Альтернативная коммуникация 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Содержание программы по альтернативной коммуникации для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_alt.kom-ya_4kl.docx | 66.41 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
«АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
на 2020-2021 учебный год
4 класс
Санкт-Петербург
2020
СОДЕРЖАНИЕ
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты освоения программы
- Система оценки достижений планируемых результатов
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Учебно-тематический план
- Календарно-тематическое планирование
- Лист корректировки рабочей программы
- Лист оценки выполнения рабочей программы
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Место предмета в учебном плане
3.2. Условия реализации программы
3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса
3.4. Учебно-методический комплекс
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Коррекционный курс, охватывающий область развития речи и альтернативной коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого. Предшественником продуктивного взаимодействия является интерес и потребность в общении с окружающими людьми.
Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающемуся пределах выстраиваются взрослым путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.
Коррекционный курс позволяет сосредоточить внимание учителя на создании специальных условий для активизации и формирования у обучающихся разных средств коммуникации с учетом актуальных возможностей: от невербальных, альтернативных до вербальных. Опыт социального взаимодействия детей будет обогащаться за счет формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей, моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций общения.
Реализация содержания коррекционного курса в дополнительном первом классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослым.
Учебный предмет осваивают обучающиеся с умеренной умственной отсталостью в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, как правило, понимают, обращенную к ним речь взрослого, в конкретной ситуации взаимодействия. Ответные коммуникативные проявления могут быть как невербальными (взгляд, улыбка, контакт глаза в глаза, жест, рука – в - руке, предметные действия и т.д.), так и вербальными в виде отдельных звуков, слов и элементарной фразы.
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» является одним из разделов внеурочной деятельности и рассчитан на 1 час в неделю.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»
4 класса для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основании:
1. закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599.
3. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ.
4. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
5. Учебного плана ГБОУ на 2020-2021 уч. год.
6. Положения о разработке, утверждении и корректировке рабочих программ по учебным предметам, курсам общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы .
Цели и задачи программы:
Цель обучения – формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).
Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися коррекционного курса является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.
Личностные и предметные результаты:
адекватные коммуникативные проявления (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия,
устойчивый интерес к взаимодействию со знакомым взрослым,
потребность в общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию при использовании невербальных и вербальных, альтернативных средств общения.
Предметные:
- выполнение конкретного действия по инструкции взрослого,
- использование пишущего предмета по назначению,
- проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов,
- рассматривание иллюстраций.
Базовые учебные действия.
Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия:
выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;
поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;
выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации.
1.3. Система оценки достижений планируемых результатов
Реализация коррекционного курса осуществляется без бального оценивания результатов освоения курса.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Основное содержание коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» представлено тремя направлениями, в каждом из которых содержатся тематические блоки. Блоки включают задачи формирования у обучающихся в 1 дополнительном классе специфических умений, связанных с овладением доступных обучающемуся средств коммуникации, в аспекте развития импрессивной и экспрессивной речи, интереса к чтению коротких произведений с рассматриванием иллюстраций, использования пишущих предметов по назначению. Сформированные умения могут рассматриваться как коммуникативная готовность обучающихся к усвоению программного материала.
Занятия могут проходить в разных формах: на уроках, на индивидуальных занятиях.
Коррекционный курс включает следующие разделы:
-развитие речи средствами невербальной коммуникации;
- импрессивная речь.
Развитие речи средствами невербальной коммуникации:
- Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
- Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия).
- Приветствие (прощание) при помощи мимики, жестов.
Импрессивная речь:
- Понимание простых по звуковому составу слов.
- Реагирование на собственное имя.
- Узнавание (различение) имен членов семьи, обучающихся класса, педагогов.
- Понимание слов, обозначающих предмет.
- Понимание обобщающих понятий.
- Понимание слов, обозначающих действие предмета.
- Понимание слов, обозначающих признак предмета, действия, состояния.
- Понимание слов, указывающих на предмет, его признак
- Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении.
- Понимание простых предложений.
- Понимание содержания текста.
Экспрессивная речи:
- Вызывание звуков
- Повторение звукосочетаний
- Повторение слогов
- Повторение простых слов
- Повторение фраз
Каждое направление включает несколько тематических блоков, которые распределены на конкретные временные периоды с учетом особенностей обучающихся.
Умения, формируемые в каждом тематическом блоке, закрепляются в содержании следующих блоков в рамках соответствующих уроков.
