Тренинг взаимодействия педагога с родителями "Эффективные техники речевого общения"
методическая разработка (2 класс)

Балыкина Татьяна Михайловна

Цель – способствовать формированию у педагогического коллектива навыков эффективного общения с родителями.

Задачи: - актуализировать имеющиеся знания педагога о вербальном общении при взаимодействии с родителями;

             - обучить педагогов  приемам эффективного вербального общения при взаимодействии с родителями;

             - обучить навыкам коллективного взаимодействия педагога и родителей;

             - способствовать самопознанию и самосовершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг эффективного взаимодействия педагогов с родителями

«Эффективные техники речевого общения»

Цель – способствовать формированию у педагогического коллектива навыков эффективного общения с родителями.

Задачи: - актуализировать имеющиеся знания педагога о вербальном общении при взаимодействии с родителями;

             - обучить педагогов  приемам эффективного вербального общения при взаимодействии с родителями;

             - обучить навыкам коллективного взаимодействия педагога и родителей;

             - способствовать самопознанию и самосовершенствованию.

Структура семинара-тренинга:

  1. Приветствие. Организационные моменты
  2. Упражнения, направленные на создание необходимой атмосферы, на сближение.
  3. Упражнения на взаимодействие
  4. Мини-лекция «Эффективное общение: основные компоненты».
  5. Упражнения
  6. Рефлексия.

                                       Ход занятия

1.Обсуждение цели тренинга, установление общей цели.

Ведущий опрашивает участников, чего они ждут от предстоящего тренинга. Озвучивает поставленную цель.

Время проведения: 3 мин.

2.Игра «Геометрические фигуры»

Цель – обучение навыкам командной работы, формирование понимания о возможных коммуникативных сложностях, необходимости овладения техниками эффективного общения.

Ход игры: Участники встают в круг, в руки берут веревку, закрывают глаза. По команде ведущего они должны составить геометрическую фигуру (круг, равнобедренный треугольник, звезда).

Время проведения: 4 мин.

Рефлексия(2 мин.): В конце игры предлагаем ответить на вопросы:

Сложно ли вам было выполнять это упражнение?

Всё ли получилось?

Какие трудности у вас возникли?

Упражнение «Мой взгляд на мои отношения»

Цель – помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с родителями и определить существующие проблемы, которые можно разрешить.

Ход: Для выполнения этого упражнения каждому участнику понадобится чистый лист бумаги, карандаш и ластик.

Ведущий предупреждает участников о том, что данное упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому не стоит задавать друг другу никаких вопросов в ходе проведения упражнения. Однако если кто-то захочет поделиться своими мыслями, чувствами или содержанием проделанной работы, он сможет это сделать в конце упражнения.

Ведущий просит каждого из участников нарисовать на листе бумаги себя и родителей своих учеников в виде геометрических фигур. Когда работа будет закончена, ведущий начинает задавать вопросы, которые участники обдумывают самостоятельно, не фиксируя ответ на бумаге. После каждого вопроса психолог дает участникам от 15 до 40 секунд на обдумывание.

Вопросы:

  • Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто-то ниже), почему? Что значит для вас «выше» или «ниже»? Или, может быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему?
  • На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?
  • Кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какой-нибудь личный смысл в понятия «левый» и «правый»? Какой?
  • Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько фигуры, изображающие родителей; почему?
  • Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей, почему?
  • Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы какой-либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?
  • Если бы я попросила вас нарисовать идеальные взаимоотношения с родителями, то как бы вы изменили свой рисунок, почему? Если бы не изменили совсем, то почему?
  • На какие еще размышления наводит вас ваша картинка, почему? Кого бы вы еще хотели изобразить на рисунке, почему?
  • Какие свои сильные стороны в общении с родителями вы могли бы ответить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?
  • Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с родителями? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить это?

Время проведения: 7-8 мин.  с учётом орг. моментов и пауз между вопросами

Рефлексия(2-3 мин.): После того, как участники ответят на последний вопрос, ведущий предлагает желающим высказаться по поводу проделанной работы или по поводу своих ощущений

3.Упражнение: «Беседа со статуей»

Цель: прочувствовать необходимость включения в диалог обоих собеседников

Содержание: упражнение проводится в паре, задача одного из собеседников не реагировать на рассказ партнера, сидеть с отстраненным видом, задача второго  - продолжать свой монолог, не смотря на отсутствие ответной реакции до той поры пока не появится дискомфорт. Затем смена ролей. Обсуждение ощущений от такого «общения»

Время проведения: 5-6 мин.

Рефлексия (2-3 мин.):  Комфортно ли вам было беседовать с собеседником «статуей»?

Как быстро вы начали испытывать дискомфорт от такого общения?

Упражнение: «Что я вижу на картине»

Цель: пробудить интерес участников к получению последующей информации о «визуалах», «аудиалах», «кинестетиках».

Содержание: тренер показывает участникам репродукцию какой-либо картины, желательно пейзаж (или просит посмотреть за окно), и одной короткой фразой сказать о своем впечатлении о картине (или о том, что увидели за окном), ответив на вопрос: что вы видите (или слышите, или чувствуете), глядя на картину (или за окно)? Например: «Я чувствую дыхание приближающейся весны» («Я слышу дуновение ветра». «Я вижу высокие березы»). Фраза должна быть максимально короткой. Участники высказываются по кругу.

После этого тренер говорит о том, что у каждое участника было свое первое впечатление и каждый высказал его в удобной для него форме. Кто-то начал со слов: «Я вижу», кто-то сказал: «Я слышу», а кто-то «Я чувствую».

