный приказом №373от 06.09.2009г. Приказ №1241от 26.11.2010г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».
3.Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03–2960 4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2011.
Программа курса соответствует современным принципам обучения: доступности, преемственности, индивидуальности, результативности.
Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Преподавание курса основывается на интерактивных формах работы учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Поэтому, имея социально-экономическую направленность, данная программа создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.
На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю для 2-4 классов, и 33 учебных часа, из расчета 1 час в неделю для 1-х классов, в рамках внеурочной деятельности. Программа разработана на четыре года обучения.
Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления.
Задачи программы:
Образовательные
приобретение знаний по финансовой грамотности, развитие умений пользоваться полученной информацией в процессе принятия финансовых решений, усвоение обобщенных способов принятия финансовых решений.
Воспитательные
повышение мотивации обучающихся к освоению финансовой грамотности и организация их личностного самоопределения относительно задач повышения личного (семейного) благосостояния.
Развивающие
усвоение обобщенных способов проектирования и планирования действий при решении финансовых задач.
Актуальность программы в том, что она является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся в сфере экономики семьи. Основные разделы программы: деньги, их история, виды, функции; семейный бюджет; экономические отношения семьи и государства;
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением. У финансовой грамотности есть несколько компонентов. Они включают в себя концепцию создания накоплений, постановки целей, а также концепцию, как заставлять деньги работать на себя. Финансовая грамотность помогает знать, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки -ничто, по сравнению с эмоциями от выполнения крупной цели.
Отличительные особенности программы
Образовательная программа «Финансовая грамотность» имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для использования в общеобразовательных организациях.
Новизна и особенности образовательной программы заключаются:
а) в двухслойном содержании образования, представляющем системное соединение содержания финансовой грамотности с одной стороны, и учебной проектной деятельности учеников, – с другой стороны;
б) в интерактивной форме обучения в виде финансовых боев, коммуникативных турниров, проектных кейс-игр. Данные формы включают в себя проектную командную деятельность, имитационно-ролевые игры, экспертно-консультативные и аналитические сессии, круглые столы, публичные выступления и оппонирование, групповую и индивидуальную учебную рефлексию;
Система отслеживания и оценивания результатов обучения:
для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся:
портфолио — это оформленное собрание фотографий, документов, образцов работ, проектов, т. е. самопрезентация образовательных достижений. Цель проведения мастерской и выставок портфолио — осознание школьниками своих образовательных достижений, расширение опыта в области управления личными финансами, определение образовательных продуктов, которые могут быть созданы и размещены в портфолио по финансовой грамотности.
Практикум — это форма организации учебного занятия, направленная на практическое усвоение какого-либо вопроса курса; используется для формирования определённых умений и компетенций.
Учебные кейсы, которые используются в данном курсе, предполагают ситуации из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Цель практикума заключается в выполнении практических задач тренировочного характера, в освоении умения применять знаний из области финансов для решения реальных финансовых задач, в овладении приёмами и способами работы с понятиями, таблицами, справочниками, в освоении умения устанавливать связи между различными экономическими понятиями, иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными примерами.
Мини-исследование — это форма организации учебного занятия, реализуемая на основе технологии исследовательской деятельности.
Занятие-игра — это форма организации учебной деятельности, направленной на освоение школьниками практического опыта взаимодействия в области семейных (личных) финансов в имитационной игровой ситуации. Каждое подобное занятие имеет как игровую, так и образовательную цель и проходит по определённым правилам, которые сообщаются участникам.
Учебная экскурсия — цель её заключается в обеспечении условий для непосредственного ознакомления с финансовыми организациями, пенсионным фондом, страховыми компаниями и банками.
Учебное проектирование — одна из личностно ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и поисковые методы. Цель использования учебного проектирования заключается в вовлечении школьников в процесс изучения реальных жизненных ситуаций в области финансов, в формировании активной жизненной позиции и ответственности.
