Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа начального общего образования по внеурочной деятельности кружка «Занимательная математика» для 1-4 классов (ФГОС НОО).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika.docx | 80.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЯЗЬМА-БРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.В. ПУЦЫКИНА
ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«Принята на заседании» «Утверждаю»
Педагогического совета Директор
МБОУ Вязьма-Брянской СОШ
Вяземского района
Смоленской области
Данкова Елена Владимировна
Протокол № Приказ № от
От «____» ________ 20 __ года «____» ________ 20 __ года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Направление: обще-интеллектуальное
Возраст: 7-10 лет
Срок реализации: 4 года (135 часов)
Автор//Составитель:
ФИО: Докучаева Л. И.,
учитель начальных классов
Вязьма-Брянская, 2021
Пояснительная записка
Рабочая программа обще-интеллектуальной направленности «Занимательная математика» предназначена для организации внеурочной деятельности. Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом возрастных и психологических особенностей младшего школьника; на основании рабочей программы воспитания МБОУ Вязьма - Брянской СОШ Вяземского района Смоленской области (педсовет № 8 от 21.05.2021) и программы, разработанной С.И.Волковой «Математика и конструирование» 1-4 классы, Москва: Просвещение, 2014.
Перечень учебников и пособий, которые используются для обеспечения реализации программы:
Волкова С.И. Математика и конструирование. 1 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2014.
Волкова С.И. Математика и конструирование. 2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2014.
Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2014.
Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. 4 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2014.
С..И.Волкова. Методическое пособие к курсу « Математика и конструирование » , 1 -4 классы. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014
Актуальность программы обусловлена тем, что даёт возможность дополнить учебный предмет «математика» практической конструкторской деятельностью учащихся, обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Цель программы: сформировать элементы технического мышления, графической грамотности и конструкторских умений, дать младшим школьникам начальное конструкторское развитие, начальные геометрические представления; усилить развитие логического мышления и пространственных представлений.
Данная рабочая программа может быть реализована в смешанном (комбинированном) режиме с использованием ЭО и ДОТ.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения программа «Занимательная математика» обще-интеллектуальной направленности рассчитана в 1 классе на 33 учебных часа (1 час в неделю; 33 учебные недели).
Результаты освоения курса
Предметные результаты:
- переводить одни единицы измерения величин в другие;
- соблюдать правила безопасности и личной гигиены во всех видах технического труда;
- рационально размечать материал с помощью шаблона, угольника, линейки;
- выполнять технический рисунок несложного изделия;
- читать технический рисунок и изготавливать по нему изделие;
- вносить в технический рисунок и изготовленное изделие изменения по заданным условиям;
- строить прямоугольник с заданной длиной сторон.
Личностные универсальные учебные действия
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- представление о причинах успеха в учебе;
- интерес к учебному материалу;
- знание основных моральных норм поведения.
- понимания чувств других людей;
- представления о своей гражданской идентичности «Я – гражданин России»;
- понимания своей этнической принадлежности;
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее народ;
- внутренней позиции учащегося
- на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Математики», к школе.
Метапредметные
- Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
- Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
- Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
- Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
- Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
- Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
- Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
- Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
- Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
- Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Регулятивные универсальные учебные действия
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в письменной речи;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях;
- пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- устанавливать аналогии;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- производить сравнение, классификацию по заданным критериям.
- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы, рекомендуемых учителем;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач;
- воспринимать смысл познавательного текста;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- принимать участие в работе парами, группами;
- допускать существование различных точек зрения;
- строить понятные для партнера высказывания;
- использовать в общении правила вежливости.
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации;
- передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Обучающийся научится:
- чертить отрезки прямоугольник по заданным размерам; чертить отрезок – сумму и отрезок – разность двух отрезков; обозначать буквами отрезки, ломаную, многоугольник, угол многоугольника;
- делить фигуру на заданные части и собирать фигуру из заданных частей, преобразовывать фигуру по заданному условию;
- определять материал, из которого сделано изделие, определять назначение изделия;
- соблюдать правила безопасности;
- изготавливать несложные аппликации;
- поддерживать порядок на рабочем месте в течение всего занятия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку); строить собственный маршрут (рисунка) и его описание;
- решать разные виды задач; воспроизводить способы решения задачи; выбирать наиболее эффективных способов решения;
- выбирать детали в соответствии с заданным контуром конструкции; искать нескольких возможных вариантов решения; составлять и делать зарисовку фигур по собственному замыслу.
