Татар теленнән эш программасы 1-4 сыйныфлар.
рабочая программа (4 класс)

Каримова Алсу Шарипьяновна

Татар теленнән 1-4 сыйныфлар өчен эш программасы рус телле балалар өчен Хайдарова авторлыгында

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._programma_tatar_tele_1-4_kl.docx49.36 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (татарский)» для учащихся 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Примерной рабочей программы учебного предмета «Татарский язык (неродной)» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке авторов Р.З. Хайдаровой, К.С. Фатхулловой, Г.М. Ахметзяновой, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 16 мая 2017 г. № 2/17).

 Реализуется линия учебников:

Класс

Автор учебника

Издатель

1

Татарский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе/ Р.З.Хайдарова, Н.Г.Галиева-Казань, Татармультфильм, 2013. (Күңелле татар теле).

“Татармультфильм”

2

Татарский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе/ Р.З.Хайдарова, Н.Г.Галиева- Казань, Татармультфильм, 2017. (Күңелле татар теле).

“Татармультфильм”

3

Тат.язык. 3 класс: учебник для нач.шк. В 2ч. Р.З.Хайдарова, Г.М.Ахметзянова, Л.А. Гиниятуллина – Казань: Татармультфильм, 2013. ( Күңелле татар теле).

“Татармультфильм”

4

Тат.язык. 4 класс: учебник для нач.шк. В 2ч. Р.З.Хайдарова, Г.М.Ахметзянова, Л.А. Гиниятуллина – Казань: Татармультфильм, 2014. ( Күңелле татар теле).

“Татармультфильм”

     Рабочая программа составлена на - 270 ч., в неделю -2 часа. 

Планируемые результаты обучения предмета родной язык (татарский)

1-4 классы

 В соответствии с заданными целями в 1-4 классах планируются личностные, метапредметные, предметные      результаты обучения.

К личностным результатам освоения программы по татарскому языку относятся:

– духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

– ценностное отношение к своей малой Родине, к традициям, государственной символике;

– сформированность чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с татарской культурой.

К метапредметным результатам обучения татарскому языку относятся:

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с

педагогом и сверстниками в учебном процессе;

- способность к самообразованию и самовоспитанию.

Предметные результаты обучения татарскому языку в 1-4 классах по каждой изучаемой теме приводятся как характеристика основных видов деятельности учащихся. По видам речевой деятельности предусматриваются следующие результаты:

в говорении

– вести разговор с собеседником, задавая простые вопросы и отвечать на вопросы собеседника: расспрашивать о чём-либо; попросить о чём-либо и отреагировать на просьбу собеседника; начать, продолжить и завершить разговор;

– воспризводить наизусть тексты рифмовок, стихотворений, песен;

– пересказывать услышанный/ прочитанный текст;

– составлять собственный текст по аналогии;

– осознанно строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативными задачами;

– выражать суждение относительно поступков героев; в аудировании

– понимать на слух речь учителя по ведению урока, высказывания одноклассников, небольшие тексты и сообщения, построенные на изученном речевом материале;

– понимать на слух информацию, которая содержится в предъявляемом тексте; определять основную мысль текста; передавать его содержание по вопросам.

 в чтении

– соотносить графический образ слова с его звуковым образом;

– соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чтения; интонационное выделение знаков препинания;

– извлекать конкретную информацию из прочитанного;

– формулировать простые выводы на основе информации, которая содержится в 

тексте;

– прогнозировать содержание книги по ее названию и оформлению, содержанию сообщения;

– самостоятельно определить тему, главную мысль; деление текста (сообщения) на смысловые части, их оглавление;

– догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским языком, по контексту.

 в письме

-воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы татарского алфавита (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов);

- соотносить графический образ слова с его звуковым образом;

- отличать буквы от транскрипционных значков; сравнивать и анализировать буквосочетания и их транскрипцию;

- выполнять лексико-грамматические упражнения;

- отвечать письменно на вопросы;

- писать краткое поздравление (с днем рождения, с праздником) с опорой на образец;

- писать по образцу короткое письмо другу, сообщать краткие сведения о себе, запрашивать аналогичную информацию о нем.

1 класс

Личностные

результаты

Межпредметные результаты

Предметные результаты

У учащегося будут сформированы:

- понимание роли татарского языка как государственного;

- формирование позитивного отношения к использованию татарского языка в межличностном и межкультурном общении;

- формирование уважительного отношения к татарскому языку и желание его хорошо изучать;

- ориентироваться в нравственных правилах, понимать обязательность их выполнения.