Объектом текущей оценки являются результаты выполнения учащимися практических заданий (решения задач и кейсовых ситуаций), их участия в дискуссиях, устных выступлениях, играх, тренингах, а также выполнения заданий, помещенных в рабочую тетрадь.
Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
∙ осознание себя как члена семьи, общества и государства;
∙ овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
∙ развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
∙ развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
∙ понимать цели своих действий;
∙ составлять простые планы с помощью учителя
∙ проявлять познавательную и творческую инициативу;
∙ оценивать правильность выполнения действий;
∙ адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
∙ освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
∙ использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
∙ овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
∙ овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
∙ составлять текст в устной и письменной формах;
∙ слушать собеседника и вести диалог;
∙ признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
∙ излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
∙ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
∙ осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
∙ понимать и правильно использовать экономические термины;
∙ иметь представление о роли денег в семье и обществе;
∙ уметь характеризовать виды и функции денег;
∙ знать источники доходов и направлений расходов семьи;
∙ уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
∙ определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения
∙ проводить элементарные финансовые расчеты.
Содержание курса «Финансовая грамотность» отобрано с учетом возрастных особенностей обучающихся. Прочному усвоению содержания курса помогают сказочные персонажи, выполненные с помощью компьютерной анимации, периодически появляющиеся на занятиях в роли педагогов - экономистов: Гном - Эконом (2 класс), друг-Бурундук и его компания (3–4 классы). Учитывая возрастные особенности детей, на уроках активно используется видеоматериал, мультимедийные презентации, наглядный материал, что, безусловно, способствует лучшему пониманию и закреплению полученных детьми знаний.
Межпредметные связи:
Значительную помощь в овладении младшими школьниками экономическими понятиями оказывают межпредметные связи. Уроки экономики тесно связаны с русским языком, математикой, изобразительным искусством, окружающим миром. Решение задач и проблемных ситуаций с экономическим содержанием показывает прагматическую направленность экономических знаний.
Математика:
- Построение и чтение столбчатых и круговых графиков;
- Решение математических задач с экономическим содержанием;
- Сравнение нескольких величин;
- Нахождение части от числа и числа по его части;
- Решение задач на сообразительность.
Русский язык:
- Написание сочинений;
- Подготовка сообщений;
- Обогащение словарного запаса детей;
- Ведение словаря экономических терминов;
- Разгадывание ребусов, шарад и других занимательных заданий;
- Решение проблемных ситуаций.
Изобразительное искусство:
- Выполнение творческих заданий в рисунке и чертеже;
- Раскрашивание;
- Конкурсные задания по рисунку на экономические темы;
- Эстетичное оформление творческих работ и сообщений.
Окружающий мир:
- Экология родного края;
- Природные ресурсы;
- Потребности, необходимые для поддержания здоровья человека;
- Обычаи и жизнь народов разных стран;
- Результаты освоения программы «Финансовая грамотность»:
К концу 4-го года обучения школьники должны знать:
- что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;
- что такое акционерное общество, как оно создается;
- почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;
- виды рекламы, правила рекламы;
- как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные профессии
вашей местности;
- налоги, виды налогов, кто собирает налоги.
Должны уметь:
- различать качественный и некачественный товар,
- чертить кривую развития экономики,
- определять вид ценной бумаги,
- составлять рекламный текст;
- решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.
Ожидаемые результаты:
После изучения курса «Финансовая грамотность» обучающиеся начальной школы
должны знать:
– какие бывают потребности;
– каковы источники удовлетворения потребностей;
– почему все потребности нельзя удовлетворить;
– что такое деньги; их роль в жизни человека;
– что такое доходы и расходы;
– где можно приобрести товары и услуги;
– что такое «источники доходов»;
– что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар», «цена», «зарплата» и
другие экономические понятия;
– о взаимоотношениях продавца и покупателя;
– значение труда в удовлетворении потребностей;
– о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей.
обучающиеся должны уметь:
– анализировать свои потребности;
– выделять основные и особые потребности;
– определять источники удовлетворения различных потребностей;
– пользоваться деньгами;
– определять источники доходов и расходов;
– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
– совершать элементарные покупки в магазине;
– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.