. Учебно-тематический план
1 класс
№ п/п | Тема, раздел | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Геометрическая составляющая курса | 6, 5 | 16,5 | 23 |
2 | Конструирование | 10 | 10 |
№ п/п | Тема, раздел | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Знакомство учащихся с основным содержанием курса | 1 | - | 1 |
2 | Точка. Линия, изображение точки и линий на бумаге. Линии: прямая, кривая, взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая. | - | 1 | 1 |
3 | Виды бумаги: тонкая, толстая, гладкая, шероховатая и др. и их назначение. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону и т. д | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 | Практическая работа с бумагой: получение путём сгибания бумаги прямой, пересекающихся и непересекающихся прямых. Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую, и притом только одну. Линейка, использование которой необходимо при проведении прямой. Различные положения прямых на плоскости и в пространстве; вертикальные, горизонтальные, наклонные прямые. | - | 2 | 2 |
5 | Отрезок. Вычерчивание отрезка с использованием линейки. Преобразование фигур, составленных из счётных палочек, по заданным условиям. | - | 1 | 1 |
6 | Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление бумажных полосок разной длины. Конструирование модели «Самолёт» из бумажных полосок. Изготовление аппликации «Песочница» из бумажных полосок. | - | 3 | 3 |
7 | Луч. Вычерчивание луча. Сравнение прямой, отрезка и луча. | - | 1 | 1 |
8 | Сантиметр. Сравнение отрезков по длине разными способами. Упорядочивание отрезков по длине. | - | 1 | 1 |
9 | Циркуль. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. | - | 1 | 1 |
10 | Угол Прямой угол. Непрямые углы. Изготовление модели прямого угла. Чертёжный треугольник. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Изготовление моделей различных углов. | 1 | 1 | 2 |
11 | Ломаная. Замкнутая, незамкнутая ломаная. Вершины, звенья ломаной. Изготовление моделей ломаной из проволоки. Длина ломаной. Два способа определения длины ломаной. | 1 | 1 | 2 |
12 | Многоугольник. Углы, стороны. Вершины многоугольника. Треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др. Классификация многоугольников по числу сторон. | 1 | 1 | 2 |
13 | Прямоугольник. Свойство противоположных сторон прямоугольника. Изображение прямоугольника на бумаге в клетку. Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Соотнесение реальных предметов с моделями прямоугольников. Квадрат. Преобразование прямоугольника в квадрат и квадрата в прямоугольник. Чертёж. Обозначение на чертеже линии сгиба. | 1 | 2 | 3 |
14 | Единицы длины: дециметр, метр. Соотношения между единицами длины. | 1 | 1 | 2 |
15 | Изготовление геометрического набора треугольников. Изготовление аппликаций «Домик», «Чайник», «Ракета» с использованием геометрического набора треугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика». Изготовление аппликаций с использованием набора «Геометрическая мозаика». Изготовление аппликации с использованием заготовки, данной в Приложении. Изготовление узоров, составленных из геометрических фигур, по заданному образцу и по воображению. | - | 8 | 8 |
16 | Промежуточная аттестация. Выставка работ. | - | 1 | 1 |
17 | Знакомство с техникой «Оригами». Изготовление изделий в технике «Оригами» с использованием базовой заготовки — квадрата. | - | 1 | 1 |
Итого | 6,5 | 26,5 | 33 |
Содержание курса
Знакомство учащихся с основным содержанием курса.(1час)
Точка. Линия, изображение точки и линий на бумаге. Линии: прямая, кривая, взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая. (1час)
Виды бумаги: тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, белая, цветная и др. и их назначение. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, резание бумаги ножницами, соединение деталей из бумаги с помощью клея. Практическая работа. (1час)
Практическая работа с бумагой: получение путём сгибания бумаги прямой, пересекающихся и непересекающихся прямых. Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую, и притом только одну. Линейка, использование которой необходимо при проведении прямой. Различные положения прямых на плоскости и в пространстве; вертикальные, горизонтальные, наклонные прямые. (2часа)
Отрезок. Вычерчивание отрезка с использованием линейки. Преобразование фигур, составленных из счётных палочек, по заданным условиям. (1час)
Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление бумажных полосок разной длины. Конструирование модели «Самолёт» из бумажных полосок. Изготовление аппликации «Песочница» из бумажных полосок. (3 часа)
Луч. Вычерчивание луча. Сравнение прямой, отрезка и луча. (1час)
Сантиметр. Сравнение отрезков по длине разными способами. Упорядочивание отрезков по длине. (1час)
Циркуль. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. (1час)
Угол Прямой угол. Непрямые углы. Изготовление модели прямого угла. Чертёжный треугольник. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый.Изготовление моделей различных углов . (2часа)
Ломаная. Замкнутая, незамкнутая ломаная. Вершины, звенья ломаной. Изготовление моделей ломаной из проволоки. Длина ломаной. Два способа определения длины ломаной. (2часа)
Многоугольник. Углы, стороны. Вершины многоугольника. Треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др. Классификация многоугольников по числу
сторон. (2часа)
Прямоугольник. Свойство противоположных сторон прямоугольника. Изображение прямоугольника на бумаге в клетку. Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Соотнесение реальных предметов с моделями прямоугольников. Квадрат. Преобразование прямоугольника в квадрат и квадрата в прямоугольник. Чертёж. Обозначение на чертеже линии сгиба. (3часа)
Единицы длины: дециметр, метр. Соотношения между единицами длины. (2часа)
Изготовление геометрического набора треугольников. Изготовление аппликаций «Домик», «Чайник», «Ракета» с использованием геометрического набора треугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика». Изготовление аппликаций с использованием набора «Геометрическая мозаика». Изготовление аппликации с использованием заготовки, данной в Приложении 7.Изготовление узоров, составленных из геометрических фигур, по заданному образцу и по воображению. (8 часов)
Знакомство с техникой «Оригами». Изготовление изделий в технике «Оригами» с использованием базовой заготовки — квадрата. (2часа)
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | № зан. | Тема занятия | Кол-во часов | Дата факт. | Дата коррект |
I триместр | |||||
1 | 1 | Знакомство учащихся с основным содержанием курса. | 1 | ||
2 | 2 | Точка. Линия, изображение точки и линий на бумаге. Линии: прямая, кривая, взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая. | 1 | ||
3 | 3 | Виды бумаги: тонкая, толстая, гладкая, шероховатая и др. и их назначение. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону и т. д | 1 | ||
4 | 4 | Практическая работа с бумагой: получение путём сгибания бумаги прямой, пересекающихся и непересекающихся прямых. Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую, и притом только одну. | 1 | ||
5 | 5 | Линейка, использование которой необходимо при проведении прямой. Различные положения прямых на плоскости и в пространстве; вертикальные, горизонтальные, наклонные прямые. | 1 | ||
6 | 6 | Отрезок. Вычерчивание отрезка с использованием линейки. Преобразование фигур, составленных из счётных палочек, по заданным условиям. | 1 | ||
7 | 7 | Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление бумажных полосок разной длины. Конструирование модели «Самолёт» из бумажных полосок. Изготовление аппликации «Песочница» из бумажных полосок. | 1 | ||
8 | 8 | Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление бумажных полосок разной длины. Конструирование модели «Самолёт» из бумажных полосок. Изготовление аппликации «Песочница» из бумажных полосок. | 1 | ||
9 | 9 | Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление бумажных полосок разной длины. Конструирование модели «Самолёт» из бумажных полосок. Изготовление аппликации «Песочница» из бумажных полосок. | 1 | ||
10 | 10 | Луч. Вычерчивание луча. Сравнение прямой, отрезка и луча. | 1 | ||
II триместр | |||||
11 | 11 | Сантиметр. Сравнение отрезков по длине разными способами. Упорядочивание отрезков по длине. | 1 | ||
12 | 12 | Циркуль. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. | 1 | ||
13 | 13 | Угол Прямой угол. Непрямые углы. Изготовление модели прямого угла. Чертёжный треугольник. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Изготовление моделей различных углов. | 1 | ||
14 | 14 | Угол Прямой угол. Непрямые углы. Изготовление модели прямого угла. Чертёжный треугольник. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Изготовление моделей различных углов. | 1 | ||
15 | 15 | Ломаная. Замкнутая, незамкнутая ломаная. Вершины, звенья ломаной. Изготовление моделей ломаной из проволоки. Длина ломаной. Два способа определения длины ломаной. | 1 | ||
16 | 16 | Ломаная. Замкнутая, незамкнутая ломаная. Вершины, звенья ломаной. Изготовление моделей ломаной из проволоки. Длина ломаной. Два способа определения длины ломаной. | 1 | ||
17 | 17 | Многоугольник. Углы, стороны. Вершины многоугольника. Треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др. Классификация многоугольников по числу сторон. | 1 | ||
18 | 18 | Многоугольник. Углы, стороны. Вершины многоугольника. Треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др. Классификация многоугольников по числу сторон. | 1 | ||
19 | 19 | Прямоугольник. Свойство противоположных сторон прямоугольника. Изображение прямоугольника на бумаге в клетку. Квадрат. | 1 | ||
20 | 20 | Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Соотнесение реальных предметов с моделями прямоугольников. | 1 | ||
21 | 21 | Преобразование прямоугольника в квадрат и квадрата в прямоугольник. Чертёж. Обозначение на чертеже линии сгиба. | 1 | ||
III триместр | |||||
22 | 22 | Единицы длины: дециметр, метр. Соотношения между единицами длины. | 1 | ||
23 | 23 | Единицы длины: дециметр, метр. Соотношения между единицами длины. | 1 | ||
24 | 24 | Изготовление геометрического набора треугольников. Изготовление аппликаций «Домик», «Чайник», «Ракета» с использованием геометрического набора треугольников. | 1 | ||
25 | 25 | Изготовление геометрического набора треугольников. Изготовление аппликаций «Домик», «Чайник», «Ракета» с использованием геометрического набора треугольников. | 1 | ||
26 | 26 | Изготовление набора «Геометрическая мозаика». Изготовление аппликаций с использованием набора «Геометрическая мозаика». | 1 | ||
27 | 27 | Изготовление набора «Геометрическая мозаика». Изготовление аппликаций с использованием набора «Геометрическая мозаика». | 1 | ||
28 | 28 | Изготовление набора «Геометрическая мозаика». Изготовление аппликаций с использованием набора «Геометрическая мозаика». | 1 | ||
29 | 29 | Изготовление аппликации с использованием заготовки, данной в Приложении. Изготовление узоров, составленных из геометрических фигур, по заданному образцу и по воображению. | 1 | ||
30 | 30 | Изготовление аппликации с использованием заготовки, данной в Приложении. Изготовление узоров, составленных из геометрических фигур, по заданному образцу и по воображению. | 1 | ||
31 | 31 | Изготовление аппликации с использованием заготовки, данной в Приложении. Изготовление узоров, составленных из геометрических фигур, по заданному образцу и по воображению. | 1 | ||
32 | 32 | Промежуточная аттестация. Выставка работ. | 1 | ||
33 | 33 | Знакомство с техникой «Оригами». Изготовление изделий в технике «Оригами» с использованием базовой заготовки — квадрата. | 1 |
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения программа обще-интеллектуальной направленности «Занимательная математика» изучается во 2 классе 34 учебных часа (1 час в неделю; 34 учебные недели)
Результаты освоения курса
Предметные результаты:
- переводить одни единицы измерения величин в другие;
- соблюдать правила безопасности и личной гигиены во всех видах технического труда;
- рационально размечать материал с помощью шаблона, угольника, линейки;
- выполнять технический рисунок несложного изделия;
- читать технический рисунок и изготавливать по нему изделие;
- вносить в технический рисунок и изготовленное изделие изменения по заданным условиям;
- строить прямоугольник с заданной длиной сторон.
