Приемы мнемотехники на уроках математики в начальной школе
статья по математике (1 класс)
Приемы мнемотехники на уроках математики в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мнемонических приёмов на уроках математики
Младшие школьники обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объёму. Они склонны дословно воспроизводить то, что запомнили. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даёт возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приёмов, т.е. рациональных способов запоминания. Когда ребёнок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время мнемонической деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными. Следует отметить, что младший школьник может успешно запомнить и воспроизвести и непонятный ему текст. Поэтому взрослые должны контролировать не только результат (точность ответа, правильность пересказа), но и сам процесс – как, какими способами ученик это запомнил.
Л.Ф. Обухова считает, что одна из задач учителя в начальных классах – научить детей использовать определённые мнемонические приёмы. Это, прежде всего, деление текста на смысловые части (обычно придумывание к ним заголовков, составление плана), прослеживание основных смысловых опорных пунктов или слов, возвращение к уже прочитанным частям текста для уточнения их содержания, мысленное припоминание прочитанной части и воспроизведение вслух и про себя всего материала, а также рациональные приёмы заучивания наизусть. В результате учебный материал понимается, связывается со старым и включается в общую систему знаний, имеющуюся у ребёнка. Такой осмысленный материал легко "извлекается" из системы связей и значений и воспроизводится.
Произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная деятельность.
Наблюдения за детьми в течение нескольких последних лет показали, что данная функция у современных младших школьников снижена. Это связано со многими причинами, в том числе и с глобальной информатизацией и компьютеризацией жизни современного человека. Поэтому учитель должен найти такие методы и приёмы, которые могли бы увлечь детей.
Изучение математики в школе направлено на формирование определённого типа мышления; развитие познавательных способностей; формирование и развитие операций сравнения, анализа и синтеза; на развитие памяти, внимания и других психических процессов.
Преподавая математику в начальной школе, мы используем методику мнемотехники.
Мнемотехника известна с давних времён и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введён Пифагором Самосским в 6 веке до н.э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.
В настоящее время интерес к мнемотехнике не угас. Более того, виды мнемонической техники запоминания постоянно совершенствуются на основе новых представлений о механизмах памяти человека. Сейчас феноменальная память из разряда чудес переходит в разряд обыкновенных, доступных каждому навыков запоминания, которые можно сформировать, как и любые другие навыки.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ МНЕМОТЕХНИКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Статья в соавторстве с коллегой об использовании методики мнемотехники на уроках математики в начальной школе...
Мастер-класс:"Приемы организации учебно- познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе"
Рассказать о приемах организации учебно-познавательной деятельности на уроках математики...
Методы и приемы формирования УУД на уроках математики в начальной школе.
Иэ опыта работы. Выступление в Окружном Методическом центре Юго-Западного окружного управления образования департамента образования г.Москвы...
Методы и приемы обучения на уроках математики в начальной школе.
методическая статья...
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ " ПРИЕМЫ УСТНОГО СЧЕТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ".
В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин. Учителю ...
Мастер - класс «Приемы развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»
Мастер - класс...
Приемы мнемотехники для развития памяти учащихся начальной школы
Каждый день нам приходится запоминать большие объёмы информации, получать новые сведения, не терять из головы то, что уже выучено давно, и ориентироваться во всём этом потоке данных. Детям хорошая пам...