Отчет по самообразованию по теме «Формирование самооценки учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО»
статья

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx15.93 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию учителя Арзыбовой Анастасии Ивановны по теме «Формирование самооценки учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО»

Цель: определение наиболее эффективных приёмов формирования самооценки младших школьников.

Задачи: - активизировать познавательную деятельность и интерес к предметам;

- формировать умение контролировать и оценивать свою работу и работу товарищей;

- создать атмосферу эмоционального комфорта на уроке.

Младший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческий отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для дифференцированной адекватной самооценки. Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе. Самооценка младшего школьника зависит от оценки учителя и от успеха в учебной деятельности. Для успешного решения педагогических задач учитель должен иметь чёткое представление о тех факторах учебной деятельности младшего школьника, которые влияют на самооценку и развитие личности ребёнка.

Для формирования самооценки у детей были использованы следующие приёмы:

1.  В начале и в конце урока вводится рефлексия успешности (дети рисуют в тетрадях кружки, соответствующие их успешности: красный – на уроке все получилось, узнал много нового, желтый – получилось не все, зеленый –ничего не вышло). Детям очень нравится эта работа.

2. При самостоятельной работе или изучении нового материала, также используются сигнальные квадратики – светофор. (Если ребёнок понял новую тему и может самостоятельно справится с заданием, то поднимает зелёный сигнал, если нужна помощь учителя при выполнении задания, ребёнок поднимает красный сигнал) Дети привыкли к такой работе и с удовольствием пользуются сигналами. Эта работа дисциплинирует детей, каждый ребёнок может оценить задание и свои силы.

3. При взаимопроверке (работа в парах, в группах) используются значки в виде смайлика: весёлый – активно работал, давал правильные ответы; равнодушный – активно работал, но много было неправильных ответов; грустный – на уроке был пассивный, мало отвечал. А также командир группы выделяет игрока, который давал больше правильных ответов.

4. При оценивании себя и товарищей в конце урока используются схемы с незаконченными предложениями. (На сегодняшнем уроке я узнал.., На этом уроке я похвалил бы себя за.., Сегодня я сумел.., Я сегодня похвалил бы..)

5. С целью отслеживания результатов уровня сформированности адекватной самооценки младших школьников используется методика Н.Г. Лускановой. «Лесенка». Предлагается лесенка из 5 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа по самооценке, впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке.

Самооценка позволяет человеку увидеть сильные и слабые стороны своей работы. При оценивании своей работы и работы товарищей учащиеся дают содержательную характеристику результатов, анализируют свои достоинства и недостатки, ищут пути их устранения. Это позволяет развивать положительную мотивацию к учёбе.

Использованные источники

  1. Захарина Н. Л. Формирование самооценки у младших школьников в условиях внедрения ФГОС / Н. Л. Захарина. Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 29 с.
  2. Иванова, Н. В. Формирование самооценки младших школьников посредством проектной технологи / Н. В. Иванова, Е. В. Минаева ; Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. – № 4 (часть 6) – С. 1228-1230.
  3. Технология оценивания образовательных достижений учащихся как средство оптимизации учебного процесса // Современные педагогические (образовательные) технологии. – 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по теме самообразования "Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО второго поколения"

С 2015 года и по настоящее время ( 2 – 3 класс) поставила перед собой следующую тему самообразования «Формирование навыков самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО», к...

Доклад на тему Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.

Приоритетной целью школьного образования, согласно ФГОС НОО, становится развитие у учащихся способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая само...

Методический семинар по теме «Адекватная самооценка учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО»

На методическом семинаре  Муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года  России -2017»  мне хотелось познакомить коллег с методикой формирования самооценки...

Формирование самооценки учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО

Работа содержит методический материал для работы по данной теме, как теоретический, так и практический....

Отчет по самообразованию по теме «Формирование самооценки учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО»

Цель: Совершенствование педагогического мастерства и качества образовательного процесса.Задачи:1. Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности.2. Развитие интеллектуальной...

Формирование самооценки учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фак...

Отчёт по самообразованию (из опыта работы) по теме: «Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО»

Важнейшим психологическим фактором формирования учебной деятельности учащегося является самооценка. Она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. П...