Личностные универсальные учебные действия
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- представление о причинах успеха в учебе;
- интерес к учебному материалу;
- знание основных моральных норм поведения.
- понимания чувств других людей;
- представления о своей гражданской идентичности «Я – гражданин России»;
- понимания своей этнической принадлежности;
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее народ;
- внутренней позиции учащегося
- на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Математики», к школе.
Регулятивные универсальные учебные действия
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в письменной речи;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях;
- пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- устанавливать аналогии;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- производить сравнение, классификацию по заданным критериям.
- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы, рекомендуемых учителем;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач;
- воспринимать смысл познавательного текста;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- принимать участие в работе парами, группами;
- допускать существование различных точек зрения;
- строить понятные для партнера высказывания;
- использовать в общении правила вежливости.
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации;
- передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Обучающийся научится:
- оценивать "на глаз" длины предметов, временные интервалы с последующей проверкой измерением;
- группировать, описывать и сравнивать пространственные геометрические фигуры по размерам и форме;
- распознавать, находить на чертежах, рисунках, схемах прямые и ломаные линии, лучи и отрезки;
- с помощью линейки и от руки строить и обозначать отрезки заданной длины, отмечая концы отрезка; измерять длину отрезка на глаз и с помощью линейки;
- с помощью линейки и/или клетчатой бумаги (от руки) проводить прямые линии и лучи, обозначать их, использовать их для изображения числовой оси, линий симметрии, сетки, таблиц;
- проводить с помощью клетчатой бумаги и/или угольника прямые линии, направленные вдоль и под углом (прямым, тупым и острым) к числовому лучу;
- выявлять углы в реальных предметах; распознавать на чертежах.
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать "на глаз" массы, объемы, с последующей проверкой измерением;
- измерять с помощью измерительных приборов, фиксировать результаты измерений (в т.ч. в форме таблиц и диаграмм), сравнивать величины с использованием произвольных и стандартных способов и единиц измерений;
- выбирать меры, шкалы и измерительные приборы, адекватные измеряемой величине и задаче измерения (включая нужную точность); правильно пользоваться измерительными приборами с простыми шкалами для измерения:
- длин, расстояний – линейки, рулетки, деревянный метр,
- площадей – палетку, миллиметровую бумагу,
- масс – балансовые и пружинные весы (в т. ч. бытовые),
- объемов – мензурки и сосуды известной емкости;
- находить примеры симметрии в непосредственном окружении и пояснять их; создавать и пояснять простые симметричные образцы, устанавливать с помощью зеркала, при помощи поворота или сгиба фигуры линии симметрии и проводить их;
- с помощью ИКТ-технологий создавать и использовать простейшие электронные таблицы и базы данных с двумя – тремя полями; при работе с таблицами и базой данных пользоваться возможностями сортировки и группировки данных, подсчета промежуточных итогов и построения диаграмм.
Содержание курса
1. Простейшие геометрические фигуры (14 час)
Представление о геометрической фигуре угол. Угольник. Построение прямоугольного угла на нелинованной бумаге. Получение моделей простейших геометрических фигур путем перегибания листа бумаги неправильной формы. Вычерчивание прямоугольника, квадрата на клетчатой бумаге. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге по кромке листа бумаги, картона. Получение квадрата из бумаги прямоугольной формы. Деление прямоугольника (квадрата) с помощью линейки и угольника на другие геометрические фигуры меньших размеров (прямоугольники, квадраты, треугольники) Деление квадрата на прямоугольники, квадраты, треугольники. Вырезание из бумаги и картона полученных фигур. Построение прямоугольника (квадрата) из простейших геометрических фигур.
Конструирование фигур, объектов, сюжетов из отрезков, из отрезков и геометрических фигур, из геометрических фигур (космические объекты).
Построение бордюров из прямоугольников, квадратов, отрезков по заданным условиям, по замыслу учащихся (панно, аппликации).
2. Окружность. Круг (17 час)
Замкнутая кривая линия. Окружность и овал. Сходство и различие.
