Рабочая программа Финансовая грамотность для 4 класса
рабочая программа (4 класс)

Куликова Татьяна Михайловна

Рабочая программа Финансовая грамотность для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_finansovaya_gramotnost_4_klass.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к образовательной программе

 начального общего образования

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

Направление: социальное

Класс: 4 В

Учитель: Куликова Татьяна Михайловна

        

МБОУ  «СШ № 10»

2020-2021 учебный год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе учебной программы по финансовой грамотности (Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова). Учебная программа «Финансовая грамотность» 1 -4 класс. - М.: Вита-Пресс, 2015. Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»).
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273 - ФЗ: (статьи 7, 9, 32).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержденный приказом №373от 06.09.2009г. Приказ №1241от 26.11.2010г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».
3.Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03–2960 4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2011.
Программа курса соответствует современным принципам обучения:
доступности, преемственности, индивидуальности, результативности.
Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Преподавание курса основывается на интерактивных формах работы учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Поэтому, имея
социально-экономическую направленность, данная программа создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.
На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю для 2-4 классов, и 33 учебных часа, из расчета 1 час в неделю для 1-х классов, в рамках внеурочной деятельности. Программа разработана на четыре года обучения.
Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе
направлено на достижение следующих целей:

- формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления.

Задачи программы:

Образовательные

приобретение знаний по финансовой грамотности, развитие умений пользоваться полученной информацией в процессе принятия финансовых решений, усвоение обобщенных способов принятия финансовых решений.

Воспитательные

повышение мотивации обучающихся к освоению финансовой грамотности и организация их личностного самоопределения относительно задач повышения личного (семейного) благосостояния.

Развивающие

усвоение обобщенных способов проектирования и планирования действий при решении финансовых задач.

Актуальность программы в том, что она является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся в сфере экономики семьи. Основные разделы программы: деньги, их история, виды, функции; семейный бюджет; экономические отношения семьи и государства;

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением. У финансовой грамотности есть несколько компонентов. Они включают в себя концепцию создания накоплений, постановки целей, а также концепцию, как заставлять деньги работать на себя. Финансовая грамотность помогает знать, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки -ничто, по сравнению с эмоциями от выполнения крупной цели.

Отличительные особенности программы

Образовательная программа «Финансовая грамотность» имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для использования в общеобразовательных организациях.

Новизна и особенности образовательной программы заключаются:

а) в двухслойном содержании образования, представляющем системное соединение содержания финансовой грамотности с одной стороны, и учебной проектной деятельности учеников, – с другой стороны;

б) в интерактивной форме обучения в виде финансовых боев, коммуникативных турниров, проектных кейс-игр. Данные формы включают в себя проектную командную деятельность, имитационно-ролевые игры, экспертно-консультативные и аналитические сессии, круглые столы, публичные выступления и оппонирование, групповую и индивидуальную учебную рефлексию;

Система отслеживания и оценивания результатов обучения:

для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся:

портфолио — это оформленное собрание фотографий, документов, образцов работ, проектов, т. е. самопрезентация образовательных достижений. Цель проведения мастерской и выставок портфолио — осознание школьниками своих образовательных достижений, расширение опыта в области управления личными финансами, определение образовательных продуктов, которые могут быть созданы и размещены в портфолио по финансовой грамотности.

Практикум — это форма организации учебного занятия, направленная на практическое усвоение какого-либо вопроса курса; используется для формирования определённых умений и компетенций.

Учебные кейсы, которые используются в данном курсе, предполагают ситуации из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Цель практикума заключается в выполнении практических задач тренировочного характера, в освоении умения применять знаний из области финансов для решения реальных финансовых задач, в овладении приёмами и способами работы с понятиями, таблицами, справочниками, в освоении умения устанавливать связи между различными экономическими понятиями, иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными примерами.

Мини-исследование — это форма организации учебного занятия, реализуемая на основе технологии исследовательской деятельности.

Занятие-игра — это форма организации учебной деятельности, направленной на освоение школьниками практического опыта взаимодействия в области семейных (личных) финансов в имитационной игровой ситуации. Каждое подобное занятие имеет как игровую, так и образовательную цель и проходит по определённым правилам, которые сообщаются участникам.

Учебная экскурсия — цель её заключается в обеспечении условий для непосредственного ознакомления с финансовыми организациями, пенсионным фондом, страховыми компаниями и банками.

Учебное проектирование — одна из личностно ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и поисковые методы. Цель использования учебного проектирования заключается в вовлечении школьников в процесс изучения реальных жизненных ситуаций в области финансов, в формировании активной жизненной позиции и ответственности.

Объектом текущей оценки являются результаты выполнения учащимися практических заданий (решения задач и кейсовых ситуаций), их участия в дискуссиях, устных выступлениях, играх, тренингах, а также выполнения заданий, помещенных в рабочую тетрадь.

Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
 осознание себя как члена семьи, общества и государства;
 овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
 развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
 понимать цели своих действий;
 составлять простые планы с помощью учителя
 проявлять познавательную и творческую инициативу;
 оценивать правильность выполнения действий;
 адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
 освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
 использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
 овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
 составлять текст в устной и письменной формах;
 слушать собеседника и вести диалог;
 признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
 излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
 понимать и правильно использовать экономические термины;
 иметь представление о роли денег в семье и обществе;
 уметь характеризовать виды и функции денег;
 знать источники доходов и направлений расходов семьи;
 уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
 определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения
 проводить элементарные финансовые расчеты.
Содержание курса «Финансовая грамотность» отобрано с учетом возрастных особенностей обучающихся. Прочному усвоению содержания курса помогают сказочные персонажи, выполненные с помощью компьютерной анимации, периодически появляющиеся на занятиях в роли педагогов - экономистов: Гном - Эконом (2 класс), друг-Бурундук и его компания (3–4 классы). Учитывая возрастные особенности детей, на уроках активно используется видеоматериал, мультимедийные презентации, наглядный материал, что, безусловно, способствует лучшему пониманию и закреплению полученных детьми знаний.
Межпредметные связи:
Значительную помощь в овладении младшими школьниками экономическими понятиями оказывают межпредметные связи. Уроки экономики тесно связаны с русским языком, математикой, изобразительным искусством, окружающим миром. Решение задач и проблемных ситуаций с экономическим содержанием показывает прагматическую направленность экономических знаний.
Математика:
- Построение и чтение столбчатых и круговых графиков;
- Решение математических задач с экономическим содержанием;
- Сравнение нескольких величин;
- Нахождение части от числа и числа по его части;
- Решение задач на сообразительность.
Русский язык:
- Написание сочинений;
- Подготовка сообщений;
- Обогащение словарного запаса детей;
- Ведение словаря экономических терминов;
- Разгадывание ребусов, шарад и других занимательных заданий;
- Решение проблемных ситуаций.
Изобразительное искусство:
- Выполнение творческих заданий в рисунке и чертеже;
- Раскрашивание;
- Конкурсные задания по рисунку на экономические темы;
- Эстетичное оформление творческих работ и сообщений.
Окружающий мир:
- Экология родного края;
- Природные ресурсы;
- Потребности, необходимые для поддержания здоровья человека;
- Обычаи и жизнь народов разных стран;
-
Результаты освоения программы «Финансовая грамотность»:
К концу 4-го года обучения школьники должны
знать:
- что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;
- что такое акционерное общество, как оно создается;
- почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;
- виды рекламы, правила рекламы;
- как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные профессии
вашей местности;
- налоги, виды налогов, кто собирает налоги.
Должны уметь:
- различать качественный и некачественный товар,
- чертить кривую развития экономики,
- определять вид ценной бумаги,
- составлять рекламный текст;
- решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.
Ожидаемые результаты:
После изучения курса «Финансовая грамотность»
обучающиеся начальной школы
должны знать:
– какие бывают потребности;
– каковы источники удовлетворения потребностей;
– почему все потребности нельзя удовлетворить;
– что такое деньги; их роль в жизни человека;
– что такое доходы и расходы;
– где можно приобрести товары и услуги;
– что такое «источники доходов»;
– что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар», «цена», «зарплата» и
другие экономические понятия;
– о взаимоотношениях продавца и покупателя;
– значение труда в удовлетворении потребностей;
– о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей.
обучающиеся должны уметь:
– анализировать свои потребности;
– выделять основные и особые потребности;
– определять источники удовлетворения различных потребностей;
– пользоваться деньгами;

– определять источники доходов и расходов;
– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
– совершать элементарные покупки в магазине;
– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.

  1. Содержание программы внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 4 класс (34ч)


1.
Тема 1. Встреча в лесной экономической школе (1 час): Бурундук и компания юных экономистов вместе с нами продолжают изучать азы экономики!
2.
Тема 2. Основы экономического развития (10 часов): Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике;
3.
Тема 3. Реклама. Качество товара (4 часа): Реклама и качество товара. Качественные и некачественные товары. Что можно, а что нельзя рекламировать. Штрих-коды на товарах и их значение;
4.
Тема 4. Банки. Ценные бумаги (3 часа) Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки;
5.
Тема 5. Штрафы (1 час): Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы;
6.
Тема 6. Деловая этика (1 час): Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет;
7.
Тема 7. История профессий (1 час): Появление профессий. История профессий. Популярные современные профессии;
8.
Тема 8. Налоги (2 часа): Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный, транспортный, имущественный);
9.
Тема 9. Международная торговля (1 час): Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт;

10. Тема 10. Экономические задачи (5 часов): Решаем экономические задачи на нахождение прибыли;
11.
Тема 11. Занимательная экономика (5 часов): Занимательная наука – экономика. Конкурсы и творческие задания по пройденным темам.

  1.  Тематический план

Содержание курса

Количество часов

всего

аудиторные

внеаудиторные

Встреча в лесной экономической школе

1

1

0

Основы экономического развития

6

3

3

Реклама. Качество товара

4

2

2

Банки. Ценные бумаги

3

2

1

Штрафы

1

1

0

Деловая этика

1

1

0

История профессий

1

1

0

Налоги

3

2

1

Международная торговля

2

2

0

Экономические задачи

5

2

3

Занимательная экономика

6

1

5

34

18

16

  1. Ресурсное обеспечение реализации программы внеурочной деятельности  «Школа здорового образа жизни»

  1. Компьютер  
  2. Проектор
  3. Документ камера, CD диски
  4. Парты, стулья
  5. Учебник, тетрадь
  6. Ручка, цветные карандаши
  7. Материал для занятий: цветная бумага, альбом, цветной картон, клей
  8. Карточки с дидактическим материалом
  9. Печатные пособия
  10. Словари; энциклопедии
  11. Иллюстративный  наглядный материал, фотографии

.

5. Список литературы:

1. Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011 — http://mpfmargtu. ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf

2. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги доступна на сайтах: www.nes.ru www.azbukafinansov.ru 3. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив под руководством Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.

4. Как вести семейный бюджет: учеб.пособие/Н.Н. Думная,55 О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной.— М.: Интеллект-Центр, 2010.

5. Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег, март — апрель 2002 — http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/magazine/article/204/

6. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе — http://festival.1september.ru/articles/537420/

7. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе http://www.hse.ru/data /2011/04/22/1210966029/22_2007_2.pdf

 8. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: учебное пособие для 7–8 классов общеобразоват. учр./ Образовательная область «Технология». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002.

9. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. — М.: ООО «Кейс», 2010.

10. Экономика для 3–5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, ЛейнаСтилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т.   Равичевой, под   ред. С. Равичева. — М.: МЦЭБО, 2006.

Методическое обеспечение образовательной программы

Интернет-источники:

1.. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением — http://ecschool.hse.ru

2.Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» — http://zanimatika.narod.ru/

3..  Сайт  «Фестиваль  педагогических  идей  «Открытый  урок»  — http://festival.1september.ru/

4.Сайт  «Интеллект-карты.  Тренинг  эффективного  мышления»  — http://www.mind-map.ru

Сайт  посвящён  истории,  философии,  технике  создания  и  применения интеллект-карт (mind-map, карты разума, карты мышления, ментальные карты, диаграммы связей).

