Рабочая программа по литературному чтению на родном языке.
рабочая программа (2 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
УТВЕРЖДАЮ
_____________
Приказ № _от _г.
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском).
(базовый уровень)
Учитель: Рускова Людмила Петровна
Срок реализации программы, учебный год: 1 год, 2021 – 2022 уч.г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по литературному чтению на родном языке(русском) для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373), Приказа Министерства образования и науки РФ № 1576 от 31.12.2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373», Приказа Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115»Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России20 апреля 2021г. № 63180), Примерной образовательной программы начального общего и основного общего образования, одобренные решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15) в соответствии с рабочей программой воспитания МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа № 2», утвержденной приказом по школе от 01.09.2021г. № 191 и адаптированной авторской программы по литературному чтению на родном языке О.М. Александровой, М.И. Кузнецовой, Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой.
Основные задачи реализация содержания предметной области «Литературное чтение на родном языке»:Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Развитие диалогической и монологической устной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
Место учебного предмета в учебном плане:
По учебному плануна изучение литературного чтения на родном языке(русском)во 2 классе отводится 0,5 часа в неделю, что составляет 17 часов в год. Уровень усвоения – базовый.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ) 2 КЛАСС»
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
–основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности, не успешности учебной деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Обучающийся получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть рядом общих приемов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные отсобственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Планируемые предметные результаты
- понимание родной литературы как одной из основных национально – культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке(русском)»
Раздел 1. Мир детства (8ч)
Я и книги (2ч) Не торопись отвечать, торопись слушать. Н.Е. Егорова «Детство Александра Пушкина». Т.А. Луговская «Как знаю, как помню, как умею». Памяти детства. Л.К. Чуковская.
Я взрослею (3ч)Как аукнется, так и откликнется. Пословицы об отношении к другим людям. В.В. Бианки «Сова». Воля и труд дивные всходы дают. Пословицы о труде. Е.А. Пермяк «Маркел-самодел и его дети». Б.В. Шергин «Пословицы в рассказах». Кто идет вперед, того страх не берет. Пословицы о смелости. С.П. Алексеев «Медаль». В.В. Голявкин «Этот мальчик». В.Ю. Драгунский «Рабочие дробят камень».
Я и моя семья (2ч)Семья крепка ладом. Л.Н. Толстой «Отец и сыновья». М.В. Дружинина «Очень полезный подарок». С.Г. Георгиев «Стрекот кузнечика». В.В. Голявкин «Мой добрый папа»
Я фантазирую и мечтаю(1ч)Мечты, зовущие ввысь. Н.К. Абрамцева «Заветное желание». Е.В.Григорьева «Мечта». Л.Н. Толстой «Воспоминания»
Раздел 2. Россия – Родина моя. (9ч)
Люди земли русской(3ч) В.А. Бахревский «Виктор Васнецов». М.А.Булагов, В.И. Порудоминский «Собирал человек слова…. Повесть о В.И. Дале». М.Л. Яковлев «Сергий Радонежский приходит на помощь». И.К. Языкова «Преподобный Сергий Радонежский»
Народные праздники, связанные с временами года(3ч)Хорош праздник после трудов праведных. Песни-веснянки. Л.Ф. Воронкова «Девочка из города». В.А. Жуковский «Жаворонок». А.С. Пушкин «Птичка». Богат и трудами, и праздниками месяц август. А.А Коринфский «Август-собериха», «Спожинки».
О родной природе(3ч) Уж ты нива моя, нивушка… Русские народные загадки о поле, цветах. И.С.Никитин «В чистом поле тень шагает». Минутная краса полей. Л.Ф.Воронкова «Подснежники». Ю.И. Коваль «Фарфоровые колокольчики». М.С. Пляцковский «Колокольчик». Поляны муравы одели… В.А. Солоухин «Трава». Е.А.Благинина «Журавушка».
