программа внеурочной деятельности "Исследователь"
рабочая программа
внеурочная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_issledovatel_.docx | 89.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «общенаучное» является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи программы:
- формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
- развитие психических процессов;
- развитие личности младшего школьника;
- воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» «Исследователь» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
Форма организации: Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах посёлка (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) внеурочная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс).
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
Универсальные учебные действия, формирующиеся в ходе реализации данной программы:
Личностные универсальные учебные действия:
- Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
- Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
- Смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.
- Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
- Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
- Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
- Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
- Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
- Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
- Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия - это:
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
- оиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации.
- Структурирование знаний;
- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
- Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
- Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка СМИ.
- Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая).
- Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия - это:
1.Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
2.Ссинтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
3. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
4.Подведение под понятие, выведение следствий.
5.Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.
6.Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
7.Доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы - это:
1.Формулирование проблемы.
2.Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
2.Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
3.Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
4.Управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий.
5.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Проектная деятельность в рамках внеурочной деятельности «Исследователь» организована по четырём направлениям: духовно-нравственное, художественно-эстетическое, здоровьесберегающее и экологическое воспитание.
1 класс.
Направление. | Тема. |
Духовно-нравственное | Моя малая Родина. Азбука вежливости. |
Художественно-эстетическое | Придумаем своего Смешарика. Наша ёлочка к празднику. |
Здоровьесберегающее | Витаминная страна. С улицей на вы. В гости к зубной фее. |
Экологическое | Многоликая зима. |
2 класс.
Направление. | Тема. |
Духовно-нравственное | Посмотри, как хорош посёлок тот, где ты живёшь! Школьный этикет. |
Художественно-эстетическое | Чудо-тесто. Что такое Новый год? По страницам любимых книг. |
Здоровьесберегающее | Путешествие в страну Светофорию. |
Экологическое | Что нам дарит море? Пусть город улыбнётся. |
3 класс.
Направление. | Тема. |
Духовно-нравственное | Символика нашего класса. История пряника. Игры и забавы русского народа. |
Художественно-эстетическое | Как стать сказочником? Денискины рассказы. Подарок для мамы. |
Здоровьесберегающее | Вредные и полезные привычки. |
Экологическое | Миллионы идей из ненужных вещей. Что мы знаем о вулканах? Почему вымерли динозавры? |
4 класс.
Направление. | Тема. |
Духовно-нравственное | Всем сердцем посёлок свой люблю! |
Художественно-эстетическое | Мода. Кукольная история. |
Здоровьесберегающее | Сладкое чудо – шоколад. |
Экологическое | Вода – наша жизнь |
Общеинтеллектуальное | Всё о космосе. Календарь. |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности.
1 класс.
Тема | Цели, задачи раздела | Планируемый результат | Кол-во часов | Дата |
1.Вводное занятие | Цель: сформировать интерес у учащихся к проектной деятельности Задачи:
| Учащиеся должны знать, что такое проект и научное исследование. Через ролевые игры формируется умение работать в группе. Знание информационных источников и умение ими пользоваться. | 1 | |
I Я – юный исследователь. | 3 | |||
2. Что такое исследование? | 1 | |||
3. Как задавать вопросы? | 1 | |||
4.От науки к творчеству. | 1 | |||
