Образовательное пространство как фактор социального воспитания детей
статья
Понятие «образовательное пространство» отражает многоуровневое и многоаспектное явление педагогической реальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательное пространство
как фактор социального воспитания детей
Образовательное пространство. Цель создания образовательного пространства
Понятие «образовательное пространство» отражает многоуровневое и многоаспектное явление педагогической реальности.
Единое образовательное пространство - это система, включающая в себя следующие структурные элементы:
- совокупность образовательных программ, применяемых технологий,
- внеучебная и досуговая деятельность;
- управление учебно-воспитательным процессом;
- взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.
Образовательное пространство отвечает следующим требованиям:
- Предоставление обучающимся многообразия знаний и видов деятельности для опробования своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей.
- Предоставление возможности овладения основами наук на уровне и в темпе, соответствующем его индивидуальным особенностям обучающегося.
- Переход от пассивных форм обучения к деятельному обучению с преобладанием самостоятельной работы; вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность посредством разнообразных форм.
- Учет физиологических и психических особенностей обучающихся с целью сохранения их здоровья.
Принципы и структура построения образовательного пространства
Принципы:
- единство культурного и образовательного пространства, основывается на исторической традиции (база по гармонизации национальных взаимоотношений);
- индивидуализация, дифференциация, мобильность образовательного пространства.
- развивающее, деятельностное образование. Личность ребенка развивается посредством специально-организованного учебно-познавательного процесса. Ребенок приобретает опыт самостоятельно добывать знания, умения, навыки, как основной жизненный принцип;
- непрерывность и преемственность образовательного процесса (система детский сад-школа), ребенок учится, постоянно обновляя свое образование;
- демократизация образовательной деятельности. Сотрудничество педагога и воспитанника, преподавателя и администрации образовательной организации.
Структура О.С. (по Е.А. Климову). Им выделяются:
1. Социально-контактная часть среды (личный пример, культура, опыт, образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения; учреждения, организации, группы их представителей, с которыми приходится взаимодействовать; «устройство» своей группы и других коллективов, с которыми контактирует человек, реальное место человека в структуре своей группы, включенность его в другие группы и группировки).
2. Информационная часть среды (правила внутреннего распорядка, устав учебного заведения, традиции, правила личной и общественной безопасности, средства наглядности, персонально адресованные воздействия).
3. Соматическая часть среды (собственное тело и его состояния).
4. Предметная часть среды (материальные, физико-химические, биологические, гигиенические условия).
Условия для образовательного пространства
Для создания образовательной среды можно выделить следующие характеристики:
- активность — служит показателем социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии образовательно-воспитательной среды в среду обитания;
- доминантность характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса; - интенсивность показывает степень насыщенности среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления; - когерентность (согласованность) — степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания;
- мобильность служит показателем способности среды к ограниченным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания;
- обобщенность характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной среды;
- осознаваемость — степень включенности в нее субъектов учебно-воспитательного процесса;
- устойчивость отражает стабильность среды во времени;
- широта показывает, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную среду;
- эмоциональность отражает соотношение эмоционального и рационального компонентов в среде.
Функции образовательного пространства
Образовательная функция. Ученики владеют научными знаниями, умениями, навыками, умеют использовать и применять их на практике. Научные знания состоят из фактов, понятий, законов, закономерностей, теорий, представляющих обобщенную картину мира. Знания являются личностным достоянием, входят в структуру его опыта.
Воспитывающая функция. В любую эпоху и в любых условиях проявляется закономерность в воспитывающем характере обучения. Обучение воспитывает определенные взгляды, убеждения, отношения, качества личности, создает положительные характеристики полноценного члена общества в будущем.
Развивающая функция. Обучающий процесс всегда развивает, это эффективно проявляется при специальном взаимодействии преподавателя и ученика, влияет на всестороннее личностное развитие обучающихся.
Формирующая функция. Способна сформировать у обучающихся навыки обдумывания и оценки своего поведения и самого себя, помогает умело вести диалог и высказываться, отстаивать собственное мнение.
Функция социализации. культура вводит человека в общество, приобщает человека к жизни в этом обществе, тем самым социализирует человека. Культура питает и растит личность. С младенческого возраста обнаруживается роль социокультурного контекста.
Алгоритм построения образовательного пространства
В соответствии с перечисленными принципами образовательный и воспитательный процесс в подготовительной к школе группе складывается из следующих составляющих:
1. Свободная самостоятельная деятельность детей (игра, рисование, лепка, аппликация, конструирование, упражнения с дидактическими материалами и пр. - по выбору ребёнка).
2. Развивающие занятия в форме непринуждённой деятельности взрослого с детьми:
· игровая деятельность;
· изобразительная деятельность;
· познавательно-исследовательская деятельность;
· музыкальные и физкультурные занятия;
· чтение художественной литературы;
Исходя из этого, пространство группового помещения делится на 3 части:
I. Рабочая зона.
II. Спокойная зона.
III. Активная зона.
При этом все части пространства в зависимости от конкретных задач обладают возможностью изменяться по объёму, то есть имеют подвижные, трансформируемые границы.
Особое внимание уделяется устройству рабочей зоны. Рабочая зона может выступать в трёх видах:
1. Мастерская (для занятий продуктивной деятельностью).
2.Лаборатория (для занятий познавательно-исследовательской деятельностью).
3. Место свободной деятельности детей по интересам.
Спокойная зона.
Пространство зоны: небольшой ковёр, лёгкие банкетки или диван-трансформер, один-два лёгких столика.
На собственных границах зоны, на стеллажах:
· для чтения художественной литературы - подборка художественных текстов по возрасту, с хорошими иллюстрациями;
· для познавательно-исследовательской деятельности - книги познавательного характера, тематические альбомы, словари, атласы, образно-символические и нормативно-знаковые материалы;
· для игровой деятельности - настольные игры с правилами, наборы для сюжетной режиссёрской игры.
Активная зона.
Пространство зоны: ковёр (небольшой, легко перемещающийся или убирающийся - по ситуации).
На собственных границах зоны, на стеллажах и лёгких столах:
- для сюжетной игры - игрушки разных сюжетнообразующих типов, в том числе напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты;
- для продуктивной деятельности - крупные напольные конструкторы.
Таким образом, осуществление воспитательно - образовательного процесса в группах подготовки детей к школе, требует рациональной организации пространственно-предметной развивающей среды, от функциональной эффективности которой зависит желание ребёнка учиться и развиваться дальше.
Эффективность взаимодействия субъектов образовательного процесса обеспечивается совокупностью организационно-педагогических условий, включающих:
готовность педагога и ребенка к процессу взаимодействия;
выработку общей стратегии и тактики совместной деятельности;
создание субъектной среды;
выбор методик и способов диагностики определения качественных показателей взаимодействия;
применение форм, методов и технологий, способствующих эффективному субъектному взаимодействию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение игре на музыкальном инструменте, как один из факторов эстетического воспитания детей и подростков.
Развитие творческих способностей является важной стороной эстетического воспитания. Индивидуальное обучение музыке- активное средство развития этих способностей, поэтому оно и занимает видное место в ...

Родительское собрание "Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей"
Родительское собрание "Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей"1. Показать родителям значимость духовно - нравственного воспитания ...

Статья "Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
статья подготовлена для семинара...

презентация "Социальное воспитание детей с нарушением слуха"
Материал, представленный в презентации, излагает пути и возможности развития и воспитания детей с нарушением слуха....

презентация "Социальное воспитание детей с нарушением слуха"
Материал, представленный в презентации , излагает пути и возможности развития и воспитания детей с нарушенным слухом....

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Младший школьный возраст является чрезвычайно важным для социального и психологического благополучия ребенка. Верное влияние на внутренние механизмы психического развития, особенности влияний социальн...
Презентация: «Специальные образовательные условия обучения и воспитания детей с задержкой психического развития»
laquo;Специальные образовательные условия обучения и воспитания детейс задержкой психического развития»...