Опыт работы по адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья к социальной среде
статья
В статье рассматривается структура работы специалистов по обучению и адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В настоящее время в педагогической практике большое внимание уделяется вопросам воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Не последнюю место в этом процессе занимает правильный подход к обучению, благодаря которому социальная адаптация учащихся проходит наиболее успешной.
Работа по адаптации ребенка к социальной среде должна вестись комплексно, по всем направлениям: образовательная работа, воспитательная работа, коррекционная работа, работа с родителями.
Образовательная работа
Образовательная работа педагога выстраивается согласно ежегодному календарно-тематическому планированию. В рамках учебного плана ребенок получает начальные знания и умения по таким предметам, как: математика, литературное чтение, развитие речи и окружающий мир, графика и письмо, здоровье и основы безопасности жизнедеятельности, социально-бытовое ориентирование, ручной труд. Весь объем знаний, получаемый учащимися, предполагает использование их в процессе адаптации – графомоторные навыки, знания об окружающем мире, умения общения и взаимодействия с окружающими людьми, знания правил дорожного движения и пожарной безопасности, элементарные представления о форме, величине, цвете, цифрах, знания букв, слогов, простых слов.
Воспитательная работа
Воспитательная работа педагога выстраивается в соответствии с 4 основными направлениями: духовно-нравственное, патриотическое, эстетическое, трудовое
- Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование навыков культуры общения и поведения, принятых в обществе. Оно помогает ребенку строить свое поведение в соответствии с определенной ситуацией, что помогает ему в социальной адаптации. Также формирует представления о культуре, духовных и нравственных ценностях. Для осуществления духовно-нравственного воспитания в рамках воспитательной работы классным руководителем проводятся классные часы, инструктажи, школьные праздники и мероприятия.
- Патриотическое воспитание направлено на формирование у детей представлений о родине, причастности к культуре и истории своей страны, воспитание чувства гордости за свою страну, ее историю и культуру. Для этого в рамках воспитательной работы классный руководитель проводит с классом занятия в форме бесед.
- Эстетическое воспитание направлено на формирование способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в обществе и искусстве. Приобщение к искусству развивает эмоциональную сферу ребенка. Для этого в рамках воспитательной работы классного руководителя проводятся такие мероприятия, как посещение кукольного театра, беседы о праздниках, прослушивание и обсуждение сказок и стихов, посвященных различным тематикам.
- Трудовое воспитание направлено на формирование представлений о трудовой деятельности, пользе и необходимости труда, развития навыков социально-бытового ориентирования. Способствует развитию волевой сферы ребенка. Для этого в рамках воспитательной работы классного руководителя проводятся следующие мероприятия: уборка и обустройство класса, дежурство по классу и столовой, изготовление открыток к праздникам, изготовление поделок из природного материала.
Коррекционная работа
Одним из главных направлений как образовательного, так и адаптационного процесса в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья является коррекционная работа. В рамках коррекционной работы с учащимся проходят занятия по ЛФК, логопедическая работа, психокоррекционная работа (психомоторика, сенсомоторика и игротерапия).
- Занятия по ЛФК являются неотъемлемой частью системы мероприятий по физическому развитию. Занятия лечебной физкультурой дают возможность учащимся компенсировать недостатки физического развития и направлены:
- На коррекцию наиболее распространенных дефектов (нарушение осанки, походки, слабость мышц брюшного пресса, туловища, конечностей)
- На развитие координационных способностей учеников, их уровень тренированности, способов выполнения упражнений (активно, с помощью, пассивно)
- На коррекцию и компенсацию недостатков физического развития (нарушения осанки, плоскостопие, отставание в росте, в массе тела, дисплазии и т.д.)
- На коррекцию нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировки в пространстве, точность в движении, равновесия и т.д.)
- На устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, прыгучести и т.д.)
- На формирование здорового образа жизни и дальнейшей социализации.
- Логопедическая работа занимает важное место в коррекционном обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на то, чтобы научить детей слушать, понимать обращенную речь, формировать фонематическое восприятие, расширять и уточнять словарный запас, развивать речь. Основными задачами логопедического сопровождения являются:
- Коррекция звуковой стороны речи (постановка, автоматизация и дифференциация звуков, формирование фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звукобуквенном анализе, синтезе, в формировании слоговой структуры слова)
- Исправление ошибок лексико-грамматической стороны речи (уточнение активного и пассивного словарного запаса, обогащение его новыми словами, развитие форм словообразования и словоизменения)
- Развитие навыков связного высказывания.
- Психокоррекционная работа имеет большое значение в процессе коррекции нарушения развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Занятия с детьми подкрепляют образовательную программу, частично дублируя ее, что приводит к наилучшему усвоению. Психокоррекционная работа проходит по трем направлениям: психомоторика, сенсомоторика, игротерапия.
- Психомоторика ставит перед собой цель развитие целенаправленных, произвольных, сознательно управляемых двигательных действий, что реализуется в следующих задачах:
- Развитие крупной моторики.
- Развитие мелкой моторики.
- Укрепление моторики рук, развитие координации движений кисти рук и пальцев.
- Развитие графомоторных навыков.
- Развитие координации движений: развитие умения согласовывать движения различных частей тела.
- Коррекция недостатков моторики.
- Формирование точности и целенаправленности движений и действий.
- Расширение двигательного опыта учащихся.
- Формирование пространственной ориентировки.
- Сенсомоторика ставит перед собой такие цели, как создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков; формирование правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе, что реализуется в следующих задачах:
- Формирование, на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.
- Коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве.
- Формирование пространственно-временных ориентировок.
- Развитие слухоголосовых координаций.
- Формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир (цвета, вкусы, запахи, звуки, ритмы).
- Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.
- Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии.
- Игротерапия ставит перед собой такие цели, как, развитие когнитивной и эмоциональной сферы ребенка; Развитие социально-бытовой ориентации, что реализуется в следующих задачах:
- Развитие восприятия.
- Развитие памяти.
- Развитие внимания.
- Развитие мышления.
- Развитие речи.
- Развитие эмоций.
Работа с родителями
Однако сложно назвать работу с учащимися с ограниченными возможностями здоровья полноценной, если в нее не включены родители учеников. Работа с родителями – неотъемлемая часть процесса адаптации ребенка к социуму. С данной целью классным руководителем проводятся индивидуальные консультации по мере необходимости, в ходе которых учитель и родители могут совместно оценить степень адаптации ребенка к социуму и определить последующие шаги для дальнейшего развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования.)
В статье описаны методы и приемы работы в кружке изобразительного искусства, основанного на принципах инклюзивного образования....
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем звене общеобразовательных учреждений города
В статье представлен материал по проблемам адаптации в среднем звене детей с ограниченными возможностями здоровья....
Описание опыта работы по социально-педагогической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья
Описание опыта работы социального педагога МБОУ "СОШ №2"...
«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
Детство – уникальный период в жизни человека. Именно от того, как сложится первый этап вхождения в жизнь, насколько комфортен он будет для ребенка, зависит формирование его самосознания, самооце...
Опыт деятельности социально-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в ГБОУ школы №10 Калининского района Санкт-Петербурга
Работа социально-педагогической направленности в ГБОУ школе №10 Калининского района Санкт-Петербурга осуществляется в рамках реализации проекта «Служба здоровья»....
Отчет по реализации социально-просветительского проекта адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья 1 А класса за 2020-2021 учебный год
Краткий отчет специалистов, реализующих программу проекта...
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье предоставлен анализ социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы....