программа внеурочной деятельности по курсу "Весёлые нотки"
методическая разработка (3 класс)

Ситникова Анастасия Валерьевна

Курс "Весёлые нотки" помогают обучающимся научиться слышать ритм, понимать жанр, развивать фантазию и свой творческий потенциал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselye_notki.docx48.12 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 4 г. Иркутска».

«Рассмотрено»

Руководитель М.О.

_________ Е.И. Белова  

Протокол № ___ от

«____»________20 ____ г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по ВР ГОКУ СКШ № 4 г. Иркутска

________ В.В.Волошин

«____»_______20_____ г.

«Утверждаю»

Директор

 ГОКУ СКШ № 4г. Иркутска

__________И.В. Анучин

Приказ № ___ от «___»____20_____ г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

по общекультурному направлению

«Весёлые нотки»

(наименование курса)

для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью,  3 класс

(ступень образования / класс)

на 2021-2022 уч. год.

(срок реализации программы)

Программу составила:  Ситникова А.В.

                                        (Ф.И.О.)

Иркутск

2021 г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Весёлые нотки» 3 класса для обучающихся легкой, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП. Программа разработана на основе: АООП начального общего образования, разработанная на основе ФГОС, с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1-й вариант.

- Требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП 1 варианта.

- Программы формирования базовых учебных действий.

        Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012года N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014 года).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3648 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  • Учебный план ГОКУ Специальная (коррекционная) школа №4 г. Иркутска.

   Целью музыкального воспитания является овладение обучающимися музыкальной культурой, развитие музыкальности обучающихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности.

   Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед учителем на занятиях.

Задачи образовательные:

  • Формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе музыкальной исполнительской деятельности;
  • Формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
  • Совершенствовать певческие навыки;

Задачи воспитательные:

  • Помочь самовыражению обучающихся через занятия музыкальной деятельностью;
  • Содействовать приобретению навыков глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
  • Активизировать творческие способности.

Задачи коррекционно-развивающие:

  • Корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
  • Корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.

2. Общая характеристика учебного курса

Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку. Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

3. Описание места учебного курса в учебном плане

Образовательная область - кружок «Весёлые нотки»

Срок реализации программы – 1 год. 

На изучение программы кружка «Весёлые нотки» отводится в 3 классе - 35 часов в год, из расчета 1 учебный час в неделю

4. Личностные, предметные результаты освоения конкретного учебного курса

Личностные результаты:

Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

Целостное восприятие окружающего мира.

Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Предметные результаты:

Предмет музыки обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий.

На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся

Основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении. - Приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, народной и профессиональной музыки обеспечит формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

Уровни усвоения учебного материала

Минимальный уровень:

характер и содержание музыкальных произведений;

термины: ансамбль, оркестр, высокие, низкие, долгие, короткие звуки

Достаточный уровень:

одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу;

правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов;

исполнять выученные песни выразительно и ритмично, сохраняя строй и ансамбль;

различать песню, танец, марш;

различать пение соло и хором.

В процессе обучения класс должен выучить не менее 10 песен.

5. Содержание учебного курса

В содержание программы кружка входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений.

Пение:

Исполнение песенного материала в диапазоне СИ малой октавы- РЕ 2.

Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости.

Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном песенном материале, а также на материале вокально- хоровых упражнений во время распевания.

Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни.

Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором; ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические оттенки.

Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и мелодических оборотов группой и индивидуально.

Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера.

Музыкальный материал для пения.

Русская народная песня «Как на тоненький ледок» Е. Шашин «Варись, варись кашка»

А. Петряшева «Свет Рождественской звезды» Э. Ханк «Зима»

«Песня остаѐтся с человеком» муз. А. Островского, сл. С. Острового

«Моя Россия» — муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой.

«Из чего наш мир состоит» — муз. Б. Савельева, сл. М. Танина.

«Мальчишки и девчонки» — муз. А. Островского, сл. И. Дика.

«Расти, колосок». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит»

— муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

«Учиться надо весело» — муз. С. Соснина, сл. М. Пляцковского.

«Земля хлебами славится». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

«Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.

