Ранее обучение чтению.
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rannee_obuchenie_chteniyu.docx | 409.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Полезно или вредно рано учить детей чтению (2-5 лет)? На этот вопрос ответить однозначно не возможно, т.к. мнение каждого человека субъективно, ведь дети все разные. Кто-то в 4 года сам может выучить буквы в развивающих играх, а кто-то и в школе учится читать "из под палки". Давайте посмотрим программы обучения наших школ. Все они направлены на обучение ребенка буквам и чтению в 1 классе, т.е. в 7 лет. ‼️Однако, учебники и рабочие тетради на печатной основе по ним составлены так, что программа предполагает обучение уже читающих детей‼️. Да, учебно-методические комплексы (УМК) противоречат сами себе. Естественно, понимая это, родители стараются научить ребенка читать до школы. Наиболее «продвинутые родители» используют в обучении чтению популярные сейчас методики: Николая Зайцева (обучение чтению складами), Глена Домана (карточки слов с картинкой данного предмета), А. Тюленева (обучение по уже готовым для занятий материалам, которые необходимо преобрести), М.Монтессори (обучение чтению через моторику и сенсорику), О.Соболевой (применяется ассоциативная методика запоминания) и др.. Стоит заметить, что все эти методики подходят для обучения чтению даже особенных детей (ОВЗ). Большое число родителей пользуется так называемым «традиционным способом» обучения чтению: от букв – к звукам и далее – к словам. Так же обучают и наши УМК, поэтому ребенку не придется "переучиваться". Логопеды рекомендуют именно этот метод обучения чтению, поскольку он формирует фонематический слух ребенка, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению, а следовательно помогает деткам избавляться от дефектов речи. ‼️Так стоит ли учить ребенка читать до школы и в каком возрасте? По своему педагогическому опыту могу сказать - однозначно стоит! Это очень облегчает эмоциональную нагрузку детей в 1 классе. Т.к. чаще всего дети боятся ошибиться при чтении, ведь все хотят быть успешными. От этого нарастает нервное напряжение , что приводит к быстрой утомляемости. А вот в раннем возрасте или в 5-6 лет, решать только вам. Тут все зависит только от ребенка, его возможностей и интересов. Если ваш ребенок любит, когда ему читают вслух; правильно строит фразы при общении; чётко выговаривает слова; может рассказать историю, услышанную или произошедшую с ним не путая очередность событий; проявляет желание самостоятельно рассматривать книгу, а может сочиняет истории по картинкам в ней, то он готов к обучению чтению, даже если ему в этот момент всего 3 года!
А теперь я постараюсь раскрыть суть чтения.
На самом деле все просто - самое главное, чего мы должны добиться в обучении чтению - это понимание прочитанного. Вспомните, какую последнюю книгу или журнал вы читали? Вспомнили ? Что сейчас происходило в вашей голове? Ваш мозг сразу начал рисовать вам обложку, картинки из ваших фантазий по тексту. Возможно вы даже вспомнили какой-то момент , когда вы читали эту книгу - как вы сидите в кресле, лёжите в кровати и т.п.. Сразу вспомнили качество бумаги. Не так ярко вспомнили прочитанное те, кто пользуется электронными книгами. Как вы думаете почему? Потому что вы получили обратную связь от сенсорики. Про нее я тоже уже рассказывала. Когда ребенок читает осмысленно, его воображение рисует картинку по этому тексту, текст воспринимается и запоминается. Очень часто в школе учитель просит ребенка нарисовать картинку к прочитанному произведению. Это помогает понять, понял ребенок о чем он прочитал или нет. Но вот не все методики научат этому осмысленному чтению. Многие новаторы отошли от обучения детей буквам, а склоняются к тому, что надо просто учить читать, не привязывать ребенка к образному восприятию буквы. Т.к. иначе буква будет ассоциироваться с конкретным предметом или картинкой , как например А- аист или арбуз , Б - белка, баран... Но как же тогда получить обратную связь от сенсорики? Как тогда ждать от ребенка осознанности чтения? Например , просто заучивая слова по карточкам, ребенок столкнется с проблемой их понимания. Он не имеет возможности складывать слова сам, те которые знает , например из кубиков. Его чтение упрётся в то, что его мозг будет читать тексты целыми заучинными словами, пропуская те, которые он не выучил по карточкам.
