обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность младших школьников"
статья на тему
Обобщение опыта по теме самобразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_proektno-issledovatelskaya_deyatelnost_.docx | 44.51 КБ |
obobshchenie_opyta_proektno-issledovatelskaya_deyatelnost_.pptx | 92.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание педагогического опыта
1. Информационный блок:
Тема опыта: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников» учитель начальных классов 1квалификационной категории Мосина Ольга Владимировна
1.1Условия возникновения, становления опыта.
« Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.»
Китайская пословица.
Современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям «ничейные» знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку - энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации у детей, невостребованности их творческих способностей. Отсюда - нежелание детей учиться, даже в младших классах. Если школа будет только транслировать ученикам имеющиеся достижения человечества, то кто же и как научиться создавать новые? Как общество сможет подготовить людей к решению своих проблем? Ведь реализовать потенциал можно лишь в собственной деятельности, в соответствии с его целями. Даёт ли такую возможность своим ученикам и педагогам современная школа? Долгое время школа стояла на принципах традиционного обучения и рассматривала ученика как объект обучения. Но с введением новых стандартов радикально изменилась позиция ученика.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Уже в начальной школе встречаю таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в процессе наблюдений, опытов, экспериментов.
1.2. Актуальность опыта. Прочитав высказывание Александра Ильича Савенкова о том, что стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже по природе своей исследователи и самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий, у меня возникли вопросы: “Могут ли мои ученики делать то, что часто с большим трудом делают ученики старших классов?” и «Исследовательская работа предназначена только для одаренных детей или любой ученик может стать исследователем». Сначала мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, казалась сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только началась реальная исследовательская работа с детьми.
За девиз взяла слова А.Н.Колмогорова «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».
Поэтому главной идеей своего опыта считаю выведение школьников на дорогу поиска, на раскрытие творческих способностей учащихся, формирование УУД применяя формы организации урока, ориентированные на младшего школьника.
Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Эти слова теперь звучат как мое педагогическое кредо.
1.3Диапазон опыта. Исследования проводила со всем классом и индивидуально в процессе основных учебных занятий, на занятиях кружка или во внеклассной работе. Тема исследования младшего школьника должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как в силу возрастных особенностей способность долго концентрировать внимание на одном объекте у учащихся начальной школы ограничена.
1.4.Длительность работы над опытом.
I этап. 2009-2010 г Теоретический.
1. Изучение литературы.
2. Пробные исследования, анализ результатов
Изучив научную и методическую литературу по этой проблеме, в которой в основном освещалась работа с учениками старших классов, я решила применить это на своей практике при работе с обучающимися начальных классов.
II этап. 2010-2013г Теоретико-практический
- Внедрение в практику проектно-исследовательской деятельности во внеурочной время
- Изучение теоретического материала по организации проектно-исследовательской деятельности на уроках
- Организация пробных исследований на уроках, анализ результатов
III этап 2013-2015 Практический
- Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время
2. Описание технологии опыта
2.1.Цели и задачи работы
Основная цель: включение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- Углубление своих знаний о проектно-исследовательской деятельности.
- Организовать работу с классом в урочное время с привлечением занятий внеурочной деятельности по данной теме.
- Развивать творческие способности обучающихся, исследовательские навыки.
- Воспитывать активность, интерес к проектно-исследовательской деятельности.
- Формировать опыт сотрудничества.
- Воспитывать коммуникативные качества.
2.2 Значимые теоретические сведения
Чем исследовательская деятельность отличается от проектной?
Начнём с понятия проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность.
Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.
Основные этапы
Основными этапами проектной деятельности являются:
- Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
- Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
- Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
- Подготовка и защита презентации;
- Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Этапы научного исследования:
- Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
- Постановка цели и конкретных задач исследования.
- Определение объекта и предмета исследования.
- Выбор метода (методики) проведения исследования.
- Описание процесса исследования.
- Обсуждение результатов исследования.
- Формулирование выводов и оценка полученных результатов
Темы проектно-исследовательской деятельности выбираю в зависимости от интересов детей. Это может быть фантастическая и экспериментальная, изобретательская и теоретическая.