- Содержание программы внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 4 класс (34ч)
1. Тема 1. Встреча в лесной экономической школе (1 час): Бурундук и компания юных экономистов вместе с нами продолжают изучать азы экономики!
2. Тема 2. Основы экономического развития (10 часов): Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике;
3. Тема 3. Реклама. Качество товара (4 часа): Реклама и качество товара. Качественные и некачественные товары. Что можно, а что нельзя рекламировать. Штрих-коды на товарах и их значение;
4. Тема 4. Банки. Ценные бумаги (3 часа) Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки;
5. Тема 5. Штрафы (1 час): Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы;
6. Тема 6. Деловая этика (1 час): Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет;
7. Тема 7. История профессий (1 час): Появление профессий. История профессий. Популярные современные профессии;
8. Тема 8. Налоги (2 часа): Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный, транспортный, имущественный);
9. Тема 9. Международная торговля (1 час): Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт;
10. Тема 10. Экономические задачи (5 часов): Решаем экономические задачи на нахождение прибыли;
11. Тема 11. Занимательная экономика (5 часов): Занимательная наука – экономика. Конкурсы и творческие задания по пройденным темам.
- Тематический план
№ | Содержание курса | Количество часов | ||
всего | аудиторные | внеаудиторные | ||
Встреча в лесной экономической школе | 1 | 1 | 0 | |
Основы экономического развития | 6 | 3 | 3 | |
Реклама. Качество товара | 4 | 2 | 2 | |
Банки. Ценные бумаги | 3 | 2 | 1 | |
Штрафы | 1 | 1 | 0 | |
Деловая этика | 1 | 1 | 0 | |
История профессий | 1 | 1 | 0 | |
Налоги | 3 | 2 | 1 | |
Международная торговля | 2 | 2 | 0 | |
Экономические задачи | 5 | 2 | 3 | |
Занимательная экономика | 6 | 1 | 5 | |
34 | 18 | 16 |
- Ресурсное обеспечение реализации программы внеурочной деятельности «Школа здорового образа жизни»
- Компьютер
- Проектор
- Документ камера, CD диски
- Парты, стулья
- Учебник, тетрадь
- Ручка, цветные карандаши
- Материал для занятий: цветная бумага, альбом, цветной картон, клей
- Карточки с дидактическим материалом
- Печатные пособия
- Словари; энциклопедии
- Иллюстративный наглядный материал, фотографии
.
5. Список литературы:
1. Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011 — http://mpfmargtu. ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf
2. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги доступна на сайтах: www.nes.ru www.azbukafinansov.ru 3. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив под руководством Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.
4. Как вести семейный бюджет: учеб.пособие/Н.Н. Думная,55 О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной.— М.: Интеллект-Центр, 2010.
5. Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег, март — апрель 2002 — http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/magazine/article/204/
6. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе — http://festival.1september.ru/articles/537420/
7. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе http://www.hse.ru/data /2011/04/22/1210966029/22_2007_2.pdf
8. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: учебное пособие для 7–8 классов общеобразоват. учр./ Образовательная область «Технология». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002.
9. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. — М.: ООО «Кейс», 2010.
10. Экономика для 3–5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, ЛейнаСтилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т. Равичевой, под ред. С. Равичева. — М.: МЦЭБО, 2006.
Методическое обеспечение образовательной программы
Интернет-источники:
1.. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением — http://ecschool.hse.ru
2.Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» — http://zanimatika.narod.ru/
3.. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» — http://festival.1september.ru/
4.Сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления» — http://www.mind-map.ru
Сайт посвящён истории, философии, технике создания и применения интеллект-карт (mind-map, карты разума, карты мышления, ментальные карты, диаграммы связей).