«Наша елка» — муз. А. Островского, сл. 3. Петровой.

«Катюша» — муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского. «Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету всему свету» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.

«Нам бы вырасти скорее» — муз. Г. Фрида, сл. Е. Аксельрод. «Лесное солнышко» — муз.и сл. Ю. Визбора.

«Облака» — муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова.

«Три поросенка» — муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой.

«Бу-ра-ти-но». Из телефильма «Приключения Буратино» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина.

Слушание музыки:

- овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений;

- развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования

на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;

- развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения;

- развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; веселая, грустная, спокойная мелодия);

- развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и инструментальном произведении;

- развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);

- ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);

- знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка и др.)

Хоровое пение

Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по

смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу.

Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,

общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.

Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые

песни, колыбельные песни и пр.

Навык пения:

- обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;

- работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом  музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);

- пение коротких подпевок на одном дыхании;

- формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения;

- развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой - способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);

- активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;

- развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;

- развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента;

- дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух;

- развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии

(веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное

исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;

- формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения);

- развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля;

- развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;

- пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко);

- укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1,

ре1 – си1, до1 – до2;

- получение эстетического наслаждения от собственного пения.

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения

композиторов-классиков и современных авторов.

Программа кружка «Весёлые ноты» рассчитана для детей, с легкой умственной отсталостью. Программа рассчитана на 1 год обучения: 1 час в неделю, 36 часа в год.

I

9 ч.

II

8 ч.

III

10 ч.

IV

8 ч.

Итого: 35 часа

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ п/п

Изучаемый раздел, тема урока

Кол-во часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

I четверть (9 часов)

1

Музыкальное приветствие.

Упражнения для голоса

1

   01.09

Знакомство

2

Формирование певческой установки

1

   08.09

Знакомство с произведением «Песня остаѐтся с человеком» муз. А. Островского, сл. С. Острового

3

Работа над певческим дыханием

1

15.09

«Песня остаѐтся с человеком» муз. А. Островского, сл. С. Острового- работа над             мелодией

4

Музыкальная грамота. Нотный стан.

1

22.09

«Песня остаѐтся с человеком» муз. А. Островского, сл. С. Острового- работа над    дикцией

5

Упражнения        для Формирование певческого дыхания

голоса.

1

29.09

Знакомство с произведением Е. Шашина «Варись, варись кашка»

6

Работа над певческим дыханием. Упражнения для голоса.

1

06.10

Произведение Е. Шашина «Варись, варись кашка»- работа над мелодией

7

Музыкальная грамота. Ноты

1

   13.10

Произведение Е. Шашина «Варись, варись кашка»- работа над дыханием

8

9

Упражнения        для Формирование певческого дыхания.

голоса.

2

20.10

27.10

Произведение Е. Шашина «Варись, варись кашка»- работа над

дикцией.

II четверть (8 часов)

10

Знакомство с произведением «Из чего наш мир состоит» -муз. Б. Савельева, сл. М. Танина.

1

10.11

Знакомство с произведением А. Петряшевой «Свет

Рождественской звезды»

11

Звук. Звукоряд.

1

17.11

А. Петряшева «Свет Рождественской звезды»

- работа над мелодией

12

Пауза (длинная, короткая)

1

  24.11

А. Петряшева «Свет Рождественской звезды»

- работа над дыханием

13

Музыкальная игра «На концерте»

1

  01.12

А. Петряшева «Свет Рождественской звезды»

- работа над дикцией

14

Совершенствование        навыков        певческого дыхания.

1

  08.12

Э. Ханк «Зима»- работа над мелодией

15

16

Вокально- хоровые упражнения на развитие

певческого дыхания.

2

  15.12

   22.12

Э. Ханк «Зима»- работа

над дикцией

17

Исполнение новогодних песен

1

   29.12

Исполнение новогодних

песен

III четверть (10часов)

18

Формирование певческого звуковедения

1

12.01

Знакомство с

произведением «Из чего наш мир состоит» -муз. Б. Савельева, сл. М.

Танина.