II Моя малая Родина. | Цель: формирование основ гражданской идентичности личности обучающегося в форме осознания «Я» как гражданина (посёлка) России. Задачи:
| Формирование основ гражданской идентичности личности обучающихся в форме осознания «Я» как гражданина посёлка (страны). Развитие чувства сопричастности и гордости за свой родной город; Обучающиеся научатся строить речевые высказывания в устной и письменной форме; Обучающиеся научатся учитывать разные мнения и интересы при работе в группе и обосновывать собственную позицию | 4 | |
5.Мой любимый посёлок | 1 | |||
6.Экскурсия по историческим местам Октябрьского. | 1 | |||
7.Рисуем свой посёлок. | 1 | |||
8.Моя малая Родина. Презентация проекта. | 1 | |||
III В гости к зубной фее. | Цель: формирование у обучающихся установки на здоровый образ жизни; Задачи:
| Формирование представления о значимости зубов как важной составной части организма человека. Осознание необходимости правильного ухода за зубами. Выработка навыка ухода за зубами. | 4 | |
9.В гостях у зубной феи. | 1 | |||
10.Друзья и враги зубов. Здоровое питание для зубов. | 1 | |||
11.Как правильно чистить зубы? | 1 | |||
12.Пусть будут крепкими зубы. Презентация проекта. | 1 | |||
IV Наша ёлочка к празднику. | Цель: привить уважение к традициям и обычаям разных народов на примере истории новогоднёй ёлки. Задачи:
| Формирование представления о новогодних традициях и обычаях разных народов. Уважение традиций русского народа. развитие творческих способностей учащихся. | 4 | |
13.Новогодние традиции разных стран. | 1 | |||
14-15.Ёлочка к празднику. Изготовление ёлочек из разных материалов. | 2 | |||
16.Ёлочка-иголочка. Презентация проекта. | 1 | |||
V Многоликая зима. | Цель: формирование экологического сознания и познавательных интересов, направленных на изучение природы (на примере зимнего времени года). Задачи:
| Формирование у учащихся знаний о временах года и их особенностях. Создание представления о зимнем времени года:
| 3 | |
17.Времена года. Зима. | 1 | |||
18.Экскурсия в зимний парк. | 1 | |||
19.Многоликая зима. Презентация проекта. | 1 | |||
VI С улицей на Вы. | Цель: формирование навыков безопасного поведения на улице, во время прогулок, пути следования в школу и из школы, знакомство с возможными безопасными формами взаимодействия с незнакомыми людьми и предметами. Задачи:
| Расширение представления о правилах поведения на улице. Демонстрация обучающимися умения строить:
работу в одновозрастной и разновозрастной группах | 3 | |
20.Знай и умей. | 1 | |||
21.Это полезно знать. | 1 | |||
22.Азбука безопасности. Презентация проекта. | 1 | |||
VII Придумаем своего Смешарика. | Цели: развитие у обучающихся художественно- образного и эстетического типов мышления, фантазии и художественной интуиции; формирование навыка ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. Задачи:
| Формирование у обучающихся навыка ориентации в нравственном содержании и смысле поступков людей. Развитие творческих способностей и умения воплощать замысел в реальное действие, создавая конечный продукт. Демонстрация обучающимися:
| 4 | |
23.Просмотр мультсериала «Смешарики». | 1 | |||
24.Что мы знаем о смешариках? | 1 | |||
25.Мой Смешарик и легенда о нём. | 1 | |||
26.Весёлые смешарики. Презентация проекта. | 1 | |||
VIII Витаминная страна. | Цель: формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни; воспитание правильного использования природных факторов здоровья. Задачи:
| Формирование представления о пользе употребления овощей и фруктов для укрепления здоровья. Формирование устойчивой положительной учебно-познавательной мотивации к предмету «Окружающий мир». Формирование и дальнейшее развитие умения строить:
Обучающиеся получат возможность преобразовывать познавательную задачу в практическую. | 3 | |
27.Что мы знаем о витаминах? | 1 | |||
28.Где прячутся витамины? | 1 | |||
29.Витаминная страна. Презентация проекта. | 1 | |||
XIX Азбука вежливости. | Цели: совершенствовать технику чтения; пополнять словарный запас обучающихся; развивать творческие и литературные способности; воспитывать интеллектуально-нравственные качества личности; прививать навыки вежливого поведения; учить доброте, умению осознавать свои поступки. Задачи:
| Формирование первичного представления о правилах этикета. Формирование устойчивой положительной учебно-познавательной мотивации к предметам «Литературное чтение» и «Окружающий мир». Сплочение классного коллектива. Установка на вежливый и корректный стиль общения в классном коллективе. | 3 | |
30.Что такое этикет? | 1 | |||
31.Стихи, пословицы и поговорки об этикете. | 1 | |||
32.Вежливый алфавит. Презентация проекта. | 1 | |||
33.Подведём итоги. | 1 | |||
Итого: | 33 |
2 класс.
