Формирование самооценки учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО
статья
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_samootsenki_uchashchihsya_v_strukture_uchebnoy_deyatelnosti_v_ramkah_fgos_noo.docx | 385.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 »
Формирование самооценки учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО
Глаголева Ю.М.,
учитель начальных классов
первой категории
2019г.
Формирование самооценки учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик.
Надо ли учить школьника самооценке? Давайте поставим себя на место ученика и представим, что нашу педагогическую деятельность каждый день начнут оценивать по пятибалльной шкале вышестоящие коллеги. Каждый день нам в дневник будет выставляться: кому-то 3, кому 4, кому 5, а кому и 2. И согласитесь, не всегда наши мнения могут совпадать. При этом у нас сразу же возникнет множество вопросов. Почему же когда речь идет о детях, мы полагаем, что в отношении их такая оценочная деятельность - норма. Мы (взрослые) прекрасно понимаем, объективна ли оценка наших действий, поступков. Т.е. мы сначала самооцениваем себя и сопоставляем свою собственную оценку с чужой оценкой. Выставляя оценку ребенку, он тоже сравнивает её со своей и соглашается или нет! Когда же мы до выставления своей оценки предлагаем ребёнку оценить свою работу, заметно, как он начинает смотреть на неё совершенно другими глазами, он начинает её видеть как бы со стороны. Самооценка помогает детям определить границы своего знания незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности.
Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.
Что же такое самооценка? Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.
Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса. Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует
положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.
Работа по формированию самооценки младших школьников начинается
с диагностики. Сделать это довольно просто, используя разнообразные методики. Например, так.
Перед вами – ряд положительных качеств и ряд отрицательных (по 10 качеств в каждом столбце). Детям предлагается подчеркнуть те, которые у них есть. Как вы видите, в 1 столбце перечислены положительные качества - «идеал», во 2 – отрицательные - «антиидеал».
смелость | хвастовство |
доброта | грубость |
любознательность | лень |
трудолюбие | трусость |
вежливость | зависть |
усидчивость | лживость |
честность | жадность |
правдивость | драчливость |
настойчивость | жестокость |
активность | обидчивость |
Если по результатам теста в графе «Идеал» подчеркнуто 8-9 качеств, то это свидетельствует о завышенной самооценке. Если по «Антиидеалу» такая картина, то это говорит о заниженной самооценке. Если количество слов из столбиков А и В примерно одинаковое, значит самооценка близка к адекватной.
Самооценка учащихся 1-ой ступени
1-ый класс – Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь с объективными обстоятельствами. Их самооценка преимущественно завышенная.
2-3 класс – процент завышенной самооценки снижается , дети относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении.
4 - й класс – с амооценка ст ановит ся в целом более адекватной, дифференцированной, заниженная самооценка повышается, завышенная самооценка понижается, а суждения о себе – более обоснованными.Основные функции самооценки:
- констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);
- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);
- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).
Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия.
Какие же существуют формы самооценки? 1.Речевые
- Знаковые письменные (цифры, смайлики и т.п.)
- Знаковые внешние (оценка с помощью пальчиков, различных карточек ) 4.Шкалы
5.Таблицы 6.Портфолио 7.Лист достижений
Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек или светофора.
1 . Цветовые дорожки позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трёх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой.
- Красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно,
- жёлтый — неуверенности: я не совсем в этом разобрался,
- зелёный — благополучия: мне всё ясно, я с этим справлюсь.
Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.
- Светофор, другой вариант той же методики, даёт возможность посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три карточки тех же трёх цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети
оценивают свои возможности и поднимают красную, жёлтую или зелёную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока.
Смайлики
Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то поднимай улыбающееся лицо.
Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то поднимай такое лицо «СПОКОЙНОЕ».
Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то поднимай грустное лицо.
Солнышко и туча
«Солнышко» - я работал отлично.
«Солнышко и туча» - хорошо, но остались вопросы.
«Тяжелые тучи» - не всё удалось.
Лесенка успеха
А). С целью отслеживания результатов уровня сформированности адекватной самооценки младших школьников использовалась методика Н.Г. Лускановой.
«Лесенка». Предлагается лесенка из 5 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа по самооценке, впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке.
Б). Представьте себе, что перед Вами находится лестница из 10 огромных ступеней, на каждой из которых расположены все люди мира. При чем, стоят они так, что на самой нижней, первой ступени расположены самые плохие, нехорошие люди, в то время, как на самой верхней, десятой ступени стоят самые лучшие представители рода человеческого, обладающие массой положительных черт. Вам тоже нужно занять место на одной из ступеней. Какая из них Ваша?
