Критериальное самооценивание и взаимооценивание в начальной школе
методическая разработка на тему
Материал содержит разнообразные приёмы оценивания, листы самооценки, используемые на разных этапах урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriterialnoe_samootsenivanie_i_vzaimootsenivanie.docx | 73.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Критериальное самооценивание и взаимооценивание
в начальной школе
Оценка результата учебного труда ребенка существовала во все времена и во всех типах школ. В настоящее время система оценивания занимает особое место среди современных педагогических технологий. Оценивание рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли обучающихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.
Новый стандарт ставит перед учителем и обучающимися новые требования. Обучающиеся начальной школы учатся оценивать себя, свои успехи в учёбе, анализируют новую информацию, оценивают не только свои результаты учёбы, но и работу одноклассников.
А чтобы научить этому, в практике своей работы я использую критериальное оценивание.
На мой взгляд, технология критериального оценивания
- Помогает сделать оценку более объективной как для обучающегося, так и для учителя.
- Позволяет обучающемуся оценить собственные знания.
- Обеспечивает обратную связь между обучающимся и учителем.
- Позволяет выявить пробелы в знаниях для их дальнейшего исправления.
Для того чтобы критериальное оценивание приносило свои результаты необходимо, чтобы оно было:
- Открытым, т.е. известным для всех участников образовательного процесса ( учитель, обучающиеся и родители);
- Многообразным, для того чтобы получить наиболее эффективную оценку деятельности, чтобы обучающийся, знал над чем ему работать в дальнейшем.
- Имело обратную связь между оценивающим и оцениваемым.
Основной смысл критериального самооценивания, заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящей к этому результату.
В практике своей работы для формирования самооценки использую следующие приёмы оценивания.
На этапе рефлексии:
- «Цветовой сигнал» или «Смайлики»: зелёный – всё понятно или выполнил без ошибок, жёлтый – были затруднения или допустил ошибку, красный – не понятно или не справился с работой.
У детей для этого есть три карточки (смайлики) трёх цветов – красный, жёлтый, зелёный. Ответив на вопрос учителя или выполнив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жёлтую или зелёную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача.
Использую такие карточки и на разных этапах урока, чтобы увидеть, готов ли класс продолжить работать, понял ли предложенный материал, достигнуты ли ожидаемые результаты, реализованы ли цели урока.
- «Закончи предложение»: дети заканчивают предложения: Я узнал, что …Я запомнил …Я смог …Я знаю …Мне было трудно… Мне было интересно…Могу себя похвалить за …
- «Лесенка»: обучающиеся на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал урока: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь, верхняя ступенька – хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
Для оценки самостоятельных работ:
- «Волшебная линеечка»: После выполнения самостоятельной работы обучающиеся оценивают свой результат по шкале, которую чертят на полях в тетради и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнено задание. Вместе договариваемся о том, по каким критериям будет оцениваться работа. Например, может быть один критерий – правильность или несколько критериев – правильность, аккуратность, и оформление работы. На полях тетради ученики чертят один или три отрезка – линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, средний, низкий. Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы. Каждая линеечка помечается буквой «П», «А» или «О»: П – правильность, А – аккуратность, О – оформление работы.
- «Знаковый символ»: «!» выполнил без ошибок, «+» допустил ошибку, «-»не справился с работой.
- «Оценим вместе»: перед уроком детям выдаю карточку, в верхней её строке указаны задания, которые беру под контроль. Во 2 строке - самооценка работы ученика, в 3 – оценка учителя. В ходе выполнения задания ребенок наглядно видит результат своей деятельности: совпадает ли его оценка с оценкой учителя. Если не совпадает, то требуется разъяснение полученных результатов.
Вид задания | Словарная работа | Составление предложения | Разбор предложения |
Ученик | |||
Учитель | |||
Итоговый вывод |
- «Желаемая отметка»: ученик выполнил работу и, прежде чем сдать ее на проверку учителю или однокласснику, имеет право сам себе поставить отметку, такую, какую он, по его мнению, заслуживает.
Это позволяет мне оценить уровень объективности самооценки обучающихся и спланировать дальнейшую с ними индивидуальную работу.
Цель оценивание не в определении, кто лучше, а кто хуже, а в создании условий для достижения учащимися наивысших результатов.