Центр окружности, радиус, диаметр. Изображение окружности с помощью циркуля. Концентрические окружности. Вычерчивание «розеток». Изготовление модели окружности из проволоки, ниток. Взаимное расположение окружностей. Вписанные и описанные окружности.
Круг. Изготовление модели круга из бумаги. Сходство и различие между кругом и окружностью. Деление круга на части. Сектор. Сегмент. Изготовление модели часов, выпуклой звезды.
Изготовление плоскостных сюжетных картин по заданной теме (Звёзды, в гости ждите нас!) с использованием кругов, овалов, их элементов. Изготовление предметов технической направленности (трактор, экскаватор, автомобиль, ракета, самолет) в виде аппликаций из моделей изученных геометрических фигур.
Графическое изображение на бумаге изготавливаемых изделий. Знакомство со схематическим чертежом, техническим рисунком, их чтение и конструирование изделий по ним, применяя творческий подход и фантазию.
3. Конструктор и техническое моделирование (2 час)
Конструктор и его виды. Назначение. Знакомство с деталями конструктора, монтажными инструментами. Приёмы работы с конструктором. Правила техники безопасности и личной гигиены при работе с конструктором и монтажными инструментами. Изучение правил. Организация рабочего места. Виды соединения деталей в конструкторе: обычное, шарнирное, жесткое, внахлестку. Подвижные и неподвижные механизмы. Изготовление изделий: садовая тележка, вертолёт, дорожный знак, бульдозер, водный транспорт, детская площадка.
Знакомство с графическими возможностями компьютера. Координаты точки на плоскости. Движение точки на экране монитора: вверх, вниз, вправо, влево. Рисование отрезков, углов, простейших геометрических фигур (квадратов, (прямоугольников, треугольников, кругов, овалов). Составление композиций.
5. Систематизация и обобщение знаний (1час)
Подведение итогов по изучению теоретического материала. Выставка практических работ учащихся.
Учебно-тематический план
2 класс
№ п/п | Тема, раздел | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Простейшие геометрические фигуры | 4 | 10 | 14 |
2 | Окружность. Круг | 5 | 12 | 17 |
3 | Конструктор и техническое моделирование | - | 2 | 2 |
4 | Систематизация и обобщение знаний | - | 1 | 1 |
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п | № зан. | Тема занятия | Кол-во часов | Дата фактич. | Дата коррект. |
I триместр | |||||
1 | 1 | Повторение геометрического материала: отрезок, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат | 1 | ||
2 | 2 | Изготовление изделий в технике оригами — «Воздушный змей» | 1 | ||
3 | 3 | Треугольник. Соотношение длин сторон треугольника | 1 | ||
4 | 4 | Входной контроль. Тест. | 1 | ||
5 | 5 | Прямоугольник. Практическая работа «Изготовление модели складного метра». | 1 | ||
6 | 6 | Свойство противоположных сторон прямоугольника. | 1 | ||
7 | 7 | Диагонали прямоугольника и их свойства. | 1 | ||
8 | 8 | Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства | 1 | ||
9 | 9 | Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника. | 1 | ||
10 | 10 | Середина отрезка | 1 | ||
11 | 11 | Построение отрезка, равного данному, с по мощью циркуля | 1 | ||
II триместр | |||||
12 | 12 | Практическая работа «Изготовление пакета для хранения счётных палочек» | 1 | ||
13 | 13 | Практическая работа «Изготовление подставки для кисточки» | 1 | ||
14 | 14 | Практическая работа «Преобразование фигур по заданному правилу и по воображению» | 1 | ||
15 | 15 | Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). | 4 | ||
16 | 16 | Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). | |||
17 | 17 | Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). | |||
18 | 18 | Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). | |||
`19 | 19 | Построение прямоугольника, вписанного в окружность | 1 | ||
20 | 20 | Практическая работа «Изготовление ребристого шара» | 1 | ||
21 | 21 | Практическая работа «Изготовление аппликации «Цыплёнок» | 2 | ||
22 | 22 | Практическая работа «Изготовление аппликации «Цыплёнок» | |||
III триместр | |||||
23 | 23 | Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток» | 1 | ||
24 | 24 | Чертёж. Практическая работа «Изготовление закладки для книги» по предложенному чертежу с использованием в качестве элементов прямоугольников, треугольников, кругов. | 1 | ||
25 | 25 | Технологическая карта. Составление плана действий по технологической карте (как вырезать кольцо) | 1 | ||
26 | 26 | Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия. Изготовление по чертежу аппликации «Автомобиль». | 1 | ||
27 | 27 | Изготовление чертежа по рисунку изделия | 1 | ||
28 | 28 | Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор» | 1 | ||
29 | 29 | Оригами. Изготовление изделий «Щенок», «Жук» | 1 | ||
30 | 30 | Оригами. Изготовление изделий «Щенок», «Жук» | 1 | ||
31 | 31 | Промежуточная аттестация. Тест. | 1 | ||
32 | 32 | Работа с набором «Конструктор». Усовершенствование изготовленных изделий | 1 | ||
33 | 33 | Промежуточная аттестация. Тест. | 1 | ||
34 | 34 | Систематизация и обобщение знаний | 1 |
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения программа обще-интеллектуальной направленности «Занимательная математика» изучается в 3 классе 34 учебных часа (1 час в неделю; 34 учебные недели)
Результаты освоения курса
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- определять площади геометрических фигур, используя разные единицы измерения площади,
- применять свойства арифметических действий;
- вычислять периметр прямоугольника (квадрата), треугольника;
- находить неизвестную сторону прямоугольника по его периметру и известной стороне;
- переводить одни единицы измерения величин в другие;
- соблюдать правила безопасности и личной гигиены во всех видах технического труда;
- рационально размечать материал с помощью шаблона, угольника, линейки;
- выполнять технический рисунок не сложного изделия;
- читать технический рисунок и изготавливать по нему изделие;
- вносить в технический рисунок и изготовленное изделие изменения по заданным условиям.
Универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– положительное отношение к школе и учебной деятельности;
– представление о причинах успеха в учебе;
– интерес к учебному материалу;
– знание основных моральных норм поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– понимания чувств других людей;
– представления о своей гражданской идентичности «Я – гражданин России»;
– понимания своей этнической принадлежности;
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее народ;
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Математики», к школе.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
– выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– выполнять учебные действия в письменной речи;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях;
– пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить сообщения в устной форме;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– устанавливать аналогии;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– производить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы, рекомендуемых учителем;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач;
– воспринимать смысл познавательного текста;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать участие в работе парами, группами;
– допускать существование различных точек зрения;
– строить понятные для партнера высказывания;
– использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации;
– передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Учебно-тематический план
3 класс
№ п/п | Тема, раздел | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Геометрическая составляющая курса | 4 | 4 | 8 |
2 | Конструирование | 12 | 14 | 26 |
Содержание курса
Основное содержание факультативного курса представлено двумя крупными разделами: «Геометрическая составляющая курса» и «Конструирование».
Геометрическая составляющая курса (8 ч)
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой,
развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.
Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник,
четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием
циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств
его диагоналей. Периметр многоугольника.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности
(круга). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4,
8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.
Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.
Конструирование (26 ч)
Разметка бумаги по шаблону. Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров.
Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием дляконструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.
Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.
Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.
Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления (простое, жёсткое, внахлёстку двумя болтами, шарнирное); рабочие инструменты. Сборка из деталей«Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.
Развёртка. Модель треугольной пирамиды, моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм» .Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ п/п | № зан. | Тема занятия | Кол-во часов | Дата факт | Дата коррект |
I триместр | |||||
1 | 1 | Повторение геометрического материала: отрезок, ломаная, многоугольник. | 2 | ||
2 | 2 | Повторение геометрического материала: отрезок, ломаная, многоугольник. | |||
3 | 3 | Треугольник. Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, (равносторонний). Построение треугольника по трём сторонам. Конструирование моделей различных треугольников. | 1 | ||
4 | 4 | Входной контроль. Тест | 1 | ||
5 | 5 | Построение треугольника по трём сторонам, заданным отрезками (без измерения их длины). Конструирование фигур из треугольников. Проект «Составляем математические сказки» | 1 | ||
6 | 6 |
| 1 | ||
7 | 7 | Виды треугольников по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. | 1 | ||
8 | 8 | Представление о развёртке правильной треугольной пирамиды (на базе вырезанного равностороннего треугольника, разделённого его средними линиями на 4 равных равносторонних треугольника). | 1 | ||
9 | 9 | Практическая работа №1. Изготовление модели правильной треугольной пирамиды сплетением из двух одинаковых полосок, каждая из которых разделена на 4 равносторонних треугольника (способ обёртывания). | 1 | ||
10 | 10 | Изготовление каркасной модели правильной треугольной пирамиды из счётных палочек. Вершины, грани и рёбра пирамиды. | 1 | ||
II триместр | |||||
11 | 11 | Практическая работа №2.Изготовление геометрической игрушки «Флексагон». | 1 | ||
12 | 12 |
| 1 | ||
13 | 13 | Свойства диагоналей прямоугольника. | 1 | ||
14 | 14 | Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей. | 1 | ||
15 | 15 | Практическая работа №3.Чертёж. Изготовление по чертежам аппликаций «Домик». | 1 | ||
16 | 16 | Периметр. Построение прямоугольника. Виды треугольников. (Закрепление пройденного). | 1 | ||
17 | 17 | Практическая работа №4. «Бульдозер». Технологический рисунок. | 1 | ||
18 | 18 | Практическая работа №4. «Бульдозер». Технологический рисунок. | 1 | ||
`19 | 19 | Практическая работа №5. Изготовление по технологическому рисунку композиции «Яхты в море». | 1 | ||
20 | 20 | Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата), различных фигур, составленных из прямоугольников и квадратов. | 3 | ||
21 | 21 | Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата), различных фигур, составленных из прямоугольников и квадратов. | |||
22 | 22 | Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата), различных фигур, составленных из прямоугольников и квадратов. | |||
III триместр | |||||
23 | 23 | Окружность. Вычерчивание окружности. | 1 | ||
24 | 24 | Разметка окружности. Деление окружности (круга) на 2, 4,8 равных частей. Изготовление модели цветка с использованием деления круга на 8 равных частей. | 1 | ||