Время проведения:4-5 мин.

Рефлексия(2 мин.): Выскажите свое мнение о том, где целесообразно будет использовать это упражнение?

(обычно слушатели, обобщая полученную информацию, рассказывают о том, как они могут применить ее в ежедневной работе.)

4. Мини-лекция «Вербальное общение. Эффективные техники»

Вербальное (или речевое) общение – это процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при помощи языка. Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное вербальное сообщение может привести как к непониманию партнерами друг друга, так и к открытому конфликту.

Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения.  Для реализации этой цели у каждого педагога в «арсенале» существует огромное количество тактических приемов. Для эффективного общения педагога с родителями необходимо сознательное использование тактических приемов, например, такого как «Я – высказывание», предложенного Томасом Гордоном.

«Я – высказывания»

«Я – высказывания» могут оказаться чрезвычайно эффективными в ситуациях конфликта, когда необходимо прийти к конструктивному его разрешению. Поскольку конфликт часто сопровождается взаимными обвинениями, использование хотя бы одной из позиций «Я – высказывания» позволяет снизить напряжение и будет способствовать рождению взаимопонимания. «Я – высказывание» представляет собой один из приемлемых способов выражения своих чувств и принятия ответственности на себя за происходящее. Вместо того, чтобы обвинять партнера (что часто происходит во время конфликта), говорящий выражает словами проблему, чувства, возникшие у него в связи с этим, причину их появления и, кроме того, выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант такого разрешения конфликтной ситуации, которое в дальнейшем будет способствовать улучшению взаимоотношений. Чтобы научиться использовать «Я – высказывания» в сложных ситуациях, желательно отработать этот навык в учебных условиях, что обеспечит автоматическое его включение в напряженных обстоятельствах.

Алгоритм построения «Я – высказывания»:

  1. Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего).
  2. Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации.
  3. Описание причины возникновения чувства.
  4. Выражение просьбы.

Безусловно, не каждому родителю будет приятно выслушивать от вас проблему даже в такой форме, и у него могут возникнуть неприятные чувства. Однако такая  форма трансляции родителям негативной информации о ребенке вызовет наименьшее сопротивление и недовольство вашим сообщением, потому что показывает вашу заинтересованность в поисках конструктивных методов решения проблемы (а не бессильную  злобу и обвинение), ваше (несмотря на возникшие трудности) положительное отношение к ребенку, а также желание совместной работы с родителями.

Время проведения: 6-7 мин.

Рефлексия(2 мин.): Была ли полезной данная информация?

Какие выводы вы сделали?

5.Упражнение «Молекулы»

Цель: эмоциональная разрядка, тренировка невербальных средств коммуникации

Содержание: тренер дает инструкцию - «Представьте, что мы молекулы. Хаотично движемся по залу в любом направлении. По сигналу «Стоп! В пары!» берем за руку рядом стоящего товарища». Разделение на пары, тройки, пятерки. Объединение трех «пятерок» в два круга.

Время проведения: 4-5 мин.

Рефлексия(2 мин): Справились ли вы с заданием?

Сложно ли было делиться на пары, тройки, пятерки?

Если сложно, то почему?

Упражнение: «Волшебная шляпа».

Цель: упражнение воспитателей в высказывании комплимента родителям. 

Ход: Пока звучит музыка, передавать шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится!» По окончании игры все возвращаются на места. 

Время проведения: 4-5 мин.

Рефлексия (1-2 мин): легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент.

Ведущий подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным, т.е. хвалить «родителю»   ребенка.

6.Рефлексия(3 мин.):

 Сегодня на семинаре мне понравилось.....................................................................................................................................................................................................................................................................

 Сегодня на семинаре для меня полезным оказалось..........................................................................................................................................................................................................................................................................

 Мне еще хотелось бы  узнать или сделать.............................................................................................................................................................................................................................................................................

При выполнении заданий семинара-тренинга самым сложным было…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование потребности в речевом общении у младших школьников на занятиях индивидуальной слухоречевой реабилитации.

   Ребёнок с нарушенным слухом от рождения  без специального  обучения его сурдопедагогом- дефектологом не может овладеть языком слов. Обучение глухих детей языку как средст...

Воспитание культуры речевого общения у младших школьников в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Автор стастьи отвечает  на вопрос, как повысить эффективность уроков русского языка и литературного чтения, сделать их интересными, как изменить урок, чтобы каждый ученик смог проявить себя?...

Слово, предложение и текст в речевом общении.

Конспект урока сс использованием ЭОР.ЭОР - Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной...

Советы родителям по речевому общению с детьми

Ваш ребёнок уже умеет читать, учится говорить, ему поставлены основные звуки. Помните, что усвоение речи слабослышащим ребёнком зависит не только от учителя, но и от вас, родителей, от близких л...

ДОКЛАД «Развитие речевого общения у детей с умственной отсталостью в условиях детского дома – интерната».

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ    ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИХ ДЕТСКОГО ДОМА-ИНТЕРНАТАТема данного выступления актуальна в педагогической теории и практики, так как наблюдается...

Выступление на МО по теме: "Роль воспитателя в формировании речевой среды и развитии речевого общения во внеурочное время"

В данном выступлении я показала работу воспитателя во внеурочное время в школе-интернате....

Урок по обучению чтению (чтение) УМК "Перспектива" Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении.

Урок по обучению чтению (чтение) УМК "Перспектива" Роль слова в устном речевом общении.  Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении....