Гендерный подход в воспитании младших школьников
проект (3 класс)
Отчет за год работы в гендерных классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2020-2021_gg._3_klass_proekt_gendernyy_podhod_v_obrazovanii.docx | 925.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Школа № 2065
«Гендерный подход в образовании начальной школы»
Выполнили
учителя начальной школы Ш – 2
Давыдова Ирина Владимировна
Кудрина Ольга Сергеевна
г. Москва
2021 г.
В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, педагогов, врачей. В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении. Специальные исследования направлены на выявление природы этих различий, которые, по мнению тех или иных авторов, являются отражением либо универсально – биологических, либо биосоциальных закономерностей.
Воспитание и развитие мальчиков и девочек настолько различно, что можно сказать, что они растут в параллельных мирах. К сожалению, каждый из нас живет в одном мире и нам не дано попасть в мир другого пола, пожить его проблемами, переживаниями, проникнуть в мир мыслей, понятий, отношений и негласных правил. И поэтому нам иногда кажется, что второго мира нет, нет другого образца поведения, кроме нашего собственного. Но если нам не дано пожить в другом мире, то попробовать понять его мы обязаны, если хотим помочь маленькому человеку раскрыть свои уникальные возможности, данные ему своим полом, если хотим воспитать мужчину и женщину, а не бесполых существ.
В начале учебного года мы заметили, что девочки и мальчики стали проявлять друг к другу интерес. Они писали записки, на переменах постоянно заглядывали в кабинеты, стучали в дверь, на улице после занятий ждали друг друга, перезванивались. Поэтому мы поставили перед собой задачу - сформировать адекватное отношение девочек и мальчиков к противоположному полу.
Для решения данной воспитательной задачи мы разработали ряд мероприятий, которые проводили в течение всего учебного года:
этические беседы; темы для обсуждения:
- Что такое семья? Что такое общество? Место семьи в обществе. Разные поколения в семье.
- Взаимопомощь в семье. Обязанности родителей (воспитание детей).
- Периоды в жизни человека (до рождения, грудной период, детство, отрочество, юность, зрелость, старость), их основные особенности.
- Мужские и женские роли в семье и в обществе, основные различия между мужчиной и женщинами, лежащие в основе разделения ролей. Как лучше организовать взаимодействие членов семьи в домашних делах.
- Мальчики и девочки должны лучше знать друг друга. Значение дружбы между ними.
- Особенности мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Различия и сходство между ними. Их положительные качества. Необходимость ценить и учитывать эти качества.
- В чем состоит истинная сила и слабость человека. Значение духовной и физической силы. Проявления жестокости – признак внутренней слабости человека.
- совместные праздники:
- поздравление мальчиков; подготовка к празднику 23 февраля.
- поздравление девочек; подготовка к празднику 8 Марта.
- классные часы:
Классный час на тему “Девочки и мальчики”
Цели:
- Воспитывать в мальчиках мужественность, самостоятельность, уважение к девочке, женщине;
- Учить взаимопониманию, формировать соответствующее половое самосознание “Я мужчина”;
- Пробудить желание у мальчиков воспитывать в себе лучшие качества;
- Учить тому, что и мальчики и девочки должны быть хорошими друзьями, уважать друг друга; показать какие хорошие черты должны воспитывать у себя девочки.
Организационный момент.
“Из чего наш мир состоит, из дубка, что в поле стоит
Из высоких гор с сединой, и ещё, и ещё из тебя со мной
Из мальчиков и девочек, из книжек и затей,
А главное, а главное, из взрослых и детей”
Сообщение темы классного часа.
- С этой замечательной песни, мы начинаем классный час. Сегодня мы с вами поговорим о взрослых и детях, о мальчиках и о девочках, о том, какими бы мы хотели видеть и мальчиков и девочек, о том какие они. Но, сначала посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пусть на протяжении всего занятия в классе будет доброта, спокойствие и радость.
Беседа «О мальчиках».
- Ребята, скажите, с кем у вас ассоциируются понятия сила, мужественность, решительность?
- Конечно с мужчинами — нашими защитниками! Перед вами картина, как она называется? («Богатыри»).
- Кто такие богатыри? Какими их изобразил художник?
- Во все времена на Руси жили богатыри, готовые прийти на помощь, защитить. И так сложилось, что образ мужчины олицетворял собой силу, мужественность, ум, благородство. Так много на свете дел, которыми занимаются мужчины. Какие вы знаете профессии, где не обойтись без мужской помощи?
- Да, настоящие мужчины строят, водят корабли и самолёты, совершают научные открытия, служат в армии, защищая свою Родину, занимаются бизнесом. Вообще, деловые они люди, настоящие мужчины.
- Послушаем стихотворение, которое посвящено мальчикам и называется
«Деловой человек».