В настоящее время проектно-исследовательская классифицируются:
- по составу участников;
- по целевой установке;
- по тематике;
- по срокам реализации.
По количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному:
- индивидуальное или микрогрупповое (2-5 участников)
- коллективная исследовательская эвристическая деятельность всех учащихся.
В практике используются следующие виды самостоятельных работ учащихся : доклады, рефераты, учебные исследования и проекты.
Доклад – устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определённой темой, дать общую информацию, возможно, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательства.
Реферат – сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов.
Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности: проведение каких-то опытов, собственные наблюдения, выводы.
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создаётся проектный продукт.
Таким образом, рассматривая исследование и проектирование с точки зрения продукта деятельности, можно констатировать, что проект предполагает какой-либо конечный ощутимый продукт (изделие, модель, информационный справочник), а в исследовании таковой продукт совсем необязателен.
2.3.Организация проектно-исследовательской деятельности
Свою работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности я начала со знакомства с результатами проведения диагностики по изучению интересов и склонностей моих первоклашек. На основе полученных данных создался образ класса и была спланирована дальнейшая работа. Хотелось бы отметить, что дальнейшую деятельность нужно строить в сотрудничестве с родителями. Отдельно на каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты деятельности.
В 2009-2010 учебном году изучила теоретический материал по вопросу «Работа с одаренными и способными детьми в начальной школе», где основнойе внимание уделила методам и приемам индивидуальной работы по развитию способностей учащихся. Приложение 2.1
В 2010-2012уч.году взяла тему по самообразованию «Активные методы и приемы познавательной деятельности младших школьников». При изучении этой темы я апробировала на своих уроках методы активизации младшего школьника и вовлечение его в проектную деятельность,составила для себя картотеку таких приемов Приложение 2.2
Во 2 классе провела урок по теме «Люблю природу русскую. Весна».На этом занятии мои второклассники создали коллективный проект «Книжка-малышка» со стихами собственного сочинения в стиле «Буриме».
Приложение 2.3
В 3 классе на уроке литературного чтения по теме «Обобщение по разделу «Собирай по ягодке-наберешь кузовок» использовала задания для развития творческих способной при работе с жанрами Устного народного творчества. Учащиеся не только анализировали готовые пословицы, но пробовали создавать свои. Приложение 2.4
В 2012-2013 учебном году я работа ла по теме по самообразованию «Проблемное изучение материала на уроках окружающего мира.
В течении года я изучила теоретический материал по данной проблеме. Разработала и провела несколько уроков: «Температура и термометр. Практическая работа «Знакомство с устройством термометра», «Экология и экономика», «Для чего нужна экономика» Приложение 2.5
Тема по самообразованию «Исследовательская деятельность учащихся начальных классов на уроках окружающего мира» стала логическим продолжение предыдущей темы. Мои третьеклассники уже освоившие методы изучения окружающего мира и работу с различными источниками информации с интересом проводили исследования по теме «Перепела. Содержание, кормление, разведение», «Условия проращивания лука»
Приложение 2.6
В 2013-2014 уч.году я продолжила развивать у своих учащихся исследовательские умения и навыки: на уроках математики Приложение 2.7
на уроках технологии Приложение 2.8
на уроках «Я-исследователь» Приложение 2.9
За годы работы по теме «Проектно-исследовательская деятельность младшего школьника» сформировалась моя позиция как учителя:
1 .Обеспечить формирование предпосылок готовности школьников к успешной проектной деятельности (соответствующих знаний, умений, навыков элементарной исследовательской деятельности)
2. Осознать свои новые роли – консультанта, помощника, а не «проводника» готовых знаний для формального их запоминания учениками.
3. Создать условия, обеспечивающие возможность доступа учащихся к различным средствам и источникам информации
Не секрет, что далеко не все дети класса стремятся , имеют возможности и способности к такой серьёзной длительной работе. Чтобы такие ученики не остались в стороне от данной деятельности, я привлекаю их внимание к наиболее интересным проектно- исследовательским работам одноклассников и включаю их в работу над проблемой на отдельных этапах выполнения проекта.
