Разработка урока в 4 классе по теме "Равнины и горы России"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Разработка урока в 4 классе по теме "Равнины и горы России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_ravniny_i_gory.pptx | 848.67 КБ |
okr_mir_ravniny_i_gory.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Равнины и горы России
Горы на Камчатке
вулкан Ключевская сопка
Ключевская сопка
вулкан Кроноцкая сопка
Равнины России ПЛОСКИЕ ХОЛМИСТЫЕ плоскогорья
Среднесибирское плоскогорье
Среднесибирское плоскогорье Равнина плоская вершина крутые склоны
Алтай
гора Белуха
Саяны
Западно-Сибирская равнина
Западно – Сибирская равнина
Уральские горы
гора Народная
Восточно-Европейская равнина
Кавказские горы
гора Эльбрус
Горы России молодые старые
Рельеф поверхности России разнообразен, неповторим и во многих районах крайне сложен.
Вижу горы и долины, Вижу реки и моря. Это русские картины, Это Родина моя.
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе
Тема: Равнины и горы России.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Форма урока: урок – путешествие.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: презентация «Равнины и горы России», компьютер, физическая карта России, учебник А.А. Плешаков «Мир вокруг нас», атласы, рабочая тетрадь на печатной основе.
Цель урока: формирование у учащихся представления о равнинах и горах России.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с равнинами и горами на территории России, формировать умения работать с физической картой России.
Познавательные: развивать умения, необходимые для работы с различными информационными источниками, развивать познавательную активность , умение наблюдать, делать выводы, способствовать обогащению словарного запаса.
Регулятивные: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя, планировать и контролировать, вносить коррективы и оценивать свою деятельность;
Коммуникативные: способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся, сотрудничества друг с другом и учителем.
Личностные: способствовать воспитанию любви к своей стране, родному краю; воспитывать патриотов своего Отечества
Оборудование:
Физическая карта России; картины и слайды с изображением изучаемых объектов; схемы, вертолетик.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
-Что такое карта?
- Какие виды карт вы знаете?
- Для чего нужны карты?
- Самоопределение к деятельности.
(На доске «Физическая карта России»).
- Как вы думаете, почему сегодня на уроке «Физическая карта России»? (ответы детей)
-Над Россией Солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней!
- Почему в целом свете нет родней страны? (Ответы детей).
–Кто может сформулировать тему урока? (Ответы детей)
- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. И с нами будет незаменимая помощница – карта. Сегодня она вам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность.
- Работа над новой темой.
Откройте учебники на с.50-51, где изображена карта России. Откройте тетради на с. .
- У нас есть спутник, вместе с которым мы будем путешествовать. Узнайте его!
Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю,
Отправляюсь я в полет.
Кто же это? ВЕРТОЛЕТ
- Конечно, это вертолет! Подумайте, почему мы выбрали вертолет для путешествия по нашей стране?
(Ответы детей). (на доске «Физическая карта России», у детей карта в учебнике, тетрадь на печатной основе)
- Наша страна протянулась с востока на запад и с севера на юг. С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения физической карты. Что обозначает цвет карты?
Посмотрите на физическую карту России. Какие цвета вы на ней видите? Давайте разберемся в этой цветовой гамме. (Ответы детей).
- С цветовой гаммой мы разобрались. Вы готовы в путь?
Полуостров Камчатка. Приземляемся.
- Мы с вами на востоке нашей страны, на полуострове Камчатка.
Найдите полуостров на ваших картах.
- Что вы можете сказать о поверхности полуострова? (Ответы детей).
- Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту? (4750)
(Показ слайдов «Вулканы Камчатки»)
Дополнительный материал о полуострове Камчатка заранее подготовленным учеником.
Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России.
- Вспомните отличие между Всемирным природным наследием и Всемирным культурным наследием. (Ответ детей).
- Назовите объекты культурного наследия. (Статуя Свободы в Нью – Йорке, Венеция, Московский Кремль и Красная площадь, Великая китайская стена и др.)
- Продолжим наше путешествие. Где приземлился наш вертолет?
(Слайд физической карты России)
Средне – Сибирское плоскогорье.
- Что вы видите на карте? ( На этом участке есть все три цвета: зелёный, жёлтый, коричневый.)
Как вы объясните слово «плоскогорье»? (Ответы детей).
Плоскогорье – место с равниной или холмистой поверхностью, лежащей высоко над уровнем моря.
- Что вы можете сказать о поверхности? ( Много возвышенностей, холмов).
- В тетради на контурной карте покажите цветом границы Среднесибирского плоскогорья. (Самостоятельная работа учащихся)
- А теперь отправимся на юг нашей страны.
Горы Алтая и Саян.
- Какая здесь земная поверхность? (Ответы детей).
- А какие горы?