Критериальное оценивание– это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Поэтому вместе с детьми разработываем критерии к разным видам деятельности. Например, при списывании текста:
- Правильное оформление предложения.
- Безошибочное списывание текста.
- Списывание без пропуска слов и предложений.
- Отсутствие исправление (зачёркивание, пропуск букв и слогов).
- Каллиграфическое написание.
В своей работе использую критериальное самооценивание и взаимооценивание. Например, использую на уроках парное взаимооценивание, когда обучающиеся обмениваются работами и оценивают работу друг друга с использованием вышеперечисленных условных знаков. В ходе такой работы использую так же оценочные листы, которые разрабатываю сама или прибегаю к помощи интернета.
Примеры оценочных листов.
Что делаем | Кто делает | Отметка о выполнении (+ или –) |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
|
Лист оценивания на уроке технологии
Название группы ______________________________
Фамилия и имя ___________________________________
Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
- Все ли члены группы принимали участие в работе?
А. Да, все работали одинаково.
Б. Нет, работал только один.
В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
- Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
А. Работали дружно, ссор не было.
Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
- Тебе нравится результат работы группы?
А. Да, все получилось хорошо.
Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
В. Нет, не нравится.
- Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.
Я сделал(а)
очень много,
без меня
работа бы
не получилась
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Лист оценивания работы на уроке литературного чтения
Урок ____________________________________________
Название группы _______________________________________________
Что делаем на уроке | Кто выполнял (пара или один человек) | Отметка о выполнении: «!» - всё верно, «+» - есть ошибки, « –» - не справились. | Дополнение к оценке группы |
| |||
| |||
| |||
| |||
- один человек | |||
- вся группа | |||
6. Общий итог по уроку. |
Следующий лист оценивания использую на разных этапах урока по математике. На листе указаны задания, которые взяты под контроль. Первые два задания использую на этапе актуализации знаний, третье задание - на этапе изучения нового материала и последнее задания - на этапе рефлексии.
Лист оценивания работы обучающегося на уроке математики
Тема урока «Страничка для любознательных»
Урок ______________________________________________________________
Ф.И. обучающегося____________________________________ Класс_________
Задание | Правильность выполнения | Оценка о выполнении (!, +, –) | |||||||||
Игра «Самый внимательный» | |||||||||||
«Послушай и запиши» | |||||||||||
«Реши задачу» | Кр. запись | Решение | Ответ | Схема | |||||||
«Подумай и сравни» | |||||||||||
Итоговая оценка за работу |
Оцени свою работу. Отметь нужное место на линейке знаком X.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
На уроках русского языка часто использую листы оценивания для проверки усвоения знаний как пройденного, так и нового материала.
Урок ____________________________________________
Ф.И. | ||||
Задание по русскому языку | ||||
Проверяемое | Проверочное | |||
ед.ч. или мн. ч. | уменьш. – ласкательное | Другое однокоренное | ||
Ст…ной | ||||
Л..сичка | ||||
Л…сной | ||||
Тр…ва | ||||
Сл…ва | ||||
Оценка работы обучающегося | «!» - всё правильно «+» - есть ошибки, но сам исправил «-» - не выполнил задание | Оценка учителя |
Лист оценивания учащегося Ф.И. ____________________
Корондаш, ручьки, пинал и тетратки у меня в порядке. Оцени свою работу и нарисуй смайлик. |
На мой взгляд, именно сформированная самооценка и взаимооценка позволяет обучающимся правильно оценить степень своего знания и незнания, умения и неумения, а потому стать одним из главных способов формирования внутренних мотивов познавательной деятельности. Я считаю, что критериальное оценивание помогает обучающимся увидеть сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности.
Используемая литература:
- Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2011. - с. 160
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [ М.Ю. Демидова, Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой.-М.: Просвещение, 2010.- с.215
Интернет ресурсы:
- http://w.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/ocenka.php;
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/01/24/otsenka-dostizheniya-planiruemykh;
- http://si-sv.com/publ/14-1-0-319
- http://bibliofond.ru/download_list.aspx?id=563379
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"
Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.
Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...
Выпускной в начальной школе "До свидания, начальная школа!"
Выпускной проходит в форме телепередач, в которых охватывается вся школьная жизнь за 4 года. АНОНС. ________ Здравствуйте, дорогие зрители! Мы желаем вам приятного вечера и предлагаем пр...
О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...
Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»
В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...
Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Основное предназначение портфолио в начальной школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...