индивидуальная адаптированная программа обучение на дому
рабочая программа
индивидуальная адаптированная программа обучение на дому
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_adaptirovannaya_programma_obuchenie_na_domu.docx | 77.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УФИМСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ № 63 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ
УЧАЩЕГОСЯ 5 «Б» КЛАССА
Крюкова Даниила Юрьевича
срок освоения программы: 1 год
Разработала: учитель
Шарипкулова Дилара Рауфовна
Пояснительная записка
Цель программы:
Обеспечение доступного и качественного образования, формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями в условиях современного общества.
Задачи программы:
1. Предложение учащемуся альтернативных способов получения образования в зависимости от состояния его здоровья, возрастных и индивидуальных психолого-физических особенностей.
2. Создание комфортной обстановки для получения учащимся образования.
3. Организация психолого-педагогического сопровождения учащегося.
Ценности программы:
Определение необходимых и достаточных условий для проявления и развития индивидуальности каждого учащегося.
Приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка как активного носителя субъективного опыта в образовательном процессе.
Адресность программы:
Индивидуальная адаптированная образовательная программа создана для учащегося 5 «Б» класса Крюкова Даниила Юрьевича, является ребенком - инвалидом.
Особенности познавательных и психолого-физических возможностей обучающегося:
- Заключение ПМПК: обучение по адаптированной программе для обучающихся с РАС ОВЗ (вариант 8.4)
- Данные о психическом и физическом здоровье обучающегося, Физическое развитие соответствует возрасту. Зрение и слух в норме. Двигательные функции сформированы соответственно возрасту, походка устойчивая. Ведущая рука правая. Ребенок – инвалид
- Характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка: эмоциональное состояние мальчика неустойчивое. Периодически наблюдается кратковременный крик, вокализация. На занятиях часто отвлекается. На замечания реагирует не всегдаРаботоспособность на уроках низкая, быстрая утомляемость.
- Особенности проявления познавательных процессов:
5) Восприятие. Нарушено зрительное и слуховое восприятие, восприятие пространственных отношений практически не сформировано, целостный образ предмета сформирован частично – разрезные картинки собирает с помощью педагога.
- Внимание.Быстро отвлекается, переключение замедленное, трудно привлекаемое, неустойчивое, быстро истощаемое.
- Памятьпреобладает зрительная, кратковременная.
8) Мышление. Преобладает наглядно-действенное. Низкий уровень познавательной активности, низкий объём представлений об окружающем мире, трудности установления причинно-следственных связей, аналитико-синтетическая деятельность практически не сформирована.
- Уровень сформированностиимпрессивной и экспрессивной речи: Речи нет. Сформированнность социально значимых навыков, умений: базовые учебные действия не сформированы. С трудом поддерживает правильную позу на занятии (сидит на стуле непродолжительное время), редко смотрит на говорящего с ним взрослого, действия по подражанию и образцу не выполняет. Не выполняет действия своими руками, не следит за действием своих рук, в ходе занятия взаимодействует с взрослым короткий промежуток времени (несколько минут). Все задания мальчик выполняет с физической помощью взрослого: перекладывает предметы из одной ёмкости в другую, вставляет шарики в отверстие коробки, стаканчики друг в друга, нанизывает кольца на стержень, надавливает на предмет, сжимает его, катает по поверхности стола.
- Коммуникативные возможности: понимание обращённой речи ограниченное (ситуативное). Не реагирует на своё имя. В конкретной ситуации выполняет знакомые речевые инструкции: «Стой!», «Нельзя!», «Встань!», «Сядь!». Не интересуется происходящим вокруг него. Иногда выступает инициатором контакта: берет взрослого за руку, но не обозначает конечной цели взаимодействия с ним. Иногда обращает на себя внимание взрослых пронзительным кратковременным криком.
- Игровая деятельность: не проявляет никакого интереса к игре.
- Интеллектуальные умения (счет, письмо, чтение, содержание представлений об окружающих предметах, явлениях):
Математика: счета нет, цифр не знает.
Письмо: не пишет, не читает, букв не знает.
- Самообслуживание: навыки самообслуживания частично сформированы. Неаккуратно ест, пьет из кружки, пользуется ложкой. В туалет не просится, пользуется подгузниками. При мытье рук нуждается в помощи взрослого. Снимает и надевает отдельные предметы одежды. Трудность представляет застегивание молний, пуговиц. Требуется контроль со стороны взрослого во время приема пищи, туалета, одевания, раздевания.
- Предметно-практическая деятельность: трудность представляет поддержание правильной позы на занятиях. Работает на занятиях 5 - 10 минут, быстро пресыщается, стремится уйти с занятия. Действия с предметами остались на уровне неспецифических манипуляций, захватывает предметы всей рукой. Трудность представляет захват и удержание мелких предметов.
- Потребность в уходе и присмотре, необходимый объем помощи со стороны окружающих (полная/частичная, постоянная/эпизодическая): полная, постоянная.
Содержание индивидуальной адаптированной образовательной программы
Индивидуальная адаптированная образовательная программа разработана на основании адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ Уфимской КШИ № 63. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования базовых учебных действий. Для достижения планируемых результатов обучающихся на дому количество часов сокращено за счет объединения тем.
Все образовательные области представлены соответствующими предметами в соответствии с рекомендациями базисного учебного плана. Обязательная часть учебного плана составлена в соответствии с требованиями учебных программ. Учебно-методическое обеспечение имеется в полном объеме.
Образовательная область «Язык и речевая практика» представлена предметом «Речь и альтернативная коммуникация». Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации. Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:
специально подобранные предметы;
графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы);
алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»),
электронные средства (устройства, записывающие на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.)
Образовательная область «Математика» предметом «Математические представления». Освоение предметной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала:
предметов различной формы, величины, цвета;
изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.,;
оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам;
программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений.
Образовательная область «Окружающий мир» представлена предметами«Окружающий природный мир», «Человек», «Окружающий социальный мир», домоводства. Формирование доступных представлений об окружающем мире и практике взаимодействия с ним в рамках предметной области «Окружающий мир» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительным и животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, живые уголки, расположенные в здании образовательной организации, а также теплицы.
Формирование представлений о себе, своих возможностях в ходе освоения учебного предмета «Человек» (знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми) в рамках данной предметной области происходит с использованием средств, расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт обучающихся, например, сенсорных средств, воздействующих на различные чувственные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на окружающую действительность. Учебный предмет «Человек» предполагает использование широкого спектра демонстрационного учебного материала (фото, видео, рисунков), тематически связанного с социальной жизнью человека, ближайшим окружением. Данные материалы могут использоваться как в печатном виде (книги, фото альбомы), так и в электронном (воспроизведение записи с носителя электронной информации). Для освоения социальных ролей и общепринятых правил в процессе обучения используются различные ролевые игры, для которых в арсенале учебно-дидактических средств необходимо иметь игрушки, игровые предметы и атрибуты, необходимые в игровой деятельности детей: мебель, посуда, транспорт, куклы, костюмы и т.д
Учебный предмет «Домоводство» предусматривает:
- дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы; изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья, глажения белья и др.
- Оборудование: кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др стиральная машина, , бытовая техника (чайник электрический, блендер, комбайн, утюг, фен, пылесос, уборочный инвентарь (тяпки, лопаты, грабли), тачки, лейки и др.
Планируемые результаты учебных предметов их содержание и тематическое планирование представлены в рабочих программах, которые являются неотъемлемой частью индивидуальной адаптированной образовательной программы.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения индивидуальной адаптированной образовательной программы.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения Индивидуальной АОП призвана решить следующие задачи: закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий; обеспечивать комплексный подход к оценке результата освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов; предусматривать оценку достижений и оценку эффективности деятельности образовательной организации; позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Безоценочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибалльная форма как количественного выражения результата оценочной деятельности.
