Альтернативная коммуникация 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Кузькина Людмила Евграфовна

Содержание программы по альтернативной коммуникации для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_alt.kom-ya_4kl.docx66.41 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ

«АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

на 2020-2021 учебный год

4 класс

Санкт-Петербург

2020

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты освоения программы
  3. Система оценки достижений планируемых результатов

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Учебно-тематический план
  2. Календарно-тематическое планирование
  3. Лист корректировки рабочей программы
  4. Лист оценки выполнения рабочей программы

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.  Место предмета в учебном плане

3.2. Условия реализации программы

3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса

3.4. Учебно-методический комплекс

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

Коррекционный курс, охватывающий область развития речи и альтернативной коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия.

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого. Предшественником продуктивного взаимодействия является интерес и потребность в общении с окружающими людьми.

Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающемуся пределах выстраиваются взрослым путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.

Коррекционный курс позволяет сосредоточить внимание учителя на создании специальных условий для активизации и формирования у обучающихся разных средств коммуникации с учетом актуальных возможностей: от невербальных, альтернативных до вербальных. Опыт социального взаимодействия детей будет обогащаться за счет формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей, моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций общения.

Реализация содержания коррекционного курса в дополнительном первом классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослым.

Учебный предмет осваивают обучающиеся с умеренной умственной отсталостью в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, как правило, понимают, обращенную к ним речь взрослого, в конкретной ситуации взаимодействия. Ответные коммуникативные проявления могут быть как невербальными (взгляд, улыбка, контакт глаза в глаза, жест, рука – в - руке, предметные действия и т.д.), так и вербальными в виде отдельных звуков, слов и элементарной фразы.

Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» является одним из разделов внеурочной деятельности и рассчитан на 1 час в неделю.

Рабочая программа по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»

 4 класса для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основании:

1. закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599.

3. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ.

4. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

5. Учебного плана ГБОУ на 2020-2021 уч. год.

6. Положения о разработке, утверждении и корректировке рабочих программ по учебным предметам, курсам общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы .

Цели и задачи программы:

Цель обучения – формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).

Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

1.2. Планируемые результаты освоения программы

Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися коррекционного курса является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.

Личностные и предметные результаты:

адекватные коммуникативные проявления (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия,

устойчивый интерес   к взаимодействию со знакомым взрослым,

потребность в общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию при использовании невербальных и вербальных, альтернативных средств общения.

Предметные:

- выполнение конкретного действия по инструкции взрослого,

- использование пишущего предмета по назначению,

- проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов,

- рассматривание иллюстраций.  

Базовые учебные действия.

Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия:

выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;

поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;

выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации.

1.3. Система оценки достижений планируемых результатов

Реализация коррекционного курса осуществляется без бального оценивания результатов освоения курса.

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Основное содержание коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» представлено тремя направлениями, в каждом из которых содержатся тематические блоки. Блоки включают задачи формирования у обучающихся в 1 дополнительном классе специфических умений, связанных с овладением доступных обучающемуся средств коммуникации, в аспекте развития импрессивной и экспрессивной речи, интереса к чтению коротких произведений с рассматриванием иллюстраций, использования пишущих предметов по назначению. Сформированные умения могут рассматриваться как коммуникативная готовность обучающихся к усвоению программного материала.

Занятия могут проходить в разных формах: на уроках, на индивидуальных занятиях.

Коррекционный курс включает следующие разделы:

-развитие речи средствами невербальной коммуникации;

- импрессивная речь.

Развитие речи средствами невербальной коммуникации:

- Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.

- Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия).

- Приветствие (прощание) при помощи мимики, жестов.

Импрессивная речь:

- Понимание простых по звуковому составу слов.

- Реагирование на собственное имя.

- Узнавание (различение) имен членов семьи, обучающихся класса, педагогов.

- Понимание слов, обозначающих предмет.

- Понимание обобщающих понятий.

- Понимание слов, обозначающих действие предмета.

- Понимание слов, обозначающих признак предмета, действия, состояния.

- Понимание слов, указывающих на предмет, его признак

- Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении.

- Понимание простых предложений.

- Понимание содержания текста.

Экспрессивная речи:

- Вызывание звуков

- Повторение звукосочетаний

- Повторение слогов

- Повторение простых слов

- Повторение фраз

Каждое направление включает несколько тематических блоков, которые распределены на конкретные временные периоды с учетом особенностей обучающихся.

Умения, формируемые в каждом тематическом блоке, закрепляются в содержании следующих блоков в рамках соответствующих уроков.

2.1. Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела и тем

Всего часов

1

Развитие речи средствами невербальной коммуникации

6

2

Импрессивная речь

8

3

Экспрессивная речь

20

Итого:  

34 часа в год

2.2. Календарно – тематическое планирование

урока

Дата

Кол-во

часов

Тема урока

Планируемые предметные результаты

Базовые учебные действия

I четверть

1

Звук А

адекватные коммуникативные проявления на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия,

потребность в общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию.

Предметные:

- выполнение конкретного действия по инструкции взрослого

- повторение звуков, слогов, фраз

Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками  в знакомой ситуации взаимодействия:

выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами.

использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей  и  желаний в разных ситуациях взаимодействия.

1

Звук И

1

Звук У

1

Звук Э

1

Звук О

1

Звук Ы

1

Звук М

1

Звук Н

1

Звук Ф

1

Звук В

II четверть

1

Звук П

адекватные коммуникативные проявления на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия,

устойчивый интерес   к взаимодействию со знакомым взрослым,

потребность в общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию.

Предметные:

-выполнение конкретного действия по инструкции взрослого,

-использование пишущего предмета по назначению,

- проявление  интереса к чтению взрослым коротких текстов,

- повторение звуков, слогов, фраз

Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками  в знакомой ситуации взаимодействия:

выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;

поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей  и  желаний в разных ситуациях взаимодействия;

выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации.

1

Звук Б

1

Звук К

1

Звук Г

1

Звук Х

1

Звук Т

1

Звук Д

1

Звук С

III четверть

1

Звук З

адекватные коммуникативные проявления (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия,

устойчивый интерес   к взаимодействию со знакомым взрослым,

потребность в общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию   при использовании невербальных и вербальных, альтернативных средств общения.

Предметные:

- выполнение конкретного действия по инструкции взрослого,

- использование пишущего предмета по назначению,

- повторение звуков, слогов, фраз

Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками  в знакомой ситуации взаимодействия:

выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;

поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей   и   желаний в разных ситуациях взаимодействия;

выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации.

 

1

Игра «Беседа» (имитирование звуков)

1

Игра «Гласные звуки» (подражание гласным)

1

Игра «Оп-оп» (подражание определенным звукам)

1

Игра «Животные» (повторение звукоподражаний)

1

Игра «Соедини звуки» (повторение различных комбинаций звуков)

1

Игра О-о-о!» (произнесение первых звуков)

1

Игра «Тик-так» (подражание голосом шумам)

1

Игра «Алло!» (улучшение социальной способности к взаимодействию)

1

Игра «Мама, папа» (повторение слов осознанно)

IV четверть

1

Игра «Привет, пока!» (обучение социальному взаимодействию)

адекватные коммуникативные проявления на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия,

устойчивый интерес   к взаимодействию со знакомым взрослым,

потребность в   общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию при использовании невербальных и вербальных, альтернативных средств общения.

Предметные:

- выполнение конкретного действия по инструкции взрослого,

- использование пишущего предмета по назначению,

- проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов,

- повторение звуков, слогов, фраз

Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками  в знакомой ситуации взаимодействия:

выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;

поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;

выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации.

1

Игра «Голоса животных!» (имитирование движений рта)

1

Игра «Я!» (расширение языковых выразительных способностей)

1

Игра «Скажи свое имя» (расширение языковых выразительных способностей)

1

Игра «Слова-действия» (повторение глаголов)

1

Игра «Семья» (самостоятельное называние членов семьи)

1

Игра «Еще» (осознание понятия «больше»)

1

Игра «Играть» (выражение желания одним словом)

2.3. Лист корректировки рабочей программы

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Количество часов

Тема

Причина корректировки

Способ корректировки (уплотнено, сокращено, объединено, тема вынесена на самостоятельное изучение)

По плану

По факту

2.4. Лист оценки выполнения рабочей программы

Предмет

Количество часов по

плану

Выполнение

Отставание

Причина отставания

Компенсирующие мероприятия

Четверть

1

2

3

4

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Место предмета в учебном плане

          На занятия по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» по учебному плану ГБОУ во 2 классе отводится 1 час в неделю.

         Срок реализации программы: 1 учебный год. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 ч в неделю), с учетом календарного графика.

По независимым от ОУ причинам (праздничные и дополнительные выходные дни, карантин, увеличение продолжительности каникул и др.) программный материал в течение года изучается в полном объеме за счет уплотнения, объединения тем из-за невозможности увеличения максимальной недельной учебной нагрузки.

3.2. Условия реализации программы

В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся.

Виды и формы организации учебного процесса

Для реализации программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; систематизации и обобщению изученного материала), нетрадиционные уроки (уроки-игры и т.д.)

Формы работы на уроке: фронтальная с индивидуальным и дифференцированным подходом, индивидуальная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные, интеграционные.

3.3. Материально-техническое оснащение программы

Дидактические пособия

Демонстрационные:

-картинки, трафареты;

Раздаточные: В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Оборудования для мультимедийных демонстраций:

Компьютер, магнитофон.

Видеоматериалы и аудиоматериалы:

  1. Презентации к урокам по разделам.

3.4. Учебно-методический комплекс

Речевая практика. 2 класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. / С.В. Комарова. – М.: Просвещение, 2017. – 95 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант....

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 2 класс, II вариант

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация, 2 класс, II вариант....

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3 б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обуча...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для освоения начального общего образования (дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы

Адаптированная  рабочая программа  учебного предмета «Речь и альтернативная  коммуникация»для  освоения начального общего образования(дополнительный первый класс ― 1I) ...

Календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация, "Альтернативная коммуникация" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по предметам :" Альтернативная коммуникация ", "Речь и альтернативная коммуникация"...