Учащиеся с ОВЗ: алгоритм работы педагога начальной школы
консультация
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования. Что же предпринять в первую очередь, если в новом учебном году в вашем классе оказался ребенок с ОВЗ?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchashchiesya_s_ovz_algoritm_raboty_pedagoga_nachalnoy_shkoly.docx | 31.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Учащиеся с ОВЗ: алгоритм работы педагога начальной школы
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования. Что же предпринять в первую очередь, если в новом учебном году в вашем классе оказался ребенок с ОВЗ? Ниже представлен алгоритм работы. Он состоит из четырех блоков:
1. Получение информации о ребенке из:
- личного дела;
- заключения РПМПк, ПМПк;
- медицинской карты (рекомендации врачей-специалистов, заключение педиатра);
- индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
- диагностики специалистов образовательного учреждения.
2. Общие рекомендации к проведению занятий с ребенком.
- организация режима дня;
- время и место проведения занятий;
- подбор наглядно-развивающего материала.
3. Содержание коррекционной работы.
1) Социальное развитие.
- Формирование у ребенка представлений о себе и окружающих;
- Формирование самостоятельности в быту (навыки самообслуживания);
- Формирование у ребенка интереса к взрослому и совместной деятельности с ним, средств
- коммуникации со взрослым;
- Формирование у ребенка интереса к сверстнику и совместной деятельности с ним, средств
- коммуникации со сверстником;
- Наблюдение, заключение специалистов.
2) Физическое развитие.
Совершенствование имеющихся двигательных функций;
- Развитие и коррекция основных движений и двигательных навыков;
- Развитие мелкой моторики пальцев рук;
- Развитие зрительно-двигательной координации.
3) Познавательное развитие.
- Формирование интереса к окружающему миру и умения ориентироваться в нем: формирование сенсорного восприятия (умение различать свойства и качества предметов по форме, величине, цвету), зрительного, слухового, тактильно-двигательного, вкусового восприятия, ориентировочно-исследовательских реакций;
- Формирование наглядно-действенного мышления и умений использовать вспомогательные средства или орудия для разрешения проблемных ситуаций;
- Формирование количественных представлений и умений выполнять элементарные арифметические действия.
- Ознакомление с окружающим миром (развитие целостного восприятия и представлений о живой и неживой природе), развитие чувственного опыта ребенка;
- Развитие речи, ее культуры и языковых способностей.
4) Формирование у детей ведущей (игровой) деятельности.
- Формирование предметных действий;
- Формирование сюжетной игры;
- Формирование элементов сюжетно-ролевой игры.
5) Формирование интереса к продуктивным видам деятельности.
- Формирование интереса к изобразительной деятельности, элементарных операционно-технических умений;
- Формирование интереса к конструктивной деятельности, разнообразных способов моделирования;
- Формирование ручной умелости и хозяйственно-бытовых навыков
4. Работа с родителями.
Алгоритм действий учителя при инклюзивном обучении
1. Изучение документации: личное дело, медицинская карта.
2. Знакомство с семьей с целью выяснения особых потребностей ребенка с ОВЗ и
установления доверительных отношений.
3. Установление связей со специалистами школы (врач, логопед, психолог, учителя-предметники) для выработки плана работы с ребенком с ОВЗ.
4. Изучение программ и методик, другой литературы, необходимой для обучения ребенка
с ОВЗ.
5. Педагогическая диагностика.
6. Корректировка учебных планов с учетом обучения ребенка с ОВЗ.
7. Установление взаимодействия с педагогическим сообществом Республики с целью
получения консультации, советов, прохождения курсов повышения квалификации и т.д.
8. Установление связей с общественными, родительскими и педагогическими
сообществами через интернет.
9. Создание условий для обучения ребенка с ОВЗ совместно с администрацией школы (на
основании всех полученных сведений).
10. Совместно с психологом проводится работа с детским и родительским коллективом
класса по созданию комфортных условий.
11. Мониторинг и корректировка плана работы (малый и педсовет или консилиум).
12. Постоянная связь с родителями
Рекомендации по развитию познавательной сферы
Упражнения на развитие восприятия.
- Сравнение: больше/меньше, ближе/дальше, длиннее/короче и др.
- Выкладывание из палочек фигур;
- Дорисуй вторую половинку;
- Соедини части в целое. Может быть несколько вариантов: соединить части картинки в целое; подобрать пару (варежки).
- Недостающие/лишние детали. Картинки, на которых не хватает деталей (ножки стула, пуговиц на рубашке и т.д.) Или наоборот картинки, на которых присутствуют лишние детали (6 пальцев на перчатке, лишнее колесо и т.д.)
- Зашумленные картинки. Наложенные друг на друга изображения. Задача – найти все, что изображено на картинке.