Индивидуальный учебный план
Индивидуальный учебный план обеспечивают введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 (далее - Стандарт), определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения) в соответствии с СанПиН 2.4.2.3648-20 от 28 сентября 2020г.
ТМНР
Предметные области | Условия и форма учебные обучения предметы | Количество часов | ||||
Индивид. занятия с учителем | Занятия в группах | Занятия в условиях класса | Заочно | Итого | ||
1.Язык и речевая практика | 1.1 Речь и альтернативная коммуникация | 2 | 2 | |||
2.Математика | 2.1.Математические представления | 2 | 2 | |||
3.Окружающий мир | 3.1 Окружающий природный мир | 1 | 1 | 2 | ||
3.2 Человек | 1 | 1 | 2 | |||
3.3. Домоводство | 1 | 1 | 2 | |||
3.4. Окружающий социальный мир | 1 | 1 | 2 | |||
4.Искусство | 4.1.Музыка и движение | |||||
4.2.Изобразительная деятельность | ||||||
5.Физическая культура | 5.1.Адаптивная физическая культура | 1 | 1 | |||
Коррекционные курсы | 1. Сенсорное развитие | 1 | 1 | |||
2. Предметно-практические действия | 1 | 1 | ||||
3. Двигательное развитие | ||||||
4. Альтернативная коммуникация | 1 | 1 | ||||
Внеурочная деятельность | 2 | 1 | ||||
Итого | 8 | 6 | 4 | 18 |
Контроль состояния системы условий реализации
Контроль состояния системы условий реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы осуществляется на основе внутришкольногоконтроля, мониторинга выполнения учебных программ, учебного плана; анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации.
Согласовано Родитель (законный представитель) _________________________________ «___» ________ 20___ г. |
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
Личностные результаты:
- развитие речи как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка;
- овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
- умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения по предмету «Речь и альтернативная коммуникация», готовность их применения.
- умение принимать партнера по коммуникации. Умение воспринимать обращения через тактильные, зрительные, слуховые раздражители;
- умение обращать внимание на другого человека и получение ответа на внимание;
- умение согласиться на контакт и отказаться от контакта, установление контакта доступным способом;
- умение распознавать, что поступает сообщение, умение высказываться (вербально или невербально);
- умение воспринимать речевое обращение и реагировать на него. Внимание к речевому обращению и реагирование на него доступным образом (изменение поведения, поворот лица и т.д.). Умение получать вербальные ответы на свои сообщения (в том числе невербальные);
- умение различать голос и прочие шумы. Умение узнавать голоса знакомых людей;
- умение реагировать на имя, просьбу, запрет.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
Основное содержание учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация" представлено двумя направлениями, в каждом из которых содержатся тематические блоки. Блоки включают задачи формирования у обучающихся специфических умений, связанных с овладением доступных обучающемуся средств коммуникации, васпекте развития импрессивной и экспрессивной речи, интереса к чтению коротких произведений с рассматриванием иллюстраций, использования пишущих предметов по назначению. Сформированные умения могут рассматриваться как коммуникативная готовность обучающихся к усвоению программного материала.
Структура каждого занятия состоит из двух основных разделов: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Методы обучения основаны на игровых приемах с использованием пальчиковых игр для развития ручной и мелкой моторики, игр на развитие слухового внимания и фонематического слуха, интереса к прослушиванию коротких текстов, рассматриванию иллюстраций.
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» как систематический курс включает 2 раздела:
– коммуникация,
– развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,
Коммуникация.
Установление зрительного контакта с взрослыми. Реагирование на собственное имя.
Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребёнка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящими (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. И т.д. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Прощание с собеседником.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия.
Формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количество объектов / субъектов. Понимание слов, обозначающих места расположения объектов / субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.). Понимание слов, указывающих на объекты / субъекты (я, ты, мой, свой, это и т.д.). Понимание словосочетаний, простых предложений. Понимание обобщающих понятий (по возможности).