Тема | Цели, задачи раздела | Планируемый результат | Кол-во часов | Дата |
I Что нам дарит море? | Цель: Воспитание бережного отношения к окружающей среде. Задачи:
| Развивитие познавательного интереса к подводному миру. Формирование бережного отношения к окружающему миру. Закрепление навыков построения речевых высказываний в устной и письменной форме; Учащиеся научатся учитывать разные мнения и интересы при работе в группе и обосновывать собственную позицию. | 4 | |
1.Чем богато море. | 1 | |||
2.Просмотр презентации или фильма «На дне морском». | 1 | |||
3.Рисуем море и его обитателей. | 1 | |||
4.«Морское богатство» Презентация проекта. | 1 | |||
II «Посмотри, как хорош посёлок тот, где ты живёшь!» (Улицы посёлка в настоящем и будущем) | Цель: формирование основ гражданской идентичности личности обучающегося в форме осознания «Я» как гражданина России (посёлка). Задачи:
| Формирование знаний об улицах родного посёлка. Учащиеся научатся ориентироваться в посёлке. Закрепление навыков работы в одновозрастной группе. Закрепление навыков создания объёмных композиций, умений работать с бумагой, ножницами, клеем. Формирование взаимоуважения всех участников группы при выполнении совместной работы. | 4 | |
5.Заочная экскурсия по улицам посёлка. | 1 | |||
6-7.Улицы любимого посёлка (создание фотоальбома и макета посёлка). | 2 | |||
8.Презентация проекта. | 1 | |||
III Чудо-тесто. | Цель: Формирование у обучающихся установки на здоровый образ жизни и бережное отношение к хлебу. Задачи:
| Формирование представления о труде людей, который они вложили в хлеб; Воспитание любви и уважения к людям труда. Развитие творческих способностей обучающихся; Развитие мышления и мелкой моторики пальцев при работе с тестом. Организация выставки поделок. | 4 | |
9.От колоса до теста. | 1 | |||
10.Хлеб – всему голова. | 1 | |||
11.Поделки из солёного теста. | 1 | |||
12. «Чудо-тесто». Презентация проекта. | 1 | |||
IV Что такое Новый год? | Цель: привить уважение к традициям и обычаям разных народов на примере новогодних традиций. Задачи:
| Формирование представления о новогодних традициях и обычаях разных народов. Уважение к традициям русского народа. Развитие творческих способностей учащихся. Организация выставки новогодних поделок. | 4 | |
13.Новогодние традиции разных стран. | 1 | |||
14-15. Изготовление поделок из разных материалов. | 2 | |||
16.«Наши поделки к Новому году». Презентация проекта. | 1 | |||
V Школьный этикет. | Цель: формирование внутренней позиции обучающегося, ориентации на моральные нормы и их выполнение; развитие умения контролировать и оценивать свои действия и поступки. Задачи:
| Закрепление представлений о правилах этикета. Формирование устойчивой положительной учебно-познавательной мотивации к предметам «Литературное чтение» и «Окружающий мир». Сплочение классного коллектива. Установка на вежливый и корректный стиль общения в классном коллективе. | 4 | |
17.Правила поведения в школе. | 1 | |||
18-19.Подготовка классного часа по правилам поведения. | 2 | |||
20.«Будем взаимовежливы». Классный час для 1-х классов. | 1 | |||
VI Пусть посёлок улыбнётся. | Цель: формирование экологической культуры обучающихся. Задачи:
| Осознание учащимися необходимости соблюдения экологических правил и норм поведения в городе. Формирование устойчивой положительной мотивации к предмету окружающий мир. Демонстрация обучающимися умений строить логические рассуждения. Формирование навыков анализировать и синтезировать информацию. Закрепление умений работать с бумагой, красками, карандашами, фломастерами. Оформление выставки экологических плакатов. | 4 | |
21.Что такое экология? | 1 | |||
22.Виртуальная экскурсия «Экология нашего посёлка» | 1 | |||
23.Создание экологических листовок. | 1 | |||
24.Оформление выставки экологических плакатов «Пусть посёлок улыбнётся» | 1 | |||
VII По страницам любимых книг. | Цели: развитие у обучающихся художественно- образного и эстетического типов мышления, фантазии и художественной интуиции; формирование навыка ориентации в нравственном содержании и смысле поступков литературных героев. Задачи:
| Формирование у обучающихся любви и интереса к литературе. Демонстрация обучающимися умения строить сообщение в устной форме и осуществлять монологическое высказывание Формирование умения организовывать работу в одновозрастной группе; Закрепление навыков формулировать и доказывать собственное мнение и позицию, учитывая интересы других. | 5 | |
25.Что такое литература? Литературные жанры | 1 | |||
26-27.Моя любимая книжка. | 2 | |||
28.Рисуем любимого литературного героя. | 1 | |||
29.Презентация проекта «По страницам любимых книг». | 1 | |||
VIII Путешествие в страну Светофорию. | Цель: формирование навыков безопасного поведения на улице, во время прогулок, пути следования в школу и из школы. Задачи:
| Расширение представления о правилах поведения на улице. Формирование умения ориентироваться на улицах родного посёлка. Закрепление знаний о дорожных знаках. Воспитание правильного и вежливого поведения на улице. Закрепление навыков формулировать и доказывать собственное мнение и позицию, учитывая интересы других. | 4 | |
30.Ты и дорога. Презентация. | 1 | |||
31.Какие бывают дорожные знаки? | 1 | |||
32.Экскурсия по улицам посёлка. | 1 | |||
33.Презентация проекта «Путешествие в страну Светофорию». | 1 | |||
34. Подведём итоги. | 1 | |||
Итого | 34 |
3 класс.
