Гендерный подход в обучении и воспитании младших школьников
статья по теме
Предварительный просмотр:
СЛАЙД №1
Гендерный подход в обучении и воспитании
У каждого ученика своя биография, свой жизненный опыт. В школу ребёнок приходит в 6-7 лет. Сколько всего за это время произошло с ним, со сколькими людьми он встретился, сколько увидел и узнал? Наша профессия постоянно ставит перед нами проблемы и вопросы. Важнейшим условием успешности современного учителя является готовность к непрерывному педагогическому образованию, поиску ответов на наши вопросы.
Сейчас в качестве безусловных приоритетов выбора школы, учителя, образовательного маршрута семья всё больше ориентируется на уровень психологического комфорта в школе и классе. Крайне значимыми становятся такие показатели, как отсутствие вербальной агрессии, уровень внимания к индивидуальным особенностям ребёнка, учёт его мнения.
Мои ученики – мальчики и девочки: два разных мира. И сразу вопрос – почему мало мальчиков в категории отличников, медалистов, почему мы менее охотно хотим видеть их среди своих учеников. Ответ давно известен – они позднее развиваются, менее оречевлены и из-за этого не могут подать свои знания, не очень аккуратны. Но почему так? Наверное не задала бы я себе этого вопроса, если бы не обучались в моём классе две пары двойняшек. Одна из них – серьёзная, старательная Настя и беспечный, бесконечно счастливый Андрей.
СЛАЙД№2
К.Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
Всё чаще говорят о гендерном подходе в работе учителя. Специалисты подчёркивают, что воспитание, обучение и лечение детей без учёта их пола чревато многими погрешностями.
Под гендерным подходом в обучении принимается учёт гендерно-типологических особенностей развития детей в процессе обучения, воспитания и создание условий, направленных на максимальную реализацию личностного потенциала представителей разных групп.
СЛАЙД№3
Гендер – это социально-психологический пол. Включает понятия:
- биологический пол (мужской и женский)
- гендерная идентичность (ярко проявляется на первом году жизни в игре, полностью формируется уже к 3 годам)
- гендерный стереотип (по которому действует каждая группа)
- гендерная норма (принимаемая и действующая в обществе)
Девочки и мальчики: в чём величие небольших, давно знакомых различий в обучении и воспитании.
Итак, школьный старт. В этот период биологический возраст мальчика на 1-1,5 года, меньше его паспортного. Поэтому фактически к нам приходят девочка семи лет и мальчик 6-5,5 лет. Мальчики находятся в заведомо невыгодной позиции по сравнению с девочками.
СЛАЙД №4
Учебные успехи мальчиков на первом году обучения ниже. Они испытывают значительные трудности в координации движений, речи (большинство девочек научаются говорить раньше мальчиков, большинство мальчиков сначала научаются имитировать шум мотора). Зрительный анализ и синтез у девочек развиты лучше, у мальчиков – хуже, вследствие чего мальчики дольше овладевают чтением и письмом.
Каковы особенности работы с мальчиками и девочками на уроке?
Время, необходимое для вхождения в урок – период врабатываемости – у детей зависит от пола. Девочки обычно после начала урока быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учитель видит это по обращённым к ним глазам и строит урок таким образом, чтобы самая трудная часть пришлась на пик работоспособности девочек.
Мальчики же раскачиваются долго и на учителя смотрят редко. Вот и они достигли пика работоспособности. А девочки уже начали уставать. Учитель это заметил и начинает снимать нагрузку, зрительный контакт у нас хорошо налажен. А мальчикам именно сейчас повторю ключевой материал урока.
И тем, и другим требуется размеренный темп подачи материала. Давая задания мальчикам, стараюсь включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее подсказывать, что и как делать. Пусть сам откроет принцип решения, даже наделав ошибок.
СЛАЙД №5
Мальчиками лучше воспринимаются проблемные методики, работа на уроке в режиме поисковой активности (девочка найдет палку и будет рассматривать узоры на ней, маленький мальчик найдёт палку и сделает из неё ружьё). Мальчикам нужен высокий темп. Как только начинается повторение, закрепление – они выпадают из процесса, внимание ослабевает.
А вот девочкам быстрый темп мешает. Они лучше работают на пошаговых технологиях. Девочки ждут, когда ответит лидер. Спросишь – тишина до тех пор (даже если ответ знают), пока кто-то один не скажет, и тогда уж все хором начинают отвечать. Они работают «на подхвате».