- Что вы можете сказать о высоте гор? (На Алтае есть гора Белуха – 4506 м.)
(Слайд – гора Белуха)
Алтай входит в список Всемирного наследия.
-Отметьте в тетради цветом границы гор.
- Самостоятельная работа учащихся на контурной карте.
- Продолжаем наше путешествие.
(Физическая карта).
Западно – Сибирская равнина.
- Где мы оказались? Что нам об этой равнине расскажет карта? (Ответы детей)
(Это огромная низменность, ее поверхность ровная, ее называют «плоская равнина». На ней много болот.)
- Отметим границы Западно-Сибирской равнины в тетради.
(Самостоятельная работа уч-ся в тетради.)
Уральские горы.
- Двигаемся дальше. Что вы видите на карте? (Ответы детей)
- Что можно сказать об этих горах.? (Уральские горы протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора Народная – 1895м. Но это не высокие горы, потому что нет темного коричневого цвета. Уральский хребет. Каменный пояс России.)
- Сравните две горы: гора Народная на Урале – 1895 м
Гора Белуха на Алтае – 4506 м.
(Уральские горы называют «старые горы», их форма плосковершинная).
(Показ слайдов «Уральские горы»)
(Самостоятельная работа в тетради дети показывают границы гор цветом.)
- Физминутка.
По равнине все пойдем
Там цветочки мы найдем.
Маки яркие, гвоздики,
Васильки, ромашки
В беленькой рубашке.
Руки вверх, в кружок все встали
Теперь холмиками стали.
А сейчас пойдем к горам,
Но овраг мешает нам.
Быстро прыгнули вперед
Кто к горе быстрей придет?
На носочках потянулись
До вершины дотянулись,
Это горы,
Это холм,
На равнине мы живем.
- Продолжение новой темы.
Восточно – Европейская равнина.
- Продолжаем наше путешествие. Где остановились мы сейчас? Что вы можете сказать, изучив карту? (Ответы детей)
- Что особенного вы заметили в рельефе этой равнины?
(Это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют «холмистая равнина». А еще ее называют Русской равниной.)
(Слайд «Русская равнина»)
- Обозначьте на контурной карте цветом границы равнины. (Самостоятельная работа в тетради)
-А сейчас держим путь на юго – запад нашей страны.
Кавказские горы.
- Что рассказывает нам карта? ( Это горы. Они высокие. Самая высокая гора Эльбрус – 5642 м.)
(Слайд «Кавказские горы»)
-На контурной карте обозначьте границы цветом. (Самостоятельная работа в тетради).
7. Закрепление.
- Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе ) России ?
- Что такое равнина?
- Покажите равныны у доски на карте. (1учащийся у доски. Все на своей карте)
- Что вы можете сказать о горах?
– Покажите на карте у доски. (1учащийся у доски. Все на своей карте)
Групповая работа. Тест «Равнины и горы России»
8. Подведение итогов урока.
- Ребята, что мы можем сказать о своей Родине?
- Что необходимо понять каждому человеку? (Надо уметь ценить то, что ты имеешь, что тебя окружает, и беречь это).
9. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке смайликами.
Я усвоил тему урока. Могу объяснить данный материал своим одноклассникам. (желтый, улыбается).
Я усвоил тему урока. Некоторые сведения по теме требуют доработки. (зеленый, думает).
Я недостаточно хорошо усвоил тему. Есть вопросы.(красный, грустит)
Домашнее задание. с.
В тетради контурная карта, показать рельеф России цветом и подписать горы и равнины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока окружающего мира "Моря, озёра и реки России"
Данная разработка предназначена для учителей начальной школы. Она будет полезной при изучении темы "Моря, озёра и реки России" на уроках окружающего мира....
Разработка урока окружающего мира по теме "Наша страна - Россия"
Урок окружающего мира по теме "Наша страна - Россия" разработан для 1 класса УМК "Начальная школа XXI века"...
Конспек открытого урока по окружающему миру "Равнины и горы России"
Разработка открытого урока...
Разработка урока обществознания. Название темы работы: Государственные символы России
Задачи урока – познакомить обучающихся с историей символов России, развести понятия государственные и неофициальные символы России, формировать уважительное отношение к государ...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе Тема: Равнины и горы России.
Пояснительная записка к уроку окружающий мир с презентацией по теме«Равнины и горы России». Тип урока: урок открытия нового знания.Форма урока: урок – путешествие....
Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс Тема: "Равнины и горы России" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: дать представление о равнинах и горах; познакомить с равнинами и горами на территории России.Планируемые результаты:предметные: уметь работать с картой; знать равнины и...
Разработка урока 3 класс УМК «Школа России» Раздел» Люби живое».
ТЕМА:Виктор Юзефович Драгунский "Он живой и светится"ЦЕЛЬ:познакомить с творчеством и рассказом В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»...