Тема | Цели, задачи раздела | Планируемый результат | Кол-во часов | Дата | |
I Миллионы идей из ненужных вещей. | Цель: решение проблемы утилизации мусора через творчество. Задачи:
| Акцент на проблеме утилизации мусора, как одной из экологических проблем. Формирование творческого подхода к решению проблем различного характера. Закрепление навыка строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Воспитание корректных отношений в классном коллективе через согласование различных мнений и интересов при работе в группе. Организация выставки поделок. | 5 | ||
1.Вторая жизнь для мусора. | 1 | ||||
2-4. Весёлая мастерская. | 3 | ||||
5.Выставка-презентация «Миллионы идей из ненужных вещей». | 1 | ||||
II Как стать сказочником? | Цель: формирование любви к литературе и фольклору. Развитие фантазии и творческих способностей обучающихся. Задачи:
| Воспитание патриотических чувств у обучающихся. Приобретение опыта сочинения литературных произведений. Развитие творческих способностей обучающихся. Закрепление навыков сотрудничества в одновозрастной группе. Создание классной книги сказок. | 4 | ||
6.Урок-викторина «Знатоки сказок» | 1 | ||||
7.Моя любимая сказка. | 1 | ||||
8.Я иллюстратор сказок. | 1 | ||||
9.Я – сказочник. | 1 | ||||
III Символика нашего класса. | Цель: сплочение классного коллектива через создание классной символики. Задачи:
| Воспитание патриотических чувств у обучающихся в ходе изучения истории символики нашей страны. Создание герба, флага и гимна своего класса. Сплочение класса в ходе совместной деятельности и создания символов класса. | 4 | ||
10.Что такое символика? | 1 | ||||
11-12. Символика для нашего класса. | 2 | ||||
13.Презентация проекта. | 1 | ||||
IV«Денискины рассказы» | Цель: формирование эстетического вкуса и любви к чтению Задачи:
| Овладение знаниями о жизни и творчества Драгунского Оттачивание техники чтения по ролям. Формирование вкуса к хорошей литературе. Формирование правильной нравственной позиции через анализ литературного текста. | 4 | ||
14.Жизнь и творчество В. Ю. Драгунского. | 1 | ||||
15-16. «Денискины рассказы». Моё творчество. | 1 | ||||
17.Презентация проекта «Мой друг - Дениска». | 1 | ||||
V Подарок для мамы. | Цель: подготовка праздничного концерта для мам ко дню 8 марта. Задачи:
| Выявление творческих способностей обучающихся. Закрепление умения работать в группе. Организация концерта ко Дню 8 марта. Налаживание тесного контакта между родителями и детьми, между родителями, детьми и учителем. | 5 | ||
18.Сам себе режиссер. | 1 | ||||
19-21 «Алло, мы ищем таланты!» | 3 | ||||
22.Концерт для наших мам. | 1 | ||||
VI Что мы знаем о вулканах? | Цель: исследование природного явления – вулкана. Задачи:
| Формирование чувства ответственности человека за природу. Обучающиеся научатся учитывать разные мнения и интересы при работе в группе и обосновывать собственную позицию Изготовление макета вулкана, иллюстрирующего извержение как природное явление. | 3 | ||
23.Вулканы – чудо природы. | 1 | ||||
24.Интересные факты из жизни вулканов. | 1 | ||||
25.Делаем вулкан. | 1 | ||||
VII Почему вымерли динозавры? | Цель: познакомить с эволюцией жизни на Земле через изучение динозавров. Задачи:
| Формирование интереса к изучению истории, биологии и др. дисциплин. Овладение знаниями о прошлом планеты Земля. Формирование творческого подхода к решению проблем различного характера. Закрепление умения строить речевые высказывания в устной и письменной форме; | 3 | ||
26.Загадочные ящеры. | 1 | ||||
27.Что мы знаем о динозаврах. Викторина. | 1 | ||||
28.Круглый стол «Почему вымерли динозавры?» | 1 | ||||
VIII Вредные и полезные привычки. | Цель: формирование бережного отношения к своему здоровью. Задачи:
| Формирование чувства ответственности человека за своё здоровье. Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам. Умение работать в одновозрастной группе. Проведение конкурса плакатов на здоровьесберегающую тематику. | 3 | ||
29.Сестрички привычки. | 1 | ||||
30.Конкурс плакатов о вредных и полезных привычках. | 1 | ||||
31.Праздник «Вредные и полезные привычки» | 1 | ||||
XIX Русские народные игры и забавы. | Цель: познакомить обучающихся с играми и забавами наших предков. Задачи:
