Приемы мнемотехники для развития памяти учащихся начальной школы
консультация

Кузнецова Галина Николаевна

Каждый день нам приходится запоминать большие объёмы информации, получать новые сведения, не терять из головы то, что уже выучено давно, и ориентироваться во всём этом потоке данных. Детям хорошая память просто необходима в учёбе. Каждый учитель сталкивался со сложностями, которые мешают школьнику запоминать стихи, правила, алгоритмы действий. Этого можно избежать, если использовать для тренировки памяти приёмы мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemonika_2.docx855 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Галина\Desktop\титул.jpg

«Использование приёмов мнемотехники

для развития памяти младших школьников»

Каждый день нам приходится запоминать большие объёмы информации, получать новые сведения, не терять из головы то, что уже выучено давно, и ориентироваться во всём этом потоке данных. Детям хорошая память просто необходима в учёбе. Каждый учитель сталкивался со сложностями, которые мешают школьнику запоминать стихи, правила, алгоритмы действий. Этого можно избежать, если использовать для тренировки памяти приёмы мнемотехники.

История мнемотехники ведёт отсчёт едва ли не с первобытных времён. Простейшие способы запоминания появились прежде, чем была изобретена письменность. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э.C:\Users\Галина\Desktop\pifagor.jpg

Слово мнемотехника (или мнемоника) - от греч. «mnemonikon» обозначает «искусство запоминания» Название связано с именем древнегреческой богини памяти Мнемозины.

Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону.

Мнемотехнику изучали: Джордано Бруно, Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

 Данный вопрос исследовался и изучался многими отечественными психологами и педагогами: Л.С. Выготским, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, З.И. Истоминой, С.А. Лебедевой, А.А. Смирновым.

К. Д. Ушинский писал по этому поводу: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».https://orenburgkniga.ru/wp-content/uploads/5/3/5/5353e65f4adf11d7d21500a6735efc9d.jpeg

Мнемотехника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

 Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление;

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение.

С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:

- развивать связную речь;
- развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и пересказывать тексты, стихи;

- развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
-развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

На каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают выстраивать связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа, текста. При этом используются следующие дидактические материалы:

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.C:\Users\Галина\Desktop\phplwDxVU_Nnemotehnika-kak-effektivnyj-priyom-razvitiya-rechi-mladshih-shkolnikov_html_b2de9ac6822fe9f9.png

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стихотворение, сказка и т. п.)

   Мнемотаблицы – это дидактический материал.

Их можно использовать для:

- обогащения словарного запаса;

- обучения составлению рассказа;

- пересказов художественной литературы;

- отгадывания и загадывания загадок;

- заучивания стихов.

      Работа по мнемотаблице состоит из   нескольких этапов:

1.Рассматривание таблицы.

2.Преобразование в образы.

3.Пересказ с опорой на символы (образы).http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=300061632-42-72&n=21

4.Графическая зарисовка мнемотаблицы.

5.Таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.

Этапы работы над стихотворением:

1.Выразительное чтение стихотворения. 

2.Заучивание и чтение с опорой на мнемотаблицу.

3.Вопросы, по содержанию позволяющие уяснить основную мысль.

4.Выяснить слова, непонятные детям и объяснить их значение.

5.Чтение каждой строчки с опорой на мнемотаблицу.

6.Рассказывание всего стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

7.Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

21302_9846a376992ef481dae9dc208505e912.png.jpg

Е. Григорьева «Ёлочный перезвон»

На ёлке не шишки
И не свистульки,
На ёлке повисли 
Большие сосульки!
Лишь ветер подует, 
Как слышен трезвон:
«Динь-дон, дили-дили,
Динь-дон, дили-дон!»

Приемов мнемоники много, но основными считают следующие пять:

  1. Буквенный код или акростих. Образование смысловых фраз из начальных (или целенаправленно присвоенных) букв запоминаемой информации. 
    Стихотворение или фраза, где каждое слово начинается с той же буквы, что и заучиваемые термины. Так, последовательность падежей в русском языке учат с помощью предложения: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку»
  2. Ассоциации. Нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией.
  3. Рифмы. Создание рифмованных пар слов или даже небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал. Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.
  4. Созвучие. Запоминание терминов или иностранных слов с помощью созвучных уже известных слов или словосочетаний.
  5. Метод римской комнаты. Присвоение запоминаемым объектам отдельных мест в хорошо известной вам комнате.

