Личностно-ориентированный подход в воспитании младших школьников "В каждом ребёнке - чудо, помоги ему проявиться"
статья на тему

Банникова Галина Анатольевна

Аспекты личностно-ориентированного подхода в воспитании младшего школьника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx80.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование городской округ Дзержинский

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 4»

140090 Россия Московская обл. г. Дзержинский, ул. Лермонтова д. 1а,

т. 551-47-44, ф. 550-23-31

Круглый стол:

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ

ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

«В каждом ребёнке – чудо, помоги ему проявиться»Семинар практикум для учителей метод проектов

        

Подготовила и провела:

педагог-психолог, воспитатель ГПД Банникова Г. А.

Состоялся в рамках педагогического областного семинара, проходившего на базе МБОУ «Гимназия №4» 21/02/2014

Что такое личностно-ориентированный подход.

Составляющие его компоненты.

   В советское время была создана социально-педагогическая модель, которая реализовала требования общества: воспитывать личность с заранее заданными свойствами. Общество формировало типовую модель такой личности (через все образовательные институты). Каждый ученик по мере взросления должен был соответствовать этой модели. Личность понималась как «усреднённый» вариант носителя и выразителя массовой культуры. Поэтому основные социальные требования к личности:

  • подчинение индивидуальных интересов общественным;
  • послушание;
  • коллективизм;
  • конформизм (с целью избежать порицания и наказания, личность приспосабливалась под мнение большинства «я как все».

В образовательном процессе для всех были созданы одинаковые условия обучения. Технология, образно выражаясь, была такова: «Мне не интересно, каков ты сейчас, но я знаю, каким ты должен стать, и я этого добьюсь».

И это было оправдано в закрытой стране, где он «был уверен в завтрашнем дне», где была определена «типовая модель» жизненного пути для каждого человека: родился, выучился, поступил на работу, женился, получил квартиру, отработал положенное – вышел на пенсию: спокойная счастливая старость.

Но всё изменилось. Грянула перестройка. Общество развивается динамично, и ему теперь требуется не типичная личность, а ярко индивидуальная, которая позволит ребёнку оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. И эту задачу помогает нам решать Личностно-ориентированный подход.

2. Что же такое «Личностно-ориентированный подход?

    Из каких компонентов он состоит?

Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности

  • Направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребёнка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов.
  • При использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формирования у детей социально-типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств.

Основные понятия – главный инструмент мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога (или искажение их смысла) затрудняет или даже делает невозможным применение рассматриваемой ориентации в педагогической деятельности:

  • индивидуальность — неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
  • личность — постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
  • самоактуализированная личность — человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
  • самовыражение — процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;
  • субъект — индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
  • субъектность — качество отдельного человека или группы, отражающие способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;
  • Я-концепция — осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;
  • выбор — осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
  • педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.

Принципы личностно-ориентированного подхода: - основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся.

Из основных понятий вытекают исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания школьников, которые отражаются в следующих принципах личностно – ориентированного подхода

  • принцип самоактуализации: важно побудить и поддержать стремление учащегося к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей;
  • принцип индивидуальности: каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ;
  • принцип субъектности: следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта;
  • принцип выбора: педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора форм и способов организации учебно-воспитательного процесса в классе и школе;
  • принцип творчества и успеха: благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности;
  • принцип доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля;

Наиболее приемлемые методы работы:

  • метод диалога;
  • игровые методы;
  • рефлексивный метод;
  • метод педагогической поддержки;
  • диагностические методы;
  • создание ситуации выбора и успеха.

 Наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре личностно-ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия.

Ребёнок пришёл в школу. Какой он?

«Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребёнка».

                                           И. С. Якиманская

Когда дети приходят в школу, мы о них практически ничего не знаем. Поэтому для нас очень важно узнать его:

  • Самобытность – уникальность, специфичность, нестандартность, отличительная черта, странность, только ему принадлежащий образ мыслей.
  • Самоценность – это самый главный психологический фактор, который определяет всё то, что происходит невидимо для других, внутри собственного душевного мира, проявляясь через общение с другими людьми, через поступки.
  • Субъективный опыт – важный источник собственного развития, который надо раскрыть и «окультурить».