Ведь иногда открыв инструкцию к каким-либо лекарствам, мы начинаем читать в пустую, потому что совершенно не понятно что это за слова. Некоторые слова даже читаем по слогам, чтоб их правильно произнести. Так же и дети. Поэтому с педагогической точки зрения, необходимо давать ребенку возможность узнавать звуки имея как можно больше образов, чтоб он понимал что этот звук есть в этом слове, и в этом , и в этом. Здесь он в начале, в этом слове в середине , а в этом- в конце.
Способствуют ли кубики с буквами раннему обучению чтения? Да, способствуют. Это очень хорошая основа для ненавязчивого обучения звукам, если уж не хотите учить буквы.
Какую методику выбрала бы я для своего ребенка? Однозначно взяла бы Монтессори. Но это очень энергозатрат но, да и хранить столько всего дома сложно. Методике Зайцева лично я скажу да! Но надо помнить , что это все же процесс учения, и тут надо знать методику, мне он близок, потому что создан на основе классической. Там даже продуманы твердые, мягкие, глухие и звонкие звуки. А это фонетика- очень важный раздел в русском языке. Люди с развитым фонематический слухом с раннего возраста называют себя "враждебно грамотными". Так же буду использовать букварь Жуковой, потому что я знаю несколько логопедов, которые именно по нему работали с разными нарушениями у детей. А значит букварь продуман до мелочей.
!!!Но никто не говорит, что нельзя взять из нескольких методик всего по чуть - чуть. Главное просто выстроить алгоритм работы, а не бросаться из стороны в сторону. Если уж начали учить буквы и вместе с ними звук, то учите все буквы. Если начали сразу звуки, то не добавляйте в середине алфавита буквы. Они потом притянутся сами, при чтении. (Не все понимаю разницу между буквой и звуком. Например К. Буква "ка" , а звук не "кэ" , как мы привыкли говорить, а именно "к". Б- буква "бэ", а звук - "б". М - буква "эм" звук "ммммм" он тянется и.т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема раннего обучения детей. За и против
Проблема раннего обучения детей возникла несколько десятилетий назад. Возникла эта проблема не только в нашей стране, но практически во всех странах Европы. Практич...
«Актуальность, проблемы, стратегия раннего обучения».
Дошкольный возраст – это «период первоначального фактического склада личности». Период дошкольного детства (как и период обучения в школе) включает в себя несколько этапов, начиная с раннего, 3-летнег...
Положительные стороны раннего обучения иностранному языку
Статья адресована родителям семи-, восьмилетних детей,которым предстоит изучать иностранный язык со 2 класса общеобразовательной школы. В статье раскрываются причины изучения иностранного языка в нача...
Памятка для родителей "Раннее обучение чтению"
Эта методическая рекомендация-памятка для родителей поможет им хорошо подготовить своего ребёнка к школе....
Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении чтению на раннем этапе образования.
Статья содержит пояснительную записку сописанием этапов работы с предложенным тестом. Задания в тесте разработаны для обучающихся с разными способностями усвоения материала....
Проблемы раннего обучения чтению
В данной статье рассматриваются проблемы раннего обучения чтению, а также даны рекомендации и упражнения по обучению чтению. Статья предназначена для педагогов, родителей....
"Чем опасно раннее обучение чтению?"
Многие родители стремятся обучить ребенка чтению как можно раньше, предлагаю вашему вниманию несколько аргументов ПРОТИВ раннего обучения чтению....