А.С. Пушкин «Зимнее утро» (урок литературного чтения в 3 классе в соответствии с ФГОС)
план-конспект урока (3 класс)

УМК,  программа: « Школа России», Литературное чтение, авторы:  Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.

Тема урока: А.С. Пушкин «Зимнее утро»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: развивать воображение детей. (учить представлять картины природы, нарисованные автором)

 

Задачи:

  • формировать навыки  осмысленного чтения   и анализа стихотворения А. С Пушкина « Зимнее утро»
  • учить читать стихотворение выразительно, передавая интонацией настроение лирического стихотворения
  • учиться находить в стихотворном тексте средств художественной выразительности (эпитетов, олицетворения, сравнения)

Планируемые результаты:

 

–  уметь  осмысленно читать и   анализировать стихотворение

–  уметь читать стихотворение выразительно

–   выделять  в стихотворном тексте средств художественной выразительности (эпитетов, олицетворения, сравнения)

 

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательный интерес; смыслообразование; внутренняя позиция школьника.

Метапредметные (УУД)

Коммуникативные: умение работать в группе, находить общее решение; умение аргументировать своё мнение; доброжелательное отношение друг к другу; умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: умение определять задачи урока с учителем, определять цели деятельности на уроке; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: умение извлекать информацию из различных источников (словарей, Интернет), текста; умение на основе анализа объектов делать выводы.

Форма организации урока: фронтальная, групповая 

Образовательные ресурсы урока: учебник, презентация к уроку, раздаточный материал в группы (маршрутные листы, листы оценивания), «Шляпы мышления «для передачи чувств, эмоций, представлений, аудиозапись П. И. Чайковского «Времена года»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_cht._3_kl_zimnee_utro.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Социалистического Труда Е. Е. Дзгоева

 с.Эльхотово муниципального образования Кировский район

Республики Северная Осетия-Алания

Технологическая карта урока литературного чтения

 в 3 классе по программе «Школа России»

по теме:

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

ШМО учителей начальных классов

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ№1 с. Эльхотово

Стрельникова Г.Б.

2020-2021 уч. год

Учитель: Стрельникова Г.Б.

УМК,  программа: « Школа России», Литературное чтение, авторы:  Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.

Тема урока: А.С. Пушкин «Зимнее утро»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: развивать воображение детей. (учить представлять картины природы, нарисованные автором)

 

Задачи:

  • формировать навыки  осмысленного чтения   и анализа стихотворения А. С Пушкина « Зимнее утро»
  • учить читать стихотворение выразительно, передавая интонацией настроение лирического стихотворения
  • учиться находить в стихотворном тексте средств художественной выразительности (эпитетов, олицетворения, сравнения)

Планируемые результаты:

 

–  уметь  осмысленно читать и   анализировать стихотворение

–  уметь читать стихотворение выразительно

–   выделять  в стихотворном тексте средств художественной выразительности (эпитетов, олицетворения, сравнения)

 

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательный интерес; смыслообразование; внутренняя позиция школьника.

Метапредметные (УУД)

Коммуникативные: умение работать в группе, находить общее решение; умение аргументировать своё мнение; доброжелательное отношение друг к другу; умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: умение определять задачи урока с учителем, определять цели деятельности на уроке; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: умение извлекать информацию из различных источников (словарей, Интернет), текста; умение на основе анализа объектов делать выводы.

Форма организации урока: фронтальная, групповая 

Образовательные ресурсы урока: учебник, презентация к уроку, раздаточный материал в группы (маршрутные листы, листы оценивания), «Шляпы мышления «для передачи чувств, эмоций, представлений, аудиозапись П. И. Чайковского «Времена года»

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Iэтап

Работа с текстом до чтения

Актуализировать знания об авторе

Ребята как вы думаете, чьи слова представлены на слайде?

“И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…”

– Ребята, вы собирали информацию о великом поэте. Составляли кластер- Кто желает развернуть свой кластер и рассказать об А.С.Пушкине, примерив белую шляпу?

– Кто что-либо хочет добавить?

Можем ли мы оценить Дашу? Предлагаю детям дать оценку однокласснице 

Отвечают на вопросы учителя:

Мы думаем, что эти слова принадлежат великому А. С.  Пушкину

Свободное владение знакомым материалом. Умение работать самостоятельно

Ученица в белой шляпе мышления разворачивает информацию о А. С. Пушкине

Минутка релаксации.

Прослушивание музыки П.И.Чайковского «Времена года» – «январь»

– Ребята, послушайте композицию

-Постарайтесь узнать автора и название.

– Что вам представилось?

– Как вы думаете, для чего я взяла эту композицию на урок?

