Урок как основная форма патриотического воспитания учащихся
методическая разработка

Малашенко Карина Александровна

Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях - преподавателя и воспитателя. В традиционной педагогике существует условное разделение учебного и воспитательного процесса. И мы сегодня говорим о роли общеобразовательных предметов в патриотическом воспитании учащихся. Практически любой предмет может стать платформой для воспитания юного патриота, и самыми большими возможностями в этом процессе, конечно же, обладают учителя.

Поэтому на любом уроке следует находить средства и методы воспитания, в том числе и патриотического.

Так как урок – неотъемлемая часть всей жизнедеятельности школьников, именно на уроке ученик больше всего познает, на уроке происходит воспитание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок как основная форма патриотического воспитания учащихся

Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях - преподавателя и воспитателя. В традиционной педагогике существует условное разделение учебного и воспитательного процесса. И мы сегодня говорим о роли общеобразовательных предметов в патриотическом воспитании учащихся. Практически любой предмет может стать платформой для воспитания юного патриота, и самыми большими возможностями в этом процессе, конечно же, обладают учителя.

Поэтому на любом уроке следует находить средства и методы воспитания, в том числе и патриотического.

Так как урок – неотъемлемая часть всей жизнедеятельности школьников, именно на уроке ученик больше всего познает, на уроке происходит воспитание.

В связи с большой ролью, отведенной уроку в воспитательной системе, он становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный и образовательный процесс. Поэтому для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно:

- усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин: в традиционные предметы включить материал воспитательного характера.

- использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов учебной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности.

Среди основополагающих принципов патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются:

- научность;

- гуманизм;

- демократизм;

- приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;

- системность, преемственность и непрерывность в развитии школьников;

- многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;

- направленность воспитания на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;

- тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

Патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности организации урока. В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая деятельность на уроке. В этой форме можно ввести учащихся детей в мир нравственных ценностей, единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия, уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру человека и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На первой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество.

На второй ступени продолжается формирование системы ценностей и установок поведения учащегося. Воспитательный аспект помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Урок является формой и стержнем гражданского образования, является важным в деле формирования уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. На уроках осуществляется предметно-деятельный подход.

На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация.

Уроки, направленные на воспитание, могут носить интегрированный характер. Главная цель урока это не передача знаний от учителя к учащимся, а приобщение школьников к систематической, самостоятельной работе патриотического характера.

В старшей школе уроки выходят частично за рамки расписания и могут носить межпредметный или надпредметный характер. Патриотическое воспитание в рамках урока решает следующие задачи:

- формирование патриотических понятий;

- формирование патриотических чувств и привычек;

- воспитание высоконравственных патриотических черт воли и характера.

В условиях модернизации образовательного процесса большое внимание уделяется новым технологиям. Поэтому образование и воспитание на уроке происходит с использованием сети Интернет, и это воспринимается учащимися с большим удовольствием, интересом и результатом чем, например, работа с обычными учебниками. Использование цифровых ресурсов в учебном процессе позволяет успешно решать не только образовательные, но и воспитательные, в частности, патриотические задачи. Обращение учащихся к ресурсам Интернет формирует ключевые компетентности, которые являются залогом успешного воспитания и образования учащихся.

Повышает результативность урока соблюдение следующих условий:

- эмоциональность самого учителя – переживание им самим тех идей, которые он передает учащимся;

- использование различных средств, направленных на возбуждение интереса к излагаемым знаниям;

- формирование определенного личностного отношения учащихся, закрепленного гаммой эмоций, к различным явлениям общественной жизни.

Задача каждого учителя способствовать формированию патриотических качеств с помощью своего предмета. При этом учитель должен направлять учеников, вооружать их инструментарием оценки тех или иных событий, в нравственном плане должен апеллировать к лучшим качествам в человеке, опираясь на воспитательный материал по своему предмету.

По мнению А.В. Елисова, существует несколько групп методов воспитания, которые необходимо использовать на уроках:

1) методы убеждения;

2) методы организации деятельности учащихся;

3) оценочные методы.

Таким образом, вышеперечисленные методы способствуют воспитанию патриотизма, формированию нравственных чувств.

По мнению многих современных педагогов для того, чтобы повысить нравственную значимость школьного урока, нужно действовать в 3-х направлениях:

- через самого педагога;

- через содержание учебного материала;

- через форму подачи материала.

Использование всех направлений в совокупности дает максимальную эффективность в реализации нравственно-воспитательных целей урока.

Ведущую роль в этом направлении занимает личность учителя. Воспитание личностью есть воспитание своим примером. Педагог должен стремиться к максимальному раскрытию всех своих положительных сторон . Так учитель сам должен любить свою Родину и уважительно относиться к окружающим его людям, обсуждать актуальные вопросы, связанные с современными событиями, совершать поездки в культурно-значимые места нашей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Наиболее полно отвечающей требованиям современного образования и воспитания является проектная методика, так как она практико и личностно ориенти...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы I ступени в условиях создания интеграции краеведения и уроков русского языка.

Интегрированный урок  по русскому языку с элементами краеведения для учителей начальных классов  по УМК «Русский язык» В. П. Канакиной. Цель использования краеведческого материала: воспитани...

Система работы по теме "Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения"

Система работы по теме "Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения" в номинации "Методический семинар"на конкурс "Учитель года-2016"...

Урок как основная форма патриотического воспитания

Урок как основная форма патриотического воспитания...

Урок как форма патриотического воспитания

Урок как форма патриотического воспитания...