25 | 25 | Практическая работа №6.Изготовление модели цветка с использованием деления круга на 8 равных частей. | 1 | ||
26 | 26 | Деление окружности на3, 6, 12 равных частей. Изготовление модели часов. | 1 | ||
27 | 27 | Практическая работа №7. Изготовление модели часов. | 1 | ||
28 | 28 | Периметр. Площадь. Деление отрезка пополам без определения его длины (с использованием циркуля и линейки без делений). | 1 | ||
29 | 29 | Взаимное расположение окружностей на плоскости. Получение практическим способом треугольника, вписанного в окружность (круг). | 1 | ||
30 | 30 | Практическая работа №8. Выполнение чертежа по рисунку (предварительная работа по изготовлению аппликации «Паровоз») | 1 | ||
31 | 31 | Практическая работа №8. Изготовление аппликации «Паровоз» | 1 | ||
32 | 32 | Промежуточная аттестация. Выставка работ. | 1 | ||
33 | 33 | Практическая работа №9.Оригами. Изготовление изделия «Лебедь». | 1 | ||
34 | 34 | Практическая работа №10. Техническое конструирование из деталей набора «Конструктор». Изготовление по приведённым рисункам моделей «Подъёмный кран» и «Транспортёр». | 1 |
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения программа обще-интеллектуальной направленности «Занимательная математика» изучается в 4 классе 34 учебных часа (1 час в неделю; 34 учебные недели)
Результаты освоения курса
Предметные результаты:
- переводить одни единицы измерения величин в другие;
- соблюдать правила безопасности и личной гигиены во всех видах технического труда;
- рационально размечать материал с помощью шаблона, угольника, линейки;
- выполнять технический рисунок несложного изделия;
- читать технический рисунок и изготавливать по нему изделие;
- вносить в технический рисунок и изготовленное изделие изменения по заданным условиям;
- строить прямоугольник с заданной длиной сторон.
Личностные универсальные учебные действия
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- представление о причинах успеха в учебе;
- интерес к учебному материалу;
- знание основных моральных норм поведения.
- понимания чувств других людей;
- представления о своей гражданской идентичности «Я – гражданин России»;
- понимания своей этнической принадлежности;
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее народ;
- внутренней позиции учащегося
- на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Математики», к школе.
Регулятивные универсальные учебные действия
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане в сотрудничестве с учителем, классомнаходить несколько вариантов решения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в письменной речи;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях;
- пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- устанавливать аналогии;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- производить сравнение, классификацию по заданным критериям.
- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы, рекомендуемых учителем;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач;
- воспринимать смысл познавательного текста;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- принимать участие в работе парами, группами;
- допускать существование различных точек зрения;
- строить понятные для партнера высказывания;
- использовать в общении правила вежливости.
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации;
- передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Пространственные отношения
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (прямоугольный параллелепипед, куб, прямоугольный треугольник, параллелограмм, трапеция, цилиндр, шар, сфера);
- употреблять геометрические термины и термины, используемые в трудовом обучении: точка, линия, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, технологическая карта, чертеж, развертка и др.
- построение геометрических фигур с заданными измерениями (прямоугольный, куб, прямоугольный треугольник, параллелограмм, трапеция) с помощью линейки, угольника;
- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
- распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться
- распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус, параллелограмм, трапеция.
Геометрические величины
Выпускник научится:
- вычислять площадь прямоугольного треугольника, параллелограмма, равнобедренной трапеции
- оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться
- вычислять площадь многоугольника, изображать прямоугольный параллелепипед в трех проекциях.
Конструирование
Выпускник научится:
- изготавливать каркасную и плоскостную модель прямоугольного параллелепипеда,
-изготавливать модели объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда;
- изготавливать модель куба;
- изготавливать модель цилиндра, шара;
- изготавливать модели объектов, имеющих форму цилиндра, шара.
- вычерчивать объекты, относительно оси симметрии.
Выпускник получит возможность научиться:
- работать с чертежными инструментами;
- конструировать модели;
- определять назначение изготовленного изделия; оценивать качество своей работы с учётом технологических и эстетических требований.
Работа с информацией
Выпускник научится:
- работать с чертежом и технологической картой и составлять их;
Выпускник получит возможность научиться:
- сравнивать и обобщать информацию представленную в чертежах и технологических картах;
- понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
- составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
- распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
- интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Содержание курса
Основное содержание факультативного курса представлено двумя крупными разделами: «Геометрическая составляющая курса» и «Конструирование».
Геометрическая составляющая курса (29 ч)
Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани, ребра, вершины. Свойства граней и ребер. Развертка прямоугольного параллелепипеда.
Куб. Элементы куба: грани, ребра, вершины. Свойства граней и ребер куба. Развертка куба.
Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольного треугольника. Площадь параллелограмма и равнобочной трапеции.
Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях.
Соотнесение модели, развертки и чертежа прямоугольного параллелепипеда.
Чертежи в трех проекциях простых композиций из кубов одинакового размера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии. Представления о прямом круговом цилиндре, шаре, сфере. Развертка прямого кругового цилиндра.
Деление на части плоскостных фигур и составление фигур из частей.
Конструирование (5 ч)
Изготовление каркасной и плоскостной моделей прямоугольного параллелепипеда (куба). Изготовление модели куба сплетением из полосок.
Изготовление моделей объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда (платяной шкаф, гараж).
Изготовление моделей цилиндра, шара.
Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилиндра (карандашница, дорожный каток).
Вычерчивание объектов, симметричных заданным, относительно оси симметрии.
Учебно-тематический план
4 класс
№ п/п | Тема, раздел | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Геометрическая составляющая курса | 10 | 19 | 29 |
2 | Конструирование | 5 | 5 |
4 класс
№ п/п | № зан. | Тема занятия | Кол-во часов | Дата факт | Дата коррект |
I триместр | |||||
1 | 1 | Инструктаж по ТБ. Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда | 1 | ||
2 | 2 | Свойства граней и ребер прямоугольного параллелепипеда. | 1 | ||
3 | 3 | Входной контроль. Тест | 2 | ||
4 | 4 | Развертка прямоугольного параллелепипеда. | |||
5 | 5 | Куб. Элементы куба: грани, ребра, вершины. | 1 | ||
6 | 6 | Свойства граней и ребер куба. | 1 | ||
7 | 7 | Развертка куба. Изготовление каркасной модели прямоугольного параллелепипеда (куба). | 2 | ||
8 | 8 | Развертка куба. Изготовление каркасной модели прямоугольного параллелепипеда (куба). | |||
9 | 9 | Вычерчивание развертки и изготовление модели прямоугольного параллелепипеда (куба). | 2 | ||
10 | 10 | Вычерчивание развертки и изготовление модели прямоугольного параллелепипеда (куба). | |||
11 | 11 | Изготовление модели куба сплетением из трех полосок | 1 | ||
II триместр | |||||
12 | 12 | Инструктаж по ТБ. Изготовление моделей объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда (платяной шкаф, гараж). | 1 | ||
13 | 13 | Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях. | 2 | ||
14 | 14 | Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях. | |||
15 | 15 | Соотнесение модели, развертки и чертежа прямоугольного параллелепипеда (куба). | 1 | ||
16 | 16 | Вычерчивание в трех проекциях простых композиций из кубов одинаковых размеров. | 2 | ||
17 | 17 | Вычерчивание в трех проекциях простых композиций из кубов одинаковых размеров. | |||
18 | 18 | Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более оси симметрии. | 1 | ||
`19 | 19 | Вычерчивание фигур, симметричных заданным, относительно заданной оси симметрии. | 1 | ||
20 | 20 | Вычерчивание фигур, симметричных заданным, относительно заданной оси симметрии. | 1 | ||
21 | 21 | Знакомство с прямым круговым цилиндром, шаром, сферой. | |||
22 | 22 | Развертка прямого кругового цилиндра. | |||
23 | 23 | Изготовление моделей цилиндра. |
| ||
III триместр | |||||
24 | 24 | Инструктаж по ТБ. Изготовление моделей цилиндра. | 1 | ||
25 | 25 | Изготовление моделей шара. | 2 | ||
26 | 26 | Изготовление моделей шара. | |||
27 | 27 | Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилиндра (подставка для карандашей; дорожный каток). | 2 | ||
28 | 28 | Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилиндра (подставка для карандашей; дорожный каток). | |||
29 | 29 | Изготовление набора «Монгольская игра» и его использование для построения заданных фигур. | 2 | ||
30 | 30 | Изготовление набора «Монгольская игра» и его использование для построения заданных фигур. | |||
31 | 31 | Изготовление способом оригами героев сказки «Лиса и журавль». | 1 | ||
32 | 32 | Знакомство с диаграммами: изображение данных с помощью столбчатых диаграмм. | 1 | ||
33 | 33 | Промежуточная аттестация. Выставка работ | 1 | ||
34 | 34 | Чтение диаграмм, дополнение диаграмм данными. | 1 |
Литература
С..И.Волкова. Методическое пособие к курсу « Математика и конструирование » , 1 -4 классы. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
Т. В. Безбородова «Первые шаги в геометрии», - М.:«Просвещение», 2013
В.Т.Голубь. Графические диктанты. М., «ВАКО» 2011.
Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Ярославль: Академия развития, 2000.
Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребёнка. Ярославль: Академия развития, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс...
Программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас"
Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяетс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" является программой общеинтеллектуальной направленности....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"
ДЛя реализации программного содержания можно исполдьзовать учебник О.А. Холодовой "Юным умниикам и умницам"...
Программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Программа внеурочной деятельности составлена на 4 года. Содержит пояснительную записку, личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета, тематическое планирование внеурочного зан...
Рабочая программа внеурочной деятельности Математика и конструирование 4 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...
.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс...