программа внеурочной деятельности по курсу "Весёлые нотки"
методическая разработка (3 класс)
Курс "Весёлые нотки" помогают обучающимся научиться слышать ритм, понимать жанр, развивать фантазию и свой творческий потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselye_notki.docx | 48.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 4 г. Иркутска».
«Рассмотрено» Руководитель М.О. _________ Е.И. Белова Протокол № ___ от «____»________20 ____ г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по ВР ГОКУ СКШ № 4 г. Иркутска ________ В.В.Волошин «____»_______20_____ г. | «Утверждаю» Директор ГОКУ СКШ № 4г. Иркутска __________И.В. Анучин Приказ № ___ от «___»____20_____ г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Весёлые нотки»
(наименование курса)
для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью, 3 класс
(ступень образования / класс)
на 2021-2022 уч. год.
(срок реализации программы)
Программу составила: Ситникова А.В.
(Ф.И.О.)
Иркутск
2021 г.
- Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Весёлые нотки» 3 класса для обучающихся легкой, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП. Программа разработана на основе: АООП начального общего образования, разработанная на основе ФГОС, с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1-й вариант.
- Требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП 1 варианта.
- Программы формирования базовых учебных действий.
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012года N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014 года).
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3648 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Учебный план ГОКУ Специальная (коррекционная) школа №4 г. Иркутска.
Целью музыкального воспитания является овладение обучающимися музыкальной культурой, развитие музыкальности обучающихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности.
Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед учителем на занятиях.
Задачи образовательные:
- Формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе музыкальной исполнительской деятельности;
- Формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
- Совершенствовать певческие навыки;
Задачи воспитательные:
- Помочь самовыражению обучающихся через занятия музыкальной деятельностью;
- Содействовать приобретению навыков глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
- Активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
- Корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- Корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
2. Общая характеристика учебного курса
Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку. Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
3. Описание места учебного курса в учебном плане
Образовательная область - кружок «Весёлые нотки»
Срок реализации программы – 1 год.
На изучение программы кружка «Весёлые нотки» отводится в 3 классе - 35 часов в год, из расчета 1 учебный час в неделю
4. Личностные, предметные результаты освоения конкретного учебного курса
Личностные результаты:
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Предметные результаты:
Предмет музыки обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий.
На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся
Основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении. - Приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, народной и профессиональной музыки обеспечит формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.
Уровни усвоения учебного материала
Минимальный уровень:
характер и содержание музыкальных произведений;
термины: ансамбль, оркестр, высокие, низкие, долгие, короткие звуки
Достаточный уровень:
одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу;
правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов;
исполнять выученные песни выразительно и ритмично, сохраняя строй и ансамбль;
различать песню, танец, марш;
различать пение соло и хором.
В процессе обучения класс должен выучить не менее 10 песен.
5. Содержание учебного курса
В содержание программы кружка входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений.
Пение:
Исполнение песенного материала в диапазоне СИ малой октавы- РЕ 2.
Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости.
Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном песенном материале, а также на материале вокально- хоровых упражнений во время распевания.
Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни.
Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором; ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические оттенки.
Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и мелодических оборотов группой и индивидуально.
Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера.
Музыкальный материал для пения.
Русская народная песня «Как на тоненький ледок» Е. Шашин «Варись, варись кашка»
А. Петряшева «Свет Рождественской звезды» Э. Ханк «Зима»
«Песня остаѐтся с человеком» муз. А. Островского, сл. С. Острового
«Моя Россия» — муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой.
«Из чего наш мир состоит» — муз. Б. Савельева, сл. М. Танина.
«Мальчишки и девчонки» — муз. А. Островского, сл. И. Дика.
«Расти, колосок». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит»
— муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.
«Учиться надо весело» — муз. С. Соснина, сл. М. Пляцковского.
«Земля хлебами славится». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.
«Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
«Наша елка» — муз. А. Островского, сл. 3. Петровой.
«Катюша» — муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского. «Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету всему свету» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.
«Нам бы вырасти скорее» — муз. Г. Фрида, сл. Е. Аксельрод. «Лесное солнышко» — муз.и сл. Ю. Визбора.
