Приемы мнемотехники для развития памяти учащихся начальной школы
консультация
Каждый день нам приходится запоминать большие объёмы информации, получать новые сведения, не терять из головы то, что уже выучено давно, и ориентироваться во всём этом потоке данных. Детям хорошая память просто необходима в учёбе. Каждый учитель сталкивался со сложностями, которые мешают школьнику запоминать стихи, правила, алгоритмы действий. Этого можно избежать, если использовать для тренировки памяти приёмы мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemonika_2.docx | 855 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование приёмов мнемотехники
для развития памяти младших школьников»
Каждый день нам приходится запоминать большие объёмы информации, получать новые сведения, не терять из головы то, что уже выучено давно, и ориентироваться во всём этом потоке данных. Детям хорошая память просто необходима в учёбе. Каждый учитель сталкивался со сложностями, которые мешают школьнику запоминать стихи, правила, алгоритмы действий. Этого можно избежать, если использовать для тренировки памяти приёмы мнемотехники.
История мнемотехники ведёт отсчёт едва ли не с первобытных времён. Простейшие способы запоминания появились прежде, чем была изобретена письменность. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э.
Слово мнемотехника (или мнемоника) - от греч. «mnemonikon» обозначает «искусство запоминания» Название связано с именем древнегреческой богини памяти Мнемозины.
Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону.
Мнемотехнику изучали: Джордано Бруно, Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.
Данный вопрос исследовался и изучался многими отечественными психологами и педагогами: Л.С. Выготским, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, З.И. Истоминой, С.А. Лебедевой, А.А. Смирновым.
К. Д. Ушинский писал по этому поводу: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Мнемотехника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление;
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение.
С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:
- развивать связную речь;
- развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и пересказывать тексты, стихи;
- развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
-развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
На каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают выстраивать связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа, текста. При этом используются следующие дидактические материалы:
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стихотворение, сказка и т. п.)
Мнемотаблицы – это дидактический материал.
Их можно использовать для:
- обогащения словарного запаса;
- обучения составлению рассказа;
- пересказов художественной литературы;
- отгадывания и загадывания загадок;
- заучивания стихов.
Работа по мнемотаблице состоит из нескольких этапов:
1.Рассматривание таблицы.
2.Преобразование в образы.
3.Пересказ с опорой на символы (образы).
4.Графическая зарисовка мнемотаблицы.
5.Таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.
Этапы работы над стихотворением:
1.Выразительное чтение стихотворения.
2.Заучивание и чтение с опорой на мнемотаблицу.
3.Вопросы, по содержанию позволяющие уяснить основную мысль.
4.Выяснить слова, непонятные детям и объяснить их значение.
5.Чтение каждой строчки с опорой на мнемотаблицу.
6.Рассказывание всего стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
7.Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
Е. Григорьева «Ёлочный перезвон»
На ёлке не шишки
И не свистульки,
На ёлке повисли
Большие сосульки!
Лишь ветер подует,
Как слышен трезвон:
«Динь-дон, дили-дили,
Динь-дон, дили-дон!»
Приемов мнемоники много, но основными считают следующие пять:
- Буквенный код или акростих. Образование смысловых фраз из начальных (или целенаправленно присвоенных) букв запоминаемой информации.
Стихотворение или фраза, где каждое слово начинается с той же буквы, что и заучиваемые термины. Так, последовательность падежей в русском языке учат с помощью предложения: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку» - Ассоциации. Нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией.
- Рифмы. Создание рифмованных пар слов или даже небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал. Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.
- Созвучие. Запоминание терминов или иностранных слов с помощью созвучных уже известных слов или словосочетаний.
- Метод римской комнаты. Присвоение запоминаемым объектам отдельных мест в хорошо известной вам комнате.
Методика «Запоминаем стихи, рисуя».
Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Это интересно!
Техника Миллера: Магическое число 7±2
Американский исследователь Джордж Миллер выявил, что кратковременная память человека фиксирует за один раз не более 9 элементов, а иногда и не более 5. Так что максимум объектов, которые можно запомнить, равен 7.
А что если элементов больше?
Мозг делит информацию на подгруппы со значениями от 5 до 9.
Получается 7±2
Мнемотехнику можно использовать при выполнении домашнего задания. Например, завтра ребенка ждет словарный диктант по русскому языку, в котором будет более 20 слов.
Что надо делать?
- Необязательно выполнять все сразу, можно распределить свои время и силы на несколько временных промежутков.
- За первые 15 минут попробовать выучить 5-7 слов, больше не нужно!
- Остановиться на 5 минут и попробовать вспомнить эти слова.
- Если все получилось, можно переходить к другой порции слов, а если нет — попробовать выучить их снова.
Так будет намного эффективнее, чем если начать повторять все 20 слов по кругу!
Метод римской комнаты
Мнемотехника подойдет всем, кто любит визуализировать и фантазировать. Базируется на следующем: информация запоминается быстрее и качественнее, если представлять ее в пределах одного пространства. Сейчас объясним!
Что надо делать?
1. Выбрать небольшой объем информации, который надо выучить (определение, формулу или четверостишие).
2. А теперь нужно связать каждую единицу информации с каким-либо предметом в комнате. Приведем пример.
Вам нужно срочно выучить часть поэмы «Мцыри»!
Представляем, что:
шкаф — первая строчка
подоконник — вторая строчка
стол — третья строчка
кровать — четвертая строчка
и так далее…
3. И таким вот интересным образом можно распределить все единицы информации по комнате, квартире или любому другому месту.
4. Когда все будет готово, «мысленно прогуляйтесь» по вашему пространству. Что у нас получится?
Подходим к стеллажу: «Немного лет тому назад»
Идем к подоконнику: «Там, где, сливаяся, шумят»
Садимся за стол: «Обнявшись, будто две сестры»
Присаживаемся на кровать: «Струи Арагвы и Куры»
Метод «Цепочка»
Суть данной техники запоминания — соединение образов между собой. Необходимо нанизывать понятия одно на другое, как бусины на цепочку. Важно соединять их ярко и следить за последовательностью. При воспроизведении нужно представлять всю «конструкцию» сразу: снимайте образы с цепочки так же последовательно, как надевали.
Преимущество метода:
- быстрота запоминания,
- можно использовать буквально на ходу.
Недостатком метода является то, что забыв один элемент цепочки, можно забыть всё остальное.
Запомните цепочкой слова: лиса, космонавт, кольцо, яблоко, шахматы, учитель, Африка, молоко.
Пример: Рыжая лиса в скафандре (ассоциация с космонавтом), кольцом на лапе и яблоком на носу играет в шахматы с учителем географии (Африка), но не фигурами, а стаканами молока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Использование приемов ТРИЗ в познавательной деятельности учащихся начальной школы»
...
Статья. Технологии развития памяти в начальной школе 1 – 2 классах.
Предлагаемая статья содержит мастер класс, котрый в сжатой форме рассказывает о методах и приёмах работы с памятью у учащихся первых, вторых классов на уроках внеурочной деятельности. Текст статьи соп...
Методы и приемы по совершенствованию навыка чтения учащихся начальной школы (таблица Шульте)
Технику чтения, как известно, составляют 4 компонента (осознанность, беглость, выразительность, правильность). Каждый из этих компонентов сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством у...
«Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников»
Предлагаю использование на своих уроках приемы мнемотехники для развития памяти младших школьников...
Приемы мнемотехники на уроках математики в начальной школе
Приемы мнемотехники на уроках математики в начальной школе...
«Эффективные методы и приемы работы над развитием речи в начальной школе»
Выступление на ШМО учителей начальных классов...