Приемы мнемотехники на уроках математики в начальной школе
статья по математике (1 класс)

Бельская Анна Александровна

Приемы мнемотехники на уроках математики в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мнемонических приёмов на уроках математики

        Младшие школьники обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объёму. Они склонны дословно воспроизводить то, что запомнили. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даёт возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приёмов, т.е. рациональных способов запоминания. Когда ребёнок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время мнемонической деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными. Следует отметить, что младший школьник может успешно запомнить и воспроизвести и непонятный ему текст. Поэтому взрослые должны контролировать не только результат (точность ответа, правильность пересказа), но и сам процесс – как, какими способами ученик это запомнил.

         Л.Ф. Обухова считает, что одна из задач учителя в начальных классах – научить детей использовать определённые мнемонические приёмы. Это, прежде всего, деление текста на смысловые части (обычно придумывание к ним заголовков, составление плана), прослеживание основных смысловых опорных пунктов или слов, возвращение к уже прочитанным частям текста для уточнения их содержания, мысленное припоминание прочитанной части и воспроизведение вслух и про себя всего материала, а также рациональные приёмы заучивания наизусть. В результате учебный материал понимается, связывается со старым и включается в общую систему знаний, имеющуюся у ребёнка. Такой осмысленный материал легко "извлекается" из системы связей и значений и воспроизводится.

        Произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная деятельность.

       Наблюдения за детьми в течение нескольких последних лет показали, что данная функция у современных младших школьников снижена. Это связано со многими причинами, в том числе и с глобальной информатизацией и компьютеризацией жизни современного человека. Поэтому учитель должен найти такие методы и приёмы, которые могли бы увлечь детей.

        Изучение математики в школе направлено на формирование определённого типа мышления; развитие познавательных способностей; формирование и развитие операций сравнения, анализа и синтеза; на развитие памяти, внимания и других психических процессов.  

      Преподавая математику в начальной школе, мы используем методику мнемотехники.

      Мнемотехника известна с давних времён и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введён Пифагором Самосским в 6 веке до н.э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

      В настоящее время интерес к мнемотехнике не угас. Более того, виды мнемонической техники запоминания постоянно совершенствуются на основе новых представлений о механизмах памяти человека. Сейчас феноменальная память из разряда чудес переходит в разряд обыкновенных, доступных каждому навыков запоминания, которые можно сформировать, как и любые другие навыки.

     

.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ МНЕМОТЕХНИКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья в соавторстве с коллегой об использовании методики мнемотехники на уроках математики в начальной школе...

Мастер-класс:"Приемы организации учебно- познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе"

Рассказать о приемах организации учебно-познавательной деятельности на уроках математики...

Методы и приемы формирования УУД на уроках математики в начальной школе.

Иэ опыта работы. Выступление в  Окружном Методическом центре Юго-Западного окружного управления образования департамента образования г.Москвы...

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ " ПРИЕМЫ УСТНОГО СЧЕТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ".

В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин. Учителю ...

Приемы мнемотехники для развития памяти учащихся начальной школы

Каждый день нам приходится запоминать большие объёмы информации, получать новые сведения, не терять из головы то, что уже выучено давно, и ориентироваться во всём этом потоке данных. Детям хорошая пам...