Экспрессивная речь. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов, слов. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение субъектов, объектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих количество объектов / субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих места расположения объектов / субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.). Употребление слов, указывающих на объекты / субъекты (я, ты, мой, свой, это и т.д.). Развитие слухового внимания и слухового восприятия.
Формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов |
Здравствуй, школа!Установление зрительного контакта с собеседником | 2 | |
Выражение согласия жестом (кивок головы), словом «да». | 2 | |
Выражение несогласия жестом (покачать головой из стороны в сторону), словом «нет». | 2 | |
Узнавание буквы Аа | 2 | |
Конструирование буквы Аа | 2 | |
Выделение буквы Аа | 2 | |
Узнавание буквы Оо | 2 | |
Слова со звуком О. Выделение в слове звука. | 2 | |
Называние слов со звуком О | 2 | |
Конструирование буквы Оо | 2 | |
Выделение буквы Оо | 2 | |
Обводка по шаблону геометрических фигур | 2 | |
Повторение пройденного материала | 2 | |
Подбор картинок на сюжет сказки «Колобок» | 2 | |
Узнавание буквы Уу | 2 | |
Конструирование буквы Уу | 2 | |
Выделение буквы Уу | 2 | |
Имитация звуков окружающей среды речевымизвуками. | 2 | |
Выделение звукаМм, соотнесение с буквойМм | 2 | |
Слова со звуком Мм.Выделение в слове звука. | 2 | |
Определение местоположения звука М в слове | 2 | |
Узнавание буквыМм | 2 | |
Рисование фигур по трафарету, контуру с последующим раскрашиванием | 2 | |
Подбор картинок на сюжет сказки «Репка» | 2 | |
Выделение звукаСс, | 2 | |
Выделение звукаСс, соотнесение с буквой С с | 2 | |
Узнавание буквы Сс | 2 | |
Конструирование буквы Сс | 2 | |
Печатание элементов изученных букв | 3 | |
Печатание изученных букв | 3 | |
Обобщение изученного материала. Повторение. | 2 |
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
Личностные результаты:
- формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
- развитие собственной активности ребенка;
-формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
-формирование и развитие целенаправленных действий;
-развитие планирования и контроля деятельности;
-развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения по предмету «Математические представления», готовность их применения.
1. Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
2. Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.
Умение обозначать арифметические действия знаками.
Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
Материал предмета «Математические представления» представлен следующими содержательными линиями:
№ п/п | Содержательная линия | Коррекционно - развивающие задачи |
1 | Название раздела | Содержание учебного предмета, курса. |
2 | Повторение материала 4 класса | Вначале учебного года повторяется материал, пройденный в предыдущий год обучения. Повторение проводится в процессе различных видов деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, элементарной трудовой, связанной с бытом и деятельностью людей. |
3 | Количественные представления | «Количественные представления»: нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 6). Определение места числа (от 0 до 6) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, …, 6) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 |
4 | Представления о форме | «Представления о форме»: узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). |
5 | Представления о величине | «Представления о величине»: различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. |
6 | Пространственные представления | «Пространственные представления»: ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Повторение геометрического материала. Круг, квадрат. Треугольник. | 1 |
2 | Числа и цифры1-3. | 2 |