| Приобщение к русской народной культуре через изучение народных игр. Овладение знаниями о русских народных играх и забавах. Проведение фольклорного праздника как приобщение у русской культуре, истории и традициям нашего народа. | 3 | ||
32.Во что играли наши предки? | 1 | ||||
33.Русские народные подвижные игры. | 1 | ||||
34.Фольклорный праздник «Русские посиделки» | 1 | ||||
Итого | 34 | ||||
4 класс | |||||
Тема | Цели, задачи раздела | Планируемый результат | Кол-во часов | Дата | |
I Сладкое чудо - шоколад. | Цель: формирование бережного отношения к своему здоровью через правильное питание. Задачи:
| Овладение знаниями об истории шоколада и о его свойствах. Формирование убеждения, что все, окружающие нас предметы, имеют свою историю. Формирование представления о производственном процессе в ходе проведения заочной экскурсии на кондитерскую фабрику. Формирование представления о вредных и полезных продуктах. | 4 | ||
1.История появления шоколада. | 1 | ||||
2.Шоколад – польза или вред. | 1 | ||||
3.Заочная экскурсия на кондитерскую фабрику «Волжанка». | 1 | ||||
4.Презентация проекта «Сладкое чудо – шоколад». | 1 | ||||
II Календарь | Цель: через историю календаря научить учащихся ценить время. Задачи:
| Овладение знаниями об истории календаря. Свободное «чтение» современного календаря. Формирование убеждения, что каждое мгновение жизни должно быть прожито и использовано с пользой. Формирование умения организовывать работу в одновозрастной группе | 6 | ||
5.История появления календаря. | 1 | ||||
6.Древнерусский календарь. | 1 | ||||
7.Календари разных народов. | 1 | ||||
8.Современный календарь. | 1 | ||||
9-10.Создание презентации «История календаря». | 2 | ||||
III Всё о космосе | Цель: формирование у учащихся интереса к изучению космоса. Задачи:
| Формирование понятия о себе как о жителе планеты Земля. Обогащение и расширение знаний детей о науке, о космосе. Создание макета солнечной системы. Проведение дискуссии о жизни на других планетах. Закрепления навыков монологического высказывания. Воспитание корректного поведения в процессе спора. Сплочение классного коллектива через совместную деятельность. | 6 | ||
11.Представление о космосе в древности. История астрономии. | 1 | ||||
12.Планеты солнечной системы. | 1 | ||||
13.Что мы знаем о звёздах? | 1 | ||||
14-15.Создание макета солнечной системы. | 2 | ||||
16.Круглый стол «Верите ли вы в инопланетян?» | 1 | ||||
IV Мода | Цель: формирование знаний о моде и вкуса в выборе одежды. Задачи:
| Формирование знаний об истории моды. Знакомство с историей одежды в разные эпохи. Формирование интереса к истории через историю костюма. Организация выставки «Идеальная школьная форма». Формирование творческого подхода к решению проблем различного характера. Закрепление умения строить речевые высказывания в устной и письменной форме. | 4 | ||
17.Что такое мода? Роль моды в жизни человека. | 1 | ||||
18.Мода в призме времени. Как одевались наши предки. | 1 | ||||
19.Как появилась школьная форма. | 1 | ||||
20.Сам себе модельер. Создаём эскиз школьной формы. | 1 | ||||
V Вода – наша жизнь | Цель: формирование экологической культуры обучающихся. Задачи:
| Формирование бережного отношения к природе. Освоение знаний о свойствах воды, осадках, круговороте воды в природе. Организация выставки экологических плакатов на тему «Берегите воду!» Проведение конкурса экологических стихов. Развитие творческих способностей учащихся через создание экологических стихов и плакатов. Сплочение классного коллектива через совместную деятельность. | 4 | ||
21.Свойствка воды. | 1 | ||||
22.Круговорот воды в природе. | 1 | ||||
23.Откуда берутся осадки? | 1 | ||||
24.Берегите воду. Конкурс экологических стихов и плакатов. | 1 | ||||
VI Кукольная история. | Цель: воспитание патриотизма и бережного отношения к истории через знакомство с историей куклы. Задачи:
| Овладение знаниями об истории кукол. Формирование убеждения, что все, окружающие нас предметы, имеют свою историю. Приобщение к русской народной культуре через изучение истории куклы. Воспитание уважения к русской и мировой истории. Организация выставки тряпичных кукол. Развитие творческих способностей учащихся через создание тряпичных кукол. Сплочение классного коллектива через совместную деятельность. Заочная экскурсия в Ульяновский Театр Кукол имени народной артистки СССР В. М. Леонтьевой. | 5 | ||