5. Сайт тренингового центра «Стимул» — http://www.stimul.biz/ru/ lib/mindmap/economic/
Сайт посвящён разработке интеллект-карт, содержит галерею карт, созданных на компьютере и вручную, в том числе и по экономике
6.Метод «дерево решений» — http://www.forex4.info/index.php/ finrisk/46-uprrisk/186-metodderresh
7.Сайт «Тостер». Как построить дерево решений — http://toster. ru/q/23959 Тренинг мозгового штурма — http://www.nnmama.ru/content/evolution/ Methods/tamberg
Актуальная информация, статистика
1. Сайт Федеральной службы государственной статистики — http://www.gks.ru/
2. Сайт Пенсионного фонда России — http://www.pfrf.ru/58
3. Сайт «История денег» — http://pro.lenta.ru/money
4. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru
5. Сайт Общества защиты прав потребителей — http://ozpp.ru/laws/zpp.php
6. «Достаток.ру» — сайт по основам финансовой грамотности http://www.dostatok.ru
7. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i-zarplata
8. Портал «Профориентир» «Мир профессий» — http://www.cls- kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php
9. JobFair.ru — карьерный проект по поиску вакансий и работы для студентов и молодёжи, ярмаркам вакансий, стажировкам выпускников и составлению резюме. Статья «Новые профессии XXI века» — http://www.jobfair.ru/articles/102
10. Сайт «Всё о пособиях» — http://subsidii.net/
11. Сайт «Всё о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php
12. Сайт страховой компании «Уралсиб» (о ДМС) — http://www. uralsibins.ru/moscow/retail/dms/index.wbp
13. Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» (о страховании школьников) — http://zanimatika.narod.ru/Strahovka.htm
14. Сайт Форекс — http://www.forex4.info/ http://bs-life.ru/rabota/personal/professiya2013.html
6. Календарно-тематическое планирование
программы внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в 4 В классе
на 2020-2021 учебный год
Учитель: Т.М. Куликова
№ п/п | Дата | Тема | Характеристика видов деятельности учащихся | Общее коли-чество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных, активных, практических занятий | |
По плану | Фактическая | ||||||
1 | 01.09 | 01.09 | Бурундук и компания юных экономистов вместе с нами продолжают изучать азы экономики! | Продолжаем знакомство с лесными героями – Бурундуком и его компанией. Вспомним понятие «экономика» Форма:коллективная, практикум. Вид деятельности: познавательная, игровая. Актуализировать и систематизировать имеющиеся у детей сведения об экономике. Продолжать формировать представление об Экономике, как способе ведения хозяйства и науке изучающей правила ведения хозяйства. Рассмотреть экономические проявления в повседневной жизни людей. Показать необходимость изучения экономики для рационального ведения хозяйства. | 1 | 1 | |
2 | 08.09 | 08.09 | Что такое экономическое развитие. | Знания и навыки в области финансов, учимся правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике. Узнаем, что дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. Учимся вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения. А также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора. Использование накопительных и страховых инструментов. Экономическое развитие страны. Низкий уровень таких знаний приводит к отрицательным последствиям не только для потребителей финансовых услуг, но и для государства, частного сектора и общества в целом. Узнаем, что приводит к снижению рисков излишней личной задолженности граждан по потребительским кредитам, сокращению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка. | 1 | 1 | |
3 | 15.09 | 15.09 | Акционерное общество, как оно создаётся. | 1 | 1 | ||
4 | 22.09 | 22.09 | Акции. Ценные бумаги. | 1 | 1 | ||
5 | 29.09 | 29.09 | Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. | 1 | 1 | ||
6 | 06.10 | 06.10 | Монополия и конкуренция. | 1 | 1 | ||
7 | 13.10 | 13.10 | Роль правительства в экономике. | 1 | 1 | ||
8 | 20.10 | 20.10 | Реклама и качество товара. | Источники информации. | 1 | 1 | |
9 | 27.10 | 10.11 | Качественные и некачественные товары. | 1 | 1 | ||
10 | 10.11 | 17.11 | Что можно, а что нельзя рекламировать. | 1 | 1 | ||
11 | 17.11 | 24.11 | Штрих-коды на товарах и их значение. | 1 | 1 | ||