Когда звенит будильник, он вскакивает вмиг:
Сегодня понедельник, вам в школу, ученик.
Он делает зарядку и моется по грудь.
В портфеле всё в порядке, позавтракал — и в путь.
Смотрит мама на сына!
Аккуратно одет –
Настоящий мужчина — деловой человек.
Приходит точно к сроку, хоть проверяй часы. Готов всегда к уроку — всё знает, что спроси. Хорош в любой работе, послушно всё ему,
А коль попросит кто- то, поможет он тому.
Смотрит мама на сына:
Начинает свой век
Настоящий мужчина — деловой человек.
Богуславская Н.Е
- Почему мама считает, что сын растёт настоящим мужчиной, деловым человеком?
- Как она относится к сыну? Что в нём ценит?
- А сейчас я задаю вопрос нашим девочкам, какими бы они хотели видеть мальчиков? Примерные ответы девочек: мальчики должны быть умными и деловыми, как в этом стихотворении. Мальчик должен быть крепким, заниматься спортом. Мне нравятся воспитанные ребята, которые уступят место в транспорте женщине или девочке, не сядут за стол раньше девочки, поможет выйти из автобуса, надеть пальто. Не нравятся грубияны, настоящий мальчик не должен грубить и обзываться. Мальчики должны быть вежливыми, особенно с девочками. Мне бы хотелось, чтобы мальчики дружили с девочками и защищали нас.
Итог “Беседы о мальчиках”.
На доске появляются слова (ум, сила, воспитанность, вежливость, умение защитить).
- Мальчики, вы видите, какими вас хотят видеть девочки.
- Наши мальчики умные и сейчас вам покажут, какие они сильные спортивные . Мы проверим, кто умеет отжиматься от пола.
Конкурсные задания - отжаться от пола.
- Молодцы! Настоящие мужчины! Важна сила для мальчика, но ведь мужчина — это будущий хозяин, который должен много уметь: гвоздь забить, сходить в магазин, приготовить вкусный обед. Послушайте стихотворение, которое называется “Мужчина в доме” (Стихотворение-инсценировка.)
Папа на аэродроме мне сказал:
- Четыре дня будешь ты мужчина в доме,
Остаёшься за меня.
Покатился самолёт, папа вырулил на взлёт.
Я вбежал в квартиру нашу,
В кухне свет велел зажечь, усадил за стол домашних,
Произнёс такую речь:
- Бабушка, сказал я строго, -
Бегаешь через дорогу.
Знает каждый пешеход:
Есть подземный переход.
- Ухмыляешься некстати, — пальцем пригрозил я Кате,
- Вот что, старшая сестра, мой посуду будь добра.
- Мама, ну а ты не очень, не грусти и не скучай.
А уходишь, между прочим, -
Газ на кухне выключай! Я. Аким
- Какое содержание вкладывает мальчик в понятие “Мужчина в доме”? Кому он подражает?
- Одно из самых утомительных дел в домашнем хозяйстве. А кто из наших мальчиков помогает маме чистить картошку? Проверим это.
Конкурсное задание - Самая длинная кожура.
- Мальчики, вы поняли — каким должен быть настоящий мужчина?
- В каком возрасте нужно становится настоящим мужчиной? Что для этого надо делать?
- Никогда не исчезнут с нашей земли настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, защитить слабого; люди сильные, смелые и благородные — настоящие рыцари! Я считаю, что наши мальчики - это будущие рыцари, они воспитаны, сильны, умны, уважают девочек и женщин. Девочки, вручите ребятам ордена будущих рыцарей.
Вручение орденов “Будущего рыцаря”
- Беседа “О девочках”.
- Ну, а теперь, поговорим о прекрасном. Как ни хороши наши мальчишки, но без девочек они не смогут прожить ни дня. У людей всех народов и наций представительниц женского пола любят, окружают вниманием и заботой. А сколько различных произведений посвящено девочкам, девушкам, женщинам. Женщина — это всегда что-то прекрасное и загадочное. Посмотрите, ребята, какими художники изображают на своих полотнах женщин. (Нежными, милыми, добрыми, красивыми).
- Спросим мальчиков: как вы думаете, какой должна быть девочка, как она должна себя вести? Примерные ответы мальчиков: в девочке должно всё нравиться, она должна быть опрятной и аккуратной. Красиво одеваться и делать хорошую причёску. Девочка должна быть доброй, трудолюбивой, помогать маме, уважать мужчин и мальчиков. Каждая девочка это будущая хозяйка, поэтому она должна уметь готовить, убираться, стирать, мыть посуду. Девочку хочется видеть вежливой, чтобы она не кричала, не произносила грубых слов. Мне бы хотелось, чтобы девочки были весёлые и добрые.
