Обобщение опыта "Проектная и исследовательская деятельность "
методическая разработка
Предлагаю вашему вниманию обобщение работы по программе курса внеурочной деятельности "Исследователь". Направление: общеинтеллектуальное
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.ppsx | 517.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Итоговая аттестационная работа Я, Кадочникова Татьяна Владимировна, работаю в Муниципальном общеобразовательном учреждении "Южно-Степная средняя общеобразовательная школа" Карталинского района Челябинской области. Это некоммерческая образовательная организация, реализующая права граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Начальная школа осуществляет обучение по программе ФГОС «Школа России». Предлагаю Вашему вниманию программу курса внеурочной деятельности «Исследователи». Направление – общеинтеллектуальное . 2
Программа курса внеурочной деятельности «Исследователи" предназначена для обучающихся 4 класса, интересующихся исследовательской деятельностью. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова. Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы. 3
Цель курса : Создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности. Задачи: развивать познавательные потребности и способности ребенка; познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации; формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска; мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности; прививать интерес к исследовательской деятельности; создать условия для знакомства с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности; способствовать развитию основ оформления исследовательских работ. 4
Общая характеристика курса «Исследователи» В основе учебного курса лежат: системно-деятельностный подход; реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания; воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества; признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. 5
Основные принципы – научность, доступность, добровольность, субъектность , деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. Используются следующие технологии обучения : Информационные, компьютерные; Игровые технологии; Проблемно-поисковые технологии (ведущий метод – метод проектов). Здоровьесберегающие технологии. В качестве ведущих методов обучения используются проблемные, игровые, исследовательские, эвристические методы. 6
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий : типовые занятия (объяснения и практические занятия); групповые исследования; игры-исследования; проведение опытов, наблюдений; индивидуальные консультации; встречи с интересными людьми; экскурсии в музеи, клубы, компьютерные классы, библиотеки; творческие проекты. Исследовательская деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Формы и методы контроля : защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ. 7
Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности Курс «Исследователи» вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к исследовательской и проектной деятельности осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. В результате изучения предмета начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. 8
Планируемые результаты внеурочной деятельности Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к исследовательской деятельности; широкая мотивационная основа исследовательской деятельности; интерес к новому содержанию и новым способам познания; ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. 9
Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать свои действия на уровне ретрооценки ; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. 10
Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; высказываться в устной и письменной формах; ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; владеть основами смыслового чтения текста; анализировать объекты, проводить сравнение; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте; обобщать, устанавливать аналогии; оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. 11
Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения, стремиться к координации; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера; владеть монологической и диалогической формами речи. Содержание учебного курса Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность (4 часа) Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования (14 часов) Раздел 3. Оформление работы (6 часов) Раздел 4. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы (10 часов). 12
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся 13
Диагностика образовательного результата 14
Результат 15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...
Обобщение опыта работы по использованию проектной и исследовательской деятельности для активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся начальных классов
Обобщение материала по работе над проектной и исследовательской деятельностью учащихся начальных классов. В тексте отражены формы и методы используемые мной во внеурочной деятельности. ...
обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность младших школьников"
Обобщение опыта по теме самобразования...
Лубневская И. Л. г. Воронеж МБОУ "Лицей №1". ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ИХ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОСНОО
Я всегда помню о том, что невозможность достижения эффективности и результативности исследовательской деятельности посеет фрустрацию ребенка. Поэтому, выбирая темы, мы опираемся только на потребности ...
Обобщение опыта по теме «Проектная и исследовательская деятельность в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе».
Значение проектной и исследовательской деятельности в начальных классах....
Обобщение опыта реализации внеурочной деятельности "Час развития" по формированию проектно-исследовательской деятельности
Обобщение опыта реализации программы внеурочной деятельности «Час развития» по формированию проектно-исследовательской деятельности младших школьников»в ...
Обобщение опыта "Исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках и внеурочной деятельности"
Обобщение опыта "Исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках и внеурочной деятельности"...