Рабочая программа по литературному чтению на родном языке.
рабочая программа (2 класс)

Рускова Людмила Петровна ***

Программа для 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit._chten._na_rod._yaz.docx43.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

УТВЕРЖДАЮ

_____________ 

 

Приказ   №         _от       _г.

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском).

 (базовый уровень)

                       Учитель: Рускова  Людмила Петровна

 

Срок реализации программы, учебный год: 1 год, 2021 – 2022 уч.г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по литературному чтению на родном языке(русском) для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373), Приказа Министерства образования и науки РФ № 1576 от 31.12.2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373», Приказа Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115»Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России20 апреля 2021г. № 63180), Примерной образовательной программы начального общего  и основного общего образования, одобренные решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15)  в соответствии с рабочей программой воспитания МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа № 2», утвержденной приказом по школе от 01.09.2021г. № 191 и адаптированной  авторской программы по литературному чтению на родном языке О.М. Александровой, М.И. Кузнецовой, Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой.

Основные задачи реализация содержания предметной области «Литературное чтение на родном языке»:Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

Развитие диалогической и монологической устной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

Место учебного предмета в учебном плане:

По учебному плануна изучение литературного чтения на родном языке(русском)во 2 классе отводится 0,5 часа в неделю, что составляет 17 часов в год. Уровень усвоения – базовый.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ) 2 КЛАСС»

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– способность к оценке своей учебной деятельности;

–основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

– установка на здоровый образ жизни;

– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

– адекватного понимания причин успешности, не успешности учебной деятельности;

– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Обучающийся получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

– использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– устанавливать аналогии;

– владеть рядом общих приемов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

– осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные отсобственной;

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Планируемые предметные результаты

- понимание родной литературы как одной из основных национально – культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

- осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке(русском)»

Раздел 1. Мир детства (8ч)

Я и книги (2ч) Не торопись отвечать, торопись слушать. Н.Е. Егорова «Детство Александра Пушкина». Т.А. Луговская «Как знаю, как помню, как умею». Памяти детства. Л.К. Чуковская.

Я взрослею (3ч)Как аукнется, так и откликнется. Пословицы об отношении к другим людям. В.В. Бианки «Сова». Воля и труд дивные всходы дают. Пословицы о труде. Е.А. Пермяк «Маркел-самодел и его дети». Б.В. Шергин «Пословицы в рассказах». Кто идет вперед, того страх не берет. Пословицы о смелости. С.П. Алексеев «Медаль». В.В. Голявкин «Этот мальчик». В.Ю. Драгунский «Рабочие дробят камень».

Я и моя семья (2ч)Семья крепка ладом. Л.Н. Толстой «Отец и сыновья». М.В. Дружинина «Очень полезный подарок». С.Г. Георгиев «Стрекот кузнечика». В.В. Голявкин «Мой добрый папа»

Я фантазирую и мечтаю(1ч)Мечты, зовущие ввысь. Н.К. Абрамцева «Заветное желание». Е.В.Григорьева «Мечта». Л.Н. Толстой «Воспоминания»

Раздел 2. Россия – Родина моя. (9ч)

Люди земли русской(3ч) В.А. Бахревский «Виктор Васнецов». М.А.Булагов, В.И. Порудоминский «Собирал человек слова…. Повесть о В.И. Дале». М.Л. Яковлев «Сергий Радонежский приходит на помощь». И.К. Языкова «Преподобный Сергий Радонежский»

Народные праздники, связанные с временами года(3ч)Хорош праздник после трудов праведных. Песни-веснянки. Л.Ф. Воронкова «Девочка из города». В.А. Жуковский «Жаворонок». А.С. Пушкин «Птичка». Богат и трудами, и праздниками месяц август. А.А Коринфский «Август-собериха», «Спожинки».