19

Музыкальная        грамота.        Длительности        нот. Целая. Половинная.

1

19.01

«Из чего наш мир состоит» — муз. Б. Савельева, сл. М. Танина.- работа над мелодией

20

Музыкальная        грамота.        Длительности        нот. Четвертная. Восьмая.

1

26.01

«Из чего наш мир состоит» — муз. Б. Савельева, сл. М. Танина.- работа над дикцией

21

Работа над певческим звуковедением

1

02.02

Игра на шумовых народных инструментах.

22

Формирование певческого звукообразования

1

09.02

«Большой хоровод» м. Б. Савельева. сл. Л. Жигалкиной- разучивание.

«Прекрасное далеко» -

исполнение легким,

подвижным звуком.

23

Работа над певческим звукообразованием

1

16.02

«Большой хоровод» м. Б. Савельева. сл. Л. Жигалкиной - работа над мелодией, дыханием,

дикцией.

24

Музыкальная грамота. Расположение ноты До, ре 1 октавы

1

02.03

«Слон и скрипочка» м. Е. Устиновой сл. В.

Татаринов разучиване.

«Большой хоровод» - выразительное исполнение.

25

Музыкальная грамота. Расположение ноты ми, фа 1 октавы.

1

09.03

«Зарядка» м. Д.Слонова, сл. З.Петровой разучивание.

26

Работа над интонированием

1

16.03

«Зарядка» м. Д.Слонова, сл. З.Петровой- исполнение с

движениями.

27

Исполнение концертных произведений

1

23.03

Исполнение концертных

произведений

 IV четверть (8часов)

28

Формирование певческой дикции

1

06.04

«Дорога добра» м. М.    Мининкова, сл. Ю. Энтина разучивание

29

Работа над певческой дикцией

1

13.04

«Дорога добра» м. М. Мининкова, сл. Ю. Энтина.-работа над  дикцией

30

Музыкальная        грамота.        Расположение        ноты соль 1 октавы

1

20.04

«Пестрый колпачок» м. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой- работа над

мелодией, дикцией.

31

Музыкальная грамота. Расположение нот ля, си 1 октавы

1

27.04

«Пестрый колпачок» м. Г. Струве, сл. Н.

Соловьевой- исполнение.

32

Формирование ансамблевого пения.

1

04.05

Е. Тиличеевой сл. З.

Петровой.- разучивание.

33

34

Работа над ансамблем

2

11.05

18.05

«Летние частушки» м. Е. Тиличеевой сл. З.

Петровой.- работа над мелодией, дикцией.

35

Работа        над        эмоционально-выразительным исполнением

1

25.05

«Летние частушки» м. Е. Тиличеевой сл. З.

Петровой.- исполнение

Всего часов за год: 35

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Евтушенко И.В. под редакцией Воронкова В.В. Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VII вида. Раздел «Музыка»- Москва Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 г.
  2. Кабалевский Д. Б. Музыка 1-8 классы –Москва. Просвещение 2009 г.
  3. Науменко Т.Н., Алеев В, В, Музыка.5-8 классы-Дрофа 2001г.
  4. Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка. Программы 5-8 классы.-Москва. Вентана-Граф 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ НОТКИ».

Программа приобщает детей к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. Нет сомнений, что наряду с эстетической важностью и художественно...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Весёлые нотки"

Актуальность программы связана с возможностью творческого самовыражения обучающихся, которое формируется в ансамблевом и сольном пении классической и современной музыки с сопровождением и без сопровож...

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса " Весёлые нотки " для 1-4 классов

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9361525","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 99px; width: 120px;"}}]]Рабочая программа внеурочной деятельности...

Рабочая программа внеурочной деятельности Музыкальные нотки 4 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Программа по внеурочной деятельности кружок "Веселые нотки"

Адаптированная программа вокального кружка разработана на основе типовых программ, М.И. Белоусенко « Постановка певческого голоса Белгород, 2006г; Д Огороднова « Музыкально –певческо...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Серебряные нотки" 4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Серебряные нотки" 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Весёлые нотки" 1 год обучения

Программа вокального кружка "Весёлые нотки" 1 год обучения для учащихся Среднеобразовательных школ...