3 | Числовой ряд. Прямой и обратный счет. | 1 |
4 | Сложение и вычитание в пределах 3. | 2 |
5 | Порядковые числительные «первый», «второй». «третий» | 1 |
6 | Число и цифра 4. | 1 |
7 | Числовой ряд. Прямой и обратный счет. | 1 |
8 | Сложение и вычитание в пределах 4 | 2 |
9-10 | Геометрические тела: «шар», «куб». | |
11 | Соотнесение формы предметов с геометрическими телами | 1 |
12-13 | Понятие геометрической фигуры (отрезок, линия, треугольник) по точкам. | 2 |
14-15 | Понятие геометрической фигуры: квадрат, прямоугольник, круг по точкам. | 2 |
16 | Понятие о величине: одинаковые, равные по величине | 1 |
17 | Понятие о длине: длинный – короткий | 1 |
18 | Понятие о ширине: широкий - узкий | 1 |
19 | Понятие о высоте: высокий - низкий | 1 |
20-21 | Сравнение предметов по высоте, длине, ширине. | 2 |
22-24 | Число и цифра 5. | 3 |
25-27 | Числовой ряд. Прямой и обратный счет. | 3 |
28-30 | 3 | |
31-33 | Число и цифра 6. | 3 |
34-36 | Числовой ряд. Прямой и обратный счет. | 3 |
36-38 | Повторение пройденного материала | 3 |
39 | Повторение пройденного материала | 3 |
40 | Временные представления: рано – поздно. | 1 |
41 | Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день. | 1 |
42 | Временные представления: быстро - медленно. | 1 |
43 | Сравнение предметов по массе: тяжёлый – лёгкий. | 1 |
44 | Сравнение групп предметов: много – мало – несколько. | 1 |
45 | Сравнение групп предметов: один – много, ни одного. | 1 |
46 | Временные представления: давно – недавно. | 1 |
47 | Временные представления: молодой – старый. | 1 |
48 | Сравнение предметов: больше – меньше, столько же, одинаковое количество. | 1 |
49-50 | Положение предметов в пространстве: слева – справа. между, в середине. | 2 |
51-52 | Положение предметов в пространстве: вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под | 2 |
53 | Временные представления: быстро - медленно. | 1 |
54-55 | Время суток: утро, день, вечер. | 2 |
56-57 | Числовой ряд. Прямой счёт 1-6 | 2 |
58-59 | Числовой ряд. Обратный счёт | 2 |
60 | Повторение пройденного материала | 2 |
61 | Повторение пройденного материала | 2 |
62 | Контрольная работа | 2 |
63 | Работа над ошибками | 1 |
64 | Повторение пройденного материала | 1 |
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
Личностные результаты:
- формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
- формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
- развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения по предмету «Окружающий природный мир», готовность их применения.
1. Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям
Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
Представления об объектах неживой природы
Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
Интерес к объектам живой природы.
Представления о животном и растительном.
Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.
2. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
Интерес к объектам живой природы.
Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
3. Элементарные представления о течении времени.
Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
Программный материал представлен следующими разделами: «Временные представления», «Животный мир», «Объекты природы», «Растительный мир».
Растительный мир.
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Травы полезные и травы опасные.
Животный мир.
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц — кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Объекты природы.
Солнце и Луна. Планета и звезды.
Глобус – модель Земли.
Исследование природных объектов. Вода. Свойства воды.
Исследование природных объектов. Песок. Свойства песка.
Исследование природных объектов. Земля и глина. Сходства и различия.
Исследование природных объектов. Камешки. Свойства и внешний вид камней.
Временные представления.
