РП кружка внеурочной деятельности "Я - исследователь", 1 класс
рабочая программа (1 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности 

«Юный исследователь» для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РП - Юный исследователь, 1 класс54.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Бендерская средняя общеобразовательная школа №2»

РАССМОТРЕНО  на  заседании

МО учителей  начальных  классов

Пр. № __ от «__» ________ 2023 г.

Руководитель ________ М.В. Кара

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________ Э.В. Смородинова «___» _______________ 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «БСОШ №2»

___________  Н.Н. Киливник

«___» ______________ 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

развития личности «Юный исследователь» 

для 1-В класса на 2022/2023 учебный год

Составитель программы:

Сандул Алексей Петрович

Педагогический стаж – 1 год

Квалификационная категория – нет

Бендеры

2023


СОДЕРЖАНИЕ:

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка ………………………………………………………...

3

1.2.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности ……………………

4

1.3.

Место курса внеурочной деятельности в учебном плане ……………………

5

1.4.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

курса внеурочной деятельности ……………………………………………….

5

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Содержание курса внеурочной деятельности ………………………………...

7

2.2.

Календарно-тематическое планирование …………………………………….

9

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса ……………………………………………………

11

Приложения …………………………………………………………………………...

12

 


1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности «Математическая логика» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  •  Закона Приднестровской Молдавской Республики «Об образовании» №294-3-III от 27.06.2003 г.;
  •  Концепции Государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  •  Государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МП ПМР №966 от 11.07.2013 г.);
  •  Базисного учебно-развивающего плана ГОС НОО ПМР (приказ МП ПМР №966 от 11.07.2013 г.);
  •  СанПиН МЗиСЗ Приднестровской Молдавской Республики №03-2005 «Гигиенические требования к условиям обучения в организациях общего образования»;
  •  Основной образовательной программы МОУ «Бендерская средняя общеобразовательная школа №2» (приказ №144 от 28.08.2023 г.).

Рабочая программа составлена в соответствии с:

  •   Учебным планом МОУ «Бендерская средняя общеобразовательная школа №2», рассмотренным на педагогическом совете от 28.08.2023 г. и утверждённым МУ «Управление народного образования г. Бендеры» (приказ №475 от 29.08.2023 г.).
  •   Примерной программой внеурочной деятельности общекультурного направления развития личности «Юный исследователь» (для учащихся начальной школы). – Т.: ПГИРО, 2016 г. (утверждена решением Совета по образованию от 30 апреля 2015 г., приказ МП от 19 мая 2015 г. № 493)

Данная программа предполагает формирование знаний и умений, необходимых для организации проектной и исследовательской деятельности, которые в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старшей школе, колледжах, техникумах, вузах и т.д.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться самостоятельно, добывать и систематизировать новые знания.

Методологической основой программы является программа курса «Я – исследователь» (1–4 классы) А.И. Савенкова.

Цель программы: развитие творческого потенциала личности учащихся и формирование у них исследовательской грамотности на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.

Задачи программы:

– научить основам проектно-исследовательской деятельности;

– научить детей видеть проблему, анализировать результаты, планировать работу;

– научить ставить цели, определять задачи, составлять план своей деятельности;

– обучить особенностям работы с информацией, основными методами получения и обработки информации, представлением результатов работы;

– развить познавательные и исследовательские способности;

– способствовать формированию прообраза проектной деятельности;

– сформировать и развить навыки самостоятельной работы по поиску и обработке информации;

– сформировать навыки сотрудничества, работы в группе, рационального использования рабочего времени;

– развить у детей коммуникативные умения и навыки;

– развивать умение вести диалог, координацию действий;

– воспитывать у детей целеустремленность, настойчивость, интерес к исследованию;

– воспитывать доброжелательное и чуткое отношение к людям;

– воспитывать у обучающихся терпение, волю, трудолюбие, самоорганизованность;

– содействовать формированию чувства коллективизма и взаимопомощи.

Формы проведения занятий:

– практические занятия;

– теоретические занятия;

– индивидуальная практическая деятельность;

– мини-конференции, защита проектов;

– экскурсии;

– выставки, презентации;

– диспуты и обсуждения.

Учащиеся, для которых составлена данная рабочая программа, успешно освоили программу дошкольного уровня образования, обладают необходимым объёмом знания и готовы приступить к обучению 1-ом классе.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

1.2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Основу образовательной деятельности обучающихся составляет поисково-проблемный метод, метод проектов и другие методы, способствующие развитию исследовательских умений обучающихся.

