Особенности логопедической работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
статья по логопедии

Исакова Анна Павловна

Статья опубликована учителем -логопедом ГБОУ средняя школа 322

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osobennosti.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности логопедической работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР)

Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих.

Работа с данной группой детей заключается в комплексном подходе специалистов: учителей, логопедов, дефектологов и психологов.

Область деятельности учителя-логопеда включает в себя логопедическую диагностику (первичная и по окончанию учебного года), разработку рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с ребенком, консультирование, коррекционную работу, работу с родителями.

Логопедическая помощь детям с симптоматикой осуществляется с учётом их речевых и коммуникативных особенностей и позволяет преодолевать те дефекты, которые препятствуют их обучению и воспитанию.

Цель логопедической работы - научить такого ребёнка  пользоваться речью.

Логопедическая работа с детьми  имеет ряд особенностей:

Затруднена диагностика при первичном обследовании - отмечается сложность  установления эмоционального контакта, мала вероятность раскрытия всех возможностей ребёнка и, в то же время, возможна их переоценка.

Все этапы работы занимают более длительное время, её эффективность обычно невысока, возможна потеря детьми приобретённых навыков, материал усваивается неравномерно, всё это напрямую зависит от возможностей детей.

Отмечается отсутствие мотивации к обучению или её низкий уровень, а также сложность или невозможность произвольного сосредоточения ребёнка на предлагаемых заданиях.

Важным в логопедической работе является принцип визуализации. Вступать во взаимодействие с педагогами и окружающими людьми многим детям с минимальной произносительной способностью помогают коммуникативные книги, с помощью которых они понимают, что от них требуют; что необходимо сделать. Это своего рода система обмена изображениями (картиночные символы коммуникации, к которым можно отнести систему PECS).

Совместная работа специалистов на классе детей с ТМНР

1 Мониторинг детей на начало года, с последующими срезами (середина года и конец)

Составление программы, учитывая возрастные , интеллектуальные и индивидуальные особенности каждого ребенка.

2 Составление программы, учитывая возрастные, интеллектуальные и индивидуальные особенности каждого ребенка.

3 Отработка одних и тех же задач, используя разные приемы и методы.

4 Консультации с педагогами и  родителями

На данном этапе, мы работаем по двум направлениям. Сенсорное и речевое развитие.

Для подготовки занятий учитель-логопед подбирает речевой материал для детей, учитель-дефектолог регулирует познавательную составляющую. Оба специалиста учитывают возрастные, интеллектуальные и индивидуальные особенности каждого ребёнка.

 Развитие сенсорного восприятия

учитель-дефектолог развивает тактильно-двигательного восприятия: дети учатся различать предметы на ощупь по различным признакам: форма, материал, текстура).

А учитель-логопед в свою очередь, развивает мелкую моторику пальцев рук, как с речевым, так и без речевого сопровождения.

Развитие речи

Одной из основных задач учителя-логопеда является коррекция звукопроизношения (подготовка органов артикуляции к воспроизведению звуков, постановка звуков, автоматизация и их дифференциация).

учитель-дефектолог на своих занятиях осуществляет контроль за правильным произношением этих звуков в речи детей. С этой целью логопед консультирует коллегу по поводу того, над какой группой звуков ведется работа в данный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Сегодня акцентируется внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения образовательного процесса. Задачи здоровьесбережения и здо...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Сегодня акцентируется внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения образовательного процесса. Задачи здоровьясбережения и здо...

Средства альтернативной коммуникации в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Использование альтернативных средств коммуникации сегодня актуально в связи с тем, что в настоящее время растет количество детей, имеющих такие нарушения развития, при которых речь либо отсутству...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развити

Одно из основных направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, психолого-педагогические аспе...

Использование методов базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Базальная стимуляция - это современная концепция организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР....

Особенности работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

Дети занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу. Как правило, это учащиеся с выраженными нарушениями интеллектуального развития...

Сенсорная интеграция как метод коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития. (выступление на Форуме "Осенние встречи")

Ребенок, в силу тяжести двигательных, интеллектуальных и сенсорных нарушений, не имеет возможности получать сенсорные стимулы извне. И задачей педагога является создать специальные оптимальные условия...