ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (из опыта работы)
консультация
Аннотация к материалу: развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических возможностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ольга Николаевна Миргалиева;
учитель начальных классов;
КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа»;
Нижневартовск.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
(из опыта работы)
Аннотация к материалу: развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических возможностей.
Ключевые слова: обучение и воспитание детей с ОВЗ, образовательная инклюзия, безбарьерная среда, специальные учебные принадлежности, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Одной из приоритетных целей социальной политики России является модернизация образования в направлении повышения его качества и доступности для всех категорий граждан. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — детей с ОВЗ) направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая может рассматриваться как средство социальной реабилитации не только самого ребенка, но и его семьи. Кроме того, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических возможностей. [2]
Я работаю в инклюзивном классе. Особенность такого класса состоит в том, что каждый учащийся является неповторимой и уникальной личностью со своими интересами, способностями и потребностями, требующей индивидуального подхода в процессе обучения. С детьми работают педагоги, психологи, логопеды, дефектологи, медицинские работники, тьюторы, ассистенты. Специалисты создают условия для включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс и социальную среду.
Рис.1 Структура работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.
В классе обучается дети с различными нозологиями, из них пять человек по программе 6.1. Это абсолютно разные дети с разными физическими потребностями, возможностями, умениями. У одной ученицы плохо работает рука, а также она «левша», двое детей передвигаются с небольшой поддержкой, один ученик только с поддержкой, одна девочка передвигается в инвалидном кресле.
Принимая таких детей в школу, в класс, мы очень переживали, а у родителей был страх – получиться, смогут ли дети учиться, не будет ли негативная реакция со стороны сверстников и миллион разных сомнений, вопросов, переживаний.
Мы учили родителей, а они нас. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это особенные дети, у них ранимая психика, переменчивое настроение, они чаще обычных детей подвержены депрессиям. Точно такие же и родители у этих ребят.
Семьи, воспитывающие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее — с НОДА), делятся на следующие категории:
- семьи, которые в течение определенного времени могут принять ситуацию ребенка с НОДА и адекватно оценивать его возможности;
- семьи, которые принимая ситуацию ребенка с НОДА, занижают его возможности, лишают его самостоятельности, не позволяют развиваться, неправильно воспитывают;
- семьи, которые, не готовы принять и не принимают ситуацию ребенка с НОДА, завышают его возможности, излишне требуют, не развивают его с учетом диагноза и положения, формируют нереальные планы на будущее. [1]
Прежде, чем начать работать с этими детьми, проводились встречи, консультации с родителями, учитывались их мнения и интересы. Но самое важное – это наладить взаимоотношения с родителями, стать их лучшими друзьями, заручиться поддержкой и взаимопомощью.
Необходимо было решить вопрос с доставкой на занятия, подбиралась ученическая мебель, выбирались подходящие канцелярские принадлежности, учебники; разрабатывались удобные маршруты передвижения по школе к специалистам, в музыкальный зал, в спортивные залы; составлялись адаптированные рабочие программы; подбирались подходящие кружки и секции по интересам и многое другое.
Троим учащимся были предоставлены специальные парты, имеющие бортики, а также ортопедические стулья. В третьем классе ученики пересели за обычные ученические парты. Этому способствовали занятия лечебной физкультурой для укрепления мышечного корсета.
Нередко у детей с детским церебральным параличом отмечаются нарушения координации движения: они ходят на широко расставленных ногах, походка их крайне неустойчива, а при испуге или волнении могут упасть. В классе имеются ходунки, инвалидное кресло, которые использовались для передвижения по коридорам школы. Постепенно мы отказались от этого оборудования, так как ребята могут передвигаться с опорой на поручни или самостоятельно. Рядом с нашими детьми всегда находиться тьютор или ассистент. Вместе с родителями и ассистентами, дети учились подниматься по лестницам, играть с детьми на игровой площадке, ходить в столовую, не используя кресло.
Родители укрепляют здоровье детей: водят на плаванье, гимнастику, в школе посещают галокамеру, физиокабинет, массаж. Дети редко, но всё же болеют. И каждое заболевание сказывается на двигательной активности – в этот момент, пусть ненадолго, но приходиться пользовать ходунками или креслом.
Прежде, чем что-то поменять или применить в работе с детьми, мы обсуждаем и согласовываем с родителями.
Учащиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата посещают занятия психолога, дефектолога, логопеда, ходят на адаптивную физкультуру. Одна девочка, по заявлению мамы, занимается обычной физкультурой, но учитель для нее, составил специальную адаптивную программу занятий.