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер. Продолжение наблюдений за погодой, их описание. Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов |
Осень. Осенние месяцы | 2 | |
Растения осенью. Животные осенью. | 2 | |
Зима. Зимние месяцы. | 2 | |
Растения зимой. Поведение животных зимой | 2 | |
Весна. Весенние месяцы. | 2 | |
Растения весной Животные весной. | 2 | |
Лето. Летние месяцы. | 2 | |
Растения летом. Животные летом. | 2 | |
Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. | 2 | |
Дни недели. | 2 | |
Части суток. Соотнесение частей суток с видами деятельности. | 2 | |
Растения. Сравнение растений. Дерево, куст, трава. | 2 | |
Части дерева. Корень, ствол, ветки, листья. | 2 | |
Части дерева. Плоды и цветы. | 2 | |
Растения сада. Фруктовые Внешний вид, распознавание. Плоды. | 2 | |
Растения сада. Ягодные кустарники Внешний вид, распознавание. Ягоды. | 2 | |
Лес. Растения леса. | 2 | |
Лесные и полевые цветы. | 2 | |
Садовые цветы. Многолетние и однолетние. | 2 | |
Грибы. Съедобные и несъедобные. | 2 | |
Семена. Шишки. | 2 | |
Орехи и жёлуди. | 2 | |
Дикие животные. | 2 | |
Дикие обитатели леса: кабан. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. | 2 | |
Дикие обитатели леса: заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши | 2 | |
Домашние животные: свинья. Внешний вид, питание, детёныши. | 2 | |
Домашние животные: корова. Внешний вид, питание, детёныши. | 2 | |
Сравнение диких и домашних животных | 2 | |
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. | 2 | |
Насекомые. | 2 | |
Бабочки. | 2 | |
Солнце и Луна. | 2 | |
Планета и звезды. | 2 | |
Глобус – модель Земли. | 2 | |
Воздух. Значение воздуха. | 2 | |
Ветер. Направления ветра. | 2 | |
Исследование природных объектов. Песок. | 2 |
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК»
Личностные результаты:
- формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
- развитие собственной активности ребенка;
- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
- развитие планирования и контроля деятельности;
- развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения по предмету «Человек», готовность их применения.
1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
Представление о собственном теле.
Отнесение себя к определенному полу.
Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.
Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.
2. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
Интерес к объектам живой природы.
Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
3. Элементарные представления о течении времени.
Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК»
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Программа представлена следующими разделами: «Представление о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».
Представление о себе.
Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Называние своего имени и фамилии, сообщение сведений о себе. Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица. Знание внутреннего строения человека.
Гигиена тела.
Гигиена рук. Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Подстригание ногтей ножницами. Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица. Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой. Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос. Мытье ушей. Чистка ушей. Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела.
Одевание и раздевание.
Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер рубашка, майка, трусы, платье, брюки, носки (колготки). Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей предметов одежды. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная). Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, платок). Знание назначения головных уборов. Различение сезонных головных уборов Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия.
Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка). Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка). Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк). Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог). Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например: надевание колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты). Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды.
Прием пищи.
Сообщение о желании пить. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование ножа и вилки во время приема пищи: отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.
Семья.
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. | 2 |
2 | Части тела. Голова и её значение. | 2 |
3 | Части тела. Руки и их значение. | 2 |
4 | Рука, локоть, кисть, пальцы | 2 |
5 | Застегивание и расстёгивание пуговиц. Практическая работа. | 2 |
6 | . Части тела. Ноги и их значение. | 2 |
7 | Нога, колено, стопа | 2 |
8 | Завязывание шнурков. Практическая работа | 2 |
9 | Части лица. Глаза, нос, рот. | 2 |
10 | Глаза- органы зрения. Бережное отношение к глазам | 2 |
11 | Нос- орган обоняния. Пиктограмма «нос». | 2 |
12 | Уход за ушами. | 2 |
13 | Рот- орган вкуса. Пиктограмма «рот». | 2 |
14 | Средства гигиены: зубная паста, зубная щётка. | 2 |
15 | Кожа- орган осязания. | 2 |
16 | Соблюдение гигиенических норм и правил. | 2 |
17 | Повторение пройденного материала | 2 |
18 | Человек. Пол, возраст, имя, фамилия. | 2 |
19 | Я и моя семья. | 2 |
20 | Моя семья. Работа с фотографиями и иллюстрациями. Пиктограмма «мама», «папа». | 2 |
21 | Я и моя семья. Пиктограмма «бабушка», «дедушка» | 2 |
22 | Пиктограмма «брат», «сестра». | 2 |
23 | Моя семья. Обязанности в семьи. | 2 |
24 | Моя семья. Я помощник мамы, бабушки | 2 |
25 | Повторение пройденного материала | 2 |
26 | Навык пользования столовыми приборами | 2 |
27 | Столовые приборы: ложка, вилка. Назначение, применение. | 2 |
28 | Практическая работа: «Правила пользования столовыми приборами». | 2 |
29 | Посуда: тарелка, чашка. Форма. | 2 |
30 | Сравнение посуды по признакам. | 2 |
31 | Нож. Опасности при использовании столовых приборов. | 2 |
32 | Вилка. Навык пользования столовыми приборами. | 2 |
33 | Сюжетно-ролевая игра «Маша обедает». | 2 |
34 | Лепка. Столовые приборы. | 2 |
35 | Питание. Алгоритм приема пищи. Работа с пиктограммами | 2 |
36 | Практическая работа. Сервировка стола. Я принимаю гостей | 2 |
37 | Повторение пройденного материла | 2 |
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР»
Личностные результаты:
Личностными результатами освоения предмета обучающихся являются:
Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира), развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения.