25.История куклы. | 1 | ||||
26.Заочная экскурсия в Ульяновский Театр Кукол имени народной артистки СССР В. М. Леонтьевой. | 1 | ||||
27. Тряпичные куклы. | 1 | ||||
28-29.Изготовление тряпичных кукол. | 2 | ||||
VII Всем сердцем посёлок свой люблю. | Цель: формирование основ гражданской идентичности личности обучающегося, воспитание патриотизма. Задачи:
| Воспитание бережного отношения и любви к малой родине. Закрепление знаний по истории родного посёлка. Формирование умения ориентироваться на улицах посёлка. Проведение конкурса рисунков «Мой любимый посёлок». Развитие творческих способностей через создание рисунков. Разучивание стихов и песен о родном крае. Формирование чувства гордости за вклад п. Октябрьский в историю Ульяновской области. | 4 | ||
30.История родного посёлка. | 1 | ||||
31.Экскурсия по историческим местам посёлка. | 1 | ||||
32.Конкурс рисунков «Мой любимый посёлок. | 1 | ||||
33.Литературно-музыкальный вечер «Всеми сердцем посёлок свой люблю». | 1 | ||||
34.Подведём итоги. | 1 | ||||
Итого | 34 |
Список литературы для учителя.
1. Безрукова В.С. Педагогика. Проектная педагогика. Екатеринбург. – 1996.
2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. Волгоград: Учитель. - 2007.
4. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе. М.: Просвещение. - 2010.
5. Госпозникова М.К. Проектная деятельность учащихся. Начальная школа. Волгоград: Учитель. - 2009.
6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор. - 1996.
7. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. М.: Просвещение. - 2009.
8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя/Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение. - 2008.
9. Матяш Н.В., Сименко В.Д. Проектная деятельность младших школьников
10. Организация проектной деятельности в школе. Система работы. Издательство «Учитель». – 2009.
11. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М. - 2008.
12. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя. / Под ред. А.Б. Воронцова. - М.: Просвещение. - 2010.
13. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе: методическое пособие. - М.: Центр «Педагогический поиск». - 2006.
14. Хуторский А.В. Современная дидактика. М.: Учитель. - 2006.
15. Щербакова С.Г., Выткалова Л.А. Организация проектной деятельности в школе. - Волгоград: Учитель. – 2009.
Литература по истории Радищевского района:
- Радищевский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 168.
- Морозова В. Село Адоевщина Радищевского района Ульяновской области в документах архива // История населѐнных пунктов Симбирской губернии – Ульяновской области в документальном наследии. Материалы научно-практической конференции. – Ульяновск: Изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2007. – С. 11-16.
- Лайков А. Радищевский район– край исторический: [презентация района] // Ульяновская правда. – 29 марта. – С. 1.
Литература по ПДД:
1. Авдеева Н.Н, Князева О.Л, Стряпкина Р.Б, Маханева М.Д. «Безопасность на улицах и дорогах». М.: Просвещение, 2004.
2. Агадюнова К.В. Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель М.: Просвещение, 1999.
3. Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 2001.
4. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.
5. Вепренцева Е.А. Занятия для детей среднего дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения // Дошкольная педагогика. – 2007 . - № 3.- С. 19 – 20.
6. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 160 с.
7. Клименко В.Р. «Обучайте школьников правилам движения». М.: «Просвещение», 2003.
8. Комментарий к экзаменационным билетам для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «В», «С» и «D». Коллектив авторов: Г.Б. Громоковский, С.Г. Бачманов, Я.С. Репин и др. М.: Рецепт-Холдинг, 2008.
9. Копусов-Долинин А.И. Учебно-методическое пособие «Экзамен в ГИБДД», М. ООО «Издательство Оникс», 2006.
10. Лапшин В.И. Правила дорожного движения РФ. М. «Транспорт» 1999.
11. Морозов О., Фаляхова В. Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Казань, 2002.
12. Из истории уличного движения. Техника молодежи, №4. 1977.