Регулятивные УУД:

Учащийся научится:

- самостоятельно работать;

- ставить цели, определять задачи в учебе;

- организовывать учебную деятельность,заниматься поиском эффективных методов работы с пониманием порядка работы;

- обладать такими способностями, как сила воли, целеустремленность, активность;

- правильно обращаться с учебниками;

- самостоятельноготовить и содержать рабочее место на уроке.

Учащийся получит возможность для формирования:

- ставить новые учебные вопросы в сотрудничестве ;

- предсказывать достигнутый результат;

- понимать, анализировать причины неудач и успехов в учебе.

Познавательные УУД:

Учащийся научится:

- самостоятельно организовывать свою деятельность, оценивать, определять сферу своей заинтересованности;

- самостоятельно читать различные тексты (основной текст, запоминание), находить дополнительные материалы и использовать ;

- собирать необходимую информацию из источников, представленных в различных формах(полный текст,отрывок, иллюстрация)

- пользоваться словарями, справочным материалом.

Учащийся получит возможность для формирования:

- последовательно рассказывать о событиях, явлениях, отвечать на вопросы;

- знания содержания прочитанного произведения (или услышанного), близкого к тексту, с кратким выбором.

Коммуникативные УУД:

Учащийся научится:

- слушать мнение собеседника, отвечать на его вопросы;

- строить формы общения с собеседником;

- общаться;

- научится работать в парах и коллективе.

Учащийся получит возможность научится:

- получать дополнительную информацию с помощью вопросов;

- составлять монолог, диалог.

в говорении

– вести разговор с собеседником, задавая простые вопросы и отвечать на вопросы собеседника: расспрашивать о чём-либо; попросить о чём-либо и отреагировать на просьбу

 собеседника; начать, продолжить и завершить разговор;

 в аудировании

– понимать на слух речь учителя по ведению урока, высказывания одноклассников, небольшие тексты и сообщения, построенные на изученном речевом материале;

 в чтении

- соотносить графический образ слова с его звуковым образом;

– соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чтения; интонационное выделение знаков препинания;

 в письме

- воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы татарского алфавита (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов);

- соотносить графический образ слова с его звуковым образом;

- отличать буквы от транскрипционных значков; сравнивать и анализировать буквосочетания и их транскрипцию

2 класс

Личностные

результаты

Межпредметные результаты

Предметные результаты

У учащегося будут сформированы:

- понимание роли татарского языка как государственного;

- формирование позитивного отношения к использованию татарского языка в межличностном и межкультурном общении;

- формирование уважительного отношения к татарскому языку и желание его хорошо изучать;

- ориентироваться в нравственных правилах, понимать обязательность их выполнения..

Регулятивные УУД:

Учащийся научится:

- с помощью учителя ставить цели и планировать работу;

- организовать учебную деятельность с пониманием порядка работы;

- уметь оценивать качество работы, опираясь на установленные критерии.

Учащийся получит возможность для формирования:

- понимать и выполнять задания, понимать оценку знаний .

Познавательные УУД:

Учащийся научится:

- осознанно читать, выбирать нужную информацию;

-контролировать и оценивать процесс деятельности.

Учащийся получит возможность для формирования:

- передачи новой информации через общение;

- последовательно рассказывать о событиях, явлениях, отвечать на вопросы.

Коммуникативные УУД:

Учащийся научится:

- управлять характером общения с собеседником, умение четко выражать свое мнение по коммуникативному вопросу, выслушивать мнение собеседника.

Учащийся получит возможность для формирования:

- проведение коллективной работы для сбора информации; 6

- уметь разговаривать с собеседником, продолжать, заканчивать начатую речь.