Итог беседы о девочках.
(На доске вывешиваются слова: аккуратность, трудолюбие, вежливость, доброта, хозяйственность).
- Все наши девочки похожи на принцесс, они достойны, получить орден “Маленькой принцессы”.
Вручение орденов девочкам.
- Мальчики! Посмотрите на наших девочек, какие они красивые, добрые, весёлые, опрятные и трудолюбивые. На стенде поделки, которые девочки сделали своими руками.
- Всеми мужскими профессиями успешно овладевают и женщины! Есть женщины-космонавты, хирурги, лётчики, мужественные спортсменки. Но, у каждой женщины есть самое главное предназначенье, самая важная профессия — быть... Угадали? Быть мамой!
С первых дней с тобою мама,
Рук её тепло.
Если мама с нами рядом ,
Нас не тронет зло.
Мир души её высокой,
Ласка и игра.
Помни мамины уроки — мира и добра!
- Когда ваши мамы были маленькими, они, как и все девчонки, любили играть в куклы. А мы сейчас попробуем заглянуть в будущее и посмотреть, какие мамы получатся из наших девочек.
Соревнование “А ну-ка, мамочки!” Конкурсы:
«Запеленай малыша»: мама должна уметь быстро и красиво одеть своего малыша.
“Ласковая колыбельная”: чтобы уложить спать малыша, нужно спеть ему колыбельную песенку.
- Молодцы, девочки и умницы, а уж какие красавицы! Но об этом расскажут мальчики. Каждый мальчик получил домашнее задание — подарить цветок, с которым он ассоциирует девочку и постараться объяснить, почему именно с этим цветком схожа девочка. (Мальчики вручают каждой девочке цветок и объясняют, почему подарили именно его).
- Какой прекрасный букет у нас получился. Мне очень хочется пожелать вам счастья, радости. Пусть на ваших лицах всегда сияют улыбки!
Заключительное слово.
- Сегодня мы с вами поговорили о мальчиках и о девочках. Много есть разных и похожих черт характера у мужчин и женщин. Самое главное - это уметь уважать друг друга и ладить между собой.
Вам предстоит учиться вместе и мальчики должны выполнять свой рыцарский долг, а девочки по достоинству оценивать мальчиков. И когда между вами будут дружеские отношения всем будет уютно и хорошо в классе. Закончим наш классный час прекрасной песней о дружбе. Песня “Ты, да я, да мы с тобой”.
- спортивные мероприятия:
- внеурочные занятия:
Цикл занятий по гендерному воспитанию школьников
(начальные классы)
Занятие: «Девочки — будущие мамы».
Цель: понимание ребёнком роли матери. Знакомство с механизмом рождения. Подготовка девочки к будущей роли матери.
Ход занятия.
Беседа.
- Мама! Самое прекрасное слово на земле — мама. Это первое слово, которое произносит человек.
Когда вы появились у папы с мамой, они стали отдавать вам всю свою любовь и нежность, следить за тем, как вы растёте и развиваетесь. Мама очень бережно относилась к малютке, на руках качала её и пела колыбельные песенки, кормила из маленьких бутылочек. Рассказывала забавные стихи и читала сказки. А потом учила любить природу, уважать старших. Ребёнок постепенно рос и становился взрослым.
Вот и вы, девочки, — будущие мамы. Что значит быть нежной? Как вы понимаете, что такое любовь? Как заботиться о маленьких?
Упражнение «Ласковое»
Ребёнок—мама говорит ласковые слова о своём воображаемом ребёнке (кукле).
«Моя сказка»
Девочкам предлагается придумать сказку на тему «Я — будущая мама»
Чтение:
- Н.Найдёнова «Мама»
- С.Маршак «Усатый — полосатый»
- С. Михалков «Важные дела»
Занятие «Мальчики – будущие мужчины».
Цель: способствовать понимаю ребёнком роли мужчины и формированию у него мужественности. Воспитывать уважение к окружающим, заботу о них. Воспитание мужского характера.
Ход занятия.
Беседа.
- Всё может родная земля: накормить тёплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защититься она не может. С давних лет так повелось: как только на нашу землю приходил враг, все русские люди - стар, и млад — поднимались на борьбу. Русские воины всегда славились мужеством и отвагой. Это были настоящие русские мужчины. Кто они настоящие мужчины? Кого должны и защищают мужчины? Какие обязанности и поручения берут на себя? Как должны вести себя настоящие мужчины по отношению к девочкам, женщинам, старикам? Какие качества должен воспитывать в себе мужчина? Мужчина должен быть твёрдым. Убить лень, одолеть все причины, мешающие довести принятое решение до конца, и заставить сделать то, что не хочется, - для этого нужна твёрдость. Мужчина должен быть решительным. Решения должны быть мгновенными и точными. А что значит быть смелым? Мальчишка должен всегда даже в самых трудных случаях жизни, отстаивать правду, приобретать смелость ума. На спортивных занятиях, с любовью к физкультуре приобретается смелость тела.
