Способы и приёмы, применяемые в начальной школе для повышения эффективности урока.
статья
Предварительный просмотр:
Способы и приёмы, применяемые в начальной школе
для повышения эффективности урока
Одной из задач образования на современном этапе является повышение эффективности урока как условия повышения качества образования. Слово «эффективность» в переводе означает – результат какого-либо действия. Урок - это одна из главных составляющих качества образовательного процесса. Реальная эффективность урока - это результат, степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приёмами ни пользовался учитель, но если ученики не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя.
Ведущая идея современного эффективного урока
- это создание в классе атмосферы открытости, ответственного сотрудничества, сотворчества;
-использование моделей обучения, способствующих развитию навыков самостоятельности;
- обучение анализу своей деятельности;
- обеспечение активной учебной деятельности;
- создание условий для развития самовыражения, развития чувств и эмоций.
Первый этап эффективного урока в начальных классов - это создание благоприятного, психологического климата на учебном занятии. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса. С целью благоприятной обстановки на уроках учителя начальных классов применяют стихи-приветствия (в их основе – настрой детей на работу в рифмованной форме, а варианты могут быть любые), также используют игры – разминки, способствующие не только снятию напряжения, но и развитию различных свойств внимания.
Например, на уроках обучения чтению, в 1 классе, при изучении новой буквы я проводила с детьми игру «Музыкальный слух»
Учитель говорит: — Ребята, сейчас мы будем учиться различать звуки [т] и [т’] в словах. Я буду называть слова. Если вы услышите твёрдый звук [т], делаете хлопок руками перед собой. Если услышите мягкий звук [т’], приседаете. Если в слове звуков [т] и [т’] нет, вы стоите на месте, делать ничего не нужно. Учитель читает слова: Крот(хлопок), кот(хлопок), котёнок(приседание), лисёнок, тигрёнок(приседаете), трава(хлопок), сено, цветы(хлопок), туча(хлопок), облако. Понравилось играть? Поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки и не попался в мои ловушки? Хорошо. Молодцы. А остальные в следующий раз будьте внимательнее.
В процессе игры ученики про себя проговаривая каждое слово определяют, какое действие является верным и выполняют его.
На уроках математики мои ученики любят заселять домики, называется игра «Почтальоны». Это, достаточно, простая игра, которая повторяет состав числа и использовалась мной в 1 классе, в начале урока, на этапе устного счета. Принимают участие в этой игре все ученики класса. Каждому я раздаю 1-2 письма, которые они должны прикрепить к нужному домику на доске, на домиках номер-это и будет результатом вычисления или же ответом на их пример.
Также мои ученики очень любят игру с мячом «Отвечай и не зевай!» Я бросаю мяч ученику, а он должен назвать соседей числа, решить устно пример на сложение или вычитание, посчитать в прямом или обратном порядке и вернуть мне мяч обратно в руки.
Один из следующих этапов эффективного урока это формирование школьной мотивации. Прежде всего, у младших школьников, испытывающих трудности в обучении, необходимо нейтрализовать память от эмоций неуспеха в предыдущей деятельности, а затем создавать перспективу для новой успешной деятельности.
Для этого я заказала в издательстве «Новое знание» учебные наглядные пособия в формате «Пиши-стирай» и «Планшетик школьника». На них можно бесконечно много писать специальными маркерами для белой доски, а потом с лёгкостью стирать губкой. Используем мы этих «помощников» чаще на уроках письма и математики, но как вы понимаете лист формата А4 для магнитной доски можно использовать на всех предметах где нужно что-то записать.(давайте посмотрим на сллайдах)
Обязательно на уроках в начальных классах должны присутствовать этап физкультминутки. Их задачи:
- снять усталость и напряжение;
- внести эмоциональный заряд;
- совершенствовать общую моторику;
- выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Я думаю вы немножечко засиделись, давайте разомнёмся и проведём небольшую физкультминутку
Вновь у нас физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Последний этап эффективного урока -это логическое завершение урока в виде рефлЕксии, которая помогает каждому ребёнку осознать важность урока и проанализировать свои достижения. Учителя начальных классов и я в том числе использую различные её виды: «Солнышко», «Смайлик», «Цветик – многоцветик», «Лестница успеха», «Светофор» и другие.
Но мне, понравился приём «Корзина идей»
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзинку, затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
Во многих школах сегодня появились интерактивные доски - ценный инструмент для обучения всего класса. Это ресурс, который помогает учителю излагать новый материал очень живо и увлекательно. Конечно, нам, учителям начальных классов пока приходится только мечтать об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках, но их использование делает занятия интересными и развивает мотивацию учащихся, заставляет работать более творчески, придает уверенности в себе, предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развивает личные и социальные навыки и способствует повышению эффективности образовательной деятельности.
Итак, исходя из моего выступления, можно сделать вывод что на эффективность современного урока на I ступени общего среднего образования влияют:
- создание психологического комфорта на уроке;
- использование новых подходов к уроку;
- использование современных педагогических технологий;
- формирование школьной мотивации, и, как результат, является формированием и развитием познавательных процессов.
Можно долго говорить о том, каким должен быть урок, но всё же каждый учитель выбирает близкие для себя и учеников способы и приёмы для комфортной и плодотворной работы.
Список использованной литературы
1.Беспалько В.П., Беспалько Л.В. Педагогическая технология. Новые методы и средства обучения. – Вып. 2. – М.: Знание, 1989.
2. Крылова Н.Б. Проектные методы против классно-урочной организации образования Школьные технологии. - 2004. – № 5. –С.59.
3. Молочкина Н.Ю. Диагностика, анализ и мониторинг образовательного процесса в начальной школе. Журнал «Завуч начальной школы». 2002 г.
4. Селевко Г.В. Современный урок / Г.В. Селевко. - М.: «Народное образование», 2015.- 187 с.
5. Ярвилехто Т.М Эффективный урок в начальной школе /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Применение информационных технологий на уроках в начальной школе как средство повышения эффективности урока"
P { margin-bottom: 0.21cm; } P { margin-bottom: 0 В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащи...
Статья по теме: "Комплекс упражнений, применяемых на уроках в начальной школе для повышения и концентрации внимания"
Данный комплекс упражнений может применяться на уроках в начальной школе....
ИГРА - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЭФФЕКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКИ
ИГРА - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЭФФЕКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКИ...
Статья по теме "Использование ЭОР в начальной школе для повышения эффективности обучения школьников"
Использование ЭОР в начальной школе для повышения эффективности обучения школьниковМеняется время – меняется подход к обучению детей. Ведь мы живем в XXI веке. А XXI век, как известно — век высо...
Повышение эффективности уроков в начальной школе путем организации групповой работы при переходе на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Проблема «умение учиться» у учащихся волнует каждого учителя начальной школы. И решить эту проблему на уроках мне помогает использование групповых форм работы. Известно, что ум...
Повышение эффективности урока через развитие творческих способностей обучающихся. (Подборка методических приёмов)
Приёмы и методы развития творческих способностей обучающихся на различных уроках....