Фольклор, как ценное средство воспитания
опыты и эксперименты (1 класс)

Степанищева Наталья Александровна

Заинтересовать учащихся народным фольклором. Погрузить в атмосферу народного творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Степанищева Н. А.

педагог дополнительного образования.

«Фольклор, как ценное средство воспитания учащихся в дополнительном образовании».

          Целью моей работы стало заинтересовать учащихся народным фольклором, погрузить их в атмосферу радости и счастья через народное творчество. Моей задачей, является научить детей любить песню, и в первую очередь песню народную, так как она обладает художественно-воспитательной ценностью.

          В начале моей работы, был подобран необходимый для дальнейшей деятельности методический материал (см. Приложение 1) и параллельно осуществлялось знакомство детей с народными традициями и детским фольклором.

Способы подачи новой информации были разнообразными: беседы, на которых особое внимание уделялось русскому искусству; участие в обрядах, играх, хороводах; прослушивание народной музыки и обучение игре на народных музыкальных инструментах (ложки, бубен, трещётки, коробочка). Самым увлекательным для учащихся является слушание русских народных песен и инструментов в грамзаписи и в «живом исполнении». Учащимся открывался занимательный и яркий мир народного творчества. В процессе работы для меня было важно не только дать новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении детских народных песен, закличек, инсценировок сказок, поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей.

         Русская народная песня обогащает детей, развивает речь, пополняет словарный запас. Несмотря на то, что в песнях встречаются незнакомые детям слова (например, коромысло, сенички) они проявляют живой интерес к содержанию и быстро запоминают текст. На мой взгляд изучая фольклор ученик погружается в мир реальной яркой жизни. Для успешного освоения поставленных задач я познакомила своих учеников с участниками фольклорного коллектива из другого региона (Юг. Ставропольский край). С помощью интернета через платформу Zoom мы наладили регулярную связь в формате телемоста. Ребята приходили в большой восторг, когда в прямом эфире удавалось исполнить моментально выученное произведение. На видео уроках учащиеся узнавали и удивлялись, что речь людей юга и севера очень отличается по говору и произношению, показывали друг другу народные костюмы своих регионов. Это очень увлекало ребят и они с нетерпением ждали новых встреч. Также в zoom проводили музыкальные игры (игры с пением). Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, попевки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. С помощью этих игр мы развиваем музыкальный слух, память, чувство ритма, голос и умение выражать свои чувства. Играя, ученики испытывают эстетическое наслаждение, переживают светлые, радостные моменты.

  Телемост на платформе Zoom между учащимися Ставропольского края ансамбль народной песни «Лапушки» и вокальным ансамблем «Невские самоцветы» г. Санкт-Петербург. Каждый коллектив собирался в определенном месте в назначенное время и педагоги подключали zoom.

1 встреча.

 Знакомство. Цель – подружить учащихся. Педагоги в прямом эфире рассказали о предстоящей работе, смысле телемоста:

  • история культуры фольклора севера и юга России,
  • знакомство с народным костюмом этих регионов,
  • обмен творческим материалом,  
  • разучивание песен, потешек, игр.

Был дан музыкальный материал для разучивания и дальнейшего исполнения.

2 встреча.

 Занятие было полностью посвящено теме «Народный костюм» (особенности, различие, сходство).

В прямой эфир ребята вышли в своих сценических костюмах.

Была показана презентация, состоящая из фотографий - костюмов разных регионов. На основе презентации была проведена командная творческая интеллектуальная познавательная игра «Угадай откуда я приехал - отгадай куда сейчас пойду».

Учащиеся по фотографиям костюмов отгадывали их родину и значение.

3 встреча.

На этой встрече педагоги рассказали и продемонстрировали на живом вокальном примере региональные особенности музыкального фольклора. (вокальная культура, произнесение текста, изменение букв в словах).

Например, у жителей Ставропольского края согласный звук «г» произносится с призвуком, похожим на «х». А у представителей северо-западного региона многие гласные более протяжны.

 Ученики узнали, чем и почему отличается песенная культура севера от юга.

 Провели игру «Чья же песня прозвучала?» (отгадывали регион по отрывку песни).

4 встреча.

Занятие было посвящено музыкальным играм и потешкам.

В прямом эфире ребята показали старинные игры своих регионов, поделились музыкальной информацией для проведения этих игр. Например, игра северо-западного региона «Шел козел по лесу»: учащиеся выбирают пару и исполняют движения, ранее показанные педагогом, далее меняются друг с другом.

Было очень интересно наблюдать, как ребята играли после эфира.

5 встреча.

Старинные народные музыкальные инструменты.