тематическое планирование
№ п/п | Темы | Вопросы воспитания | Количество часов |
1 | Мир детства | Воспитываем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; Воспитываем знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; | 8 |
2 | Россия – Родина моя | Воспитываем основам гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие. Воспитание основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; Осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа | 9 |
календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки прохождения темы | Причины корректи ровки |
Я и книги (2ч) | ||||
Не торопись отвечать, торопись слушать. Н.Е. Егорова «Детство Александра Пушкина». Т.А. Луговская «Как знаю, как помню, как умею». | 2а 2б 2в | 2а 2б 2в | ||
Т.А. Луговская «Володины сказки» Памяти детства. Л.К. Чуковская. | 2а 2б 2в | 2а 2б 2в | ||
Я взрослею (3ч) | ||||
Как аукнется, так и откликнется. Пословицы об отношении к другим людям. В.В. Бианки «Сова». | 2а 2б 2в | 2а 2б 2в | ||
Воля и труд дивные всходы дают. Пословицы о труде. Е.А. Пермяк «Маркел-самодел и его дети». Б.В. Шергин «Пословицы в рассказах». | 2а 2б 2в | 2а 2б 2в | ||
Кто идет вперед, того страх не берет. Пословицы о смелости. С.П. Алексеев «Медаль». В.В. Голявкин «Этот мальчик». В.Ю. Драгунский «Рабочие дробят камень». | 2а 2б 2в | 2а 2б 2в | ||
Я и моя семья (2ч) | ||||
Семья крепка ладом. Л.Н. Толстой «Отец и сыновья». М.В. Дружинина «Очень полезный подарок». С.Г. Георгиев «Стрекот кузнечика». | 2а 2б 2в | 2а 2б 2в | ||
Семья крепка ладом. В.В. Голявкин «Мой добрый папа» | 2а 2б 2в | 2а 2б 2в | ||
Я фантазирую и мечтаю(1ч) | ||||
Мечты, зовущие ввысь. Н.К. Абрамцева «Заветное желание». Е.В.Григорьева «Мечта». Л.Н. Толстой «Воспоминания» Проверочная работа по итогам изученного раздела. | 2а 2б 2в | 2а 2б 2в | ||
Люди земли русской(3ч) | ||||
В.А. Бахревский «Виктор Васнецов». | 2а 2б 2в | 2а 2б 2в | ||
М.А.Булагов, В.И. Порудоминский «Собирал человек слова…. Повесть о В.И. Дале». | 2а 2б 2в | 2а 2б 2в | ||
М.Л. Яковлев «Сергий Радонежский приходит на помощь». И.К. Языкова «Преподобный Сергий Радонежский» | 2а 2б 2в | 2а 2б 2в | ||
Народные праздники, связанные с временами года (3ч) | ||||
Хорош праздник после трудов праведных. Песни-веснянки. | 2а 2б 2в | 2а 2б 2в | ||
Л.Ф. Воронкова «Девочка из города». В.А. Жуковский «Жаворонок». А.С. Пушкин «Птичка». | 2а 2б 2в | 2а 2б 2в | ||
Богат и трудами, и праздниками месяц август. А.А Коринфский «Август-собериха», «Спожинки». | 2а 2б 2в | 2а 2б 2в | ||
О родной природе(3ч) | ||||
Уж ты нива моя, нивушка… Русские народные загадки о поле, цветах. И.С.Никитин «В чистом поле тень шагает». | 2а 2б 2в | 2а 2б 2в | ||
Минутная краса полей. Л.Ф.Воронкова «Подснежники». Ю.И. Коваль «Фарфоровые колокольчики». М.С. Пляцковский «Колокольчик». | 2а 2б 2в | 2а 2б 2в | ||
Поляны муравы одели… В.А. Солоухин «Трава». Е.А.Благинина «Журавушка». Проверочная работа по итогам изученного раздела. | 2а 2б 2в | 2а 2б 2в |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании заместитель директора по УВР
Методического совета школы ________________________
протокол № 1 от «_ _» августа г.
«__» августа г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс...
Рабочая программа по Литературному чтению на родном языке (русском) 1 класс "Школа России"
Рабочая программа...
Рабочая программа. Курса "Литературное чтение на родном языке" для 3 класса с ЗПР 7.1
Данная программа расчитана для учеников 3 класса с ЗПР варианта 7.1...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 3 класс.
Программа рекомендована для общеобразовательных школ с УМК Школа России для ведения предмета "Литературное чтение на родном языке" в 3 классе....
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3-4 классы
Рабочая программа содержит все необходимые разделы и приложения....
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке
Рабочая программа для 4 класса...