Методика «Запоминаем стихи, рисуя». 

Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Это интересно! https://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkwhoZJWBE3UzJuYSbt9NXOqaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

Техника Миллера: Магическое число 7±2

Американский исследователь Джордж Миллер выявил, что кратковременная память человека фиксирует за один раз не более 9 элементов, а иногда и не более 5. Так что максимум объектов, которые можно запомнить, равен 7.

А что если элементов больше?
Мозг делит информацию на подгруппы со значениями от 5 до 9.
Получается 7±2

Мнемотехнику можно использовать при выполнении домашнего задания. Например, завтра ребенка ждет словарный диктант по русскому языку, в котором будет более 20 слов.

Что надо делать?

  1. Необязательно выполнять все сразу, можно распределить свои время и силы на несколько временных промежутков.
  2. За первые 15 минут попробовать выучить 5-7 слов, больше не нужно!
  3. Остановиться на 5 минут и попробовать вспомнить эти слова.
  4. Если все получилось, можно переходить к другой порции слов, а если нет — попробовать выучить их снова.

Так будет намного эффективнее, чем если начать повторять все 20 слов по кругу!

Метод римской комнаты

Мнемотехника подойдет всем, кто любит визуализировать и фантазировать. Базируется на следующем: информация запоминается быстрее и качественнее, если представлять ее в пределах одного пространства. Сейчас объясним!

Что надо делать?

1. Выбрать небольшой объем информации, который надо выучить (определение, формулу или четверостишие).

2. А теперь нужно связать каждую единицу информации с каким-либо предметом в комнате. Приведем пример.

Вам нужно срочно выучить часть поэмы «Мцыри»!

Представляем, что:

шкаф — первая строчка
подоконник — вторая строчка
стол — третья строчка
кровать — четвертая строчка
и так далее…

3. И таким вот интересным образом можно распределить все единицы информации по комнате, квартире или любому другому месту.

4. Когда все будет готово, «мысленно прогуляйтесь» по вашему пространству. Что у нас получится?

Подходим к стеллажу: «Немного лет тому назад»
Идем к подоконнику: «Там, где, сливаяся, шумят»
Садимся за стол: «Обнявшись, будто две сестры»
Присаживаемся на кровать: «Струи Арагвы и Куры»

Метод «Цепочка»

Суть данной техники запоминания — соединение образов между собой. Необходимо нанизывать понятия одно на другое, как бусины на цепочку. Важно соединять их ярко и следить за последовательностью. При воспроизведении нужно представлять всю «конструкцию» сразу: снимайте образы с цепочки так же последовательно, как надевали.

Преимущество метода:

  • быстрота запоминания,
  • можно использовать буквально на ходу.

Недостатком метода является то, что забыв один элемент цепочки, можно забыть всё остальное.  

Запомните цепочкой слова: лиса, космонавт, кольцо, яблоко, шахматы, учитель, Африка, молоко.

Пример: Рыжая лиса в скафандре (ассоциация с космонавтом), кольцом на лапе и яблоком на носу играет в шахматы с учителем географии (Африка), но не фигурами, а стаканами молока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Технологии развития памяти в начальной школе 1 – 2 классах.

Предлагаемая статья содержит мастер класс, котрый в сжатой форме рассказывает о методах и приёмах работы с памятью у учащихся первых, вторых классов на уроках внеурочной деятельности. Текст статьи соп...

Методы и приемы по совершенствованию навыка чтения учащихся начальной школы (таблица Шульте)

Технику чтения, как известно, составляют 4 компонента (осознанность, беглость, выразительность, правильность). Каждый из этих компонентов сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством у...

«Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников»

Предлагаю использование на своих уроках приемы мнемотехники для развития памяти младших школьников...

Приемы мнемотехники на уроках математики в начальной школе

Приемы мнемотехники на уроках математики в начальной школе...