Мастер-класс "Составление рассказа на заданную тему с помощью мнемотехники"
материал

Кокарева Александра Владиславовна

Дааный материал включает в себя текст мастер-класса на тему "Составление рассказа на заданную тему с помощью мнемотехники", а также презентацию к данному мастер-классу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc54 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_master-klass.ppt2.09 МБ

Предварительный просмотр:

Вступление

Тема данного мастер-класса: Составление рассказа на заданную тему с помощью мнемотехники.

Мнемотехника — это совокупность приёмов, облегчающих запоминание информации путём образования ассоциаций.

Основная часть

ЗАЛУ: На некоторых  коррекционных занятиях мнемотехника используется, чтобы повысить эффективность работы детей, разнообразить приёмы взаимодействия учителя с учениками, организовать сотрудничество учащихся между собой. Ученики помогут мне продемонстрировать такую работу на занятии по составлению рассказа и воспроизведению его по мнемокарте.

КОЛЛЕГАМ: - Дети, сегодня мы будем составлять рассказ. Вы хотите, чтобы он получился интересным и грамотным? Тогда вам надо запомнить много информации. Я научу вас, как легко и просто запоминать большой объём информации.  Вы будете работать в парах.

Послушайте отрывок из произведения Константина Ушинского «Четыре желания»

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках,  по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.

— Запиши твоё желание в мою записную книжку, — сказал отец.

 И Митя записал….

-  Чудесным образом записная книжка Мити оказалась у меня. А что мальчик записал в неё, мы узнаем позже… 

ЗАЛУ: До начала занятия я разложила на парты наборы картинок с изображением составляющих зимы: зимние забавы, зимняя одежда, зимующие птицы, признаки зимы в неживой природе, зимний праздник, включив  в наборы лишние картинки. На протяжении занятия дети должны постепенно подготовиться к составлению и воспроизведению рассказа.

- Дети, перед вами лежат наборы картинок. Выберите из предложенных только те картинки, которые относятся к  развивающему занятию по теме «Зима».

- Что Вы выбрали? Как можно назвать то, что изображено на картинках одним-двумя словами? Запомните.

1 группа – неживая природа

- Верно, все изображения относятся к неживой природе зимой. Давайте условно обозначим неживую природу снежинкой.

2 группа – забавы (санки) – аналогично Запомните.

3 группа – птицы (кормушка) – аналогично Запомните.

4 группа – одежда  (шубка) – аналогично Запомните.

5 группа – праздник  (Новый год) – аналогично Запомните.

- Повторите все эти слова. Мы можем предположить, что Митя в свой блокнот записал именно это. Молодцы, вы справились с заданием.

ЗАЛУ: Далее, выполняя поочерёдно задания, учащиеся составляют мнемокарту и запоминают через опорные картинки ключевые слова для составления рассказа. При этом образуются устойчивые ассоциативные связи, которые обеспечат им качественное запоминание материала и помогут воспроизвести его в конце занятия в форме рассказа.

 - Но это только часть того, что записал Митя. Хотите узнать, что ещё написано в его  блокноте? Для этого нужно выполнить задания, которые придумал Митя.

Слайд – Задание № 1 «Какой бывает снег?»

Участники записывают слова, описывающие снег

- Вспомните и запишите на листочках  слова, которыми можно описать снег, какой он. Каждой паре нужно придумать по 3 слова.

- Готовы? Прочитайте свои слова. Запомните их, они вам ещё пригодятся. Приклейте снежинку на первую страницу вашей мнемокарты. И запомните, что снежинка на мнемокарте обозначает слова, описывающие снег.

Слайд  – Задание № 2 «Отгадай загадку»

Один человек из пары зачитывает загадку, остальные участники отгадывают её

- За картинкой прячется новое задание. На ваших столах лежат листы с загадками. Решите, кто из вас (один человек из пары) будет читать загадку, и громко прочитайте её, а все участники постараются отгадать. Давайте по очереди. Кто начнёт?

- О чём были загадки? Да, о зимних забавах. Приклейте картинку с изображением санок на вторую страницу мнемокарты. Вы запомнили: санки на мнемокарте обозначают зимние забавы.

Слайд  – Задание № 3 «Покорми птиц»

Участники выбирают пакетики с полезной для птиц едой

- А вы знаете, чем МОЖНО подкармливать птиц, а какая еда для них ВРЕДНА? Сейчас проверим. У меня на столе лежат пакетики с кормом. В кормушку надо положить пакетики только с полезной для птиц едой.

Орнитологи не советуют кормить птиц: крошками чёрного хлеба, солёным салом, апельсинами, кожурой бананов,  пшеном, картофелем, чипсами, ничем жареным.

- Повторите, чем можно кормить птиц зимой.

- Молодцы! Приклейте картинку с птичкой на третью страницу. Запомнили: изображение птички означает сведения о правильном корме для птиц.

Слайд  – Задание № 4 «Найди слова»

Участники находят «спрятавшиеся» среди букв слова, обозначающие предметы зимней одежды

- Посмотрите на следующую картинку. Задание, которое с ней связано, поможет нам вспомнить, как нужно одеваться зимой. Найдите в поле букв слова и прочитайте их. (7)

- Молодцы! Давайте теперь приклеим вот эту картинку. Вы запомнили, что  шуба на картинке обозначает тёплую зимнюю одежду.

