Статья. Технологии развития памяти в начальной школе 1 – 2 классах.
статья (1, 2 класс) по теме
Предлагаемая статья содержит мастер класс, котрый в сжатой форме рассказывает о методах и приёмах работы с памятью у учащихся первых, вторых классов на уроках внеурочной деятельности. Текст статьи сопровождается презентацией в формате PowerPoint.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья. Технологии развития памяти в 1-2 классах | 19.42 КБ |
Презентация к статье на конференции. | 825 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья для районной конференции.
Мастер класс. Технологии развития памяти в начальной школе 1 – 2 классах.
Добрый день, дорогие коллеги. Меня зовут Зимина Анна Анатольевна, я, преподаватель дополнительного образования ГБОУ школы 102. Работаю по программе «Совершенная память. Технологии развития». Второе название программы, отражающее её содержание и направление, «Игротренинг по развитию памяти».
Поэтому я предлагаю вам перейти к делу. Мы начнём с главного этапа работы, настройки. Не секрет, что дети попадают на внеурочную деятельность уже уставшие, иногда не с лучшим настроением после учебного дня, и моя задача быстро их перезагрузить, если говорить образным языком. С другой стороны, нам предстоит серьёзная умственная работа, и каждый педагог знает, что гибкость ума – это гибкость рук!
Итак, разминка.
Погреем ладони. Важно, чтобы подушечки пальцев были соединены и хорошо активизировались.
Растираем кисти рук вокруг с усилием – задача максимально активизировать энергетические точки рук.
Растираем запястья рук тоже прикладывая значительное усилие.
Сейчас важно дать почувствовать прилив энергии к кончикам пальцев. Для этого руки опускаем вниз. Если есть возможность опустить руки в низ сидя на стуле, делаем это сидя, если это невозможно, делаем стоя. Стоя наиболее продуктивно.
Максимально высоко поднимаем плечи вверх, стараемся достать уши и резко роняем их в низ. Делаем не менее трёх раз.
Для полноты ощущений закрываем глаза и прислушиваемся к тому, что происходит в наших пальцах.
Мы очень простыми, доступными упражнениями активизировали и прилив энергии к коре головного мозга, и сняли напряжение с плечевого пояса.
Ещё один важный момент – настройка внимания и самоуправления, то чего нашим воспитанникам очень не хватает.
Гимнастика для пальцев:
Соедините пожалуйста большие и указательные пальцы на обеих руках. Отлично. Теперь меняем позиции пальцев поочерёдно соединяя их с большим пальцем от указательного до мизинца и обратно.
Мы начали собирать своё внимание, а теперь этап самоуправления:
На правой руке мы соединяем большой палец и указательный, а на левой – большой палец и мизинец,
Даём команду нашим замечательным пальцам двигаться навстречу друг другу. Я вижу ваши улыбки, как ощущения?
Всё предельно просто, при этом максимум эффективности.
Теперь можно перейти и к теоретической части.
Память - это накопление прошлого опыта, сохранение и последующее воспроизведение полученной информации.
В зависимости от того, каким путем была воспринята информация, различают:
- зрительную,
- слуховую,
- кинестетическую (тактильную, обонятельную, осязательную и другие) память.
Современная наука выделяет несколько разновидностей памяти.
Природная память – непосредственная, кратковременная, непроизвольная. Генетическая способность запечатлевать информацию.
Культурная память - опосредованная, долговременная, произвольная – мнемотехника. Механическое запоминание с помощью различных средств.
Логическая память – рациотехника. Рациональное задействование мыслительных процессов.
Образная память – эйдотехника. Видение предмета вне зоны восприятия.
Мы знаем, что каждый человек обладает всеми видами памяти. А потенциальные возможности информационной памяти мозга безграничны!
Это утверждение и будем считать отправной точкой.
Остановимся только на наиболее интересных, передовых техниках, способных усилить творческий потенциал учащихся.
И это потрясающая гимнастика для ума!
Ключевая фраза – девиз программы:
«Я укрепляю свою замечательную память каждый день». Рассмотрим два варианта её запоминания.
Первый метод – эйдотехника.
Эйдотехника – образная память – происходит замена реального предмета на воображаемый. В полной мере эта техника работает при оживлении всего спектра ощущений: тактильных, мышечных, зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений. Другими словами, выработка навыка оживлять воображаемый образ и стирать его по мере необходимости. И это первое правило работы с нашей памятью.
Для запоминания нашей фразы на каждую первую букву мы придумываем слово-образ.
Предлагаем вспомнить и оживить в своей памяти якорь. Описываем его внешний вид, Представляем какой он на ощупь, как может пахнуть и звучать.
Укрепляю – укроп. Описываем его внешний вид, Представляем как он пахнет, какой на вкус, на ощупь, как может звучать.
Свою – сапоги. Описываем их внешний вид, Представляем как они выглядят, звучат, пахнут, какие на ощупь.
Замечательную – звезда. Описываем внешний вид звезды, Представляем, как она звучат, пахнет, какая на ощупь.
Память – парашют. Представляем как он выглядит, звучит, пахнет, какой на ощупь.
Каждый – клоун. Представляем как он выглядит, как двигается, звучит, какой на ощупь.
День – дорога. Описываем внешний вид, представляем, как она звучат, пахнет, какая на ощупь.
Переключаем внимание на другой вид деятельности.
Гимнастика для пальцев.
Просим назвать все слова-образы по порядку. Сопровождаем ответы картинками.
Второй метод мнемотехника, известный еще от римлян и назван в честь богини памяти Мнемозины.
Давайте немного изменим фразу, пусть будет: «Я укрепляю свою память каждый день»
Образы берём фруктов и овощей. Яблоко, бананы, укроп, свёкла, помидоры, картошка, дыня.
По первому правилу работы с памятью включаем «Яркий образ» - описываем все слова. И применяем второе правило «Метод знакомого пути», берущий своё начало от «Римской комнаты». Раскладываем все предметы по порядку в данном помещении, двигаясь по часовой стрелке.
Коллективная работа всей аудитории.
Запоминание словарных слов.
В таких словах, как, КОЛБАСА, ВОРОНА, КОРОВА, ставим ударение, определяем орфограмму и «включаем яркий образ». Как выглядит колбаса, пахнет, кто какую больше любит. Предлагаю представить, как отрезают кусок, и спрашиваю на что похож срез колбасы? Рисуем цветными карандашами в слове букву О в виде среза колбасы.
Ворона – рисуем гнездо, корова – чашку.
Следующая группа слов: КОМНАТА, ПЕТУХ, МЕДВЕДЬ, ТРОЛЛЕЙБУС.
Делим слово на слоги или на узнаваемые по ассоциациям части.
КОМ - НА - ТА. Ком чего? Из чего, куда катится? Просим придумать слово, начинающееся на ТА. Придумываем историю: ком на тачке въехал в комнату. Записываем фразу, цветными карандашами выделяем буквы из словарного слова и их же в тексте.
ПЕТ - УХ. Ищем подходящее слово для первой части слова.
Зачитаю детские варианты. ПЕТя УХватил петуха за хвост.
ПЕТя УХодил из школы с петухом.
ПЕТербург УХом слышит петуха.
ПЕТь петух готов на УХ.
ТРОЛ - ЛЕЙ - БУС. ТРОЛь ЛЕЙкой поливал БУСы.
Числительно буквенный код. ЧБК.
Это один из наиболее эффективных методов запоминания числовой информации. Он соединяет в себе абстрактно-логический и ассоциативный методы. На основе ассоциативности каждая цифра прочно связывается с определенными буквами (числительно - буквенный код) Все десять цифр нужно обозначить согласными буквами русского алфавита и подобрать однокоренное слово.
0-Н нос 5-П пар
1-К кок 6-Ш шелк
2-Л лес 7-С слон
3-Т торт 8-В волк
4-Ч час 9-Д дом
Зашифруем дату, памятную для нашего города, его день рождения. 27.05.1703. Придумываем слова, используя буквы кода.
2 – Л. Л . С – Лось, лес, ласточка, лист.
7 – С.
0 – Н. Н . П – напильник, Нептун, напёрсток.
5 – П
1 – К. К , С – кость, косуля, каска.