О родной природе(3ч) Уж ты нива моя, нивушка… Русские народные загадки о поле, цветах. И.С.Никитин «В чистом поле тень шагает». Минутная краса полей. Л.Ф.Воронкова «Подснежники». Ю.И. Коваль «Фарфоровые колокольчики». М.С. Пляцковский «Колокольчик». Поляны муравы одели… В.А. Солоухин «Трава». Е.А.Благинина «Журавушка».

тематическое планирование

№ п/п

Темы

Вопросы воспитания

Количество часов

1

Мир детства

Воспитываем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

Воспитываем знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

8

2

Россия – Родина моя

Воспитываем основам гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие.

Воспитание основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

Осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа

9

календарно-тематическое планирование

№ урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки прохождения темы

Причины корректи ровки

Я и книги (2ч)

Не торопись отвечать, торопись слушать. Н.Е. Егорова «Детство Александра Пушкина». Т.А. Луговская «Как знаю, как помню, как умею».

Т.А. Луговская «Володины сказки»

Памяти детства. Л.К. Чуковская.

Я взрослею (3ч)

Как аукнется, так и откликнется. Пословицы об отношении к другим людям. В.В. Бианки «Сова».

Воля и труд дивные всходы дают. Пословицы о труде. Е.А. Пермяк «Маркел-самодел и его дети». Б.В. Шергин «Пословицы в рассказах».

Кто идет вперед, того страх не берет. Пословицы о смелости. С.П. Алексеев «Медаль». В.В. Голявкин «Этот мальчик». В.Ю. Драгунский «Рабочие дробят камень».

Я и моя семья (2ч)

Семья крепка ладом. Л.Н. Толстой «Отец и сыновья». М.В. Дружинина «Очень полезный подарок». С.Г. Георгиев «Стрекот кузнечика».

Семья крепка ладом. В.В. Голявкин «Мой добрый папа»

Я фантазирую и мечтаю(1ч)

Мечты, зовущие ввысь. Н.К. Абрамцева «Заветное желание». Е.В.Григорьева «Мечта». Л.Н. Толстой «Воспоминания»

Проверочная работа по итогам изученного раздела.

Люди земли русской(3ч)

В.А. Бахревский «Виктор Васнецов».

М.А.Булагов, В.И. Порудоминский «Собирал человек слова…. Повесть о В.И. Дале».

М.Л. Яковлев «Сергий Радонежский приходит на помощь». И.К. Языкова «Преподобный Сергий Радонежский»

Народные праздники, связанные с временами года (3ч)

Хорош праздник после трудов праведных. Песни-веснянки.

Л.Ф. Воронкова «Девочка из города». В.А. Жуковский «Жаворонок». А.С. Пушкин «Птичка».

Богат и трудами, и праздниками месяц август. А.А Коринфский «Август-собериха», «Спожинки».

О родной природе(3ч)

Уж ты нива моя, нивушка… Русские народные загадки о поле, цветах. И.С.Никитин «В чистом поле тень шагает».

Минутная краса полей. Л.Ф.Воронкова «Подснежники». Ю.И. Коваль «Фарфоровые колокольчики». М.С. Пляцковский «Колокольчик».

Поляны муравы одели… В.А. Солоухин «Трава». Е.А.Благинина «Журавушка».

Проверочная работа по итогам изученного раздела.

РАССМОТРЕНО                                СОГЛАСОВАНО

на заседании                                                заместитель директора по УВР

 Методического совета школы                        ________________________

протокол № 1 от «_     _» августа           г.                                

        «__» августа        г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс...

Рабочая программа. Курса "Литературное чтение на родном языке" для 3 класса с ЗПР 7.1

Данная программа расчитана для учеников 3 класса с ЗПР варианта 7.1...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 3 класс.

Программа рекомендована для общеобразовательных школ с УМК Школа России для ведения предмета "Литературное чтение на родном языке" в 3 классе....

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3-4 классы

Рабочая программа содержит все необходимые разделы и приложения....