«Облака» — муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова.
«Три поросенка» — муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой.
«Бу-ра-ти-но». Из телефильма «Приключения Буратино» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина.
Слушание музыки:
- овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений;
- развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования
на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;
- развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения;
- развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; веселая, грустная, спокойная мелодия);
- развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и инструментальном произведении;
- развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);
- ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
- знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка и др.)
Хоровое пение
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по
смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые
песни, колыбельные песни и пр.
Навык пения:
- обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;
- работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);
- пение коротких подпевок на одном дыхании;
- формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения;
- развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой - способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
- активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;
- развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;
- развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента;
- дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух;
- развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии
(веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное
исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
- формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения);
- развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля;
- развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;
- пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко);
- укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1,
ре1 – си1, до1 – до2;
- получение эстетического наслаждения от собственного пения.
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения
композиторов-классиков и современных авторов.
Программа кружка «Весёлые ноты» рассчитана для детей, с легкой умственной отсталостью. Программа рассчитана на 1 год обучения: 1 час в неделю, 36 часа в год.
I | 9 ч. |
II | 8 ч. |
III | 10 ч. |
IV | 8 ч. |
Итого: 35 часа
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Изучаемый раздел, тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся | ||
I четверть (9 часов) | ||||||
1 | Музыкальное приветствие. Упражнения для голоса | 1 | 01.09 | Знакомство | ||
2 | Формирование певческой установки | 1 | 08.09 | Знакомство с произведением «Песня остаѐтся с человеком» муз. А. Островского, сл. С. Острового | ||
3 | Работа над певческим дыханием | 1 | 15.09 | «Песня остаѐтся с человеком» муз. А. Островского, сл. С. Острового- работа над мелодией | ||
4 | Музыкальная грамота. Нотный стан. | 1 | 22.09 | «Песня остаѐтся с человеком» муз. А. Островского, сл. С. Острового- работа над дикцией | ||
5 | Упражнения для Формирование певческого дыхания | голоса. | 1 | 29.09 | Знакомство с произведением Е. Шашина «Варись, варись кашка» | |
6 | Работа над певческим дыханием. Упражнения для голоса. | 1 | 06.10 | Произведение Е. Шашина «Варись, варись кашка»- работа над мелодией | ||
7 | Музыкальная грамота. Ноты | 1 | 13.10 | Произведение Е. Шашина «Варись, варись кашка»- работа над дыханием | ||
8 9 | Упражнения для Формирование певческого дыхания. | голоса. | 2 | 20.10 27.10 | Произведение Е. Шашина «Варись, варись кашка»- работа над дикцией. | |
II четверть (8 часов) | ||||||
10 | Знакомство с произведением «Из чего наш мир состоит» -муз. Б. Савельева, сл. М. Танина. | 1 | 10.11 | Знакомство с произведением А. Петряшевой «Свет Рождественской звезды» | ||
11 | Звук. Звукоряд. | 1 | 17.11 | А. Петряшева «Свет Рождественской звезды» - работа над мелодией | ||
12 | Пауза (длинная, короткая) | 1 | 24.11 | А. Петряшева «Свет Рождественской звезды» - работа над дыханием | ||
13 | Музыкальная игра «На концерте» | 1 | 01.12 | А. Петряшева «Свет Рождественской звезды» - работа над дикцией | ||
14 | Совершенствование навыков певческого дыхания. | 1 | 08.12 | Э. Ханк «Зима»- работа над мелодией | ||
15 16 | Вокально- хоровые упражнения на развитие певческого дыхания. | 2 | 15.12 22.12 | Э. Ханк «Зима»- работа над дикцией | ||
