Урок как основная форма патриотического воспитания учащихся
методическая разработка
Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях - преподавателя и воспитателя. В традиционной педагогике существует условное разделение учебного и воспитательного процесса. И мы сегодня говорим о роли общеобразовательных предметов в патриотическом воспитании учащихся. Практически любой предмет может стать платформой для воспитания юного патриота, и самыми большими возможностями в этом процессе, конечно же, обладают учителя.
Поэтому на любом уроке следует находить средства и методы воспитания, в том числе и патриотического.
Так как урок – неотъемлемая часть всей жизнедеятельности школьников, именно на уроке ученик больше всего познает, на уроке происходит воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kak_osnovnaya_forma_patrioticheskogo_vospitaniya_uchashchihsya_metod_razrabotka.docx | 15.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок как основная форма патриотического воспитания учащихся
Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях - преподавателя и воспитателя. В традиционной педагогике существует условное разделение учебного и воспитательного процесса. И мы сегодня говорим о роли общеобразовательных предметов в патриотическом воспитании учащихся. Практически любой предмет может стать платформой для воспитания юного патриота, и самыми большими возможностями в этом процессе, конечно же, обладают учителя.
Поэтому на любом уроке следует находить средства и методы воспитания, в том числе и патриотического.
Так как урок – неотъемлемая часть всей жизнедеятельности школьников, именно на уроке ученик больше всего познает, на уроке происходит воспитание.
В связи с большой ролью, отведенной уроку в воспитательной системе, он становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный и образовательный процесс. Поэтому для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно:
- усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин: в традиционные предметы включить материал воспитательного характера.
- использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов учебной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности.
Среди основополагающих принципов патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются:
- научность;
- гуманизм;
- демократизм;
- приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
- системность, преемственность и непрерывность в развитии школьников;
- многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
- направленность воспитания на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
- тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.
Патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности организации урока. В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая деятельность на уроке. В этой форме можно ввести учащихся детей в мир нравственных ценностей, единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия, уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру человека и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На первой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество.
На второй ступени продолжается формирование системы ценностей и установок поведения учащегося. Воспитательный аспект помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Урок является формой и стержнем гражданского образования, является важным в деле формирования уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. На уроках осуществляется предметно-деятельный подход.
На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация.
Уроки, направленные на воспитание, могут носить интегрированный характер. Главная цель урока это не передача знаний от учителя к учащимся, а приобщение школьников к систематической, самостоятельной работе патриотического характера.
В старшей школе уроки выходят частично за рамки расписания и могут носить межпредметный или надпредметный характер. Патриотическое воспитание в рамках урока решает следующие задачи:
- формирование патриотических понятий;
- формирование патриотических чувств и привычек;
- воспитание высоконравственных патриотических черт воли и характера.
В условиях модернизации образовательного процесса большое внимание уделяется новым технологиям. Поэтому образование и воспитание на уроке происходит с использованием сети Интернет, и это воспринимается учащимися с большим удовольствием, интересом и результатом чем, например, работа с обычными учебниками. Использование цифровых ресурсов в учебном процессе позволяет успешно решать не только образовательные, но и воспитательные, в частности, патриотические задачи. Обращение учащихся к ресурсам Интернет формирует ключевые компетентности, которые являются залогом успешного воспитания и образования учащихся.
Повышает результативность урока соблюдение следующих условий:
- эмоциональность самого учителя – переживание им самим тех идей, которые он передает учащимся;
- использование различных средств, направленных на возбуждение интереса к излагаемым знаниям;
- формирование определенного личностного отношения учащихся, закрепленного гаммой эмоций, к различным явлениям общественной жизни.
Задача каждого учителя способствовать формированию патриотических качеств с помощью своего предмета. При этом учитель должен направлять учеников, вооружать их инструментарием оценки тех или иных событий, в нравственном плане должен апеллировать к лучшим качествам в человеке, опираясь на воспитательный материал по своему предмету.
По мнению А.В. Елисова, существует несколько групп методов воспитания, которые необходимо использовать на уроках:
1) методы убеждения;
2) методы организации деятельности учащихся;
3) оценочные методы.
Таким образом, вышеперечисленные методы способствуют воспитанию патриотизма, формированию нравственных чувств.
По мнению многих современных педагогов для того, чтобы повысить нравственную значимость школьного урока, нужно действовать в 3-х направлениях:
- через самого педагога;
- через содержание учебного материала;
- через форму подачи материала.
Использование всех направлений в совокупности дает максимальную эффективность в реализации нравственно-воспитательных целей урока.
Ведущую роль в этом направлении занимает личность учителя. Воспитание личностью есть воспитание своим примером. Педагог должен стремиться к максимальному раскрытию всех своих положительных сторон . Так учитель сам должен любить свою Родину и уважительно относиться к окружающим его людям, обсуждать актуальные вопросы, связанные с современными событиями, совершать поездки в культурно-значимые места нашей Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Наиболее полно отвечающей требованиям современного образования и воспитания является проектная методика, так как она практико и личностно ориенти...
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы I ступени в условиях создания интеграции краеведения и уроков русского языка.
Интегрированный урок по русскому языку с элементами краеведения для учителей начальных классов по УМК «Русский язык» В. П. Канакиной. Цель использования краеведческого материала: воспитани...
Взаимодействие с ветеранами как одно из основных направлений патриотического воспитания младшего школьника
обобщение педагогического опыта...
Выступление на семинаре » в г. Котка, Финляндия «От побед А.В.Суворова к 70-летию победы в Великой Отечественной войне» на тему: «Использование материалов из цикла «Когда была война…» на уроках как форма патриотического воспитания младших школьников.
"Использование материалов из цикла "Когда была война..." неат уроках как форма патриотического воспитания младших школьников"...
Система работы по теме "Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения"
Система работы по теме "Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения" в номинации "Методический семинар"на конкурс "Учитель года-2016"...
Урок как основная форма патриотического воспитания
Урок как основная форма патриотического воспитания...
Урок как форма патриотического воспитания
Урок как форма патриотического воспитания...