Звенит звонок. Перемена.
Кто в классе? Девочки. Их игры опираются на ближнее зрение. Они раскладывают перед собой свои «богатства»: кукол, альбомчики с наклейками – и играют в ограниченном пространстве. Игры же мальчиков опираются на дальнее зрение: они бегают, бросают предметы и используют при этом всё предоставленное им горизонтальное пространство. И если его оказывается недостаточно, то они с удовольствием осваивают вертикальное: забираются на мебель, стремятся сбежать по лестнице.
Что должны сделать мы? Правильно, поругать мальчика – долго, эмоционально, с упоением. И будем сердиться оттого, что он не переживает вместе с нами, а как бы остаётся равнодушным к нашим словам. На самом деле он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, и больше не может удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг просто отключил слуховой канал и мальчик нас уже не слышит. Нравоучения для мальчиков должны состоять из 7-8 слов. А с девочками мы можем поговорить подольше.
СЛАЙД №6
И ещё мальчики не выдерживают длительный зрительный контакт. Вспомните картину Решетникова «Опять двойка». А если мальчик таращит глаза – есть в этом элемент хитрости.
Какие гендерные отношения царят между мальчиками и девочками?
Младшие школьники обоего пола легко вступают в контакт с одноклассниками, включаются в совместную деятельность. Девочки образуют небольшие, стабильные группы из одноклассниц. Мальчики не столь требовательны к постоянству состава группы, охотно дружат и с учениками других классов.
СЛАЙД №7
Контакты между разнополыми группами затруднены (мальчики ходят с длинными ногтями, потому что им лень их стричь, а девочки ходят с длинными ногтями, чтобы им было удобно царапать мальчиков).
Мальчики стараются избегать девочек, не принимают в свои игры или ведут себя как с однополыми товарищами пытаются бороться, помериться силой. Девочки с самого начала поддерживают школьные правила, бескомпромиссно требуют их выполнения от окружающих, прежде всего от мальчиков, чьё поведение часто вызывает искреннее возмущение у «слабой половины» класса. Этим объясняется склонность девочек жаловаться на сверстников.
Из чего только сделаны мальчики?
Из колючек, ракушек
И зелёных лягушек,
Вот из этого сделаны мальчики.
Из чего только сделаны девочки?
Из конфет и пирожных,
Из сластей всевозможных,
Вот из этого сделаны девочки.
Ещё многие различия и их причины раскрывает наука, имя которой нейропедагогика. Именно она помогает учителю осваивать новые научные подходы к обучению и воспитанию мальчиков и девочек.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. К.Д.Ушинский
Гендер – это социально-психологический пол, определяющий поведение человека в обществе. Биологический пол Гендерная идентичность Гендерный стереотип Гендерная норма
Девочки Мальчики большинство девочек научаются говорить раньше мальчиков большинство мальчиков сначала научаются имитировать шум мотора
Девочки Мальчики найдет палку и будет рассматривать узоры на ней найдёт палку и сделает из неё ружьё
Девочки Мальчики ходят с длинными ногтями, чтобы им было удобно царапать мальчиков ходят с длинными ногтями, потому что им лень их стричь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников по системе Л.В. Занкова
Компетентностный подход в отечественном образовании является сегодня важнейшей инновацией. Чтобы быть успешным, необходимо уметь учиться в течение всей жизни. В подобных обстоятельствах ...
Здоровьесберегающие подходы к обучению и воспитанию младших школьников.
Из опыта работы по здоровьесбережению младших школьников....
Деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников
Обобщение опыта работы по теме самообразования....
Особенности гендерного подхода в обучении и воспитании младших школьников.
В последнее время в педагогических кругах все чаще звучит вопрос о гендерном воспитании и обучении учащихся. В своей статье я постаралась раскрыть особенности гендерного подхода на примере моих учащих...
Личностно — ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников
В связи с изменением экономической и политической ситуаций в России, появились тенденции и в реформировании школы. Возникла неудовлетворенность качеством знаний школьников во многих странах, и в...
Доклад на тему:«Личностно- ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников»
Доклат на тему...
Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников
Статья о системно-деятельностном подходе в обучении и воспитании младших школьников....