17 | Исполнение новогодних песен | 1 | 29.12 | Исполнение новогодних песен | ||
III четверть (10часов) | ||||||
18 | Формирование певческого звуковедения | 1 | 12.01 | Знакомство с произведением «Из чего наш мир состоит» -муз. Б. Савельева, сл. М. Танина. | ||
19 | Музыкальная грамота. Длительности нот. Целая. Половинная. | 1 | 19.01 | «Из чего наш мир состоит» — муз. Б. Савельева, сл. М. Танина.- работа над мелодией | ||
20 | Музыкальная грамота. Длительности нот. Четвертная. Восьмая. | 1 | 26.01 | «Из чего наш мир состоит» — муз. Б. Савельева, сл. М. Танина.- работа над дикцией | ||
21 | Работа над певческим звуковедением | 1 | 02.02 | Игра на шумовых народных инструментах. | ||
22 | Формирование певческого звукообразования | 1 | 09.02 | «Большой хоровод» м. Б. Савельева. сл. Л. Жигалкиной- разучивание. «Прекрасное далеко» - исполнение легким, подвижным звуком. | ||
23 | Работа над певческим звукообразованием | 1 | 16.02 | «Большой хоровод» м. Б. Савельева. сл. Л. Жигалкиной - работа над мелодией, дыханием, дикцией. | ||
24 | Музыкальная грамота. Расположение ноты До, ре 1 октавы | 1 | 02.03 | «Слон и скрипочка» м. Е. Устиновой сл. В. Татаринов разучиване. «Большой хоровод» - выразительное исполнение. | ||
25 | Музыкальная грамота. Расположение ноты ми, фа 1 октавы. | 1 | 09.03 | «Зарядка» м. Д.Слонова, сл. З.Петровой разучивание. | ||
26 | Работа над интонированием | 1 | 16.03 | «Зарядка» м. Д.Слонова, сл. З.Петровой- исполнение с движениями. | ||
27 | Исполнение концертных произведений | 1 | 23.03 | Исполнение концертных произведений | ||
IV четверть (8часов) | ||||||
28 | Формирование певческой дикции | 1 | 06.04 | «Дорога добра» м. М. Мининкова, сл. Ю. Энтина разучивание | ||
29 | Работа над певческой дикцией | 1 | 13.04 | «Дорога добра» м. М. Мининкова, сл. Ю. Энтина.-работа над дикцией | ||
30 | Музыкальная грамота. Расположение ноты соль 1 октавы | 1 | 20.04 | «Пестрый колпачок» м. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой- работа над мелодией, дикцией. | ||
31 | Музыкальная грамота. Расположение нот ля, си 1 октавы | 1 | 27.04 | «Пестрый колпачок» м. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой- исполнение. | ||
32 | Формирование ансамблевого пения. | 1 | 04.05 | Е. Тиличеевой сл. З. Петровой.- разучивание. | ||
33 34 | Работа над ансамблем | 2 | 11.05 18.05 | «Летние частушки» м. Е. Тиличеевой сл. З. Петровой.- работа над мелодией, дикцией. | ||
35 | Работа над эмоционально-выразительным исполнением | 1 | 25.05 | «Летние частушки» м. Е. Тиличеевой сл. З. Петровой.- исполнение | ||
Всего часов за год: 35 |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Евтушенко И.В. под редакцией Воронкова В.В. Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VII вида. Раздел «Музыка»- Москва Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 г.
- Кабалевский Д. Б. Музыка 1-8 классы –Москва. Просвещение 2009 г.
- Науменко Т.Н., Алеев В, В, Музыка.5-8 классы-Дрофа 2001г.
- Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка. Программы 5-8 классы.-Москва. Вентана-Граф 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ НОТКИ».
Программа приобщает детей к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. Нет сомнений, что наряду с эстетической важностью и художественно...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Весёлые нотки"
Актуальность программы связана с возможностью творческого самовыражения обучающихся, которое формируется в ансамблевом и сольном пении классической и современной музыки с сопровождением и без сопровож...
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса " Весёлые нотки " для 1-4 классов
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9361525","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 99px; width: 120px;"}}]]Рабочая программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности Музыкальные нотки 4 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...
Программа по внеурочной деятельности кружок "Веселые нотки"
Адаптированная программа вокального кружка разработана на основе типовых программ, М.И. Белоусенко « Постановка певческого голоса Белгород, 2006г; Д Огороднова « Музыкально –певческо...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Серебряные нотки" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Серебряные нотки" 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Весёлые нотки" 1 год обучения
Программа вокального кружка "Весёлые нотки" 1 год обучения для учащихся Среднеобразовательных школ...