Критериальное самоценивание на уроках в начальной школе
материал
Критериальное самоценивание на уроках в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriterialnoe_samotsenivanie_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx | 33.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Критериальное самоценивание на уроках в начальной школе.
Одной из важных проблем в образовании является оценивание знаний и умений школьников. Работая в условиях нового Федерального государственного образовательного стандарта у педагога в современной школе возникла необходимость изменить традиционные подходы к оцениваю достижений обучающихся и расширить инструментарий оценивания.
Целью моей работы стало изучение эффективности методик и инструментов критериального самооценивания.
Для этого мне необходимо решить следующие задачи:
- изучить технологию критериального самооценивания;
- рассмотреть оптимальные методики и инструменты критериального самооценивания.;
- применить оценочные методики на практике в классе на уроке.
Одним из путей достижения современных образовательных результатов является формирование у детей такого свойства личности, как самооценка.
Осваивая умение оценивать собственную деятельность, ученик начинает анализировать выполняемые действия, ориентироваться в информации, видеть границы своего незнания, самостоятельно мыслить, выполнять разные учебные роли, оценивать свои возможности.
От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. У младших школьников бывает адекватная, заниженная и завышенная самооценка.
- Это отражается и на учебном процессе. Дети с заниженной самооценкой часто не проверяют собственную работу, чтобы исправить ошибки. Они заранее уверены в отрицательном результате.
- Дети с завышенной самооценкой, часто убеждены в безошибочности своей работы и так же не проверяют работу, а стремятся быстрее сдать учителю.
В начальной школе система контроля и оценки должна быть направлена на решение важных социальных задач:
- Развивать у школьников умение контролировать себя;
- Критически оценивать свою деятельность;
- Находить ошибки и пути их устранения.
У ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет этими механизмами, поэтому если их не развивать, постепенно данная потребность утрачивается, что порождает трудности в обучении.
Первоклассники по всем качествам оценивают себя выше, чем второклассники, т.к. у них еще действует детское представление о самоценки. Но уже к концу 1 класса самооценка становится все более обоснованной, адекватной, наполняется конкретным содержанием, строится на осознанных результатах самоконтроля, что способствует успешности ребенка в учебной деятельности.
Для формирования самооценки нужно вооружить учащихся теми критериями, используя которые школьник будет осуществлять оценку и самооценку. Ученик должен уметь соотносить знания свои, товарищей с заданным образцом, эталоном. Сверяя свои действия или конечный результат своей работы с эталоном, он учится оценивать свою деятельность. Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть ребёнку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.
Критериальное оценивание
- это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся. Смысл критериального оценивания заключается не в отказе от отметки. Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда, повышать качество своего образования.
Для развития навыков самостоятельности и совместной деятельности стала использовать на уроке такие методы оценивания, как критериальное самооценивание и критериальное взаимооценивание.
- Критериальное самооценивание позволяет мотивировать всех учеников. Критерии разрабатываются вместе с учениками, а не даются в готовом виде.
- Критериальное взаимооценивание расширяет представления учащихся о своих достижениях, формирует способности к диалогу и коммуникации, учит аргументировано высказывать свои суждения, планировать свою деятельность по улучшению своей работы.
Данный прием предусматривает развитие внимания, речевых навыков, размышления, аргументирования. Оценивание чужой работы – необходимый способ работы с первоклассниками, поскольку, кроме того, что постепенно совместно уточняются значения критериев оценки, все понимают, что ребенку (да и не только!) увидеть недостатки в чужой работе или на доске гораздо легче, чем у себя, любимого. Обязательно после взаимооценивания я спрашиваю, согласны или не согласны и почему. У кого не совпали оценки? Сумели ли между собой договориться?» Иногда можно слышать в ответ: «Я все правильно сделал, а Витя поставил мне крестик посередине!» Выслушиваю аргументы, но учу детей высказывать корректно. Дети доказывают, аргументируют, опираясь на критерий. Подобное непонимание возникает чаще всего из-за того, что ребята оценивают работу путаются в значении критериев оценивания.
Опыт использования элементов формирующего оценивания на уроках в начальной школе
Критериальное самооценивание используется:
- выполнение упражнений;
- чтение произведений;
- самостоятельная, парная, групповая работа;
- домашняя работа;
- практическая, лабораторная работа;
- исследовательская, проектная работа.
Введение новых элементов в практику оценивания начала с метода неоконченных предложений.
Метод неоконченных предложений –подведение итога урока
Учитывая возрастные особенности младших школьников 1 класс, пришла к выводу, что ребенку еще трудно проводить анализ собственной деятельности, поэтому на первоначальном этапе предлагала ребятам высказаться одним предложением, выбирая начало фразы на доске:
- Я узнал…
- Я научился…
- Мне было трудно….
- Я не понял….