в говорении

– вести разговор с собеседником, задавая простые вопросы и отвечать на вопросы собеседника: расспрашивать о чём-либо; попросить о чём-либо и отреагировать на просьбу собеседника; начать, продолжить и завершить разговор;

– воспризводить наизусть тексты рифмовок, стихотворений, песен;

– пересказывать услышанный/ прочитанный текст;

 в аудировании

– понимать на слух речь учителя по ведению урока, высказывания одноклассников, небольшие тексты и сообщения, построенные на изученном речевом материале;

– понимать на слух информацию, которая содержится в предъявляемом тексте;

 в чтении

– соотносить графический образ слова с его звуковым образом;

– соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чтения; интонационное выделение знаков препинания;

– извлекать конкретную информацию из прочитанного;

– формулировать простые выводы на основе информации, которая содержится в тексте;

 в письме

- отличать буквы от транскрипционных значков; сравнивать и анализировать буквосочетания и их транскрипцию;

- выполнять лексико-грамматические упражнения;

- отвечать письменно на вопросы;

- писать краткое поздравление (с днем рождения, с праздником) с опорой на образец;

3 класс

Личностные

результаты

Межпредметные результаты

Предметные результаты

духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

ценностное отношение к своей малой Родине, к традициям, государственной символике;

сформированность чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с татарской культурой.

формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

- способность к самообразованию и самовоспитанию.

 в говорении

– вести разговор с собеседником, задавая простые вопросы и отвечать на вопросы собеседника: расспрашивать о чём-либо; попросить о чём-либо и отреагировать на просьбу собеседника; начать, продолжить и завершить разговор;

– воспризводить наизусть тексты рифмовок, стихотворений, песен;

– пересказывать услышанный/ прочитанный текст;

– составлять собственный текст по аналогии;

 в аудировании

– понимать на слух речь учителя по ведению урока, высказывания одноклассников, небольшие тексты и сообщения, построенные на изученном речевом материале;

– понимать на слух информацию, которая содержится в предъявляемом тексте; определять основную мысль текста; передавать его содержание по вопросам.

 в чтении

– соотносить графический образ слова с его звуковым образом;

– соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чтения; интонационное выделение знаков препинания;

– извлекать конкретную информацию из прочитанного;

– формулировать простые выводы на основе информации, которая содержится в тексте;

– прогнозировать содержание книги по ее названию и оформлению, содержанию сообщения;

– самостоятельно определить тему, главную мысль; деление текста (сообщения) на смысловые части, их оглавление;

 в письме

- выполнять лексико-грамматические упражнения;

- отвечать письменно на вопросы;

- писать краткое поздравление (с днем рождения, с праздником) с опорой на образец

4 класс

Личностные

результаты

Межпредметные результаты

Предметные результаты

духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

ценностное отношение к своей малой Родине, к традициям, государственной символике;

сформированность чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с татарской культурой.

формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

- способность к самообразованию и самовоспитанию.

 в говорении

– вести разговор с собеседником, задавая простые вопросы и отвечать на вопросы собеседника: расспрашивать о чём-либо; попросить о чём-либо и отреагировать на просьбу собеседника; начать, продолжить и завершить разговор;

– воспризводить наизусть тексты рифмовок, стихотворений, песен;

– пересказывать услышанный/ прочитанный текст;

– составлять собственный текст по аналогии;

– осознанно строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативными задачами;

– выражать суждение относительно поступков героев;

 в аудировании

– понимать на слух речь учителя по ведению урока, высказывания одноклассников, небольшие тексты и сообщения, построенные на изученном речевом материале;

– понимать на слух информацию, которая содержится в предъявляемом тексте; определять основную мысль текста; передавать его содержание по вопросам.

 в чтении

– соотносить графический образ слова с его звуковым образом;

– соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чтения; интонационное выделение знаков препинания;

– извлекать конкретную информацию из прочитанного;

– формулировать простые выводы на основе информации, которая содержится в тексте;

– прогнозировать содержание книги по ее названию и оформлению, содержанию сообщения;

– самостоятельно определить тему, главную мысль; деление текста (сообщения) на смысловые части, их оглавление;

– догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским языком, по контексту.

 в письме

- воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы татарского алфавита (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов);

- соотносить графический образ слова с его звуковым образом;

- отличать буквы от транскрипционных значков; сравнивать и анализировать буквосочетания и их транскрипцию;

- выполнять лексико-грамматические упражнения;

- отвечать письменно на вопросы;

- писать краткое поздравление (с днем рождения, с праздником) с опорой на образец;

- писать по образцу короткое письмо другу, сообщать краткие сведения о себе, запрашивать аналогичную информацию о нем.

                                             

Содержание учебного предмета

1 класс

Раздел учебной программы

Основное содержание раздела учебной программы

Количество часов

Давайте, познакомимся!

Знакомство с одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений: имя, возраст. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз и татарского речевого этикета).

5

Моя школа, мой класс.

Учебные предметы, школьные принадлежности. Школьные принадлежности. Учебные занятия.

5

Я и моя семья

Члены семьи, их имена, профессии, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби.

5

Мой день

Распорядок дня. Гигиена. Здоровье.

5

Покупки

Покупка в магазине продуктов. В магазине посуды. В магазине одежды.На рынке.

9

Праздники

Новый год. Подарки. Поздравления.

7

В столовой

Мы накрываем стол.

6

Спорт и спортивные игры

Летние, зимние виды спорта. Спортивные кружки.

5

Моя республика

Общие сведения: название, символика, национальности, столица, города. Транспорт. Достопримечательности.

3

Природа родного края

Времена года. Погода. Экология. Дикие животные.

Птицы. Любимое домашнее животное.

16

Всего

66

Слушание (аудирование). Понимание отдельных слов и простых фраз в медленно и четко звучащей речи в ситуациях повседневного общения (0,5-1 мин). Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания в форме ответов на вопросы.

Говорение. Возможность участия с ответной репликой в диалоге в замедленном темпе, повтор вопроса или его перефраз; формулирование простых вопросов и ответов на них в рамках известных лексических тем (3-5 фраз).

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание имен, названий, слов, а также формирование очень простых предложений .

 Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов, чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов.

Письмо. Овладение написанием букв, буквосочетаний, слов, предложений; разборчивым, аккуратным письмом.

2класс

Раздел

 Содержание рабочей программы.

Количество часов.

Моя школа и я.

Умение говорить друг другу вежливые слова; умение здаровоться ,сообщать о наличии или отсутствии учебных принадлежностей ; умение предлагать их  товарищу.

18

Покупки .

Овощи. Фрукты и овощи. На рынке.Знание названия одежды. Уметь спрашивать цены на одежду, говорить, какую одежду любит. Уметь говорить какие продукты нужны.

13

Мой день.

Личная гигиена.Название частей тела человека. Умение сказать врачу, где болит.

8

Природа родного края.

Признаки осени,зимы ,весны , лета. Кормим птиц. Умение спрашивать о погоде,рассказывать о погоде.

16

Я и моя семья.

Наша семья. Рассказывать о членах семьи , сколько людей, где они работают , учатся. Татарская народная кухня.

7

Моя республика .

Знание городов Татарстана.Умение задать вопрос, в какой город вы едете. Умение произносить названия городов, рек Татарстана.

6

Всего

68

Лингвистические знания и навыки

           Графика, каллиграфия, орфография.

Татарский алфавит. Звуко-буквенные соответствия. Знаки транскрипции. Основные правила чтения и орфографии. Написание слов лексического минимума, соответствующих произношению и не соответствующих произношению. Перенос слов. Заглавная буква в начале предложения и именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Фонетическая сторона речи.

Звуки и звукосочетания татарского языка. Закон сингармонизма.  Слова с твердыми и мягкими гласными, а также слова, не подчиняющиеся закону сингармонизма; слова активного словаря с гласными ә, ү, ө , ы , э, о;слова со специфичными согласными звуками [къ],  [гъ], [w], [җ], [ң], [һ], [ч] [‘] (гамза) Произношение слов с я, ю, е:ярата[йа°рата], яши [йәши], юл[йул], юкә[йүкә],ел [йыл],егет [йэгэт]. Чередование согласных звуков (к//г, п//б). Нормы произношения: долгота и краткость гласных, оглушение звонких согласных в конце слога или слова. Ударение в слове, фразе. Особенности словесного ударения в вопросительных и отрицательных местоимениях, в глаголах отрицательной формы и в глаголах повелительного наклонения. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложений. Интонация перечисления. Интонация приветствия, прощания, обращения, поздравления, извинения, просьбы, приказа.

Лексическая сторона речи.

Лексические единицы, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру татарского народа. Слова - названия предметов, их признаков, действий предметов. Общие слова для татарского и русского языков.  Интернациональные слова (например, компьютер, фильм).

Грамматическая сторона речи.

Имена существительные. Изменение существительных по числам. Изменение  существительных по падежам. Изменение существительных по принадлежости.  Собственные имена существительные. Имена прилагательные. Местоимения личные, вопросительные, указательные (бу, теге, менә). Количественные числительные до 20, порядковые числительные до 20. Изменение глаголов настоящего, прошедшего времени по лицам и числам. Наиболее употребительные послелоги: белән, аша. Послелоги с существительными и местоимениями. Частицы (-мы/-ме, түгел).Особенности порядка слов в татарском предложении. Простые распространенные предложения. Предложения с союзами һәм,чөнки.