2.1. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела и тем | Всего часов |
1 | Развитие речи средствами невербальной коммуникации | 6 |
2 | Импрессивная речь | 8 |
3 | Экспрессивная речь | 20 |
Итого: | 34 часа в год |
2.2. Календарно – тематическое планирование
№ урока | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Планируемые предметные результаты | Базовые учебные действия |
I четверть | |||||
1 | Звук А | адекватные коммуникативные проявления на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия, потребность в общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию. Предметные: - выполнение конкретного действия по инструкции взрослого - повторение звуков, слогов, фраз | Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия: выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами. использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия. | ||
1 | Звук И | ||||
1 | Звук У | ||||
1 | Звук Э | ||||
1 | Звук О | ||||
1 | Звук Ы | ||||
1 | Звук М | ||||
1 | Звук Н | ||||
1 | Звук Ф | ||||
1 | Звук В | ||||
II четверть | |||||
1 | Звук П | адекватные коммуникативные проявления на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия, устойчивый интерес к взаимодействию со знакомым взрослым, потребность в общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию. Предметные: -выполнение конкретного действия по инструкции взрослого, -использование пишущего предмета по назначению, - проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов, - повторение звуков, слогов, фраз | Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия: выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами; поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками; использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия; выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации. | ||
1 | Звук Б | ||||
1 | Звук К | ||||
1 | Звук Г | ||||
1 | Звук Х | ||||
1 | Звук Т | ||||
1 | Звук Д | ||||
1 | Звук С | ||||
III четверть | |||||
1 | Звук З | адекватные коммуникативные проявления (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия, устойчивый интерес к взаимодействию со знакомым взрослым, потребность в общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию при использовании невербальных и вербальных, альтернативных средств общения. Предметные: - выполнение конкретного действия по инструкции взрослого, - использование пишущего предмета по назначению, - повторение звуков, слогов, фраз | Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия: выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами; поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками; использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия; выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации.
| ||
1 | Игра «Беседа» (имитирование звуков) | ||||
1 | Игра «Гласные звуки» (подражание гласным) | ||||
1 | Игра «Оп-оп» (подражание определенным звукам) | ||||
1 | Игра «Животные» (повторение звукоподражаний) | ||||
1 | Игра «Соедини звуки» (повторение различных комбинаций звуков) | ||||
1 | Игра О-о-о!» (произнесение первых звуков) | ||||
1 | Игра «Тик-так» (подражание голосом шумам) | ||||
1 | Игра «Алло!» (улучшение социальной способности к взаимодействию) | ||||
1 | Игра «Мама, папа» (повторение слов осознанно) | ||||
IV четверть | |||||
1 | Игра «Привет, пока!» (обучение социальному взаимодействию) | адекватные коммуникативные проявления на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия, устойчивый интерес к взаимодействию со знакомым взрослым, потребность в общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию при использовании невербальных и вербальных, альтернативных средств общения. Предметные: - выполнение конкретного действия по инструкции взрослого, - использование пишущего предмета по назначению, - проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов, - повторение звуков, слогов, фраз | Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия: выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами; поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками; использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия; выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации. | ||
1 | Игра «Голоса животных!» (имитирование движений рта) | ||||
1 | Игра «Я!» (расширение языковых выразительных способностей) | ||||
1 | Игра «Скажи свое имя» (расширение языковых выразительных способностей) | ||||
1 | Игра «Слова-действия» (повторение глаголов) | ||||
1 | Игра «Семья» (самостоятельное называние членов семьи) | ||||
1 | Игра «Еще» (осознание понятия «больше») | ||||
1 | Игра «Играть» (выражение желания одним словом) |
2.3. Лист корректировки рабочей программы
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Количество часов | Тема | Причина корректировки | Способ корректировки (уплотнено, сокращено, объединено, тема вынесена на самостоятельное изучение) | |
По плану | По факту | ||||||
2.4. Лист оценки выполнения рабочей программы
Предмет | Количество часов по плану | Выполнение | Отставание | Причина отставания | Компенсирующие мероприятия | |||
Четверть | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Место предмета в учебном плане
На занятия по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» по учебному плану ГБОУ во 2 классе отводится 1 час в неделю.
Срок реализации программы: 1 учебный год. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 ч в неделю), с учетом календарного графика.
По независимым от ОУ причинам (праздничные и дополнительные выходные дни, карантин, увеличение продолжительности каникул и др.) программный материал в течение года изучается в полном объеме за счет уплотнения, объединения тем из-за невозможности увеличения максимальной недельной учебной нагрузки.
3.2. Условия реализации программы
В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся.
Виды и формы организации учебного процесса
Для реализации программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; систематизации и обобщению изученного материала), нетрадиционные уроки (уроки-игры и т.д.)
Формы работы на уроке: фронтальная с индивидуальным и дифференцированным подходом, индивидуальная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные, интеграционные.
3.3. Материально-техническое оснащение программы
Дидактические пособия
Демонстрационные:
-картинки, трафареты;
Раздаточные: В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Оборудования для мультимедийных демонстраций:
Компьютер, магнитофон.
Видеоматериалы и аудиоматериалы:
- Презентации к урокам по разделам.
3.4. Учебно-методический комплекс
Речевая практика. 2 класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. / С.В. Комарова. – М.: Просвещение, 2017. – 95 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант
Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант....
Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 2 класс, II вариант
Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация, 2 класс, II вариант....
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3 б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обуча...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для освоения начального общего образования (дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»для освоения начального общего образования(дополнительный первый класс ― 1I) ...
Календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация, "Альтернативная коммуникация" 4 класс
Календарно-тематическое планирование по предметам :" Альтернативная коммуникация ", "Речь и альтернативная коммуникация"...