Слайд  – Задание № 5 «Волшебный мешочек»

Участники на ощупь определяют предметы в «Волшебном мешочке»

- Вспомните, что спрятано за последним рисунком в блокноте у Мити.

- Правильно, наш любимый праздник Новый год. Определите наощупь, что лежит  в волшебном мешочке (снежинка, мишура, шишка, мандарин, игрушка, ёлочный шар).

- Как вы думаете, почему именно эти предметы оказались в волшебном мешочке?

- Да, они имеют прямое отношение к новогоднему празднику. Вы молодцы, смогли правильно, не глядя, определить все предметы. Приклейте картинку с ёлочкой.  Вы запомнили: ёлка на картинке – это Новый год.

ЗАЛУ: Таким образом, выполняя поочерёдно мои задания, учащиеся составили мнемокарту, запомнили через опорные картинки ключевые слова для составления рассказа. При этом у них образовались устойчивые ассоциативные связи, которые помогут воспроизвести материал и составить связный рассказ на заданную тему.

УЧЕНИКАМ - Мы выполнили все задания из блокнота Мити. По всему видно, что мальчик любит зиму. Как вы думаете, какое желание он записал? Правильно.

Мнемокарта

- У нас получилась мнемокарта, с помощью которой вы в течение 3-х минут составите свои рассказы о зиме, о том, за что вы её любите. Рассказ можно так и назвать «За что я люблю зиму». Мнемокарта поможет вам вспомнить всё, о чём мы говорили, и использовать это в ваших рассказах. Приступайте.

ЗАЛУ: А пока наши участники готовятся, я предлагаю залу поучаствовать в интересной игре. Встаньте, пожалуйста.

Ход игры: Запомните, как мы будем показывать конкретное время года. Зима - потираем руки. Весна - прилетели птички, машем руками как птицы. Лето - делаем движения руками, как будто плывём. Осень – изображаем ветер. Я буду задавать вопросы, а вы должны изобразить время года.

Вопросы:

1. Заяц белый, когда бывает?

2. Ягоды в лесу созревают?

3. Листочки на деревьях появляются?

4. Снегири прилетают?

5. Когда отмечаем Новый год?

7. Ходим в валенках?

8. Медведь выходит из берлоги?

10. Заяц меняет белую шубку на серую?

11. Одеваем демисезонную куртку?

13. Когда у птиц появляются птенцы?

14. Собирают урожай на полях?

- Вы молодцы! Спасибо вам за участие. Пока мы играли, наши ученики подготовили свои рассказы. Предлагаю послушать, что получилось.  

ДЕТЯМ: Я вижу, ваши рассказы готовы. Кто хочет представить свой вариант.

Заключительная часть

Слайд «Мнемотехника – совокупность приёмов…» ЗАЛУ: Уважаемые коллеги! Я постаралась продемонстрировать вам, как с помощью мнемотехники можно обучить детей составлять связный рассказ на заданную тему, а кроме того, как посредством этого же приёма развивать у них мыслительные операции. Учащиеся, выполняя поочерёдно мои задания, составили мнемокарту, запомнили через опорные картинки ключевые слова и подготовили рассказ.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс "Составление рассказа на заданную тему с помощью мнемотехники" Учитель-дефектолог МБОУ СКОШ № 122 Кокарева Александра Владиславовна

Слайд 2

Мнемотехника - это совокупность приёмов, облегчающих запоминание информации путём образования ассоциаций

Слайд 3

К.Д. Ушинский "Четыре желания"

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление рассказа по серии картинок при помощи вспомогательных вопросов

Опорные картинки используемые на уроках развития речи...

Технологическая карта урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Упражнения на раскрашивание изображений в заданный цвет с помощью учителя(синий) »

Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 2)...

Технологическая карта урока по предмету "Математические представления" по теме: ««Упражнения на раскрашивание изображений в заданный цвет с помощью учителя (желтый)".

Представлена технологическая карта по учебному предмету "Математические представления" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 2)...

Методическая работа по теме: " Использование приёмов мнемотехники для развития познавательных процессов обучающихся".

  Методическая работа по теме: " Использование приёмов мнемотехники для развития познавательных процессов обучающихся".     Одной из задач учителя в современной школе я...

Методическая работа по теме: "Использование приёмов мнемотехники для развития познавательных процессов обучающихся".

Методическая работа за 2021 - 2022 учебный год по теме: "Использование приёмов мнемотехники для развития познавательных процессов обучающихся". Одной из задач учителя в современной школе явл...

Технологическая карта по предмету "Математически представления". Тема: «Упражнения на раскрашивание изображений в заданный цвет с помощью учителя(синий) »

Цель: закрепление знаний о синем цвете.Прогнозируемые результаты: Предметные: - Закреплять умения различать и называть цвета: синий; Личностные:- учить выражать интерес к процессу позна...

Выступление по теме: «Использование приёмов мнемотехники для развития памяти младших школьников»

  Для многих учителей, очень важно, чтобы ученики любили и знали предмет. Каждый из нас стремится сделать свои уроки интересными и незабываемыми, но иногда сталкиваемся со сложностями, кот...