– Догадались какое?

– Откройте стр. 88

Прочитайте название.

Слушают музыку в аудиозаписи.

П.И.Чайковский Времена года

 «январь»

Определяют задачу урока

Мы будем изучать новое произведение А.С.Пушкина

” Зимнее утро”

Какой жанр?

– Значит, мы будем работать со стихотворением.

_Как построим свою работу?

– Что ожидаете в конце урока?

Стихотворение.

 Ставят цель

Цель: познакомиться с новым произведением А. С. Пушкина

Цель определили. Какие поставим задачи?Итак. Хотите познакомиться?  Представляю вам его в аудиозаписи актера   

Ставят задачи:

1. Добиться понимания смысла стихотворения и настроение

2. Видеть средства художественной выразительности.

3. Выделить непонятные слова и поработать со словарем (эпитет, олицетворение, сравнение)

II этап Работа с текстом во время чтения

Осмысление. Получение новой информации, анализ лирического стихотворения

Работа со словарем

– Вам понравилось стихотворение? Хотите поделиться чувствами, примерив красную шляпу?

– Хотите сами прочитать?

– На какие части разделено стихотворение?

Итак, прочитаем по строфам.

– Все ли слова понятны?

– В каком году написано стихотворение?

– Много ли устаревших слов (архаизмов) и непонятных вам слов? Дома вы работали с различными источниками. Поделитесь, какую словарную работу вы провели.

Учащиеся делятся впечатлениями, примеряя красную шляпу, высказывая свои эмоции.Стихотворение разделено на строфы

Чтение стихотворения по строфам

3 ноября 1829 г.

Озвучивают свое домашнее задание

Нега (устаревшие) блаженство, приятное состояние, иногда – сон

Мгла – пелена тумана

Нынче – сейчас

Бурый – оттенок коричневого

Вечор – вчера (устрар.) предадимся Северная Аврора – древнеримская богиня утренней зари

Янтарный блеск – желтый свет, теплый, уютный

Северная звезда – так называли планету Венера.

Венера – это древнеримская богиня любви и красоты; именно так лирический герой называет свою возлюбленную.

Спасибо.

– Физминутка.

Глаз

Сомкнуты – закрыты

Мгла – пелена тумана

Взор – взгляд

Янтарь – твердое прозрачное вещество, образовалось из смолы древних деревьев

А теперь обратимся к 1 строфе, прочитаем 1 строфу.

– Прочитайте слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице.

– Как вы думаете, как герой относится к красавице (можем использовать попс- формулу)

Я думаю… позиция

Обоснование

Пример

Следствия

– Как вы думаете, к кому поэт мог обратить эти слова? Как прочитаем эти слова?

– Определите главную мысль в 1 строфе.

– Найдите эпитеты.

А теперь попробуем прочитать выразительно, используя алгоритм

 

  1. 1 Правильно ставь ударения.
  2. 2 Соблюдай паузы.
  3. 3 Выбери силу голоса (Тихо, громко.)
  4. 4 Определи темп (Быстро, медленно.)
  5. 5 Читай эмоционально.

6 Покажи интонацией своё отношение к произведению.

Дети читают

Друг прелестный

Красавица

Звезда севера.имеется ввиду наступление утра на севере.

Ласково, нежно, с любовью

Высказывают предположение

Я думаю, может к сестре Ольге

 Находят эпитеты

Эпитет – это

– друг прелестный

– северной авроре

– день чудесный

Дети пробуют читать выразительно

III Работа с текстом после чтения

Исследовательская работа

Работа в группах

Анализ строф

Цель работы в группах: самостоятельное выделение средств языка, умение работать по алгоритму, распределять роли, умение выступить перед классом

А теперь, ребята, я предлагаю поработать вам в группах. Хотите? Маршрутные листы получат группы

Вспомним правила работы в группе.

Определите действия, которые вы выполните в группе?

Правила работы в группе

1. В группе должен быть ответственный

2. Работать должен каждый на общий результат

3. Один говорит, другие слушают

4 Свое несогласие высказывай вежливо

5. Если не понял – переспроси

Озвучивают алгоритм работы в группе по маршрутным листам.

Подведение итогов исследовательской работы

Оценивание в группах

Лист оценивания в группе

Имя 

Помогает определить основную мысль

Помогает найти эпитеты, олицетворения, сравнения

Читает выразительно выразительно строфу перед классом

1

2

3

4

Итог по цели

Самооценка

Ребята, предлагаю выступить группами перед классом.

А теперь постараемся определить главную мысль стихотворения

– Верно, молодцы»

Какую цель ставили

– научились?

_ Удалось вам это сделать за один урок:

И где мы можем еще поучиться?