- Фигура/фон. Может быть в нескольких вариантах: найти вырезанную заплатку (по цвету, рисунку), найти вырезанную фигуру (по форме), и совмещение 1 и 2 вариантов.
- Сколько фигур на рисунке. Предъявляется рисунок из геометрических фигур. Задача – сосчитать все геометрические фигуры.
- Волшебный мешочек (закрытыми глазами определить, какие предметы находятся в мешочке);
- Определение на слух источник звука (пение птиц, звуки природы, бытовые звуки и т.д.); и др.
Работая над развитием восприятия, используем все сохранные анализаторы: слуховой, зрительный, тактильный обонятельный и т.д. При таком комплексном воздействии расширяется чувственный репертуар ребенка, и развитие идет гораздо быстрее.
Рекомендации по развитию познавательной сферы
Упражнения на развитие восприятия.
- Сравнение: больше/меньше, ближе/дальше, длиннее/короче и др.
- Выкладывание из палочек фигур;
- Дорисуй вторую половинку;
- Соедини части в целое. Может быть несколько вариантов: соединить части картинки в целое; подобрать пару (варежки).
- Недостающие/лишние детали. Картинки, на которых не хватает деталей (ножки стула, пуговиц на рубашке и т.д.) Или наоборот картинки, на которых лишние детали (6 пальцев на перчатке, лишнее колесо и т.д.)
- Зашумленные картинки. Наложенные друг на друга изображения. Задача – найти все, что изображено на картинке.
- Фигура/фон. Может быть в нескольких вариантах: найти вырезанную заплатку (по цвету, рисунку), найти вырезанную фигуру (по форме), и совмещение 1 и 2 вариантов.
- Сколько фигур на рисунке. Предъявляется рисунок из геометрических фигур. Задача –сосчитать все геометрические фигуры.
- Волшебный мешочек (закрытыми глазами определить, какие предметы находятся в мешочке);
- Определение на слух источник звука (пение птиц, звуки природы, бытовые звуки и т.д.); и др.
Работая над развитием восприятия, используем все сохранные анализаторы: слуховой, зрительный, тактильный обонятельный и т.д. При таком комплексном воздействии расширяется чувственный репертуар ребенка, и развитие идет гораздо быстрее
Упражнения на развитие внимания
- Лабиринты;
- Графические диктанты (можно выполнять в двух вариантах: предлагается образец геометрического рисунка, необходимо повторить его в тетради в клетку; педагог диктует последовательность действий с указанием числа клеток и их направлений);
- Что изменилось (две одинаковые картинки с некоторыми различиями);
- Запутанные линии;
- Найди ошибки (в тексте, в картинке, в арифметических действиях);
- Корректурные пробы. Может быть два варианта:
Графический – бланк с различными фигурами, просматривая каждую строчку слева направо нужно вычеркивать заданную фигуру;
Буквенный – проводится в нескольких вариантах:
- Вычеркивать заданную букву;
- Одну букву вычеркивать, другую подчеркивать;
- В каждой строчке вычеркивать ту букву, которая стоит первой;
- Таблицы Шульте – таблица 5*5, в которой в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25, необходимо как можно быстрее найти все числа в порядке возрастания, и, наоборот, – в порядке убывания;
- Кодировки (графический, числовой буквенный варианты). Каждой фигуре (цифре, букве) соответствует свой символ, необходимо «закодировать» в соответствии с образцом.
Упражнения на развитие памяти
- 10 слов. Педагог в начале урока зачитывает 10 слов, ученики записывают то, что запомнили, можно повторить в середине урока и в конце, не зачитывая слова.
- Пары слов. Педагог зачитывает пары связанных между собой слов (курица-яйцо, столстул и т.д.), далее называет только первое, ученикам необходимо вспомнить второе слово. Далее можно использовать не связанные между собой слова.
- Снежный ком. Необходимо называть по очереди слова по определенной тематике (профессии, игры и т.д.), задача – назвать как можно больше.
- Пуговицы. Необходим квадрат (3*3, 4*4, 5*5, в зависимости от уровня развития), в котором будут выкладываться пуговицы. Далее педагог убирает пуговицы, задача ребенка – вспомнить и воспроизвести расположение пуговиц в квадрате. Начинать следует с небольшого количества пуговиц 2-3, постепенно увеличивая их количество.
- Не собьюсь. Задача учеников – по очереди считать вслух от 1 до 31, не называя числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел необходимо хлопнуть в ладоши
- Что изменилось. Ребенку предлагаются две одинаковые картинки, с некоторыми отличиями, задача – найти все отличия. Далее можно сначала дать первую картинку, потом вторую.
- Запомни и нарисуй. Ребенку предъявляется рисунок, состоящий из геометрических фигур, далее убирается. Задача – воспроизвести рисунок.
- Пиктограммы. В начале урока педагог зачитывает слова (или словосочетания), задача – к каждому слову нарисовать картинку. В конце урока ученики должны вспомнить слова к каждому рисунку.
Упражнения на развитие мышления
- Назови одним словом. Предъявляются картинки, которые можно объединить в группы: фрукты, овощи, одежда, посуда, мебель, транспорт, животные и т.д.; для тех, кто умеет читать, используем текстовый вариант;
- Четвертый лишний. Четыре картинки, три из которых можно объединить в группу, и одна, которая не входит в эту группу; для тех, кто читает, используем текстовый вариант;
- Каким бывает? (транспорт, одежда, профессии и т.д.)
- Продолжи ряд. Предъявляется ряд фигур, которые чередуются в определенном порядке, необходимо продолжить ряд, не нарушая заданную закономерность, далее используем числовой ряд, в котором числа изменяются в соответствии с определенной закономерностью (четные в порядке возрастания; числа, делящиеся на два в порядке возрастания, к каждому последующему числу прибавляется 3 (вычитается 2) и т.д.)
- Пропущенное звено: разновидность предыдущего задания, предъявляется ряд, с определенной закономерностью, в котором пропущен один элемент, необходимо его найти. Так же может использоваться в графическом или цифровом варианте.
- Составь предложение – предъявляется 2 (3, 4, 5) слова, не связанных между собой, необходимо составить предложение, используя все заданные слова.
- Аналогии. Задается пример в виде пары слов (пр: учитель-учить), необходимо составить вторую пару по аналогии, выбрав подходящее слово (пр: врач – больной, градусник, лечить, больница);
- Анаграммы, ребусы, загадки;
- Зашифрованное слово.
Профилактика дисграфии и дислексии.
- Назвать предметы по их контурам.
- Назвать недорисованные предметы.
- Назвать перечёркнутые изображения.
- Распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры). Например, предлагаются изображения зайца, цыплёнка и курицы.
- Распределить изображения предметов по их реальной величине. Предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающихся по величине (например: чашка, ведро, кастрюля).
- Подбор картинок к определённому цветовому фону. Детям предлагаются фоны «лужайки» разного цвета, а также картинки с изображением предметов разного цвета: арбуза, огурца, листа, цыплёнка, репы, дыни, мака, помидора, клубники. Даётся задание: положить картинку на свою «лужайку».
- Игра «Геометрическое лото». У детей большие карты. На каждой из карт — геометрическая фигура: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Учитель показывает детям картинки с изображением различных предметов, а они определяют, на что похож по форме соответствующий предмет. Затем изображение предмета кладётся на карту с похожей геометрической фигурой.
- Нахождение заданной фигуры среди двух изображений, одно из которых тождественно предъявленному, второе представляет собой его зеркальное изображение.
- Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.
- Дорисовывание симметричных изображений.
- Составление разрезанных на части картинок.
- Конструирование фигур из спичек, палочек.
- Анализ нелепых картинок.
- Нахождение определённой фигуры среди других.
- Найти определённую букву среди ряда других букв.
- Сравнить одни и те же буквы, написанные разным шрифтом.
- Назвать или написать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями.
- Определить букву в неправильном положении.
- Дописать букву.
- Выделить буквы, наложенные друг на друга.
- Обвести контурные изображения букв.
- На фоне контурных изображений предметов найти «спрятавшиеся» буквы.
- Конструирование печатных и рукописных букв из элементов.
- Реконструирование букв:
- добавляя элементы (сделать из буквы Р букву В);
- уменьшая количество элементов (сделать из буквы Ж букву К);
- изменяя пространственное расположение элементов (сделать из буквы Р букву Ь)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритмы исследовательской работы в начальной школе.
Методическая статья....
Основные направления работы педагогов начальной школы с родителями детей-билингвов (презентация)
Представлена информация об особенностях психологической и языковой ситуации развития детей-билингвов, которая может быть использована в ходе методической работы с родителями в интересах ул...
Рекомендации педагогам начальной школы по работе с агрессивными детьми
В момент проявления агрессии не стоит анализировать ее причины. Об этом следует задуматься, когда все успокоятся, однако нельзя откладывать надолго. Один из важных моментов воспитания — демонстр...
Рекомендации педагогам начальной школы по работе над учебной мотивацией учеников
На каждом уроке учитель влияет на мотивацию ученика. Технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива достижения. Эта технология включает в себя не только соз...
Рекомендации педагогам начальной школы по работе с тревожными детьми
Школьная тревожность – это широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Школьная тревожность – это специфический вид тревожности,...
Семинар-практикум для педагогов начальной школы, реализующих АООП для учащихся с ОВЗ (вариант 7.1), «Анализ уроков в соответствии с ФГОС»
Материал содержит задания для педагогов начальной школы, работающих с детьми с ОВЗ по АООП по варианту 7.1. (семинар-практикум может проводиться в рамках школьного методического объединения учителей н...