Мастер-класс "Составление рассказа на заданную тему с помощью мнемотехники"
материал
Дааный материал включает в себя текст мастер-класса на тему "Составление рассказа на заданную тему с помощью мнемотехники", а также презентацию к данному мастер-классу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 54 КБ |
prezentatsiya_master-klass.ppt | 2.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Вступление
Тема данного мастер-класса: Составление рассказа на заданную тему с помощью мнемотехники.
Мнемотехника — это совокупность приёмов, облегчающих запоминание информации путём образования ассоциаций.
Основная часть
ЗАЛУ: На некоторых коррекционных занятиях мнемотехника используется, чтобы повысить эффективность работы детей, разнообразить приёмы взаимодействия учителя с учениками, организовать сотрудничество учащихся между собой. Ученики помогут мне продемонстрировать такую работу на занятии по составлению рассказа и воспроизведению его по мнемокарте.
КОЛЛЕГАМ: - Дети, сегодня мы будем составлять рассказ. Вы хотите, чтобы он получился интересным и грамотным? Тогда вам надо запомнить много информации. Я научу вас, как легко и просто запоминать большой объём информации. Вы будете работать в парах.
Послушайте отрывок из произведения Константина Ушинского «Четыре желания»
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках, по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
— Запиши твоё желание в мою записную книжку, — сказал отец.
И Митя записал….
- Чудесным образом записная книжка Мити оказалась у меня. А что мальчик записал в неё, мы узнаем позже…
ЗАЛУ: До начала занятия я разложила на парты наборы картинок с изображением составляющих зимы: зимние забавы, зимняя одежда, зимующие птицы, признаки зимы в неживой природе, зимний праздник, включив в наборы лишние картинки. На протяжении занятия дети должны постепенно подготовиться к составлению и воспроизведению рассказа.
- Дети, перед вами лежат наборы картинок. Выберите из предложенных только те картинки, которые относятся к развивающему занятию по теме «Зима».
- Что Вы выбрали? Как можно назвать то, что изображено на картинках одним-двумя словами? Запомните.
1 группа – неживая природа
- Верно, все изображения относятся к неживой природе зимой. Давайте условно обозначим неживую природу снежинкой.
2 группа – забавы (санки) – аналогично Запомните.
3 группа – птицы (кормушка) – аналогично Запомните.
4 группа – одежда (шубка) – аналогично Запомните.
5 группа – праздник (Новый год) – аналогично Запомните.
- Повторите все эти слова. Мы можем предположить, что Митя в свой блокнот записал именно это. Молодцы, вы справились с заданием.
ЗАЛУ: Далее, выполняя поочерёдно задания, учащиеся составляют мнемокарту и запоминают через опорные картинки ключевые слова для составления рассказа. При этом образуются устойчивые ассоциативные связи, которые обеспечат им качественное запоминание материала и помогут воспроизвести его в конце занятия в форме рассказа.
- Но это только часть того, что записал Митя. Хотите узнать, что ещё написано в его блокноте? Для этого нужно выполнить задания, которые придумал Митя.
Слайд – Задание № 1 «Какой бывает снег?»
Участники записывают слова, описывающие снег
- Вспомните и запишите на листочках слова, которыми можно описать снег, какой он. Каждой паре нужно придумать по 3 слова.
- Готовы? Прочитайте свои слова. Запомните их, они вам ещё пригодятся. Приклейте снежинку на первую страницу вашей мнемокарты. И запомните, что снежинка на мнемокарте обозначает слова, описывающие снег.
Слайд – Задание № 2 «Отгадай загадку»
Один человек из пары зачитывает загадку, остальные участники отгадывают её
- За картинкой прячется новое задание. На ваших столах лежат листы с загадками. Решите, кто из вас (один человек из пары) будет читать загадку, и громко прочитайте её, а все участники постараются отгадать. Давайте по очереди. Кто начнёт?
- О чём были загадки? Да, о зимних забавах. Приклейте картинку с изображением санок на вторую страницу мнемокарты. Вы запомнили: санки на мнемокарте обозначают зимние забавы.
Слайд – Задание № 3 «Покорми птиц»
Участники выбирают пакетики с полезной для птиц едой
- А вы знаете, чем МОЖНО подкармливать птиц, а какая еда для них ВРЕДНА? Сейчас проверим. У меня на столе лежат пакетики с кормом. В кормушку надо положить пакетики только с полезной для птиц едой.
Орнитологи не советуют кормить птиц: крошками чёрного хлеба, солёным салом, апельсинами, кожурой бананов, пшеном, картофелем, чипсами, ничем жареным.
- Повторите, чем можно кормить птиц зимой.
- Молодцы! Приклейте картинку с птичкой на третью страницу. Запомнили: изображение птички означает сведения о правильном корме для птиц.
Слайд – Задание № 4 «Найди слова»
Участники находят «спрятавшиеся» среди букв слова, обозначающие предметы зимней одежды
- Посмотрите на следующую картинку. Задание, которое с ней связано, поможет нам вспомнить, как нужно одеваться зимой. Найдите в поле букв слова и прочитайте их. (7)
- Молодцы! Давайте теперь приклеим вот эту картинку. Вы запомнили, что шуба на картинке обозначает тёплую зимнюю одежду.
