Особые образовательные потребности детей с физическими недостатками
статья

Антонова Наталья Александровна

В Федеральном Государственном Образовательном стандарте общего начального образования написано, что потребности детей с ограниченными возможностями здоровья должны учитываться в общем начальном образовании.

         Каждый одиннадцатый житель России имеет ту или иную форму инвалидности. Люди-инвалиды нуждаются в специально приспособленных условиях  жизни и зачастую требуют посторонней помощи. Именно поэтому, в настоящее время в школах практикуется инклюзивное образование. Инклюзивное образование-это система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.

         Несмотря на то, что дети с физическими недостатками не являются инвалидами, они испытывают не меньшие трудности в общении, воспитании и обучении,  чем дети-инвалиды. Люди часто принимают свое здоровье как должное. Имея полноценные, здоровые руки, ноги, зрение и слух, они воспринимают все это как само собой разумеющееся. Но в мире миллионы людей лишены по разным причинам счастья быть полноценными и здоровыми. Кто-то родился с физическими недостатками, а кто-то приобрел их в результате несчастного случая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особые образовательные потребности детей с физическими недостатками.

Каждый одиннадцатый житель России имеет ту или иную форму инвалидности. Люди-инвалиды нуждаются в специально приспособленных условиях жизни и зачастую требуют посторонней помощи. Именно поэтому, в настоящее время в школах практикуется инклюзивное образование. Инклюзивное образование-это система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.

Несмотря на то, что дети с физическими недостатками не являются инвалидами, они испытывают не меньшие трудности в общении, воспитании и обучении, чем дети-инвалиды. Люди часто принимают свое здоровье как должное. Имея полноценные, здоровые руки, ноги, зрение и слух, они воспринимают все это как само собой разумеющееся. Но в мире миллионы людей лишены по разным причинам счастья быть полноценными и здоровыми. Кто-то родился с физическими недостатками, а кто-то приобрел их в результате несчастного случая. Физические недостатки бывают разными. У одних людей легкая хромота. У других — частичный паралич мышц. У третьих проблемы со зрением или слухом. Какими бы не были физические недостатки у человека это еще не означает, что он умственно отсталый и не способный нормально воспринимать окружающих и жизнь в целом. Люди с физическими отклонениями являются тоже частью нашего общества и с этим надо считаться. Людям с нормальным здоровьем не всегда легко это понять и не всегда они знают, как правильно относиться к тем, кто имеет какие-то физические недостатки.

Психологические особенности детей с физическими недостатками требуют стимуляции общей и особенно познавательной активности, замедленного темпа обучения и «дробления» преподносимого учебного материала, увеличенного числа повторений, более интенсивного речевого развития, а в ряде случаев и ограничения объема и сложности содержания материала. Все это и составляет особые образовательные потребности. Они и определили необходимость создания инклюзивного образования, где перечисленные требования могут быть реализованы.

Целью инклюзивного образования является более эффективная подготовка учащихся к будущей самостоятельной жизни, т.е. конечными целями инклюзивного образования выступает социальная адаптация и интеграция в общество. Для достижения этих целей детские учреждения, и прежде всего школы, должны осуществлять образование учащихся таким образом, чтобы не только дать им знания и навыки, но и в максимально возможной степени обеспечить преодоление недостатков их развития, сформировать и развить навыки взаимодействия с другими людьми, дать определенную трудовую и профессиональную подготовку.

Важно подчеркнуть, что случаи успешного обучения детей с недостатками развития в обычной школе относятся преимущественно к детям с нарушениями физического развития (дефекты зрения, слуха, двигательной системы без дополнительных нарушений и преимущественно легко выраженные), причем из семей, где детям уделяется много внимания и оказывается постоянная поддержка в учебе.

Именно поэтому в настоящее время все большее распространение получает интеграционный подход, т.е. все большее число детей с недостатками развития обучаются в образовательных учреждениях общего назначения.

Интеграционный подход заключается в том, что дети с недостатками физического и психического развития получают возможность совместного обучения с нормально-развивающимися сверстниками, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными. При таком подходе к обучению дети с физическими недостатками не являются изолированными.

Список используемой литературы:

1. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: учеб. Пособие для студ. сред. и высш. учеб. Заведений/ В.П.Кащенко. - 6-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.-304 с.

2. Лубовский В.И. Специальная психология: учебник для студ. высш. учеб. заведений/В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, Т.В. Розанова и др.; под ред. В.И. Лубовского. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 560 с.

3. Шипицына Л.М. Специальная психология: Учебник для студентов высш. учебных заведений для направлений подготовки бакалавров/Л.М. Шипицына, В.М. Сорокин, В.И. Лубовский и др.; под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб. : Речь, 2013. – 253 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В статье представлены практические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, детей с задержкой психического развития (ЗПР)....

Особые образовательные потребности детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Вопросы образования детей с особыми образовательными потребностями являются актуальными в педагогике и в системе профессионального образования. С 1 сентября 2016 года вводятся федеральные государ...

"Особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха"

"Особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха"....

Особые образовательные потребности детей с расстройством аутистического спектра

реализация особых образовательных потребностей детей с расстройством аутистического спектра...