Мальчикам предлагается придумать ситуации, в которых проявятся лучшие мужские качества (решительность, смелость, твёрдость, уважение, забота, преодоление трудностей, сила, выносливость).
Упражнение «Волшебники».
Предлагаемые ситуации:
- вы занимаете место в автобусе, на остановке вошла женщина с младенцем, ваши действия;
- бабушка с клюкой не может сойти со ступенек автобуса, что вы предпримете;
- вы видите женщину с девочкой, у которой в руках тяжёлая сумка с покупками, что вы сделаете;
- вы проходите мимо ребят, которые обижают девочку.
Мальчикам предлагается проинсценировать ситуации.
Закончи предложение:
- когда я вырасту, я буду...
- самое интересное — это...
- моё самое любимое дело...
- мама сердится, если...
- мама меня хвалит за...
- я радуюсь, когда...
- быть вежливым, значит...
- проявление мужественности — это...
- настоящий герой — это...
Чтение
К.Д. Ушинский «Сила не право», сказка «Два брата».
Е. Пермяк «Для чего нужны руки» .
В.Осеева «Сыновья».
В.Бороздин «Тренировки».
Занятие «Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы?»
Цель: Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду. Помочь ребёнку выразить свои чувства к близким ему людям.
Ход занятия
Беседа.
Учитель говорит детям, что у каждого из них есть семья, есть мамы, папы, бабушки, дедушки. Братья и сёстры. Детям предлагается, рассматривая фотографию своей мамы (своего папы) рассказать, какая у него мама (папа)? Чем они занимаются? После того, как ответят все дети, учитель задаёт им вопрос:
Чем похожи наши мамы (папы)?
Какие обязанности по дому выполняют все мамы (папы)? Какие внешние признаки их объединяют?
Какие качества присущи всем мамам (папам)?
Кем вы будите, когда вырастите?
Выслушав ответы детей, учитель подводит итог, что все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей, ходят на работу. Все мамы и папы любят своих детей, заботятся о них.
Игра: «Кто в доме хозяин?»
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съёмные, вставляются в середину.
Ученикам предлагается написать на 1 лепестке обязанности, которые выполняет мама, на 2 лепестке — обязанности, которые выполняет папа. Затем ребята по очереди проговаривают написанное и составляют «цветок семейных обязанностей».
Игра «Дом добрых дел».
Материал: конструктор.
Ученикам предлагается из деталей конструктора построить большой дом, проговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестёр и братьев, чинят
игрушки и др.). В конце игры рассматривают, какой большой дом мы построили. Сколько добрых дел мы можем сделать!
В школе гендерное образование в первую очередь должно быть направлено на преодоление гендерных стереотипов. Мужчина и женщина – это не две противоположности. Это всего лишь два разных пола, но одного рода – люди. И поэтому это должно не мешать, а наоборот способствовать развитию каждого мальчика и девочки. Гендерное развитие следует проводить целенаправленно и участвовать в нём должны педагоги, психологи и родители. Важно подсказать, показать и помочь находить красивое в жизни, в том числе – в человеке противоположного пола. Поэтому как образовательный, так и воспитательный процесс должен строиться с учетом всех перечисленных особенностей, с ориентацией на обе гендерные подгруппы. Все это, очевидно, должен знать и учитывать каждый педагог при организации своих занятий, воспитательной работы.
В следующем учебном году мы планируем продолжить работу по формированию адекватного отношения девочек и мальчиков к противоположному полу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности гендерного подхода в обучении и воспитании младших школьников.
В последнее время в педагогических кругах все чаще звучит вопрос о гендерном воспитании и обучении учащихся. В своей статье я постаралась раскрыть особенности гендерного подхода на примере моих учащих...
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
В статье описан опыт по осуществлению гендерного подхода в условиях обучения детей начальной школы в смешанных классах....
Статья «Гендерный подход в воспитании учащихся младших школьников».
Осуществлять гендерный подход в образовании детей — значит ставить личность и индивидуальность ребенка в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола....
Сущность системного подхода к воспитанию младших школьников
Согласно компетентностного подхода урок, как одна из возможных форм организации обучения, должен актуализировать личный социальный опыт учащихся, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению з...
Личностно-ориентированный подход в воспитании младших школьников "В каждом ребёнке - чудо, помоги ему проявиться"
Аспекты личностно-ориентированного подхода в воспитании младшего школьника...
Гендерное воспитание младших школьников
Родительское собрание...