Слайд – Задание № 5 «Волшебный мешочек»
Участники на ощупь определяют предметы в «Волшебном мешочке»
- Вспомните, что спрятано за последним рисунком в блокноте у Мити.
- Правильно, наш любимый праздник Новый год. Определите наощупь, что лежит в волшебном мешочке (снежинка, мишура, шишка, мандарин, игрушка, ёлочный шар).
- Как вы думаете, почему именно эти предметы оказались в волшебном мешочке?
- Да, они имеют прямое отношение к новогоднему празднику. Вы молодцы, смогли правильно, не глядя, определить все предметы. Приклейте картинку с ёлочкой. Вы запомнили: ёлка на картинке – это Новый год.
ЗАЛУ: Таким образом, выполняя поочерёдно мои задания, учащиеся составили мнемокарту, запомнили через опорные картинки ключевые слова для составления рассказа. При этом у них образовались устойчивые ассоциативные связи, которые помогут воспроизвести материал и составить связный рассказ на заданную тему.
УЧЕНИКАМ - Мы выполнили все задания из блокнота Мити. По всему видно, что мальчик любит зиму. Как вы думаете, какое желание он записал? Правильно.
Мнемокарта
- У нас получилась мнемокарта, с помощью которой вы в течение 3-х минут составите свои рассказы о зиме, о том, за что вы её любите. Рассказ можно так и назвать «За что я люблю зиму». Мнемокарта поможет вам вспомнить всё, о чём мы говорили, и использовать это в ваших рассказах. Приступайте.
ЗАЛУ: А пока наши участники готовятся, я предлагаю залу поучаствовать в интересной игре. Встаньте, пожалуйста.
Ход игры: Запомните, как мы будем показывать конкретное время года. Зима - потираем руки. Весна - прилетели птички, машем руками как птицы. Лето - делаем движения руками, как будто плывём. Осень – изображаем ветер. Я буду задавать вопросы, а вы должны изобразить время года.
Вопросы:
1. Заяц белый, когда бывает?
2. Ягоды в лесу созревают?
3. Листочки на деревьях появляются?
4. Снегири прилетают?
5. Когда отмечаем Новый год?
7. Ходим в валенках?
8. Медведь выходит из берлоги?
10. Заяц меняет белую шубку на серую?
11. Одеваем демисезонную куртку?
13. Когда у птиц появляются птенцы?
14. Собирают урожай на полях?
- Вы молодцы! Спасибо вам за участие. Пока мы играли, наши ученики подготовили свои рассказы. Предлагаю послушать, что получилось.
ДЕТЯМ: Я вижу, ваши рассказы готовы. Кто хочет представить свой вариант.
Заключительная часть
Слайд «Мнемотехника – совокупность приёмов…» ЗАЛУ: Уважаемые коллеги! Я постаралась продемонстрировать вам, как с помощью мнемотехники можно обучить детей составлять связный рассказ на заданную тему, а кроме того, как посредством этого же приёма развивать у них мыслительные операции. Учащиеся, выполняя поочерёдно мои задания, составили мнемокарту, запомнили через опорные картинки ключевые слова и подготовили рассказ.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мнемотехника - это совокупность приёмов, облегчающих запоминание информации путём образования ассоциаций
К.Д. Ушинский "Четыре желания"
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составление рассказа по серии картинок при помощи вспомогательных вопросов
Опорные картинки используемые на уроках развития речи...
Технологическая карта урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Упражнения на раскрашивание изображений в заданный цвет с помощью учителя(синий) »
Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 2)...
Технологическая карта урока по предмету "Математические представления" по теме: ««Упражнения на раскрашивание изображений в заданный цвет с помощью учителя (желтый)".
Представлена технологическая карта по учебному предмету "Математические представления" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 2)...
Методическая работа по теме: " Использование приёмов мнемотехники для развития познавательных процессов обучающихся".
Методическая работа по теме: " Использование приёмов мнемотехники для развития познавательных процессов обучающихся". Одной из задач учителя в современной школе я...
Методическая работа по теме: "Использование приёмов мнемотехники для развития познавательных процессов обучающихся".
Методическая работа за 2021 - 2022 учебный год по теме: "Использование приёмов мнемотехники для развития познавательных процессов обучающихся". Одной из задач учителя в современной школе явл...
Технологическая карта по предмету "Математически представления". Тема: «Упражнения на раскрашивание изображений в заданный цвет с помощью учителя(синий) »
Цель: закрепление знаний о синем цвете.Прогнозируемые результаты: Предметные: - Закреплять умения различать и называть цвета: синий; Личностные:- учить выражать интерес к процессу позна...
Выступление по теме: «Использование приёмов мнемотехники для развития памяти младших школьников»
Для многих учителей, очень важно, чтобы ученики любили и знали предмет. Каждый из нас стремится сделать свои уроки интересными и незабываемыми, но иногда сталкиваемся со сложностями, кот...