«+» или «-»
Еще один способ – это предложить учащимся после выполнения какого-нибудь задания оценить себя - поставить «плюсы» «минусы» - при изучении написания букв и цифр. Применяли как самооценку так и взаимооценку (обменивались тетрадями). В дальнейшем при проведении проверочной работы использовала: + «Я понял все», ? «Не совсем усвоил, сомневаюсь»; - «Не понял» (но там уже были прописаны критерии ). При проверке работы учитель также выставлял «+» или «-».
«Волшебная шкала» на любом этапе
Следующим этапом введения оценочных методик стало знакомство с волшебными линеечками «оценочная», или «волшебная шкала». Дети чертили их в тетради, оценивали свою работу на уроке. Изначально обсуждаются два направления оценивания: правильность и аккуратность, Постепенно появляются шкалы, название которых отражает другие умения, т.е критерии (обязательное обсуждение с детьми критериев оценивания работ). «Волшебная линеечка» - на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.
«Светофор» Также использую на уроках для оценивая выполнения задания цветовые сигналы: зелёный – я умею, жёлтый – я затрудняюсь, красный – требуется помощь. «Лестница успеха», «Смайлы», при подведении итога
Лист самооценки
Ф,И ______________
№ задания | Самооценка(Светофор, оценочная шкала или + - ?) | Оценка учителя |
1 | ||
2 | ||
3 |
Листы достижений – «Мешочек успеха» (Незнайка и Знайка), Недельные отчеты
У каждого ученика по два мешочка –красный и зеленый. В красном –то что необходимо узнать, усвоить – критерии или предметные умения. По мере того, как ученик усвоил, научился , т.е готов сказать что , да я это умею делать, он вычеркивает из красного и записывает в зеленый мешочек (можно ставить дату). НО в случае обнаружения ошибки этого умения, рядом ставится ! , знак того что надо обратить внимание. Также красный мешочек позволяет детям видеть, что необходимо им учить. По окончании недели подводим черту и анализируем чему научились за неделю и что еще осталось изучить и какие вопросы остались неясными. Это является подготовительным этапом к технике «Недельные отчеты».
Новые критерии появлялись по мере освоения нового учебного материала, например, в конце урока подводим итоги изученного: «Что мы сегодня узнали нового?», ребята называют новое для них умение и фиксируют его «Мешочке успеха - Красный» для того, чтобы впоследствии отследить его усвоение и перенести в «Мешочек успеха -зеленый»
Также «Мешочек успеха» использую как рефлексию урока, но тогда предлагаю собрать все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке.
Критериальное самооценивание позволяет:
Ученику:
- научиться самому оценивать свой результат, условия и процесс его достижения;
- фиксировать свое индивидуальное продвижение в предмете и достижении метапредметных результатов;
- планировать собственные действия по коррекции работы;
- знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;
-участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
Критериальное оценивание позволяет:
Учителю:
- получить информацию о достижениях и проблемах учащихся;
- делать акцент на достижениях ученика, а не на проблемах, тем самым мотивируя его на учебную деятельность;
- получить информацию о развитии способности ребенка к адекватной самооценке;
- проверить не только результат, но также проанализировать процесс деятельности ученика;
- заменять уроки работы над ошибками уроками самоанализа своих действий.
Критериальное оценивание позволяет:
Родителям:
получать доказательства уровня обученности ребенка;
- отслеживать прогресс в обучении ребенка;
- обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.
3. Заключение
Я апробировала лишь часть инструментов критериального оценивания. Это помогло мне понять, что акцент ставится на то, как школьник продвигается к учебной самостоятельности, пониманию образовательных целей. Я выделила пять принципов критериального оценивания:
- Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, комментируя деятельность учащихся.
- Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
- Учитель применяет методики и инструменты обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.
- Учитель создаёт условия для мотивации ученика.
- Учитель развивает у учеников способность к самооцениванию и улучшению собственных результатов.
В ходе проделанной работы можно сделать выводы:
Технология критериального оценивания способствует:
- снижению школьной тревожности ученика;
- формированию у учащихся навыков: самоанализа, самооценивания, ответственности за результаты своего труда, а не наказания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »
Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...
Критериальное самооценивание и взаимооценивание в начальной школе
Материал содержит разнообразные приёмы оценивания, листы самооценки, используемые на разных этапах урока....
Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».
1) Осознание основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...
Критериальное самооценивание и взаимооценивание в начальной школе.
Место и способы критериального самооценивания и взаимооценивания в современных педагогических технологиях. Примерные листы самооценивания и взаимооценивания....
Выступление на ШМО. Уроки в начальной школе. Особенности использования активных методов и форм на уроке в начальной школе.
Проблема активности личности в обученииПроблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элеме...
Презентация Критериальное самоценивание на уроках в начальной школе
Критериальное самоценивание на уроках в начальной школе...