5. Сайт тренингового центра «Стимул» — http://www.stimul.biz/ru/ lib/mindmap/economic/

Сайт посвящён разработке интеллект-карт, содержит галерею карт, созданных на компьютере и вручную, в том числе и по экономике

6.Метод «дерево решений» — http://www.forex4.info/index.php/ finrisk/46-uprrisk/186-metodderresh

7.Сайт «Тостер». Как построить дерево решений — http://toster. ru/q/23959 Тренинг мозгового штурма — http://www.nnmama.ru/content/evolution/ Methods/tamberg

 Актуальная информация, статистика

1.  Сайт Федеральной службы государственной статистики — http://www.gks.ru/

2. Сайт Пенсионного фонда России — http://www.pfrf.ru/58

3. Сайт «История денег» — http://pro.lenta.ru/money

4.  Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru

5.  Сайт  Общества  защиты  прав  потребителей  —  http://ozpp.ru/laws/zpp.php

6.  «Достаток.ру»  —  сайт  по  основам  финансовой  грамотности http://www.dostatok.ru

7. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i-zarplata

8.  Портал  «Профориентир»  «Мир  профессий»  —  http://www.cls- kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php

9. JobFair.ru — карьерный проект по поиску вакансий и работы для студентов и молодёжи, ярмаркам вакансий, стажировкам выпускников и составлению резюме. Статья «Новые профессии XXI века» — http://www.jobfair.ru/articles/102

10. Сайт «Всё о пособиях» — http://subsidii.net/

11.  Сайт  «Всё  о  страховании»  —  http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php

12.  Сайт  страховой  компании  «Уралсиб»  (о  ДМС)  —  http://www. uralsibins.ru/moscow/retail/dms/index.wbp

13.  Сайт  «Методическая  копилка  учителя,  воспитателя,  родителя» (о страховании школьников) — http://zanimatika.narod.ru/Strahovka.htm

14. Сайт Форекс — http://www.forex4.info/ http://bs-life.ru/rabota/personal/professiya2013.html

6. Календарно-тематическое планирование

программы внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в 4 В классе

 на 2020-2021 учебный год

Учитель: Т.М. Куликова

п/п

Дата

Тема

Характеристика видов деятельности учащихся

Общее коли-чество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных, активных, практических занятий

По плану

Фактическая

1

01.09

01.09

Бурундук и компания юных экономистов вместе с нами продолжают изучать азы экономики!

Продолжаем знакомство с лесными героями – Бурундуком и его компанией. Вспомним понятие «экономика» Форма:коллективная, практикум. Вид деятельности: познавательная, игровая.

Актуализировать и систематизировать

имеющиеся у детей сведения об экономике.

Продолжать формировать представление об Экономике, как способе ведения хозяйства и  науке изучающей правила ведения  хозяйства. Рассмотреть экономические проявления в  повседневной жизни людей.

Показать необходимость изучения

экономики для рационального

ведения хозяйства.

1

1

2

08.09

08.09

Что такое экономическое развитие.

Знания  и навыки в области финансов, учимся правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике. Узнаем, что дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. Учимся  вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения. А также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора. Использование  накопительных и страховых инструментов. Экономическое  развитие страны. Низкий уровень таких знаний приводит к отрицательным последствиям не только для потребителей финансовых услуг, но и для государства, частного сектора и общества в целом.   Узнаем, что  приводит к снижению рисков излишней личной задолженности граждан по потребительским кредитам, сокращению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка.

1

1

3

15.09

15.09

Акционерное общество, как оно создаётся.

1

1

4

22.09

22.09

Акции. Ценные бумаги.

1

1

5

29.09

29.09

Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике.

1

1

6

06.10

06.10

Монополия и конкуренция.

1

1

7

13.10

13.10

Роль правительства в экономике.

1

1

8

20.10

20.10

Реклама и качество товара.

Источники информации.
Право потребителей на информацию. Источники информации: контролируемые и иные. Достоверность информации.
Реклама и потребитель.
Понятие «реклама». Формы рекламы. Наиболее популярные приемы, используемые в рекламе.
Классификация видов рекламы. Федеральный закон «О рекламе». Виды рекламы. Публичная оферта и социальная реклама.
 Символы на этикетках, упаковках и вкладышах.
Маркировка. Средства, с помощью которых потребитель получает информацию о товарах: этикетка, вкладыш, маркировка на упаковке продуктов питания, промышленных товаров. Товарный знак фирмы — лучшая реклама. Особенности использования символики и товарных знаков. Подделка товарного знака и ее последствия. Условия использования чужого товарного знака. Регистрация товарных знаков. Отличие бренда от товарного знака.
Качество товара.
Понятие «качество товара». Недостатки явные, скрытые, существенные. Сроки годности и службы товара.

1

1

9

27.10

10.11

Качественные и некачественные товары.

1

1

10

10.11

17.11

Что можно, а что нельзя рекламировать.

1

1

11

17.11

24.11

Штрих-коды на товарах и их значение.

1

1

12

24.11

01.12

Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов.

Познакомить со структурой банковской системы России; рассмотреть виды банков и их основные функции в современной экономике, роль Центрального банка в регулировании кредитно - денежной системы. Определить роль и значение деятельности банков в современной экономике. Развивать  умение выносить аргументированные суждения по теме урока на основе анализа экономической ситуации.  Воспитывать культуру экономического мышления; вырабатывать адекватное представление об экономических процессах в обществе. Эффективное использование услуг банков, необходимость повышения благосостояния своей семьи.

1

1

13

01.12

Виды ценных бумаг (общие черты и отличия).

1

1

14

08.12

История вкладов. Функции сберегательной книжки.

1

1

15

15.12

Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы

Понятие штрафов. Виды штрафов. Как не допускать штрафов.

1

1

16

22.12

Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику.

Особенности этики общения.

Законы и правила этичности. Виды этикета.

1

1

17

12.01

Правила делового этикета. Бизнес – этикет.

18

19.01

Появление профессий. История профессий. Популярные современные профессии.

Узнаем  о новых профессиях, появившихся в России с развитием рыночных отношений: «Бренд-менеджер», «Копирайтер», «Хенд-хантер», «Лайф-коучер», «Веб-мастер», «Байер». Изучат историю появления профессий.

Какие специальности актуальны и востребованы на рынке труда?

1

1

19

26.01

Что такое «налоги».

Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты.

Формирование практических навыков по оптимизации личного бюджета в части применения налоговых льгот с целью уменьшения налоговых выплат физических лиц;

Формирование практических навыков получения социальных и имущественных налоговых вычетов как инструмента сокращения затрат на приобретение имущества, образование, лечение и др.

1

1

20

02.02

Кто собирает налоги. Куда идут налоги.

1

1

21

09.02

Виды налогов (подоходный, транспортный, имущественный).

1

1

22

16.02

Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров.

Таможня.

Понятие торговли. Виды торговли. История возникновения.

1

1

23

23.02

Торговля между странами. Экспорт. Импорт

1

1

24

02.03

Решаем экономические задачи на нахождение прибыли.

Учимся решать и составлять задачи с денежными расчётами. Жизненные ситуации.

1

1

25

09.03

1

1

26

16.03

1

1

27

30.03

1

1

28

06.04

1

1

29

13.04

Занимательная наука – экономика.

Обмен игрушками, книгами, играми. Покупка товаров в магазине, оплата покупки наличными, получение сдачи. Компетенции. Объяснять выгоды обмена.  Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.  Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.• Описывать ситуации, в которых используются деньги.  Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.  Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

1

1

30

20.04

1

1

31

27.04

1

1

32

04.05

1

1

33

11.05

Конкурсы и творческие задания по пройденным темам.

1

1

34

18.05

Заключительный экскурсионно-тематический урок.

1

1

Итого:  34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа " Финансовая грамотность"

Рабочая программа для 4 класса....

Рабочая программа "Финансовая грамотность"

Рабочая программа "Финансовая грамотность" для 1-4 классов...

Рабочая программа "Финансовая грамотность.История денег" 4 класс

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 4 класса. Это дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности....

Рабочая программа "Финансовая грамотность" для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 3 класса....

Рабочая программа "Финансовая грамотность 1-4 класс"

Формирование финансовой грамотности приближает  младшего школьника к реальной жизни. Пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Финансовая грамотность" 4 класс

     Программа «Основы финансовой грамотности» разработана на основе авторской программы Ю. Корлюговой «Финансовая грамотность»: Учебная программа 2 &nda...