В ходе реализации программы в 1-ом классе обучающиеся приобретают систему небольших проектных заданий, ориентированных на получение результата предполагающих применение приобретенных в учебном процессе знаний.

Преимущество и особенность работы над проектами в рамках программы состоит в том, что ограниченный временными рамками урок плавно переходит во внеурочную деятельность и находит в ней свое продолжение прикладного характера, объединяя при этом практически все учебные предметы начального общего образования.

Тематика проектов выбирается в результате совместных действий педагога, учащегося и его родителей. Тема проекта может быть одна на всю учебную группу, но при этом пути реализации и конечный результат подгрупп или отдельных учащихся могут быть разными. Проектно-исследовательская деятельность учащихся должна быть социально и педагогически значимой.

Работу над проектами в первом классе следует рассматривать как подготовительную, а начинать работу над проектами целесообразно со второго класса.

Требования к ученическим исследованиям: Творческие задания должны быть:

– простыми по содержанию и прямо или косвенно связанными с учебной программой;

– доступными для понимания, учитывая возраст обучающихся;

– разнообразными по содержанию;

– интересными по замыслу и содержащими элементы занимательности;

– разными по форме проведения, взаимозаменяемыми, привлекательными для учащихся;

– исследовательские работы должны способствовать раскрытию физических основ явлений природы, воспитанию любви к труду, бережному отношению к природе, формированию элементарных навыков научного труда.

Формы контроля – участие в выставках, конференциях, конкурсах, презентациях, участие в разного рода массовых мероприятиях, в том числе и праздничных, встречах и других мероприятиях, где ребята могут представить конечный или промежуточный результат своей работы.

1.3. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане

Программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления развития личности «Юный исследователь» входит в вариативную часть учебного плана. На данный курс внеурочной деятельности дано 33 учебных часов (1 час в неделю).

1.4. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса внеурочной деятельности

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта и образовательным процессом.  

Личностные результаты:

– умение проявлять самостоятельность и творческую активность;

– умение выполнять задания точно, аккуратно, своевременно;

– умение соблюдать ТБ во время экскурсий и проведения опытов;

– умение правильно организовать рабочее место, место проведения опытов и экспериментов;

– умение сопереживать и прийти на помощь;

– умение проявить в деле волю, настойчивость, трудолюбие.

Метапредметные результаты:

1) Регулятивные УУД:

– умение определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

– умение работать по предложенному учителем плану;

– умение составить план действий;

– умение принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение и последствия.

2) Коммуникативные УУД:

– умение слушать и понимать речь других, фиксировать ключевые слова, взаимодействовать с окружающими людьми;

– умение организовать товарищей для совместного дела;

– умение искать и находить компромиссы;

– умение высказать и доказать свою точку зрения.

3) Познавательные УУД:

– умение анализировать под руководством учителя проведенные мероприятия;

– умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– умение делать выводы в результате самостоятельных наблюдений и выводов.

Предметные результаты:

– умение составить и защитить результаты работы;

– умение владеть основами проектно-исследовательской деятельности;

– умение получить, прочитать и обработать информацию.

Ожидаемые результаты:

– повышение уровня формирования общеучебных навыков;

– развитие речи и обогащение словаря;

– активный интерес обучающихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в процессе совместной творческой, исследовательской и практической деятельности;

– положительное влияние информации, выходящей за рамки предмета, на формирование духовно-нравственного потенциала личности ребёнка;

– формирование навыков исследовательской работы с книгой, в музее, на выставке, с интернет-средствами, в процессе наблюдения, общения и др. в целях получения новых знаний;

– приобретение коммуникативных навыков;

– развитие способности адекватной оценки и представления результатов своей работы в различной форме (доклад, рисунок, фотография, звуко-видеозапись и др.);

– активное участие родителей в школьной жизни ребёнка.


2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует требованиям основной образовательной программы начального общего образования.

Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание темы

Всего часов

Количество часов

теория

практика

I.

Общие сведения о проектно-исследовательской деятельности

9

2

7

1.1.

Введение. Понятие «исследование». Методы исследования

2

2

1.2.

Что такое эксперимент? Наблюдение и наблюдательность

2

2

1.3.

Что такое вопрос и как его задавать?

2

2

1.4.

Информация. Источники информации. Работа с книгой

3

3

2.

Формирование исследовательских навыков

24

2

22

2.1.