Педагоги открыли ребятам целый мир незатейливых подручных музыкальных инструментов (для занятие были приготовлены заранее). Можно было прикоснуться и даже поиграть. Например, стиральная доска, рогатка с бусинами, пила, ложки, деревянная коробочка, стебель одуванчика.

Ребята рассуждали в каких регионах эти предметы могли использоваться, и кто их хозяин.

Главным моментом был творческий номер. Поочерёдно звучала одинаковая музыка, а ребята импровизировали на инструментах.

6  встреча.

Праздники и обряды.

Педагоги и ребята приготовили обрядовые моменты с песнями, весенними закличками и конечно блинчиками (включение было на кануне Масленицы).

Импровизационным моментом занятия стал переход беседы о народной кухне. Ребята заметили, что блинчики были, как тоненькие, так и похожие на оладьи, то есть на Севере пекут и толстые блины. Оказывается, в разных регионах название одно, а внешний вид и вкус разные.

7 встреча.

На заключительной встрече в этом учебном году, учащиеся продемонстрировали друг другу разученную песню и поделились впечатлениями. Учащихся так завлек процесс, что было принято решение продолжить такие встречи в дальнейшем.

           Для приобщения учащихся к народному творчеству, я стараюсь всегда брать ребят первого года обучения на концерты и конкурсы к старшим ребятам. Они смотрят и восхищаются зрелищностью, сопереживают, наполняются впечатлениями заряжаются эмоциями. Появляется желание ,одеть сценические костюмы и почувствовать себя профессионалам. Появляется чувство конкуренции, что позволяет мотивировать на рутинную работу и добиваться ярких результатов. Ввожу учеников первого года обучения в основной состав и даю им возможность проявить самостоятельность и творческую активность. Фольклорное творчество позволяет это делать. В свою очередь ученик начинает верить в себя и от него в ближайшее время можно ожидать отличный результат.

         Следует заметить, что результаты музыкального воспитания во многом зависят от постановки воспитания в семье. Я постоянно использую разнообразную работу с родителями: беседы, консультации, открытые музыкальные занятия, вечера развлечений, совместные поездки, экскурсии, праздники, создание совместного контента на платформах интернета (группы Вконтакте, канал на youtube).

Знакомство с фольклором развивает у учащихся интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также способствует развитию личности ребенка, его речи, способствует формированию его нравственности. Поэтому не вызывает сомнения, что детский фольклор может стать ценным средством воспитания. М.Е. Пятницкий говорил, что душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркале. Заглянуть в это чистое и прекрасное зеркало – большая радость.

                                                                        

                                                                                               Приложение 1

ЛИТЕРАТУРА

1 Ширяева. «Фольклорные праздники» - методическая разработка.

2 «Где цветок, там и медок» - Петрозаводск, 1993

3 О.Л.Князева, М.Д.Маханева. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», СПб.: 1997.

4 «Народное певческое искусство в России. Прошлое, настоящее, будущее.» Сборник научных статей и методических материалов. Составили Е.А.Дорохова и Д.В.Морозов. Государственный дом народного творчества им.В.Д.Поленова. 2020г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания патриотизма

Данные рекомендации содержат описание работы над общешкольным проектом «Красный день календаря». Реализация данного проекта позволяет решить одну из главных задач воспитания младших школьников –...

Диалог как средство воспитания

В статье рассмотрена актуальная тема диалогического общения ребенка и взрослого: теоретические истоки метода диалога, основные признаки общения как диалога;современные этические программы, построенные...

Дидактическая игра на уроках в начальной школе, как средство воспитания умственной активности детей.

В статье мне хотелось раскрыть роль игры в воспитании умственной активность детей, показать место дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. Помочь учителю методически верно использовать игро...

Статья. Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии № 675 "Талант" Крыловой Т.В. "Детский фольклор в духовно-нравственном воспитании учащихся"

Вопитание и социолизация в первую очередь формируют уклад школьной жизни. В данной статье рассматривается фольклорное творчество, театрализация, как средство духовно-нравственного развития и воспитани...

Статья "Русский традиционный фольклор как средство воспитания учащихся младшего возраста коррекционной школы 7 вида"

Статья о  значении использования русского фольклора для воспитания детей в начальной школе....

Национальный фольклор и народные праздники как средство воспитания.

Национальный фольклор и народные праздники как средство воспитания....

Детский фольклор как средство воспитания ценностного отношения к Родине

Основным источником ценностей для подрастающего поколения уже давно становится интернет-пространство, где свобода слова оборачивается произволом и вседозволенностью, идет подмена нравственных ценносте...