У детей с церебральным параличом навыки самообслуживания чаще всего недостаточно сформированы, предметно-практическая деятельность крайне ограничена, и они практически не готовы к овладению навыками рисования, письма. В начале обучения ученики с помощью тьютора и ассистента осваивали метод «рука в руке». Затем перешли к самостоятельному письму. Для обучения мы с родителями подобрали специальные учебные принадлежности – у кого-то ручки с насадками для письма, а у кого-то специальные ручки.
Чтобы дети не чувствовали себя ущемленными, а у них параллельно ещё ослабленное зрение, мы увеличивали страницы прописей. Затем увеличили размер страниц тетрадей для русского языка и математики, чтобы при работе совпадало количество строчек и клеток.
Сегодня, в 3-ем классе, ребята работают в обычных тетрадях. Четверо ребят пишут самостоятельно, но один ученик до сих пор пишет с поддержкой. Это связано с его состоянием здоровья, но он научился хорошо обводить, записывать небольшие слова и цифры самостоятельно, а в первом классе он не мог держать ручку и не ориентировался в строке. Также вместе с мамой мы научили этого мальчика печатать на ноутбуке. Ноутбук используем при написании самостоятельных и проверочных работ, при письме диктантов, сообщений. Такую работу ученик выполняет самостоятельно, успевая за темпом класса. Здесь большую помощь оказала мама, которая придерживается рекомендаций школьных специалистов, занимается с сыном дома рисованием, а также учит играть на гитаре.
Помимо учебных занятий, дети посещают школьные кружки: шахматы, экология, ритмика, вокал. При поддержке родителей, ребята стали участниками и победителями различных школьных, городских и окружных конкурсов.
Благодаря родителям, наши дети имеют возможность посещать театры и музеи вместе с другими учениками класса без ограничений. Они организовывают экскурсии, выставки, мастер-классы, спортивные встречи «Папа, мама, я – спортивная семья». Традиционными стали в классе семейные вечера перед школьными каникулами «Сладкоежка». Также в школе для семей, воспитывающих детей ОВЗ, ежегодно проводится Большой семейный фестиваль. Цель проведения Фестиваля - развитие и сохранение семейных традиций, повышение статуса семьи в обществе, укрепление института семьи, поддержка и развитие традиций семейного творчества, укрепление детско-родительских отношений на основе общности интересов и увлечений.
В заключении.
Отношения в коллективе между детьми очень дружеские, никогда не звучало слово «инвалид», ребята помогают друг другу, поддерживают. Таких отношений удалось достичь благодаря помощи родителей. Дети учатся, отдыхают, трудятся на равных – не выделяя и не ущемляя интересы и возможности друг друга.
Как бы хорошо мы ни организовали безбарьерную среду в школе, как бы грамотно ни построили процесс обучения – без помощи родителей, без их поддержки нельзя добиться каких-либо результатов и достижений. Позитивные отношения с родителями, поддержка, бесконфликтное взаимодействие с семьей, положительно сказывается на развитии и формировании ребенка.
Терпение, организованность и выдержка родителей и педагогов – главные условия воспитания и обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Ещё В.А. Сухомлинский сказал: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.» [3]
Литература:
1. Повышение функциональной дееспособности семей, воспитывающих ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Н.П. Болотова. — М.: МггЭу, 2018. — 24 с.
2. Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 года / - утв. Минпросвещения России 30.12.2022
3. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский –– К.: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Инклюзивное образование: стратегии успешного включения в образовательный процесс уч-ся с нарушениями опорно – двигательного аппарата (из опыта работы)»
Теоретические основы инклюзивного образования, пути его развития в конкретно взятом образовательном учреждении....
для учащихся с нарушением зрения, с учетом индивидуальных особенностей и психофизических возможностей детей, имеющих нарушение опорно- двигательного аппарата ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Вариант 3.2.
Адаптированная образовательная программа ориентирована на получение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с использованием специальных методов обучения и воспитания, направлен...
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей детей с нарушениями опорно двигательного аппарата ( вариант
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей ...
Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата....
Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Психолого-педагогические особенности детей с нарушениямиопорно-двигательного аппарата...
Работа по сенсомоторному развитию детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Сенсорное воспитание — это воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия ребенком окружающей действительности. Оно служит основой познания мира, первой ступенью которого являе...
Использование информационных педагогических технологий в системе комплексного подхода обучения детей с ОВЗ как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Использование информационных педагогических технологий в системе комплексного подхода обучения детей с ОВЗ как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями ...