Отчет по самообразованию учителя начальных классов Межевикиной Е.В.
статья по окружающему миру (4 класс)
Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения естествознания в начальной школе.
Правильный выбор и сочетание различных средств наглядности позволяет разнообразить ход урока и повысить качество обучения. Но в последнее время появляются два противоречия: большие требования программы и однообразие используемых наглядных средств.
Курс естествознания в школе призван вооружить учащихся элементарными знаниями о предметах и явлениях природы, о простейших взаимосвязях между ними, а также о взаимодействии человека и природы. Ведущими методами работы в области естествознания являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы.
В условиях классных занятий, не всегда возможно непосредственно наблюдать, видеть предметы и явления в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения.
Данная тема раскрывает важность комплексного использования средств наглядности на уроках «Окружающего мира» в начальное школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию Межевикиной Елизаветы Вячеславовны, учителя начальных классов.
Тема: «Комплексное использование средств наглядности на уроках «Окружающего мира» в начальное школе.»
Цель исследования: изучение возможности использования наглядных средств обучения на уроках окружающего мира в начальной школе.
Задачи исследования:
- Определить сущность понятия «наглядные средства обучения» и принципы использования средств обучения на уроках Окружающий мир;
- Изучить классификацию средств наглядности;
- Раскрыть особенности использования ИКТ на уроках окружающего мира;
- Выявить значение комплексного использования наглядных средств обучения на уроках окружающего мира.
Были использованы следующие методы исследования:
- Изучение и анализ психолого-педагогической и методической
литературы по проблеме использования наглядных средств. - Анализ и обобщение передового педагогического опыта, с целью решения проблемы использования наглядных и технических средств обучения в практике работы учителей.
Работа по данной теме была рассчитана на 1 год.
Проблема исследования: заключается в том, что в условиях классных занятий, не всегда возможно непосредственно наблюдать, видеть предметы и явления в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения, в которые входят таблицы и картины, натуральные объекты, раздаточный материал, кинофильмы и кинофрагменты, мультимедийное оборудование.
Исследования показывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, слайдов, карт, схем и т.п.
На уроках окружающего мира учитель использовал различные виды наглядности(традиционные и новейшие):
- естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция - знакомство учащихся с реальными объектами природы;
- экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция - знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений;
- картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция - познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение;
- объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция - знакомство с теми предметами, где объемное, а не плоскостное изображение играет роль в восприятии;
- звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция - воспроизведение звуковых образов;
- символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция - развитие абстрактного мышления, знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира;
- смешанная наглядность - учебный звуковой кинофильм; функция - воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.
Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, учитель продумал место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. Учитель имел в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирал такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.
Кроме того, средства наглядности могут выступать в роли источника знаний при организации самостоятельной работы творческого, исследовательского характера. В этом случае учитель определяет задание, направляет деятельность учащихся.
Учитель показал всю важность обучения картографической грамоте, т.к. т.к. оно знакомит их с особым интеллектуальным искусством передачи человеческих знаний в географической форме.
Помимо этого, учитель сконструировал систему творческих заданий, помогающих ребёнку успешнее усвоить изучаемый материал, чтобы школьнику интересно было узнавать мир, чтобы он не боялся выходить к географической карте, чтобы карта являлась его помощником, настольной книгой, подсказчиком в ответах на уроке и способствовала развитию его познавательной деятельности.
В заключении можно сказать, что наглядность является одним из главных средств обучения младших школьников на протяжении всего учебно-воспитательного процесса. Использование наглядности на уроках естествознания в начальных классах обусловлено психофизиологическими особенностями учащихся данной возрастной группы. Принцип наглядности в обучении используется уже давно. Об его эффективном действии в процессе обучения говорили многие ученые и педагоги, он широко используется в обучении младших школьников и в наше время. Необходимо отметить обязательность комплексного использования наглядных средств обучения, т. к. оно обеспечивает полное интеллектуальное развитие младшего школьника, благотворно влияя на психическое и физическое здоровье детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бенин В. Л. Заметки о развитии педагогического образования / Человек в мире культуры. 2014. № 1. С. 46-52.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. – М., 2003.- с. 21.
- Буянов А. О., Луговской А. М. Методика развития учебной деятельности на уроках географии средствами демонстрационного эксперимента / Проблемы региональной экологии. 2014. № 3. С. 146-149.
- Гончарова Н. А. Наглядность на уроке географии / Научные труды SWorld. 2014. Т. 11. № 4. С. 73-77.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/24/picture-142053-1422053396.jpg)
Отчет по самообразованию учителя начальных классов Бутенко Елены Эдуардовны 2014-2015 учебный год
С сентября 2014 года работаю с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по адаптированным образовательным программам. Перед собой я поста...
Отчет по самообразованию учителя начальных классов на тему "«Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности»
В данном материале описана система работы с детьми по повышению интереса к учебной деятельности....
Отчет о самообразовании учителя начальных классов 2021-2022 учебный год.
В данном материале представлен отчет о самообразовании учителя начальных классов по теме "Роль детской книги в развитии мелкой моторики и речи младших школьников"....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/06/picture-1433644-1667729448.jpg)
Отчет по самообразованию учителя начальных классов
Для самообразования было выбрано «Использование ИКТ как средства повышения познавательной активности учащихся».В этом документе описан итог моей деятельность по самообразованию....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/24/picture-1431458-1669279538.jpg)
Отчет по самообразованию учителя начальных классов
Данный файл содержит краткий отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме "Методы и приемы развития творческого потенциала младших школьников во внеурочной деятельности"....
Отчет по самообразованию учителя начальных классов
Отчет по самообразованию учителя на тему: "Развитие логического мышления на уроках математики через решение задач на движение"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/06/picture-1541826-1730899418.jpg)
Отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме: «Использование дидактических игр на уроках математики в начальной школе».
В данном материале представлен отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме: «Использование дидактических игр на уроках математики в начальной школе»....