13. Пожидаева С.П. Курсовые и выпускные квалификационные работы на факультете технологии и предпринимательства (методические рекомендации). – Бирск: гос. соц-пед. Акад., 2006.
14. Правила дорожного движения. – М., НИП 1993.
15. Правила дорожного движения РФ, - М., ООО «Атберг 98», 2006.
16. Профилактика и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма: Методические рекомендации.- Вологда: ВИРО, 2006. – 52 с.
17. Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах.\Под редакцией Р.Н. Минниханова, И.А. Халиуллина. – Казань, 2005.
18. Рябовская А.В. Обучение детей безопасному поведению на дорогах // Справочник классного руководителя. – 2007 . - № 8. – С. 15 – 18.
19. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения /Автор – сост. В.Е. Амелина. – М.: Глобус, 2006. – 264 с. – (Классное руководство)
20. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. «Школьникам о правилах дорожного движения». М. «Просвещение», 2000.
21. Ресурсы интернета: http://www.festival@1september.ru
Список итературы по экологии.
- Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов - на –Д.; Феникс,1996.
- Лангмейер Й.,Матейчек З. Психологическая депривация в детском возрасте. - Прага; Авиценум; медицинское изд-во, 1984.
- Зебзеева В.А. Экологическая депривация и пути её устранения. «Начальная школа» / Плюс ДО и ПОСЛЕ/ 2007 г. № 6.
- Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб.,2000.
- Моисеева Л.В. Экологическая педагогика: Понятийно-терминологический словарь для учителя. – Екатеринбург, 2004.
- Белавина И.Г., Найденская Н.Г. Планета - наш дом./ Учебник – хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников./ - Издательство «Лайда». Москва. 1995.
- Белавина И.Г, Найденская Н. Планета – наш дом. /Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников./ - Изд-во «Лайда». Москва. 1995.
- Л.П.Молодова «Игровые экологические занятия с детьми». - Минск «Асар» . 1996.
- Л.П.Молодова «Экологические сказки». Сборник.- Минск «Асар». 1999.
- Мини – хрестоматия для детей младшего школьного возраста и учителей. / Тексты нравственно- экологического содержания./ - Хабаровск. 1999 .
- Посмитная С.Л. «Край, в котором я живу». Программа и методическое пособие. Изд. дом «Частная коллекция».
Список литературы по ЗОЖ.
- Баррет П., Санс Х. Л. Большая энциклопедия динозавров. – М.: Оникс, 2003.
- Джонсон Д. От диплодока до стегозавра. - М.: Астрель, 2001.
- Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- Спб., 1997.
- Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра.- Спб., 1996.
- Зайцев Г.К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение. - Спб., 1997.
- Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. - 1995.
- Лазарев М.Л. Здравствуй! Программа формирования здоровых детей дошкольного возраста: Руководство для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М., 1997.
- Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. - Спб., 1997.
- Ослепительная улыбка на всю жизнь: Методическое пособие по гигиене полости рта для начальной школы/Под ред. Г.М. Королева. - М.: Медиа Сфера, 1996.
- Физкультура для всей семьи/Сост. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина. - М.: Физкультура и спорт, 1989.
- Энциклопедически словарь юного биолога/СостМ.Е. Аспиз. - М., 1986.
- Энциклопедический словарь юного спортсмена/ Сост. И.Ю. Сосновский, А.М. Чайковский. - М., 1980.
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья.
- Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе. - Ростов на/Дону: Феникс, 2007.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. - И.: ТЦ «Сфера», 2001г.
Список литературы для учащихся.
- Архангельский В. Путешествие капли воды. – М.: Детгиз, 1954.
- Арцишевский И. Мобильный этикет. М., 2011.
- Арцишевский И. Этикет путешествий. М., 2012.
- Балашова Ю. Желаю вам доброго полёта. - М.: РТСофт, 2010.
- Бианки В. В. Лесная газета. Книга зимы. - М.: Амфора, 2013.
- Бургуэн Ж. Календарь. История и современность. – М.: АСТ, Астрель, 2006.
- Большая книга Смешариков: Книга для чтения родителями детям.- М.: Эксмо, 2012.
- Васильев А. Русская мода: 150 лет в фотографиях. М.: СЛОВО, 2006.
- Галаева Н. Вежливая сказка, или этикет для детей. Саратов: Саратовский писатель, 2006.
- Голдсмит М. Космос. - М.: Эксмо, 2012.
- Гришина Н., Анистратова А. Поделки из солёного теста. Мир удивительных поделок. М.: Оникс, 2010.