12 | 24.11 | 01.12 | Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. | Познакомить со структурой банковской системы России; рассмотреть виды банков и их основные функции в современной экономике, роль Центрального банка в регулировании кредитно - денежной системы. Определить роль и значение деятельности банков в современной экономике. Развивать умение выносить аргументированные суждения по теме урока на основе анализа экономической ситуации. Воспитывать культуру экономического мышления; вырабатывать адекватное представление об экономических процессах в обществе. Эффективное использование услуг банков, необходимость повышения благосостояния своей семьи. | 1 | 1 | |
13 | 01.12 | Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). | 1 | 1 | |||
14 | 08.12 | История вкладов. Функции сберегательной книжки. | 1 | 1 | |||
15 | 15.12 | Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы | Понятие штрафов. Виды штрафов. Как не допускать штрафов. | 1 | 1 | ||
16 | 22.12 | Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. | Особенности этики общения. Законы и правила этичности. Виды этикета. | 1 | 1 | ||
17 | 12.01 | Правила делового этикета. Бизнес – этикет. | |||||
18 | 19.01 | Появление профессий. История профессий. Популярные современные профессии. | Узнаем о новых профессиях, появившихся в России с развитием рыночных отношений: «Бренд-менеджер», «Копирайтер», «Хенд-хантер», «Лайф-коучер», «Веб-мастер», «Байер». Изучат историю появления профессий. Какие специальности актуальны и востребованы на рынке труда? | 1 | 1 | ||
19 | 26.01 | Что такое «налоги». | Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты. Формирование практических навыков по оптимизации личного бюджета в части применения налоговых льгот с целью уменьшения налоговых выплат физических лиц; Формирование практических навыков получения социальных и имущественных налоговых вычетов как инструмента сокращения затрат на приобретение имущества, образование, лечение и др. | 1 | 1 | ||
20 | 02.02 | Кто собирает налоги. Куда идут налоги. | 1 | 1 | |||
21 | 09.02 | Виды налогов (подоходный, транспортный, имущественный). | 1 | 1 | |||
22 | 16.02 | Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. | Понятие торговли. Виды торговли. История возникновения. | 1 | 1 | ||
23 | 23.02 | Торговля между странами. Экспорт. Импорт | 1 | 1 | |||
24 | 02.03 | Решаем экономические задачи на нахождение прибыли. | Учимся решать и составлять задачи с денежными расчётами. Жизненные ситуации. | 1 | 1 | ||
25 | 09.03 | 1 | 1 | ||||
26 | 16.03 | 1 | 1 | ||||
27 | 30.03 | 1 | 1 | ||||
28 | 06.04 | 1 | 1 | ||||
29 | 13.04 | Занимательная наука – экономика. | Обмен игрушками, книгами, играми. Покупка товаров в магазине, оплата покупки наличными, получение сдачи. Компетенции. Объяснять выгоды обмена. Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег. Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.• Описывать ситуации, в которых используются деньги. Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться. Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег. | 1 | 1 | ||
30 | 20.04 | 1 | 1 | ||||
31 | 27.04 | 1 | 1 | ||||
32 | 04.05 | 1 | 1 | ||||
33 | 11.05 | Конкурсы и творческие задания по пройденным темам. | 1 | 1 | |||
34 | 18.05 | Заключительный экскурсионно-тематический урок. | 1 | 1 |
Итого: 34 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа " Финансовая грамотность"
Рабочая программа для 4 класса....
Рабочая программа "Финансовая грамотность"
Рабочая программа "Финансовая грамотность" для 1-4 классов...
Рабочая программа "Финансовая грамотность.История денег" 4 класс
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 4 класса. Это дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности....
Рабочая программа "Финансовая грамотность" для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 3 класса....
Рабочая программа "Финансовая грамотность 1-4 класс"
Формирование финансовой грамотности приближает младшего школьника к реальной жизни. Пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Финансовая грамотность" 4 класс
Программа «Основы финансовой грамотности» разработана на основе авторской программы Ю. Корлюговой «Финансовая грамотность»: Учебная программа 2 &nda...