Особенности гендерного подхода в обучении и воспитании младших школьников.
статья на тему
В последнее время в педагогических кругах все чаще звучит вопрос о гендерном воспитании и обучении учащихся. В своей статье я постаралась раскрыть особенности гендерного подхода на примере моих учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_gendernogo_podkhoda.docx | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Воронова С.В.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 города Белгорода
Гендерный подход в образовании - это учет в процессе обучения особенностей мальчиков и девочек.
В последнее время все чаще поднимается проблема, что совместное обучение мальчиков и девочек затрудняет учебно-воспитательный процесс, не учитывает особенности физического развития мальчиков и девочек, подготовки их к труду, практической деятельности, военному делу и не обеспечивает требуемой дисциплины. Одним из существенных недостатков организации учебно-воспитательного процесса в современной школе является преобладание в практике обучения традиционных форм и методов преподавания без учета гендерных особенностей школьников.
К началу обучения в школе девочки и мальчики характеризуются целым рядом физиологических и психологических особенностей, что необходимо учитывать в образовательном процессе. И действительно в процессе обучения мы видим ряд этих особенностей. Я стала замечать, информацию мальчики и девочки воспринимают по-разному. Мальчики прежде всего ищут смысл и, только ухватив его, готовы действовать. Девочки более эмоциональны, тоньше чувствуют.
Возникла проблема в предъявлении разных требований к мальчикам и девочкам. Поэтому я использую дифференциацию по половому признаку.
Как же я подбираю задания? Так при изучении темы по математике «Сложение и вычитание двузначных чисел», девочек достаточно было познакомить с алгоритмом вычисления, и к концу урока уже можно было дать самостоятельную работу на закрепление, с мальчиками же пришлось отрабатывать вычислительные приемы практически весь урок.
Я считаю, что мальчики требуют более образной формы изложения, наглядности, им нужно прожить материал в действии, а не умозрительно. Им требуется обучение, основанное в первую очередь на целостном подходе, с опорой на конкретность, жизненность. Девочкам же обычно проще понять схему, алгоритм. Они лучше ориентируются в правилах, способны разъять целое на части.
На уроках русского языка я заметила, что девочки лучше выучивают орфографические правила и применяют их к заданиям, ребята же зачастую правилами не пользуются совсем.
На уроках ИЗО нельзя давать установку: «Нарисовать такую-то игрушку!» Интересы у девочек и мальчиков разные, следовательно, и игрушки будут разные.
На уроках литературного чтения ребята получают конкретные задания по тексту, отвечают на вопросы по прочитанному, а девочкам больше нравятся задания, где нужно пофантазировать, придумать продолжение сказки или историю какого-либо героя.
Следует учитывать и такую особенность - мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, их надо подталкивать к нахождению принципа решения, они лучше работают тогда, когда характер вопросов – открытый. Девочки лучше справляются с типовыми заданиями, опираются на память, используя алгоритм.
Применительно к школе следует вывод, что мальчику подходит традиционный прием "повторения и закрепления" материала. Девочки все прекрасно слышат сразу. Они послушно повторяют, хорошо ориентируются в настроениях взрослых. Поэтому ученые советуют учителям действовать по принципу: девочки повторяют, мальчиков ободряем.
У мальчиков хорошо работает соревнование. Для девочек соревнование надо применять очень аккуратно, есть риск всех их перессорить. Мои ученики активно принимают участие в конкурсах детского творчества, и я не раз наблюдала, как воспринимают награды за свои работы ребята. Для девочек очень важна оценка со стороны, они очень болезненно воспринимают, когда кто-то их превосходит и оценка переносится на личности. По моим наблюдениям, мальчики и девочки и ссорятся по-разному. Мальчики поссорились - подрались, смотришь - на другой переменке опять вместе.
Девочки же, если поссорятся - в ситуацию вовлечен весь класс. Они переживают, обсуждают подробности, могут весь урок просидеть надутые, а то и несколько дней обижаться друг на друга. Но зато и примирение они обставляют, как праздник для всего класса. Со своими ребятами на классных часах мы проводим этические беседы «Вежливость на каждый день», «Ты и твои товарищи», «Азбука нравственности» и др.
Многолетние исследования показывают, что при смешении детей по календарному возрасту для генетически менее зрелых мальчиков девочки становятся духовно-эмоциональным примером поведения и образцом для подражания. Качества этого «образца» - прилежность, послушание, стремление услужить, понравиться. Более того, духовно более зрелые девочки сами стали прививать менее зрелым мальчикам свои сугубо женские символы, пристрастия, игры, эмоции, мечты, привычки, фантазии. В конечном счёте, присущие только мальчикам природные задатки: страсть к риску, испытаниям на волю и силу духа, жажда быть смелым и мужественным стали заглушаться и нейтрализоваться.
Необходимо подчеркнуть, что и женская конституция при таком воспитании и обучении оказалась деформированной. Девочки, взявшие на себя роль лидерства, стали всё больше развиваться по мужскому типу. У них появляются ранее присущие только мужскому полу привычки, в т.ч. и вредные. Это всё больше проявление у девушек-женщин мужских, часто патологических эмоций (агрессия, злоба, грубая сила и т.д.)
Но самой кричащей проблемой современности является кризис межполовых отношений и распад института семьи. Следствием этого является рост внебрачных детей, беспризорности, асоциального поведения молодых людей.
Идеи гендерного подхода к обучению и воспитанию младших школьников нашли почву для реализации в связи со стоящей задачей осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников и проблемой сохранения физического и психического здоровья детей в период школьного детства. Гендерное обучение может рассматриваться, как здоровьесберегающая технология.
У мальчиков я стремлюсь сформировать комплекс мужских характеристик и мужского характера. Это смелость, сила духа, способность быть лидером и брать на себя ответственность, готовность защищать более слабых и особенно девочек, женщин, готовность стать главой семьи, готовность встать на защиту Отечества, трудолюбие.
У девочек нужно стремиться воспитать иные качества: нежность, целомудрие, трудолюбие, готовность стать невестой, матерью. Необходимо воспитывать у девочек уважение к мальчикам, а у мальчиков – рыцарское, заботливое, трепетное отношение к девочкам. Это невозможно сделать без поддержки семьи. (Беседы с родителями, анкетирование).
Исследование проблемы гендерного подхода к обучению младших школьников имеет принципиальное значение для повышения продуктивности учебного процесса. Благодаря гендерному подходу к обучению школьников происходит оптимизация учебного процесса, что способствует повышению уровня обученности школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников по системе Л.В. Занкова
Компетентностный подход в отечественном образовании является сегодня важнейшей инновацией. Чтобы быть успешным, необходимо уметь учиться в течение всей жизни. В подобных обстоятельствах ...
Здоровьесберегающие подходы к обучению и воспитанию младших школьников.
Из опыта работы по здоровьесбережению младших школьников....
Деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников
Обобщение опыта работы по теме самообразования....
Личностно — ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников
В связи с изменением экономической и политической ситуаций в России, появились тенденции и в реформировании школы. Возникла неудовлетворенность качеством знаний школьников во многих странах, и в...
Доклад на тему:«Личностно- ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников»
Доклат на тему...
Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников
Статья о системно-деятельностном подходе в обучении и воспитании младших школьников....