 Развитие речи.

Слушание (аудирование). Понимание отдельных слов и простых фраз в медленно и четко звучащей речи в ситуациях повседневного общения (0,5-1 мин). Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания в форме ответов на вопросы.

Говорение. Возможность участия с ответной репликой в диалоге в замедленном темпе, повтор вопроса или его перефраз; формулирование простых вопросов и ответов на них в рамках известных лексических тем (6-8 фраз).

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание имен, названий, слов, а также формирование очень простых предложений в коротких текстах на изученные темы (объем текста 45 слов).

Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов, чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов.

Письмо. Овладение написанием букв, буквосочетаний, слов, предложений; разборчивым, аккуратным письмом. Возможность писать небольшие сообщения (например, поздравление с праздником) и короткие тексты (20 слов; 6-8 простых предложений).

3 класс

Раздел

 Содержание рабочей программы.

Количество часов

Моя школа и класс

Первое сентября - праздник знаний. Цвет. Мы на уроке. Я получаю оценку. Мы ходим в библиотеку, любимая книга.

16

Мой день

Умение говорить, спрашивать, что ты сделал с использованием предметов личной гигиены. Уметь говорить названия части тела.

5

В столовой

Мы едим в столовой. Мои любимые блюда. К нам приходят гости. Мы готовим обед.

8

Мы помогаем родителям.

Кем работают мои родители? Мы помогаем дома. Мы готовим обед. Правила вежливого разговора. Помощь пожилым. Уважение взрослых.

11

Праздники

Умение преодолевать признаки зимы. Говорить о зимних игровых видах, призывать к игре. Умение составить повесть. Поздравление с праздником.

11

Моя Республика

Уметь говорить города Татарстана. Уметь спросить, в какой город. Умение говорить содержание текста.

4

Природа родного края

Изображение четвероногих друзей, уход за ними. Моя любимая кошка. Умение говорить о временах года. Рассказать о том, как проводить каникулы, участвовать в Сабантуе.

13

Всего

68

Лингвистические знания и навыки

Графика, каллиграфия, орфография.

Татарский алфавит. Звуко-буквенные соответствия. Знаки транскрипции. Основные правила чтения и орфографии. Написание слов лексического минимума, соответствующих произношению и не соответствующих произношению. Заглавная буква в начале предложения и именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Фонетическая сторона речи.

Звуки и звукосочетания татарского языка. Закон сингармонизма. Слова с твердыми и мягкими гласными, а также слова, не подчиняющиеся закону сингармонизма; слова активного словаря с гласными ә, ү, ө , ы , э, о; сложные слова (көньяк, төньяк, кулъяулык); слова со специфичными согласными звуками [къ], [гъ], [w], [җ], [ң], [һ], [ч] [‘] (гамза), слова с двойными согласными (аккош, киттеЧередование согласных звуков (к//г, п//б). Нормы произношения: долгота и краткость гласных, оглушение звонких согласных в конце слога или слова. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложений. Интонация перечисления. Интонация приветствия, прощания, обращения, поздравления, извинения, просьбы, приказа.

Лексическая сторона речи.

Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальных классов образовательной организации для простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру татарского народа. Слова- названия предметов, их признаков, действий предметов.

Грамматическая сторона речи.

Имена существительные. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Изменение существительных по принадлежости.Собственные имена существительные.

Местоимения личные, вопросительные, указательные (бу, теге, менә).                 Количественные числительные до 100, порядковые числительные до 100.

Изменение глаголов настоящего, прошедшего определенного и неопределенного времени по лицам и числам. Неопределенная форма глагола с модальными словами кирәк (кирәк түгел), ярый (ярамый).

 Наречия  времени (бүген, иртәгә, кичә, иртән). Наречие места (монда). Наиболее употребительные послелоги: белән, турында, өчен, кебек, соң, аша. Послелоги с существительными и местоимениями. Послеложные слова (өстендә, янында). Частицы (-мы/-ме, түгел, әле).

Основные коммуникативные типы предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное. Особенности порядка слов в татарском предложении. Предложения с союзами һәм, ә, ләкин, чөнки.