7 – С.
О – Н. ноты, антенна, нитки
3 –Т.
Придумываем фразу. ЛоСь НаПильником КоСил НоТы.
ЛоСь НаПал на КоСулю, Напуганную Тенью.
В заключении можно сказать, что система мнемотехник представляет собой наиболее быстрый способ максимального использования ресурсов собственной памяти.
Сейчас я прошу вас одним словом охарактеризовать свои впечатления от нашей короткой встречи. Можно с места, а можно дать слово слушателя с первого ряда.
Спасибо за обратную связь.
Список литературы:
- Локанова И.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.,2001.
- Филимонова Н.И. Через занимательное – к развитию личности. М., 2000.
- А. С. Валявский. Как понять ребенка. «Фолио пресс». С-Пб 1998.
- Энциклопедия для детей. Т.18. Человек. Ч.2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. /Гл. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2003
- Мюллер С. Развитие суперпамяти и мышления у детей. Быть отличником просто. – Питер, 2010
- Матюгин И.Ю. Конфликты в семье и на работе, Суперпамять, Быстрочтение и мнемотехника и Приемы Эффективного общения. – М.: Рипол Классик, 2003-2008
- Матюгин И.Ю. Развитие памяти внимания. – М.:Рипол Классик, 2009
- Сунцова А. В. Развиваем память. – М.: Эксмо, 2010
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Память - это накопление прошлого опыта, сохранение и последующее воспроизведение полученной информации.
Различают: - зрительную - слуховую - кинестетическую (тактильную, обонятельную, осязательную и другие) память.
Разновидности памяти. Природная память – непосредственная, кратковременная, непроизвольная. Генетическая способность запечатлевать информацию. Культурная память - опосредованная, долговременная, произвольная – мнемотехника. Механическое запоминание с помощью различных средств. Логическая память – рациотехника. Рациональное задействование мыслительных процессов. Образная память – эйдотехника. Видение предмета вне зоны восприятия.
Мнемотехника - потрясающая гимнастика для ума!
«Я укрепляю свою замечательную память каждый день».
Я – якорь. Укрепляю – укроп. Свою – сапоги. Замечательную – звезда. Память – парашют. Каждый – клоун. День – дорога.
«Я укрепляю свою память каждый день» яблоко, помидоры, бананы, картошка, укроп, дыня. свёкла,
Запоминание словарных слов. КОЛБАСА к о лбаса ВОРОНА в о рона КОРОВА к о рова
КОМНАТА, ПЕТУХ, МЕДВЕДЬ, ТРОЛЛЕЙБУС.
Ком – на – та Ком на тачке въехал в комнату.
Пет – ух ПЕТербург УХом слышит петуха.
Трол – лей – бус ТРОЛь ЛЕЙкой поливал БУСы.
ЧБК 1 – К 6 – Ш 2 – Л 7 - С 3 – Т 8 - В 4 – Ч 9 - Д 5 – П 0 - Н
2 7. 0 5. 1 7 0 3 г. ЛС НП КС НТ
ЛоСь НаПал на КоСулю, Напуганную Тенью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Урок развития речи в начальной школе и воспитание истинного патриотизма".
Сейчас по всем действующим программам начальной школы отдельный урок развития речи не предусматривается. На уроках русского языка обычно изучаются элементы лексикологии, синтаксиса; дети учатся писать...
Статья "Технологии групповой работы в начальной школе"
Статья " Технологии групповой работы в начальной школе "...
Статья"Технология групповой работы в начальной школе"
В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их ...
Статья "Технология смыслового чтения в начальной школе"
Технология продуктивного чтения Н.Н.Светловской...
Статья «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе для учащихся с ОВЗ»
В статье описаны приемы критического мышления...
СТАТЬЯ. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ОПЫТ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ОХРАНЫ И РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ.
В статье рассматривается тема ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ОПЫТ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ОХРАНЫ И РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ....
Приемы мнемотехники для развития памяти учащихся начальной школы
Каждый день нам приходится запоминать большие объёмы информации, получать новые сведения, не терять из головы то, что уже выучено давно, и ориентироваться во всём этом потоке данных. Детям хорошая пам...