Развитие УУД у младших школьников в урочной деятельности.
учебно-методический материал

Формирование познавательных  универсальных учебных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретическая часть.

В процессе формирования познавательных  универсальных учебных действий, пожалуй, самое важное — научить младших школьников делать маленькие, но собственные открытия. При изучении курса «Окружающий мир», «Литературное чтение» мною используется один из видов работы с текстом – учебное сообщение, где ученики имеют возможность самостоятельно творчески решить задачу по предложенной теме.

Учебное сообщение - это  небольшое выступление в научном стиле по заранее заданной теме.

Практическая часть. 

С 1 по 4класс мои ученики готовили сообщения по различным темам курсов окружающего мира и литературного чтения. Приведу в пример несколько из них.

Темы окружающего мира: Моя будущая профессия, Как помочь животным зимой, Мой родной город, Моя родословная, Страны Северной Европы, Страны Западной Европы, В центре Европы, Знаменитые города золотого кольца, Животное из красной книги, Растение из красной книги, Животные степи.

Темы литературного чтения: Мой любимый писатель, Русские писатели, Зарубежные писатели, Любимая зарубежная сказка, Волшебная сказка, Авторская сказка,  Я автор.

Данные сообщения дети выполняли вместе с родителями, а кто-то –самостоятельно. Ученики  получают задание на определенную тему, на выполнение которого дается от 5 до 7 дней,  на озвучивание сообщения дается 5 минут.

В 1 классе дети начинали писать сообщения с 1 листа, на стандартной бумаге формата А4, рукописное оформление, без титульного листа, обязательно должны присутствовать  элементы наглядности (иллюстрации, фотографии).

 С 2 класса объем увеличился до 2-3 листов, обязательное наличие титульного листа,  рукописный или печатный текст.

Основной целью  как учебного сообщения, так и проекта   является формирование  творческого мышления учащихся. 

Для работы над проектом школьник должен иметь определенный исходный (пусть минимальный) уровень готовности. Такую готовность дает работа над учебным сообщением, она как ступенька от простого к сложному, готовит детей к более  серьезной работе.

Представляю вам проект Бубновой Эрики «Осуохай – обрядовый танец Ысыаха», с которым она выступила в школьной научно-практической конференции «Шаг в науку».

Подготовка сообщения и выступление с ним перед всем классом, придает ученику больше уверенности в себе, развивает  интерес к творческому поиску решения поставленных задач, и что немаловажно у школьника формируются все универсальные учебные действия.

Анализ сформированности УУД по результатам полиатлон-мониторинга «Политоринг»:

Класс

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

1 класс

2 класс

0

95%

5%

0

83%

17%

0

95%

5%

0

83%

17%

3 класс

0

87%

13%

0

75%

25%

0

87%

13%

0

44%

56%

Н – низкий уровень

С – средний уровень

В – высокий уровень.

Из полученных результатов видна положительная динамика: регулятивные УУД повысились на 8%, познавательные УУД на 8%, коммуникативные на 8% и личностные на 39%.

Таким образом, учебное сообщение, как один из видов работы с текстом при систематическом использовании  помогает в формировании универсальных учебных действий у младших школьников, а также готовит их к более значимой работе такой, как индивидуальный проект,  развивает  интерес к творческому поиску решения поставленных задач.

Как подготовить сообщение (в помощь школьнику).

Сообщение – это устное выступление, когда ты кратко рассказываешь о чем - то. Своим выступлением ты можешь заинтересовать слушателей, увлечь кого-то, поделиться интересной информацией.

Твоя задача - в увлекательной форме донести до слушателей информацию.

Успешным может быть только такое сообщение, которое заранее продумано.

Ты четко должен знать:

  • о чем ты будешь говорить,
  • с какой целью будешь говорить,
  • что главное хочешь сказать.

Советы:

при подготовке:

  1. выбери тему, пойми её суть (основной смысл); помни, что для более успешного выступления тема должна быть яркая, необычная, интересна тебе и слушателям;
  2. найди и выбери интересную информацию по теме;
  3. составь план выступления;
  4. продумай и подготовь наглядность, которая поможет тебе лучше донести информацию до слушателей и привлечь их внимание при выступлении; важно решить, когда именно во время выступления ты будешь показывать то, что подготовил;
  5. запиши текст выступления, выбирая только самое важное, помни, что у тебя на выступление только 5 – 7 минут;
  6. подготовь пересказ подготовленного текста (наизусть учить не нужно);
  7. прорепетируй выступление с показом наглядности.

во время выступления:

  1. будь уверен в себе (никто из слушателей не знает тему лучше тебя);
  2. рассказывай громко, выразительно, глядя на слушателей; не спеши;
  3. можешь пользоваться планом или ключевыми словами, чтобы не сбиться;
  4. помни о наглядности, учти, что крупные предметы (рисунки, фотографии, поделки) можно показывать издалека, а маленькие лучше передать слушателям или подойти к каждому по очереди.

Примерный план выступления

  1. Вступление:
  • тема,
  • цель ( - Я хочу рассказать вам о …, чтобы …),
  • план ( - Из моего рассказа вы узнаете…).
  1. Информирование (рассказ по теме).
  2. Заключение ( - Из моего рассказа вы узнали…).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

От учебного сообщения к проекту Акимова Алена Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2»

Слайд 2

Учебное сообщение - это небольшое выступление в научном стиле по заранее заданной теме.

Слайд 3

1 класс – окружающий мир Сообщение на тему: «Моя будущая профессия».

Слайд 4

2 класс- окружающий мир «Мой родной город»

Слайд 5

3 класс – окружающий мир «Знаменитые города Золотого кольца»

Слайд 6

3 класс – литературное чтение «Мой любимый писатель»

Слайд 7

Основной целью как учебного сообщения, так и проекта является формирование творческого мышления учащихся. Для работы над проектом школьник должен иметь определенный исходный (пусть минимальный) уровень готовности. Такую готовность дает работа над учебным сообщением, она как ступенька от простого к сложному, готовит детей к более серьезной работе.

Слайд 8

Что такое Осуохай ? Не уверен – 29 Не знаю – 13 Да, знаю - 1 Знаете ли вы что такое ысыах ? Не уверен – 9 Не знаю - 6 Да, знаю – 28

Слайд 9

Анализ сформированности УУД по результатам полиатлон-мониторинга « Политоринг »: Класс Регулятивные Познавательные Коммуникатив-ные Личностные Н С В Н С В Н С В Н С В 1 2 0 95% 5% 0 83% 17% 0 95% 5% 0 83% 17% 3 0 87% 13% 0 75% 25% 0 87% 13% 0 44% 56%

Слайд 10

Таким образом, учебное сообщение, как один из видов работы с текстом при систематическом использовании помогает в формировании универсальных учебных действий у младших школьников, а также готовит их к более значимой работе такой, как индивидуальный проект, развивает интерес к творческому поиску решения поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. В статье раввматриваются методы нравственного воспитания, используемые в уче...

Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Педагогический проект  «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»...

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО ТЕМЕ "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Презентация на тему "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Тема «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС».

Формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)...

Выступление на тему "Развитие познавательной активности младших школьников через игровую деятельность в урочное и внеурочное время".

В начальной школе очень важно заинтересовать детей учебной и познавательной деятельностью, а проще всего это сделать через хорошо им знакомую  игру.Цель выступления:-показать воспитательный и обу...

"Развитие критического мышления младшего школьника посредством исследовательской деятельности в урочной и внеурочной деятельности"

В пособии рассматриваются показатели развития критического мышления, рассматриваются варианты интеграции приёмов критического мышления с этапами проектной деятельности....