Сезонные наблюдения в природе

6

1

5

2.2.

Занимательная математика

4

1

3

2.3.

Устное народное творчество. Праздники

5

5

2.4.

Тренировочные занятия по особенностям проведения самостоятельных исследований

6

6

2.5.

Мини-конференция по итогам исследований

2

2

2.6.

Итоговое занятие

1

1

Итого:

33

4

29

        

Содержание программы первого года обучения (1 класс)

I. Общие сведения о проектно-исследовательской деятельности

1.1. Введение. Понятие «исследование». Методы исследования. Знакомство с понятием «исследование». Выявление круга интересов детей. Корректировка детских представлений об исследовании. Коллективное обсуждение вопросов о том, как человек использует свою способность исследовать окружающий мир. Как и где человек проводит исследования. Какие исследования называют научными исследованиями. Где применяют научные исследования. Научное открытие – что это такое? Методы исследования. Знакомство с основными методами исследования.

1.2. Что такое эксперимент? Наблюдение и наблюдательность. Понятие эксперимента. Мысленный эксперимент. Практические задания по проведению эксперимента с доступными объектами. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение особенностей наблюдения, его преимуществ и недостатков. Выполнение практических заданий на проверку и тренировку наблюдательности.

1.3. Что такое вопрос и как его задавать? Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задать вопрос. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

II. Формирование исследовательских навыков

2.1. Сезонные наблюдения в природе. Наблюдение за изменениями в природе. Сравнение погодных признаков и изменений в природе. Сбор информации о временах года из различных источников информации. Обработка информации. Выполнение практической работы по обработке информации и представление результатов. Проведение экскурсий-исследований (тематика экскурсий варьируется в зависимости от условий и возможностей организации образования). Выполнение практических работ по использованию полученной и обработанной информации.

2.2. Занимательная математика. Проведение исследований в области математики. Знакомство с цифрами, поиск информации об их использовании. Математические действия, зачем они нужны и какими бывают. Понятие о задачах. Виды задач. Анализ полученной информации о цифрах и их применении.

2.3. Устное народное творчество. Праздники. Поиск и представление информации о стихах, былинах, песнях, сказках. Проведение исследований о Приднестровье как стране, природе, людях, его населяющих. Изучение народных праздников и государственных праздников ПМР. Выполнение практической работы по анализу и обработке информации. Выполнение практических работ по изготовлению поделок к праздникам (по результатам проведенных исследований и применения их в практической деятельности).

2.4. Тренировочные занятия по особенностям проведения самостоятельных исследований. В ходе исследовательской деятельности детей (в процессе работы над п. 2.1; 2.2; 2.3 настоящей программы) учить видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы. Выполнение практических работ по классификации и структурированию материала. Изучение особенностей проведения эксперимента, исследования и наблюдения. Обучение умению делать выводы, объяснять, аргументировать, доказывать и защищать свои идеи. Таблицы и графики. Особенности их составления. Выполнение практических работ по темам: «Как составить доклад?», «Как сделать сообщение?».

2.5. Мини-конференция по итогам исследований. Представление результатов исследовательской деятельности группы или отдельных учащихся. Участие в работе мини-конференции предполагает задавать вопросы выступающим, высказывать свое мнение об услышанном.

2.6. Итоговое занятие. Творческий отчёт о работе членов кружка. Анализ результатов работы обучающихся за год. Постановка задач на следующий год. Поощрение обучающихся по результатам работы в течение учебного года.


2.2. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

2

3

4

I. Общие сведения о проектно-исследовательской деятельности

1.1. Введение. Понятие «исследование». Методы исследования

1

Введение. Понятие «исследование»

1

2

Методы исследования

1

1.2. Что такое эксперимент? Наблюдение и наблюдательность

3

Что такое эксперимент?

1

4

Наблюдение как метод исследования. Наблюдательность

1

1.3. Что такое вопрос и как его задавать?

5

Что такое вопрос? Виды вопросов

1

6

Как правильно задавать вопросы

1

1.4. Информация. Источники информации. Работа с книгой

7

Информация и способы её получения

1

8

Источники информации и их классификация

1

9

Работа с книгой с целью поиска и извлечения информации

1

II. Формирование исследовательских навыков

2.1. Сезонные наблюдения в природе

10

Наблюдение за изменениями в природе

1

11

Сравнение погодных признаков и изменений в природе

1

12

Сбор информации о временах года из различных источников информации

1

13

Обработка информации и представление результатов

1

14

Экскурсия-исследование

1

15

Использование полученной и обработанной информации

1

2.2. Занимательная математика

16

Проведение исследований в области математики. Знакомство с цифрами, поиск информации об их использовании

1

17

Математические действия, зачем они нужны и какими бывают

1

18

Понятие о задачах. Виды задач

1

19

Анализ полученной информации о цифрах и их применении

1

2.3. Устное народное творчество. Праздники

20

Поиск и представление информации о стихах, былинах, песнях, сказках

1

21

Проведение исследований о Приднестровье как стране, природе, людях, его населяющих

1

22

Изучение народных праздников и государственных праздников ПМР

1

23

Анализ и обработка информации

1

24

Выполнение практических работ по изготовлению поделок к праздникам

1

2.4. Тренировочные занятия по особенностям проведения

самостоятельных исследований

25

Выбор темы исследования. Составление плана

1

26

Изучение литературы по теме исследования. Сбор необходимой для исследования информации

1

27

Изучение литературы по теме исследования

1

28

Структурирование собранного материала в ходе изучения литературы, его оформление

1

29

Практическая часть исследования. Особенности проведения эксперимента, исследования и наблюдения

1

30

Оформление исследовательской работы. Выводы по работе

1

2.5. Мини-конференция по итогам исследований

31

Мини-конференция «Защита исследований учащихся»

1

32

Мини-конференция «Защита исследований учащихся»

1

2.6. Итоговое занятие

33

Итоговое занятие. Творческий отчёт о работе членов кружка

1


3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Библиографический список

1. Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6–7 лет. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010. – 32 с.

2. Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7–8 лет. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010. – 32 с.

3. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 6–7 лет. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010. – 32 с.

4. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7–8 лет. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010. – 32 с.

5. Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. 6–7 лет. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010. – 32 с.

6. Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. 7–8 лет. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010. – 32 с.

7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011. – 224 с.

8. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. – М.: Академия, 2005.

9. Брыкова Е. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников // Народное образование. – 2000. – № 9. – С. 188–191 .

10. Иванов Г. Готовим юных исследователей // Народное образование. – 1999. № 6. – С. 69–71.

11. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование. 1999. – № 10.

12. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе // Директор школы. – М.: «Сентябрь», 1998, № 7.

13. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников /Методический конструктор: Пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.


Приложение

ТЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ УЧАЩИХСЯ 1-ГО КЛАССА

Темы исследовательских работ и проектов общей тематики:

  • Искусство создания книги
  • Компьютерные игры – хорошо это или плохо?
  • Маленькая история о моей большой семье
  • Метеоцентр «Народные приметы» сообщает...
  • Мультфильмы: что это?
  • О чем рассказывают следы на снегу
  • Откуда хлеб на стол пришёл?
  • Сказка – ложь, да в ней намёк...
  • Праздники нашей семьи
  • Семейные традиции
  • Семейные реликвии

Темы исследовательских работ о природе:

  • А у нас ананас!
  • Вечнозелёная красавица леса
  • Жизнь леса
  • Портрет яблони
  • Почему в яблоке не прорастают семена?
  • Почему у елки колкие иголки?
  • Русская берёзка
  • Что мы знаем о древесной коре?
  • Я садовником родился
  • В гостях у белой кувшинки
  • Почему подсолнух называют цветком солнца?
  • Ягодная азбука
  • Мой чудо-цветок
  • О комнатных растениях
  • Удивительные кактусы
  • Что мы знаем о лимоне?

Темы исследовательских работ о животных:

  • Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
  • Зачем ежу яблоко?
  • Крокодиловы слезы
  • Кто живет у нас в лесу?
  • Кто такие ежи и что мы знаем об их жизни?
  • Кто такой слон?
  • Кто ты, собака?
  • Кулинарные пристрастия белочки
  • Любимое домашнее животное
  • Люблю тебя, мой друг мохнатый!
  • Любознательный зверёк — белка
  • Мои домашние питомцы
  • Мои четвероногие друзья
  • Необычные факты про обычного ежика
  • «Нора – это дом». Жилища животных
  • Потерянный мир динозавров
  • Почему вымерли динозавры?
  • У кого длиннее хвост?
  • Усы, лапы и хвост, или Что хочет сказать нам кошка?

