Методический семинар по теме «Адекватная самооценка учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
На методическом семинаре Муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России -2017»
мне хотелось познакомить коллег с методикой формирования самооценки у младших школьников; Создать условия для формирования адекватной самооценки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методический семинар на Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России -2017» по теме «Адекватная самооценка учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО»
Выполнила: Учитель начальных классов МБОУ «СОШ» с. Гурьевка Рубцова Анна Михайловна
1) В планируемых результатах ФГОС НОО определено: выпускник научится оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, адекватно воспринимать оценку учителя («зона актуального развития», базовый уровень освоения); выпускник получит возможность научиться самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия («Зона ближайшего развития», повышенный уровень освоения).
2) Процессы развития включают в себя и адекватную самооценку. Только реальные и достаточно полные знания о себе дадут ребёнку настоящую опору в жизни, помогут ему повысить свой статус, реализовать свои возможности, состояться как личности.
3) Самооценка позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими
Цель семинара:
Познакомиться с методикой формирования самооценки у младших Школьников; Создать условия для формирования адекватной самооценки.
Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.
Показатели сформированности самоконтроля и самооценки:
А)Умение перед началом работы спланировать ее;
Б) умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности ;
В)умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;
Г) умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково- символическим изображением;
Д) умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.
Уровни самооценки:
Высокий: реалистичная самооценка Знание своих особенностей Средний: реалистичная самооценка Ориентация на мнение окружающих Низкий: Неадекватность самооценки Отсутствие подтверждения самооценки
Пути формирования самооценки младших школьников.
Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: 1) отношение окружающих (в младшем школьном возрасте, в частности, семьи и педагогов); 2) осознание самим ребёнком особенностей своей деятельности, её хода и результатов.
Диагностика самооценки Методика «Лесенка» В. Щур
«На самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки. На какую ступеньку поставил бы ты себя? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа?(Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).»
Методика «Какой Я?
Экспериментатор, пользуясь протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Советы педагогу:
Для формирования адекватной самооценки младшего школьника рекомендуется:
А) Создание ситуации успеха;
Б) проявление эмоциональной поддержки;
В) проведение релаксационных игр;
Г) Предоставление возможности делать то, чем они могут гордиться;
Д) предоставление возможности оценить себя положительно;
Е) Предоставление возможности делать выбор.
Новые подходы к оцениванию учебных достижений.
В предметной сфере – это овладение знаниями о способах деятельности и умениями осуществлять деятельность по известным алгоритмам,
В сфере учебной деятельности – осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий. способность к самостоятельному овладению новыми видами деятельности.
В сфере эмоционально ценностных отношений - способность к осуществлению коммуникации учитель - ученик, ученик - ученик.
Инструменты (методики) формирующие оценивание. Оценивание с помощью смайлов.
А) - Я это умею и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями.
Б) - Этот способ деятельности мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше. Мне не все понятно, в моей работе есть ошибки, мне нужна помощь.
В) - Не могу самостоятельно двигаться дальше. Я не понял материал, не смог выполнить задание, мне срочно требуется помощь!
Линеечки, пятиуровневая шкала
После выполнения работы ученики оценивают свой результат по пятиуровневой шкале - высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий.
Методика «Радуга»
Учащимся выдается карточка – круг, разделенный на столько частей, сколько заданий учитель выносит на контроль. Каждое задание, выполненное правильно дети отмечают красным цветом, с одной ошибкой – зеленым цветом, 3 и более ошибок – желтым цветом. Эффективно используется на обобщающих уроках.
«Сосед по парте»
Ученик сначала оценивает себя, затем идёт обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несоответствие оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок. Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.
Результат: дети учатся:
А) оценивать границы своих возможностей
Б) фиксировать трудность
В) анализировать причину трудности
Всё это способствует развитию рефлексивной способности оценивать себя.
Литература: Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, №15, 2006. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002. Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: П "Эксперимент", 1999.
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Методический семинар на Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России -2017» по теме «Адекватная самооценка учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО»
Выполнила: Учитель начальных классов МБОУ «СОШ» с. Гурьевка Рубцова Анна Михайловна
1) В планируемых результатах ФГОС НОО определено: выпускник научится оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, адекватно воспринимать оценку учителя («зона актуального развития», базовый уровень освоения); выпускник получит возможность научиться самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия («Зона ближайшего развития», повышенный уровень освоения).
2) Процессы развития включают в себя и адекватную самооценку. Только реальные и достаточно полные знания о себе дадут ребёнку настоящую опору в жизни, помогут ему повысить свой статус, реализовать свои возможности, состояться как личности.
3) Самооценка позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими
Цель семинара:
Познакомиться с методикой формирования самооценки у младших Школьников; Создать условия для формирования адекватной самооценки.
Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.
Показатели сформированности самоконтроля и самооценки:
А)Умение перед началом работы спланировать ее;
Б) умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности ;
В)умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;
Г) умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково- символическим изображением;
Д) умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.
Уровни самооценки:
Высокий: реалистичная самооценка Знание своих особенностей Средний: реалистичная самооценка Ориентация на мнение окружающих Низкий: Неадекватность самооценки Отсутствие подтверждения самооценки
Пути формирования самооценки младших школьников.
Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: 1) отношение окружающих (в младшем школьном возрасте, в частности, семьи и педагогов); 2) осознание самим ребёнком особенностей своей деятельности, её хода и результатов.
Диагностика самооценки Методика «Лесенка» В. Щур
«На самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки. На какую ступеньку поставил бы ты себя? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа?(Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).»
Методика «Какой Я?
Экспериментатор, пользуясь протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Советы педагогу:
Для формирования адекватной самооценки младшего школьника рекомендуется:
А) Создание ситуации успеха;
Б) проявление эмоциональной поддержки;
В) проведение релаксационных игр;
Г) Предоставление возможности делать то, чем они могут гордиться;
Д) предоставление возможности оценить себя положительно;
Е) Предоставление возможности делать выбор.
Новые подходы к оцениванию учебных достижений.
В предметной сфере – это овладение знаниями о способах деятельности и умениями осуществлять деятельность по известным алгоритмам,
В сфере учебной деятельности – осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий. способность к самостоятельному овладению новыми видами деятельности.
В сфере эмоционально ценностных отношений - способность к осуществлению коммуникации учитель - ученик, ученик - ученик.
Инструменты (методики) формирующие оценивание. Оценивание с помощью смайлов.
А) - Я это умею и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями.
Б) - Этот способ деятельности мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше. Мне не все понятно, в моей работе есть ошибки, мне нужна помощь.
В) - Не могу самостоятельно двигаться дальше. Я не понял материал, не смог выполнить задание, мне срочно требуется помощь!
Линеечки, пятиуровневая шкала
После выполнения работы ученики оценивают свой результат по пятиуровневой шкале - высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий.
Методика «Радуга»
Учащимся выдается карточка – круг, разделенный на столько частей, сколько заданий учитель выносит на контроль. Каждое задание, выполненное правильно дети отмечают красным цветом, с одной ошибкой – зеленым цветом, 3 и более ошибок – желтым цветом. Эффективно используется на обобщающих уроках.
«Сосед по парте»
Ученик сначала оценивает себя, затем идёт обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несоответствие оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок. Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.
Результат: дети учатся:
А) оценивать границы своих возможностей
Б) фиксировать трудность
В) анализировать причину трудности
Всё это способствует развитию рефлексивной способности оценивать себя.
Литература: Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, №15, 2006. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002. Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: П "Эксперимент", 1999.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал по теме самообразования "Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО второго поколения"
С 2015 года и по настоящее время ( 2 – 3 класс) поставила перед собой следующую тему самообразования «Формирование навыков самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО», к...
Доклад на тему Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.
Приоритетной целью школьного образования, согласно ФГОС НОО, становится развитие у учащихся способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая само...
Формирование самооценки учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО
Работа содержит методический материал для работы по данной теме, как теоретический, так и практический....
Отчет по самообразованию по теме «Формирование самооценки учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО»
Цель: Совершенствование педагогического мастерства и качества образовательного процесса.Задачи:1. Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности.2. Развитие интеллектуальной...
Формирование самооценки учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фак...
Отчет по самообразованию по теме «Формирование самооценки учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психолог...
Отчёт по самообразованию (из опыта работы) по теме: «Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО»
Важнейшим психологическим фактором формирования учебной деятельности учащегося является самооценка. Она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. П...