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ

Принцип индивидуальности. Психолого-педагогическая диагностика - важный аспект  в изучении личностных особенностей каждого ребёнка

Если мы вспомним все понятия, которые сейчас прозвучали, принципы как основные правила построения процесса обучения и воспитания, то  увидим, что ключевым понятием является «индивидуальность».

 Поэтому основным принципом Личностно-Ориентированного подхода является признание индивидуальности ученика. И здесь мы вводим такое понятие как «индивидуальная работа» педагога. А это значит, что в своей  деятельности он должен учитывать особенности развития каждого ребёнка. Эффективность такой деятельности будет зависеть от умения педагога-воспитателя изучать личность и помнить, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием умственных, физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей.

Таким образом, работа педагога должна быть индивидуальна по отношению к каждому ребёнку.

Индивидуальная работа с детьми включает в себя несколько этапов:

  • диагностирование личности каждого ребёнка;
  • на втором этапе используется наблюдение и изучение учащихся в ходе разнообразной деятельности: учебно-познавательной, игровой, трудовой, спортивной, творческой;
  • на основе полученных данных, установленного уровня воспитанности проектируется работа на развитие: ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств каждого ученика;
  • посмотрит эффективность своей работы: есть динамика, нет динамики;
  • коррекция.

На помощь классному руководителю и воспитателю придёт психолог.

Диагностика личности

Что включает в себя диагностика личности? Чтобы правильно построить индивидуальную работу, необходимо тщательно изучить личность ученика.

  • Психические процессы.
  • Мотивацию и внутреннюю позицию.
  • Самооценку.
  • Коммуникативные качества.
  • Адаптация/ школьная тревожность.
  • И конечно психолог проведёт социометрию. Узнает, как сложились отношения в группе, кто является лидером, есть ли в классе изолированные.

Остановимся подробнее на социометрическом статусе ребёнка. Потому что очень важно знать, как ощущает себя ребёнок в классном сообществе: комфортно ему или неуютно. От этого  будет зависеть: с каким настроением идёт он в школу, успеваемость, и как следствие адаптация или дезадаптация.

Социометрический метод – это выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе).

С поступлением ребёнка в школу начинается активное приобретение навыков общения. И от того как сложатся его отношения со сверстниками, какое статусное положение он займёт в коллективе (степень его авторитета в глазах одноклассников) будет зависеть его становление личности.

Со временем возникают:

  • взаимное притяжение или взаимное отталкивание;
  • возможно, ребёнок привлекателен для одних, неприятен для других и безразличен для третьих;
  • возможно взаимное безразличие.

Первый класс – сложный период в формировании межличностных отношений. Каждый ребёнок ищет своё «место под солнцем». Без преувеличения можно сказать, что в каждом классе воспитатели наблюдают сложную и порой драматическую картину межличностных отношений детей. Мир взаимоотношений школьников очень разнообразный: они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, – и все это протекает естественным образом, без свойственных взрослым фальши и лицемерия, хотя при этом эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых.

Метод социометрии позволяет определить в классе лидеров, предпочитаемых, принятых, изолированных. Центральное место занимают лидеры. Они оказывают влияние на коллектив больше, чем другие. Они коммуникативны, инициативны. Они намечают план действий, направляют, руководят членами своей группы.

Изолированные отвергаются, не принимаются группой по различным причинам: слабое усвоение учебной программы, физические дефекты, особые личностные качества.

У ребенка только начинает формироваться отношение самого к себе, он начинает замечать не идеальность своей внешностью, фигуры, статуса, сравнивать себя с другими, здесь берут начало детские комплексы, которые могут крепко засесть в сознании личности.

Психологи отмечают, что на первых порах взаимодействие первоклассника с другими детьми в классе осуществляется главным образом через учителя, который постепенно приучает детей вступать в непосредственные контакты друг с другом.