4 класс

Раздел

 Содержание рабочей программы.

Количество часов.

Моя школа и мой класс

Знакомство с одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений: имя, возраст. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз и татарского речевого этикета).

11

Природа родного края

Что такое природа? Погода. Лекарственные травы. Птицы - наши друзья. Домашние и дикие животные. Краткая информация о диких животных.

Зимняя природа. Зимние игры. Изготовление снеговика.

24

Я и мои друзья

Мой друг, его имя, возраст, черты характера, его занятие и наши совместные дела. Отношения между друзьями. Настоящая дружба. Письмо другу.

9

Природа родного края

Вид, привычки наших четвероногих друзей. Изображение четвероногих друзей, уход за ними

7

Праздники

Весенняя природа. 8 Марта - это праздник матерей. Я маме помогу. Весенние праздники

6

Моя республика

Государственные символы Татарстана. Знание городов Татарстана.Умение задать вопрос, в какой город вы едете. Умение произносить названия городов, рек Татарстана

5

Путешествия

Летняя природа. Летний отдых. - Идти на ягоды. Отдых в море и деревне.

4

Знаменитые люди Татарстана

Детские писатели. Поэты. Детский фольклор.

2

Всего

68

Лингвистические знания и навыки

Графика, каллиграфия, орфография.

Татарский алфавит. Написание слов лексического минимума, соответствующих произношению и не соответствующих произношению. Перенос слов. Заглавная буква в начале предложения и именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Фонетическая сторона речи.

Слова активного словаря с гласными ә, ү, ө , ы , э, о; сложные слова (көньяк, төньяк, кулъяулык); слова со специфичными согласными звуками [къ], [гъ], [w], [җ], [ң], [һ], [ч] [‘] (гамза), слова с двойными согласными (аккош, китте). Произношение слов с я, ю, е: ярата [йа°рата], яши [йәши], юл [йул], юкә[йүкә], ел [йыл], егет [йэгэт]. Чередование согласных звуков (к//г, п//б). Особенности словесного ударения в вопросительных и отрицательных местоимениях, в глаголах отрицательной формы и в глаголах повелительного наклонения. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложений. Интонация перечисления. Интонация приветствия, прощания, обращения, поздравления, извинения, просьбы, приказа.

Лексическая сторона речи.

Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальных классов образовательной организации для простейшие устойчивые словосочетания. Слова- названия предметов, их признаков, действий предметов. Общие слова для татарского и русского языков. Интернациональные слова.

Грамматическая сторона речи.

Имена существительные. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Изменение существительных по принадлежости. Имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях. Количественные числительные до 100, порядковые числительные до 100. Изменение глаголов настоящего, прошедшего определенного и неопределенного времени по лицам и числам. Наречие места (мондаПослелоги с существительными и местоимениями.

. Особенности порядка слов в татарском предложении. Предложения с союзами һәм, ә, ләкин, чөнки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4нче сыйныф. Татар теленнән эш программасы (татар төркеме)

Рус мәктәбендә укучы татар балалары өчен эш программасы тәкдим итәм. 2010 елда чыккан прогаммага нигезләнеп төзелде. атнага 3 сәгать (елга 105 сәгать)...

Татар теленнән эш программасы. 3 нче сыйныф

Авторы А.Х.Нуриева, 3 нче сыйныфлар өчен татар теленнән эш программасы. "Школа России"...

1 сыйныфта татар теленнән эш программасы

Белем бирү оешмасының гомуми башлангыч белем бирү буенча икенче буын гомуми белем бирү  федераль дәүләт  стандартлары таләпләренә туры килгән төп үрнәк программасына нигезләнеп төзелде....

1 нче сыйныф өчен татар теленнән эш программасы

1 нче сыйныфлар өчен татар теленнән эш программасы ( ФГОС " Перспектив башлангыч мәктәп" )...

Хайдарова Р. Х. дәреслеге буенча татар теленнән эш программасы

Р. Х. Хайдарова буенча 1 нче сыйныфлар өчен эш программасы...

1 сыйныфлар өчен татар теленнән эш программасы. УМК "Перспектив башлангыч мәктәп".

1 нче сыйныфлар өчен татар теле дәресеннән эш программасы. УМК "Перспектив башлангыч мәктәп"....

3 нче сыйныфлар өчен татар теленнән эш программасы (рус төркеме)

"Күңелле татар теле" дәреслегенә эш программасы...