Какие ставили задачи. Давайте обсудим, смогли ли мы их решить?

Предлагаю оценить себя:

«Сегодня я научился…»

«Я еще не очень хорошо читаю выразительно, мне надо…»

– Кто доволен своей работой?

– Как вы думаете, какое будет д/з?

Спасибо всем за урок. Сдаем оценочные листы.

Выступление групп

1 группа

  • Настроение грустное
  • Эпитеты:
  • Мутное небо
  • Ты печальная
  • Тучи мрачные
  • Олицетворения: 
  • вьюга злилась 
  • мгла носилась
  • сравнения:
  • Луна как бледное пятно 

2 группа

  • Настроение радостное, веселое
  • Эпитеты:
  • Голубыми небесами
  • Великолепными коврами
  • Прозрачный лес
  • Олицетворения:
  • Лес один чернеет
  • Ель сквозь иней зеленеет 

3 группа

  • Настроение
  • Эпитеты:
  • Янтарным блеском
  • Веселым треском
  • Затопленная печь
  • Бурую кобылку 

4 группа

  • Настроение
  • Эпитеты:
  • Утреннему снегу
  • Друг милый
  • Неторопливого коня
  • Поля пустые
  • Леса густые
  • Милый берег

Главная мысль стихотворения заключается в том, : поэт восхищается красотой родной природы.

Мы ставили целью научиться выразительно читать стихотворение.

Имя 

Помогает определить основную мысль

Помогает найти эпитеты, олицетворения, сравнения

Читает выразительно строфу перед классом

1

2

За один урок сложно. 

Мы дома будем еще учиться читать выразительно.

Оценивание учащимися работы в группе (идет общее обсуждение в группе. Ребята записывают имена участников группы и ставят знак+ напротив имени по критериям, определенным в столбиках. Определяют вклад каждого участника в работу. 

Лист оценивания в группе

Да, мы выполнили все задачи:

1. Добивались понимания смысла стихотворения и настроение

2.  Выделили для себя непонятные слова, поработали с разными источниками

3. Выделили в тексте художественные средства (эпитеты, олицетворения, сравнения)

Выучить стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» наизусть

 

Приложение

Маршрутный лист группы 1

  1. Прочитайте вторую строфу.

Определите настроение 

  1. Определите основную мысль данной строфы
  2. Подчеркни эпитеты
  3. Выпиши олицетворения
  4. Найди сравнения
  5. Прочитайте выразительно строфу перед классом

Маршрутный лист группы 2

  1. Прочитайте третью строфу

Определите настроение

  1. Определите основную мысль данной строфы.
  2. Подчеркните эпитеты
  3. Найди олицетворения

5Прочитайте выразительно строфу перед классом.

Маршрутный лист группы 3

 

1.Прочитайте четвертую строфу.

 

  1. Определите настроение
  2. Определите основную мысль данной строфы.
  3. Выпишите эпитеты
  4. Прочитайте выразительно строфу перед классом.

 

Маршрутный лист группы 4

  1. Прочитайте пятую строфу. Определите настроение
  2. Определите основную мысль данной строфы.
  3. Выпишите эпитеты
  4. Прочитайте выразительно строфу перед классом.

Лист оценивания в группе

Имя 

Помогает определить основную мысль

Помогает найти эпитеты, олицетворения, сравнения

Читает выразительно строфу перед классом

1

2

3

4

 

Алгоритм оценки (самооценки) выполнения домашнего задания

1 шаг Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель?

  1. Шаг Удалось получить результат?
  2. Шаг Справилась полностью сама(сам)?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3классе.

В статье предложена разработка урока литературного чтения в 3классе (1 -4) по программе «Школа России». Обобщающий урок по теме «Великие русский писатели» был проведён в форме КВН. ...

Планирование уроков литературного чтения в 3классе УМК "Школа России"(Л.Климанова,В.Горецкий

Уроки литературного чтения распланированы исходя из расчета 4часа в неделю (136часов в год), включая внеклассное чтение: УМК "Школа России" ....

А.Пушкин. "Зимнее утро" (урок-мастерская)

урок литературного чтения в 3 классе А.Пушкин "Зимнее утро"...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс в соответствии с ФГОС

Данная рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС второго поколения....

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс в соответствии с ФГОС

Развернутая программа  по литературному чтению 4 класс УМК "Планета знаний"...

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 4 класс ( в соответствии с ФГОС)

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Феде­рального государственного стандарта начального общего образования (2010 года), Пример­ной программы начального общего образов...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ в 3классе по УМК «Начальная школа XXI века»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯв 3классе   по УМК «Начальная школа XXI века»...