Мы не должны забывать, что выбор детей при проведении социометрии в начальной школе во многом зависит от классного руководителя. Кого он хвалит тот и звезда.

Каждый ребёнок нуждается в уважении со стороны взрослых, учителей, родителей и, в особенности, со стороны сверстников, с которыми он проводит наибольшую часть времени. И если ребёнок видит, что он понят и его потребность удовлетворена, то тогда он строит отношения с этим человеком на основе понимания.

Игра на выявление лидеров в группе.

Здание: каждая группа, не произнося слов (используются мимика, жесты), должна рассчитаться по порядку, пока ведущий считает до пяти. Лидером считается член группы, который взял на себя инициативу действий.

Прежде всего, я постаралась определить, какие же мои ребята, каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый классный « кулачок».

                        Подведение итога

Руководство к действию.

В школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать воспитателю в своей работе. Он должен знать и использовать такие приёмы, в которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание воспитателя только к нему, он уважаем, никто не может его оскорбить.

Для этого необходимы особые процедуры отслеживания характера и направленности развития ученика, создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности, определение динамики развития ребёнка в сравнении с самим собой, а не с другим.

«Все дети талантливы» - поиск лучших качеств личности, умение видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё.

«Каждый ребёнок – уникальная личность» - применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, качества характера, особенности мыслительных процессов).

«Ребёнок хорош – плох его поступок» - необходимо понять причины неправильного поведения и устранять их, не унижая ребёнка, не нанося ущерба его достоинству.

«Всем детям нужна поддержка» - создание для ребёнка ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность приносила ребёнку радость.

«В каждом ребёнке – чудо, помоги ему проявиться» - предоставление возможности и помощи детям в реализации себя в положительной деятельности.

«В каждом ребёнке – чудо, помоги ему проявиться»

Ценность личности определяется не только тем, что она представляет собой в данный момент, но и возможностью дальнейшего развития и самосовершенствования.

Каждый ребёнок уникален. От рождения в него заложены какие-то способности, задатки. Они как зёрнышки сидят у него внутри. А смогут ли они дать росточки, расцвести и в дальнейшем дать плоды (а это самоактуализация), будет зависеть от различных условий:

  • место, где родился ребёнок (в глухой деревне может не быть музыкальной школы);
  • возможностей родителей (смогут ли они оплатить посещение спортивной секции);
  • от педагогического состава школы, куда поступит ребёнок (творчески работающих педагогов).

Без соответствующих условий способности (наши зёрнышки) заглохнут, так и не развившись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личности младших школьников в системе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании через дидактические игры и упражнения по обучению грамоте и чтению.

В последние годы все большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в началь­ной ш...

Модифицированная личностно ориентированная системно - ролевая концепция воспитания младших школьников "Стать Человеком"

 Новизна личностно ориентированной системно – ролевой концепции не только в ее названии. Одним из центральных понятий концепции является социально ориентированный подход, который выражается в механизм...

Психолого-педагогические условия самоактуализации личности в процессе личностно-ориентированного процесса обучения и воспитания

В последнее время личностно ориентированное обучение и воспитание стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов настойчиво осваивают теоретически...

Личностно ориентированный дифференцированный подход к освоению интегрированного курса "Грамота" в первом классе в рамках образовательной программы по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века"

Материал данной методической разработки содержит в себе практические советы по освоению курса "Грамота" в разноуровневом классе. Все описанные методические приемы апробированы на практике. В разработк...

Личностно — ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников

В связи с изменением экономической  и политической ситуаций в России, появились тенденции и в реформировании школы. Возникла неудовлетворенность качеством знаний школьников во многих странах, и в...

Сущность системного подхода к воспитанию младших школьников

Согласно компетентностного подхода урок, как одна из возможных форм организации обучения, должен актуализировать личный социальный опыт учащихся, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению з...

Гендерный подход в воспитании младших школьников

Отчет за год работы в гендерных классах...