Программа профессионального самообразования.
материал

Содержание программы

 1. Тема самообразования.

2. Цель изучения и задачи.

3. Концепция программы.

4. Анализ ресурсов.

5. Место в педсистеме.

6. Индивидуальный план работы над темой.

7. Ожидаемый результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya_shaydullinoy_v.i._.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан





Программа

профессионального самообразования

 учителя  первой квалификационной категории

Шайдуллиной Венеры Исмагиловны

 на 2019-2023 г.г.








Содержание программы

1. Тема самообразования.

2. Цель изучения и задачи.

3. Концепция программы.

4. Анализ ресурсов.

5. Место в педсистеме.

6. Индивидуальный план работы над темой.

7. Ожидаемый результат.

  1. Тема самообразования:

«Применение групповой и парной работы для развития мотивации познавательной учебной деятельности младших школьников как фактор повышения профессиональной компетентности педагога»

Сроки реализации: 2019-2023 г.г.

  1. Цель изучения:

Обобщить опыт по внедрению групповой работы и работы в парах в учебный процесс, показать эффективность её использования для развития мотивации учащихся.

Задачи:

1.  Раскрыть особенности групповой работы;

2.  Показать возможную методику организации уроков с использованием коммуникативных технологий;

3.  Определить, какое место коммуникативные технологии занимают в учебно-воспитательном процессе при формировании у учащихся УУД.

  1. Концепция программы.

В современном обществе, в условиях перестройки всех его звеньев, особенно образования, поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, рациональных вариантов содержания обучения и его структуры является объективной потребностью. Одной из центральных проблем современной школы можно назвать формирование учебной мотивации учащихся. Актуальность её изучения обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая проходит более успешно, если у обучаемых сформировано положительное отношение к ней, есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, чувство долга, ответственности и другие мотивы учения.

«Умение учиться – это новообразование, которое, в первую  очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества». Г.А.Цукерман 

В последнее время отмечается низкий уровень коммуникативной компетентности детей. В связи с этим новая система образования в условиях ФГОС ставит задачу: воспитание умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему. Все проблемы в развитии коммуникативных способностей ребёнка ярко свидетельствуют о необходимости обучению детей работе в группе. 

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Применяя групповую работу и работу в парах, я заметила, что происходит активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Следовательно, повышается его познавательная мотивация и интерес к учёбе: активизируется познавательная деятельность; развиваются навыки самостоятельной учебной деятельности; развивается умение успешного общения; совершенствуются межличностные отношения в классе .


   Девиз моей педагогической деятельности:

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» И.Г. Песталоцци.

  1. Анализ ресурсов.

  1. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников – М.,1977
  2. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности. В кн: Избранные труды. М.,1995
  3. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности//Психологическая наука и образование, 1996
  4. Танцоров С. Групповая работа в развивающем образовании. Педагогический центр “Эксперимент”, Рига, 1997.
  5. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования / Под редакцией Е.Д. Божович. М.: ПЕР СЭ, 2005
  6. Н.Г. Малкова, Г.Б. Пичурина – О развитии доминантных подструктур мышления пространственного мышления учащихся в процессе обучения /Педагогическое обозрение, научно-методический и информационный журнал, 2005, № 4
  7. Кудряшова, Т.Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т.Г. Кудряшова, О.В. Чиханова // Начальная школа плюс До и После. – 2007. – № 3.
  8. Кузнецова, И.В. Почему нужно работать в группах? / И.В. Кузнецова // Начальная школа плюс До и После. – 2002. – № 11.
  9. Савушкина, Т.П. Аспекты группового обучения младших школьников / Т.П. Савуш кина // Завуч начальной школы. – 2008. – № 4.
  10. Танцоров, С. Групповая работа в развивающем обучении / С. Танцоров. – Рига, 1997. 6. Цукерман, Г.А. Зачем детям учиться вместе? / Г.А. Цукерман. – М. : Просвещение, 1985.

5. Место в педсистеме.

Деятельность учителя на уроке состоит в отборе и применении форм, соответствующих реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса. Одной из таких форм является парная и групповая работа, которая позволяет улучшить успеваемость, раскрыть систему отношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе. Правильно выстроенная система работы в группах позволяет повысить познавательный интерес учащихся, значит развивать и положительную мотивацию к учению. Задача учителя состоит в том, чтобы используя знания новых педтехнологий, найти им место в своей системе работы. Находить оптимальные способы применения для повышения качества работы и качества обучения.

6. Индивидуальный план работы над темой.

Образовательная задача

Сроки

Действия

Где будет заслушиваться

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

2019-2020 учебный год

1. Выявление затруднений учащихся при изучении русского языка и математики  через анкетирование учащихся;

2. Анализ полученных результатов;

3. Поиск необходимой информации по проблеме через изучение СМИ, ресурсов Интернет

На заседании школьного МО учителей начальных классов

ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов.

2020-2021 учебный год

1. Сформулировать цель и задачи, позволяющие ее реализовать;

2. Изучение НПБ, не противоречащей Закону «Об образовании», проведение уроков с использованием данной технологии, анализ уровня активности учащихся на них и их эффективности, планирование индивидуальной работы над темой самообразования (в том числе определение сферы уместности проведения уроков с применением коммуникативных технологий);

3. Определение конечных результатов от применения коммуникативных технологий на уроках русского языка и математики.

Итоговое заседание МО учителей-предметников (май)

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы.

2021-2022 учебный год

1. Использование на уроках русского языка и математики коммуникативных  технологий  (работа в парах и групповая)  при изучении новых тем, закреплений и повторений.

2. Пополнение своей методической копилки.

3. Анализ качества и успеваемости учащихся по предметам, анкетирование учащихся.

4. Корректировка использования групповой работы.

Мастер-классы на уровне ОУ, района

ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов.

2022-2023 учебный год

1. Сбор аналитических данных по итогам обучения за 5 лет (успеваемость, качество, удовлетворенность учебными дисциплинами и т. д.), соотношение планируемых и достигнутых результатов, выявление причин несоответствия (если таковы будут).

2. Обобщение опыта работы по данной методической теме через работу школьного сайта, пополнение его наработанными материалами, публикации разработок уроков в сети Интернет.

Итоговое заседание МО учителей начальных классов, выступление на городском МО учителей начальных классов

6. Ожидаемый результат.

В результате применения  коммуникативной  технологии на уроках русского языка и математики станет возможным:

- повышение познавательной мотивации учащихся (%);

- увеличение качества обучения учащихся (%);

- повышение эффективности формирования компонентов учебной деятельности (%);

- успешность решения учебных задач(%);

- повысится  уровень развития межличностных отношений(%).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

План по самообразованию

Как спланировать работу по самообразованию...

Отчет о работе по теме самообразования. Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»

Отчет  о работе по теме самообразования.Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»...

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...

ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»

Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...

Сообщение на педагогическом совете от 26.03.2015 г. «Проектирование профессионального самообразования педагога» на тему: «Продуктивность процесса самообразования» (практические рекомендации)

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт...