Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках в начальной школе как основное требование ФГОС НОО
статья (4 класс) на тему
Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современный урок пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. В настоящее время становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках в начальной школе как основное требование ФГОС НОО
Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современный урок пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. В настоящее время становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.
Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное, естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения в начальной школе.
Тема: «Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках в начальной школе как основное требование ФГОС НОО» направлена на формирование исследовательской компетентности у учащихся начальной школы через организацию урочной и внеурочной деятельности. Основными направлениями решения проблемы являются:
- формирование мотивации на проектную и исследовательскую деятельность у учащихся начальной школы;
- формирование элементов исследовательской и проектной деятельности; ·
- внедрение исследовательской, проектной деятельности в урочную и внеурочную деятельность;
- решение проектных задач, разработку и представление мини-проектов на уроках;
- представление межпредметных проектов во время предметных декад, конференций, конкурсов;
- мониторинг формирования ключевых компетентностей.
При организации проектной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Важно обратить внимание на следующие моменты:
- темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов и близки к ним.
- проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития;
- длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками. Важно при
этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приемами проектирования и исследования как общеучебными умениями;
- целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег-педагогов и руководителей);
- наряду с формированием умений по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности у обучающихся на традиционных знаниях начиная со 2 класса (таких как целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и т.д.) возможно проведение в 3 классе во 2-ом полугодии одного проекта или исследования, в 4 классе – двух проектов или исследований. Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное время, но при условии личностно мотивированного включения ребенка в работу.
Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще особая готовность, «зрелость», заключающаяся в следующих моментах.
Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относятся:
- умение спрашивать (выяснить точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Данные умения формируются с первых дней нахождения ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «правила общения», регулирующие как внешнюю сторону (построение высказываний), так и внутреннюю (содержание высказываний).
Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость».
Прежде всего имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:
- развитие аналитико-синтетических действий;
- сформированность алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
- возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.
К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.
Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го ар 4-ый класс в процессе работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста – теоретического мышления – через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.
В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.
Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов – к групповым и общеклассным.
Метод научного исследования.
Среди современных педагогических технологий, получивших широкое распространение в основной и начальной школе, особое место занимает ученическая научно-исследовательская работа. Обучение путём исследований в современном образовательном процессе является наиболее эффективным способом познания окружающего мира. Исследовательское обучение основано на биологически предопределённой потребности ученика познавать окружающий мир. Оно предполагает не частичное использование поисковых методов в образовании, а обращение к принципиально новой модели обучения, где приоритетные позиции занимает познавательная деятельность ребёнка. Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу школьников, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной активности человека.
Исследовательское обучение – вид обучения, в котором продуктивные методы обучения (частично-поисковый и исследовательский) занимают доминирующее положение по сравнению с репродуктивными (объяснительно-иллюстративным и репродуктивным). Но исследовательское обучение не исключает репродуктивные методы, а лишь находит с ними оптимальное соотношение.
Строится исследовательское обучение на основе природного, а потому естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего.
Исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта (продукта), даже его модели или прототипа.
Исследование – процесс поиска неизвестного, поиск новых знаний. Это один из видов познавательной активности человека. Исследование (в отличие от проектирования) – всегда творчество. В идеале оно представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Если в итоге исследования и удаётся решить какую-либо практическую проблему, то это не более чем побочный эффект. При этом само новое знание, добытое в итоге исследования, может быть не только малополезно (с точки зрения общества и самого исследователя), но даже вредно и опасно. Всем известно, что научные открытия несут не только радость и свет. Однако исследователь стремится к новому знанию инстинктивно, зачастую не зная, что принесёт ему сделанное в итоге его исследований открытие, и как следствие ему нередко бывает вовсе неизвестно, как можно на практике использовать добытые им сведения.
Согласно разработанной Савенковым А. И. концепции, программа исследовательского и проектного обучения состоит из трёх относительно самостоятельных программ.
- Самостоятельная исследовательская практика. Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в её рамках выстроены так, что степень самостоятельности учеников в процессе исследовательского поиска и проектирования постепенно возрастает.
- Тренинг исследовательских способностей. Исследование и проектирование – занятия творческие, а творчество требует не каких-то специальных знаний, умений и способностей, а общего, интегрального личностного свойства, именуемого креативностью. Кроме того, исследование и проектирование – это ещё и деятельность, которая требует специальных умений и навыков, а именно: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Овладевать ими учащиеся должны в ходе специальных занятий - треннингов исследовательских способностей. Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу концентрических кругов. Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг (во второй и третьей четверти 1 класса), ученики возвращаются к аналогичным занятиям во 2 , 3 и 4 классах и далее. Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.
Мониторинг исследовательской деятельности учащихся. Для того чтобы мотивация поиска новых знаний не угасала, а, напротив, усиливалась, ученик должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. С этой целью вводится практика защит детских исследовательских работ и творческих проектов. Защиты проводятся много раз в течение учебного года и являются основным элементом системы мониторинга. Другие формы мониторинга: конференции, семинары, конкурсы. Одной из важных задач этого направления работы является то, что школьнику необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.
Таким образом, проектно – исследовательская компетентность необходима нашим ученикам не только для того, чтобы успешно учиться в школе сегодня. Она нужна для того, успешно учиться в средней школе, чтобы получить высшее образование, затем овладеть профессией, достичь необходимой квалификации, а в случае необходимости не единожды сменить специальность. Вся жизнь - это череда решений нестандартных производственных и житейских проблем. Успешное преодоление этих преград постоянно требует новых знании и умений, которые можно приобрести только в процессе учения. Чтобы человеку быть на высоте, чтобы достойно отвечать вызову времени, ему необходимо постоянно и успешно учиться. Более того, можно сказать, что учение является приоритетным способом существования человека сегодня. Только человек, понимающий это и обладающий проектно – исследовательской компетентностью, может быть успешным и конкурентоспособным в жизни. Поэтому педагоги должны понимають, что образовательный заказ родителей заключается не просто в изучении предметов, а в первую очередь, в расширении, усложнении индивидуальных познавательных ресурсов их детей в процессе овладения той или иной учебной дисциплиной. Очевидно, что эффективен не тот, кто просто много знает, а тот, кто владеет инструментами приобретения, организации и применения знаний из различных источников информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Исследовательская и проектная деятельность на уроках в начальной школе"
Эта презентация о том, какие виды проектов можно применять на уроках. Описаны упражнения для постановки проблемы на уроках русского языка и математики....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/29/picture-96223-1472475338.jpg)
Мастер-класс "Организация проектной деятельности на уроке в начальной школе"
Мастер-класс "Организация проектной деятельности на уроке в начальной школе" содержит теоретический материал по проектной деятельности и материал по организации групповой работы над проектами в ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/18/picture-853116-1479478477.jpg)
Практика организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в современной начальной школе
Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать с...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/03/picture-474450-1420292617.jpg)
Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».
1) Осознание основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/23/picture-50830.jpg)
Методический семинар «Система действий учителя при организации проектной деятельности на уроке в начальной школе»
Важность формирования у молодежи технологической культуры в настоящее время признается, во всем мире: ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной и технологическо...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/06/picture-94995-1633527080.jpg)
Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».
laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...