Темы исследовательских проектов о грибах:

  • Грибное лукошко
  • О чём говорят нам названия грибов?
  • Плесень — это тоже гриб!
  • Ты, лисичка, рыжий гриб!
  • Удивительное царство грибов
  • Удивительная находка
  • Угадай-ка грибок!
  • Что за гриб на тонкой ножке?

Темы исследовательских работ о птицах:

  • Как зимует воробей
  • Мои пернатые друзья
  • На крыльях весну принесли...
  • О воробьях
  • Покормите птиц зимой!
  • Птицы – наши друзья
  • Чудо из яйца
  • Чье это гнездо?
  • Чьи гнезда лучше?

Темы проектных работ о земноводных:

  • Кто такие змеи?
  • Лягушка с душою царевны
  • Мир моей черепахи

Темы исследовательских работ о рыбах:

  • Аквариум и его обитатели
  • Аквариумные рыбки - какие они?
  • Ловись, рыбка, большая и маленькая…
  • Мы создали аквадом, веселятся рыбки в нём
  • Обитатели водоёмов
  • Обитатели пресных водоемов
  • Почему у камбалы глаза на одной стороне
  • Рыбы наших вод
  • Хищнее щуки рыбы нет...

Темы исследовательских работ о насекомых:

  • Кто такие пауки?
  • Маленький, да удаленький, или Как двигаются насекомые
  • Насекомые. Какие они?
  • Ох уж эти комары!
  • Ох уж эти шершни!
  • Порхающие цветы
  • Почему бабочки не живут в городе?
  • Пчела — друг человека
  • Разумны ли муравьи?
  • Сколько точек у божьей коровки?
  • Удивительный мир бабочек
  • Чудесное превращение гусеницы в бабочку

Темы исследовательских работ по географии:

  • Достопримечательности нашего города
  • Кто предскажет нам погоду?
  • От кого река бежит?
  • Откуда пришёл к нам чай?
  • Почему вода на Земле не иссякает
  • Семь чудес света
  • Семь чудес России

Темы исследовательских работ по экологии:

  • Бездомные животные – проблема каждого из нас
  • Живая вода
  • Живи, родник!
  • Как спасти нашу реку?
  • Какую воду мы пьём
  • Каким воздухом мы дышим
  • Как мультфильмы влияют на психику ребенка
  • Охранять природу - значит охранять мир
  • Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?
  • Экология моего поселка
  • Экология нашего водоёма
  • Экопродукты моего огорода

Темы исследовательских работ по физкультуре:

  • Если хочешь быть здоров
  • Здоровый образ жизни
  • Спортивная жизнь семьи
  • Что такое витамины?
  • Шоколад – вред или польза
  • Я – велосипедист

Темы исследовательских работ по русскому языку и литературе:

  • Маршрут доктора Айболита в сказке К.И. Чуковского «Айболит»
  • Несказочные размышления о сказке (анализ основных черт характера героев сказок о животных)
  • Пиноккио и Буратино
  • По тропинкам Басни

Темы исследовательских работ по математике:

  • Веселые задачки
  • Веселый математический поезд
  • Задачи в рисунках
  • Математические пословицы
  • Математические сказки
  • Математический калейдоскоп
  • «Раз, два, три, четыре, пять начинаем измерять»

Темы исследовательских работ по музыке:

  • Баю-баюшки-баю (колыбельные песни народов Приднестровья)
  • Видение музыки через рисунок
  • История одного инструмента
  • Музыкальные краски
  • Поговорим о маме музыкой
  • Сергей Прокофьев. Музыка для детей
  • Сказка в музыке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА кружка художественно-эстетического направления «Умелые руки»(внеурочная деятельность 1 класс)

Кружок – это центр детского творчества. В программе реализуются основные задачи, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Тру...

Расписание уроков и кружков внеурочной деятельности во 2 классе

Расписание основных уроков и кружков во 2 классе  на 2012-13 учебный год....

Внеурочная деятельность. 3 класс . Рабочая программа кружка "Умники и умницы"

Кружок "Умники и умницы". Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа поз...

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь» 1 класс

   Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государст...

Мастер-класс кружка внеурочной деятельности «Живой родник» РНС «Теремок» 1 класс Б 2018 год

Мастер-класс кружка внеурочной деятельности «Живой родник» РНС «Теремок» 1 класс Б 2018 год. Программа кружка внеурочной деятельности «Живой родник» создавалас...

Программа курса внеурочной деятельности "Исследователи космоса"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Исследователи Космоса» для учащихся первого года обучения разработана в соответствии с:Федеральным  государственным образовательным ст...