Теперь ответьте самому себе на несколько вопросов:
- Почему Вы выбрали именно это место?
- Каких людей Вы относите к самым лучшим, хорошим?
- Что Вам помешало отнести себя к ним (если помешало)?
- Каких людей Вы считаете плохими?
- Почему Вы не отнесли себя к ним?
Точно также Вы можете оценить в себя по другим характеристикам: ум, здоровье, успех, счастье, удовлетворенность работой и т.д.
Анализ:
Адекватному уровню самооценки соответствуют ступени 6 и 7. Именно эти места, находящиеся чуть выше середины, отводят себе большинство людей.
Восьмую ступень тоже можно отнести к уровню адекватной самооценки, хотя принято считать, что в этом случае самооценка слегка завышена.
Цифры 9 и 10 соответствуют завышенной самооценке. Такие позиции выбирают себе люди, считающие себя значительно лучше других. Они полагают, что по своим качествам приближаются к идеалу.
Степени 4 и 5 выбирают люди, которые не вполне удовлетворены текущим положением вещей, их самооценка занижена.
И наконец, с 1-й по 3-ю ступени выбирают люди с крайне низкой самооценкой, либо те, кто находится в кризисном состоянии.
Дело в том, что на выбор своего места на лестнице самооценки может влиять не только сложившиеся на протяжении жизни представления о себе, но и текущее душевное состояние, предшествовавшее прохождению теста. Какие-то негативные события и тяжелые переживания вполне могут заставить человека опустить себя на 1-2, а то и 3 пункта ниже. В то время как головокружительный успех способствует самовозвеличиванию и перемещению вверх по лестнице самооценки.
Именно поэтому я рекомендую проходить этот тест в состоянии покоя. А лучше проделать его несколько раз в разное время, чтобы сравнить результаты. При этом промежутки должны быть достаточно большими, чтобы выбор, сделанный ранее, не был для Вас столь памятно свеж.
Сосед по парте
Ученик сначала оценивает себя, затем идёт обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то кружок соседа обводится таким же цветом. Если оценки не совпали, то кружок соседа обводится другим цветом.
Дерево успехов
Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок
– неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.
- В конце учебного года предлагаю оценить себя «Чему я научился на уроках по всем предметам в этом учебном году»
Для адекватного самооценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):
Алгоритм самооценивания 1 класс
- Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы)
- Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)
- Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)
- Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс)
Алгоритм самооценивания во 2 классе
- Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы)
- Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)
- Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)
- Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс)
- Какое умение развивали при выполнении задания?
- Каков был уровень задания (задачи)?
Алгоритм самооценивания в 3-4 классе
- Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы)
- Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)
- Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)
- Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс)
- Какое умение развивали при выполнении задания?
- Каков был уровень задания (задачи)?
- Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
- Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
Как обучить детей порядку самооценки?
- Выбрать для публичной самооценки результатов своей работы наиболее подготовленного ученика (чтобы первое применение алгоритма осуществлялось на успешном результате).
- После предъявления решения (устный ответ, запись на доске и т.п.) предложить ученику самому оценить результат своей работы. Предупредить, что в начале в этом будет помогать учитель: задавать ученику вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал): «задание?», «результат?», «правильно?», «сам?».
Ученик даёт ответы, учитель поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки.
- На следующих уроках самооценка по алгоритму проводится по очереди всеми учениками класса (достаточно 1-2 эпизодов на один урок, главное, чтобы они происходили на каждом уроке).
- Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Помимо диалога, самооценка может проводиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает своё решение.
- После проверки письменных работ ученик получает право аргументированно оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен с выставленной отметкой» учитель предлагает ему объяснить своё мнение, используя алгоритм самооценки. Если ученик прав, стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти свою ошибку при проверке. Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить, на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции. !!!
Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, всё равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет! Ребёнок с адекватной самооценкой сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе, в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал по теме самообразования "Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО второго поколения"
С 2015 года и по настоящее время ( 2 – 3 класс) поставила перед собой следующую тему самообразования «Формирование навыков самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО», к...
Доклад на тему Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.
Приоритетной целью школьного образования, согласно ФГОС НОО, становится развитие у учащихся способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая само...
Формирование самооценки учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО
Работа содержит методический материал для работы по данной теме, как теоретический, так и практический....
Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС
Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС...
Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО
Выступление на ШМО учителей начальных классов...
Отчет по самообразованию по теме «Формирование самооценки учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО»
Цель: Совершенствование педагогического мастерства и качества образовательного процесса.Задачи:1. Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности.2. Развитие интеллектуальной...
Отчет по самообразованию по теме «Формирование самооценки учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психолог...