- Доктор Зайцева. Знакомьтесь, Доктор Зубик. - М.: Библио-Глобус, 2014.
- Дорохов А. Зеленый, желтый, красный! - М.: «Детская литература», 1984 г.
- Драгунский В. Денискины рассказы. - М.: Росмэн-пресс, 2009.
- Дубровская Н. Новый год. Рождество. Весёлые поделки своими руками. – М.: Детство-пресс, 2012.
- Дурейко Л. Как устроен организм человека. Детская энциклопедия «Здоровье». БелЭн, 2011.
- Если хочешь быть здоров. Аудиоэнциклопедия с Чевостиком. - М.: Елена, 2011.
- Захарова О. «Наш друг светофор». Издательство «Современная школа». 2011
- Здравствуй, друг, дорожный знак! - М.: «Ансел-М», 1998.
- Здравствуй, светофор! - М.: «Ансел-М», 1998.
- Иванов А. Как неразлучные друзья дорогу переходили - М.: АСТ-Пресс, 1996.
- Козлова С., Шукшина С. Я и моё тело. Мир человека. Тематический словарь в картинках. - М.: Школьная пресса, 2013.
- Кто-кто в синем море живёт. – М.: Махаон, 2000.
- Лаврова С. А. Русские игрушки, игры и забавы. – М.: Белый город, 2010.
- Лаптев А. Береги здоровье смолоду. - М.: Медицина, 1988.
- Левитан, Е. П. Сказочная Вселенная : увлекательная энциклопедия для будущих астрономов и космонавтов, а также для всех любознательных ребят. - М.: Изд. дом Мещерякова, 2010.
- Лопатина А. Вкусная азбука. - М.: Амрита-Русь, 2010.
- Лопатина А., Скребцова Л., Скребцова М. Сказки о фруктах и ягодах. Сказочный справочник здоровья. Т. 1. - М.: Амрита-Русь, 2005.
- Лопатина А., Скребцова М. Сказки и притчи об овощах. Сказочный справочник здоровья. Т. 2. - М.: Амрита-Русь, 2005.
- Лопатина А., Скребцова М. Сказки о мёде, орехах, травах, злаках, каше, чае. Сказочный справочник здоровья. Т. 3. - М.: Амрита-Русь, 2005.
- Малов В. Календарь. – М.: Слово, 2001.
- Надеждина Н. О чём может рассказать снежный сугроб/ Круглый год. Стихи и рассказы о детях, о школе и о природе. – М.: Оникс, 2010.
- Необыкновенные приключения Пети в космосе. - М. : Клевер-Медиа-Групп, 2011.
- Остер Г. Петька-микроб. - М.: АКПРЕСС, 2008.
- Петрова Н. Тайны древних календарей. – М.: Вече, 2003.
- Ракитина Е. Приключения новогодних игрушек. – М.: Речь, 2013.
- Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. - М.: Физкультура и спорт, 1996.
- Савина Н. Оригинальные поделки из солёного теста. – М.: Риполл Классик, 2014.
- Сахарнов С. Кто в море живёт. Из-во Мелик-Пашаев, 2012.
- Семёнова И. Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой. – М.: Педагогика, 1989.
- Серова В. В., Серов В. Ю. Вырезаем снежинки. – М.: АСТ-Пресс, 2012.
- Соковня Э. Неболейка. – М.: Просвещение, 2005.
- Стивенсон Н. История моды в деталях. - М.: Эксмо, 2011.
- Усачёв А. Большая книга Деда Мороза. - М.: Оникс, 2007.
- Усачёв А. Этикет для детей различных лет. - М.: ОНИКС-Лит, 2014.
- Фарндон, Д. Детская энциклопедия космоса. - М.: Эксмо, 2011.
- Хан С. Шоколадная книга. Детские энциклопедии и справочники. - Екатеринбург, 2011.
- Школьник Ю. Подводный мир. Обитатели морей и океанов. – М.: Эксмо, 2014.
- Человеческое тело. Журнал 82 номера. Издательстао ДеАгостини, 2011-2012гг.
- Чуб Н. Азбука здоровья. - Харьков: Пеликан, 2011.
- Юрина Н. Игрушки. Детская энциклопедия «Я познаю мир». - М.: АСТ, 1998.
- Юрина Н. Куклы. Серия «Что есть что». - М.: Слово, 2002.
- Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Кн. для учащихся. - М., 1986.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Компьютер, проектор, звуковые колонки, презентации по темам занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...