Статья. Применение инновационных подходов к организации исследовательской и проектной деятельности
статья

Голованова Светлана Анатольевна

Статья по теме "Применение инновационных подходов к организации исследовательской и проектной деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Голованова С.А. Сагдиева А.Р.  

«Применение инновационных подходов к организации исследовательской и проектной деятельности»

МБОУ «Школа №57» г. Казани

Sagdieva.aygul@mail.ru,    sveta.golovanova.65@mail.ru 

Ключевые слова: инновационные технологии, приёмы

        Результатом обучения в начальной школе является формирование у учащихся «умения учиться», т.е. формирование навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать учебные задачи. В основе обучения лежит системно –деятельностный подход. Необходимо формировать у учащихся не только предметные, личностные, но и метапредметные результаты. Их можно достичь, используя инновационные образовательные технологии. Единственный путь, который ведет к знаниям – это деятельность. Важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес. Познавательный интерес – высший стимул всего учебного процесса. Заставить учиться нельзя, надо увлечь учебой. Сотрудничество учителя и ученика возможно при условии, что ученик захочет делать то, что желает учитель. Чтобы активизировать познавательную деятельность, необходимо внести элементы занимательности, как в содержание, так и в форму работы. Использование проблемной ситуации ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать творческие замыслы, учит работать в команде. Это ведет к развитию коммуникативных навыков, к сплоченности. Каждый вносит вклад в общее дело. Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Если учитель вводит в учебный процесс учебные проблемы, то выход из проблемной ситуации – самостоятельное решение проблемы учеником.  Основа проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий, исследовательских проектов. Разнообразие деятельности способствует самореализации ребенка, повышению самооценки, уверенности в себе. Включение учащихся в различные работы, формирует необходимые практические умения.

           Что важно для учителя в работе? Достичь результата, используя инновационные технологии, разнообразные приемы и методы.

          А ученикам? Чтобы было интересно и тогда будет желание учиться и действовать.

          Цель нашей работы – научить учащихся использовать основные мыслительные операции: сравнивать, находить закономерности, классифицировать, рассуждать, использовать алгоритм, делать выводы.

        Те приемы, которые мы используем на уроках, вызывают большой интерес у учеников, они не занимают много времени и позволяют оценить, провести рефлексию и формировать предметные умения. Они формируют у учащихся универсальные учебные действия, их использование направлено на развитие интеллектуальных способностей учащихся. Думаем, вам знакомы такие приемы как: «Инсерт», «Морфологический ящик», «Кластер».

         Данные приемы мотивируют учащихся на учебную деятельность, усиливают непроизвольное запоминание, помогают снять чувство усталости. Изучение любой новой темы базируется на уже имеющихся у учащихся знаниях. Вместо традиционных вопросов использую прием «Инсерт». Прием требует не пассивного чтения, а внимательного, т.е. заставляет обратить внимание и сконцентрироваться на каждой строке текста. Во время знакомства с текстом учащиеся делают пометки на полях: v – знаю; + новое для меня; - думал иначе;? – не понял, есть вопросы. Читая второй раз, дети заполняют таблицу, систематизируя материал.

         Например:текст «Одуванчики».

Одуванчики появляются в конце весны. Они цветут почти всё лето. Во многих странах одуванчик считают сорной травой. А жители Японии и Индии выращивают его и едят. Из молодых листочков делают салат. Из сухих листьев готовят вкусный напиток.

    V - знаю

+ новое для меня

- думал иначе

? не понял, есть вопросы

Одуванчики появляются в конце весны, долго цветут.

Жители Японии и Индии выращивают и едят.

Не думал, что из сухих листьев готовят напиток.

Не понял, чем полезен этот напиток?

    Затем полученные результаты обсуждаются. Чтобы получить результат, на первое место выходит не просто передача суммы знаний, а развитие личности на основе освоения способов деятельности.

         Универсальный прием, который можно использовать на всех уроках, это «Морфологический ящик». Эта модель для сбора информации. На уроках литературного чтения помогает составить портрет сказочного персонажа.

Имя героя

Карлсон

Где живет?

На крыше

Волшебные свойства

Умеет летать

Что умеет делать?

Шалить

На кого похож?

На мячик

С кем дружит?

С Малышом

В каких сказках встречается?

?

После составления портрета Карлсона, выясняем, откуда взялся этот персонаж, может быть он реально когда – то существовал. Эти вопросы побуждают детей к деятельности, им интересно искать ответы на вопросы. Используя этот прием, учимся сочинять загадки по заданному алгоритму. Например, загадка о радуге.

На что похожа?

Чем отличается?

Коромысло

Нельзя носить

Мост

Нельзя ходить

Ободок

Нельзя надеть

Последовательность работы:

1.Выбираем объект.

2.Заполняем левую часть таблицы, ответив на вопрос: на что похоже?

3.Заполняем правую часть таблицы, ответив на вопрос: чем отличается?

4.Вставляем слова для связки «как», «но», «не».

5.Составляем загадку: Что это: как коромысло, но нельзя носить, как мост, но нельзя ходить, как ободок, но нельзя надеть.

   Прием составления загадок учит детей классифицировать, проводить сравнение, анализ, развивает воображение, творческое мышление.

         На уроках математики помогает решать логические задачи, на уроках русского языка составлять различные копилки слов.

       Мы заметили, что благодаря этому приему, дети делают свои первые шаги в исследовательской работе.

       На различных этапах урока можно использовать прием систематизации материала в виде схем –«Кластер».

          Преимущества: не дает мыслить линейно. Помогает отслеживать понимание темы учащимися, способствует творческой работе, побуждает писать даже тех, кто не любит это делать.

Последовательность действий.

1.Пишем ключевое слово в середине листа.

2.Далее пишем предложение или слова, которые связаны с данной темой.

3.Устанавливаем связь между записанными данными.

Крылов И.А.

                                                                  Поучительна

Мораль

         

Небольшой рассказ                        Басня                            Высмеиваются

                                       Недостатки

     Каждый из уроков имеет ряд особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, любознательности, зажечь огонек пытливости, что облегчает процесс усвоения знаний. Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильные для него задания.   Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Необходимо помнить, что детям нужны и важны положительные эмоции. Ученик, погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым к неожиданным ситуациям и будет менее подвержен разочарованиям и стрессам.

           Таким образом, инновационные технологии в работе учителя дают возможность повысить уровень профессионализма, создать благоприятные условия для развития личности ученика, выбирать наиболее эффективные пути для решения проблем.

         Главное – это искры радости познания в глазах детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

Главную задачу школы – повышение качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей - невозможно решить без формирования положительной мотивации учащихся. Метод проектов – способ достижения...

Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников

Статья о создании условий для развития исследовательских способностей обучающихся в начальной школе...

Организация исследовательской и проектной деятельности с детьми младшего школьного возраста.

Передача готовых знаний о мире - далеко не главная задача в воспитании и обучении ребёнка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни. Этому способствует и неуёмная любознательност...

Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание как одно из важнейших направлений организации исследовательской и проектной деятельности младшего школьника"(из опыта работы)

Цель данного мероприятия формирование основ нравственности младших школьников средствами внеурочной деятельности, становление субъектной позиции младших школьников....

Практика организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в современной начальной школе

Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать с...

Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках в начальной школе как основное требование ФГОС НОО

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современный урок пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, ориентирует на пере...