На помощь приходит внеурочная деятельность.
Мною регулярно проводятся заседания кружка «Я-исследователь», клуба
« Почемучка .»Занятия в клубе строятся на тех же принципах, что и проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках. Но свобода выбора темы для занятия учеником значительно расширяется. Каждый из них может попробовать свои силы и в исследовании проблемы, и в создании собственного поэтического произведения, и в оформительской деятельности и т.д. Для того, что научить исследовать тему с разных сторон, я иногда предлагаю своим почемучкам на выбор одну из предложенных тем. Например: «Кошки.», «Космос.», « Жилище человека»
Каждый из « почемучек» готовит работу по данной теме . Затем защищает её на заседании клуба. Дети обмениваются мнениями, отмечают , понравившиеся им моменты, применяют опыт коллег «исследователей». Обязательно детские работы демонстрируются на выставках как в классе, так и в школе, а также в форме презентаций среди одноклассников и учащихся параллельных классов во время классных часов, внеурочных занятий по предмету и т.д. . Приложение 2.10
Ведь каждый ребёнок должен испытывать удовольствие от своего труда и успешность .
Количество участников заседания клуба « Почемучек» неуклонно растёт, что подтверждает интерес детей к данному виду деятельности.
Результативность опыта
Начиная работу по проблеме «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников», я ставила перед собой следующие цели:
1)Выявление детской одарённости.
2)Раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к ведению научно-поисковой деятельности и подготовка к самостоятельной исследовательской работе.
3)Развитие способности к созидательной деятельности.
4)Воспитание толерантности, терпимости к чужому мнению, умения вести диалог.
Планомерную работу вела на протяжении 5 лет. Результаты показали успешность применяемых мною методов работы. Изменяется роль ученика: из пассивного, созерцающего существа, который не владеет деятельностью, ведущей для этого этапа жизни, он превращается в самостоятельную, критически мыслящую личность. Проектная деятельность помогает ребёнку в саморазвитии и самореализации, активизирует познавательную и творческую активность, формирует положительные личностные качества.
Мои ученики активные участники различных творческих конкурсов, олимпиад,. Среди них призёры районных научно-практических конференций: Васильева Алина, Русакова Катя ( 2014г 1 место), участники школьных научно-практических конференций : 2013г Перегримов Костя, Васильева Алина; 2014 г Панкратова Эвелина, Перегримов Женя, ВасильеваАлина, Русакова Катя
Исходя из выше сказанного, я делаю вывод, что методы работы , которые я применяю на уроках и во внеурочной деятельности раскрепощают ребёнка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.
Я ставлю перед собой цель и в дальнейшем продолжить работу в этом направлении
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение2.1
Приложение2.2
Приложение2.3
Приложение2.4
Приложение2.5
Приложение2.6
Приложение2.7
Приложение2.8
Приложение2.9
Приложение2.10
Практическая часть и результаты работы.
(см. Презентацию)
- Вам необходимо организовать проектно-исследовательскую деятельность с обучающимися если Вы хотите:
- повысить мотивацию школьников к учению;
- расширить свой творческий потенциал;
- способствовать развитию личности ученика: его интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты;
- создать условия, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия;
- способствовать приобретению опыта школьниками при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни;
- наладить диалог с каждым учеником без традиционного учительского давления;
- получать удовольствие от своей профессиональной деятельности.
Список литературы:
- Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
- Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999, — 224 с.
- Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55
- Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45
- Проект «Гражданин» — способ социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000.
- Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998
- «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Изд. 4 раза в год. Подписной индекс — 81415.
- Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.
Библиографический список
Бокарева Г., Кикоть Е. Исследовательская готовность как цель процесса развития учащихся // Alma-mater. — 2002. — № 6. — С. 52–54.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе.-М.,2000. -120с.
- Головизнина Н. Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности // Дополнительное образование. — 2002. — № 8. — С. 6–11.
- Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
- Савенков А. И. Учебное исследование в начальной школе // Начальная школа. — 2000. — № 12. — С. 101–108.
- Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Логос, 1999. — 272 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.2. Актуальность опыта. Стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже по природе своей исследователи и самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Александр Ильич Савенков Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Эти слова теперь звучат как мое педагогическое кредо
1.4.Длительность работы над опытом. I этап. 2009-2010 г Теоретический. 1. Изучение литературы. 2. Пробные исследования, анализ результатов II этап. 2010-2013г Теоретико-практический Внедрение в практику проектно-исследовательской деятельности во внеурочной время Изучение теоретического материала по организации проектно-исследовательской деятельности на уроках Организация пробных исследований на уроках, анализ результатов III этап 2013 -2015 Практический Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время
2.1.Цели и задачи работы Основная цель : включение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность. Задачи: Углубление своих знаний о проектно-исследовательской деятельности. Организовать работу с классом в урочное время с привлечением занятий внеурочной деятельности по данной теме. Развивать творческие способности обучающихся, исследовательские навыки. Воспитывать активность, интерес к проектно-исследовательской деятельности. Формировать опыт сотрудничества. Воспитывать коммуникативные качества.
2.2 Значимые теоретические сведения Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся. Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов. Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Основные этапы Основными этапами проектной деятельности являются: Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта; Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей; Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений; Подготовка и защита презентации; Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта. Этапы научного исследования: Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы. Постановка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Выбор метода (методики) проведения исследования. Описание процесса исследования. Обсуждение результатов исследования. Формулирование выводов и оценка полученных результатов
2.3.Организация проектно-исследовательской деятельности В 2009-2010 учебном году изучила теоретический материал по вопросу «Работа с одаренными и способными детьми в начальной школе В 2010-2012уч.году взяла тему по самообразованию «Активные методы и приемы познавательной деятельности младших школьников». 2 класс урок литературного чтения«Люблю природу русскую. Весна ». коллективный проект «Книжка-малышка» 3 класс урок литературного чтения « Обобщение по разделу «Собирай по ягодке-наберешь кузовок» Сочинение пословиц В 2012-2013 учебном году я работа ла по теме по самообразованию «Проблемное изучение материала на уроках окружающего мира. Уроки окружающего мира «Температура и термометр. Практическая работа «Знакомство с устройством термометра», «Экология и экономика», «Для чего нужна экономика Тема по самообразованию «Исследовательская деятельность учащихся начальных классов на уроках окружающего мира» Исследования по теме «Перепела. Содержание, кормление, разведение», «Условия проращивания лука» В 2013-2014 уч.году уроки математики , технологии , « Я-исследователь»
Выводы: Проектно-исследовательская деятельность помогает ребёнку в саморазвитии и самореализации , активизирует познавательную и творческую активность , формирует положительные личностные качества. Результаты работы: Всероссийский экологический форум «Зеленая планета» 2013 г Перегримов Костя (участие) Районная научно-практическая конференция: 2013 г Мехнина Лиза (2 место) Васильева Алина, Перегримов Костя (участие) 2014г Васильева Алина, Русакова Катя (1 место ), Конкурс творческих проектов «Хотим все знать » 2014г Коллективный проект «Мы за ЗОЖ» диплом 1 степени Школьная научно-практическая конференция 2013г Перегримов Костя, Васильева Алина ; 2014 г Панкратова Эвелина, Перегримов Женя, ВасильеваАлина , Русакова Катя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта " Этапы исследовательской деятельности младших школьников."
Я обобщила (очень кратко) свой опыт работы по данной актуальной теме.Он с интересом был заслушан на семинарах учителей начальных классов....
Обобщение опыта работы по теме: "Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального развития"
В презентации обобщён опыт работы учителя начальных классов по теме: " Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития"...
Обобщение опыта в развитии творческого потенциала в проектной деятельности младшего школьника
из опыта работы...
Обобщение опыта работы "Формирование и развитие речевой деятельности младших школьников"
В конспекте представлены способы работы над связной речью младших школьников, осписаны эффективные методы, приемы и формы работы учителя на уроках русского языка и речевого развития....
Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность младших школьников"
Обобщение по теме самообразования...
Обобщение опыта по теме: « Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе»
В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, метод...