Предметные результаты:
1) Представления о мире, созданном руками человека
Интерес к объектам, созданным человеком.
Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
Умение находить друзей на основе личных симпатий.
Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.
Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
5) Представления об обязанностях и правах ребенка.
Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.
Представления об обязанностях учащегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др.
6) Представление о стране проживания Россия.
Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.
Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).
Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР»
Программный материал представлен следующими разделами: «Школа», «Предметы быта», «Квартира, дом, двор».
Школа.
Знание назначения школьных принадлежностей
Предметы быта.
Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комодУзнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож
Квартира,дом,двор.
Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон)
Транспорт
. Водный транспорт, космический транспорт. Профессии людей, работающих на транспорте.
8.2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Назначение помещений школы. | 3 |
2 | Распорядок дня школьника. | 3 |
3 | Школьные принадлежности (действия с ними). Тетрадь, карандаш, ручка , книга | 3 |
4 | Школьные принадлежности (действия с ними). Игра «Собери портфель» | 3 |
5 | Квартира. Ориентация в помещениях | 3 |
6 | Части дома (крыша, стена, окно, дверь, пол) | 3 |
7 | Дом и квартира. Сходство и различие. | 3 |
8 | Мебель в квартире, предметы интерьера. Предметы посуды | 3 |
9 | Я - пассажир. | 3 |
10 | Виды транспорта (наземный, воздушный, водный) | 3 |
11 | Городской общественный транспорт. (троллейбус, автобус, трамвай). | 3 |
12 | Профессии людей, работающих на транспорте. | 3 |
13 | Правила поведения в общественном транспорте. | 3 |
14 | Я - пешеход | 3 |
15 | Безопасность на улице и на дороге | 3 |
16 | Бытовые электроприборы (телевизор). Правила безопасности при пользовании электроприборами | 3 |
17 | Бытовые электроприборы (утюг, лампа). Правила безопасности при пользовании электроприборами | 3 |
18 | Электробытовые приборы ( электрический чайник, фен).Правила безопасности при пользовании электроприборами. | 3 |
19 | Электробытовые приборы ( пылесос).Правила безопасности при пользовании электроприборами. | 3 |
20 | Электробытовые приборы ( холодильник).Правила безопасности при пользовании электроприборами. | 3 |
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ДОМОВОДСТВО»
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся сумеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2)
результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетомособенностей его психофизического развития и особых образовательныхпотребностей. В связи с этим требования к результатам освоенияобразовательных программ представляют собой описание возможныхрезультатов образования данной категории обучающихся. Основныможидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичьмаксимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими ифизическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач,включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное ипланомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальныхконтактов.
Требования к результатам освоения АООП ООрассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся.
Требования устанавливаются к результатам:
личностным, включающим сформированность мотивации кобучению и познанию, социальные компетенции, личностныекачества;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходеизучения учебного предмета опыт специфической для даннойпредметной области деятельности по получению нового знания иего применению.
Личностные результаты включают:
1. основы персональной идентичности, осознание своейпринадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
2. социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместнойдеятельности;
3. формирование социально ориентированного взгляда наокружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной исоциальной частей;
4. формирование уважительного отношения к окружающим;
5. овладение начальными навыками адаптации в динамичноизменяющемся и развивающемся мире;
6.освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
7. развитие самостоятельности и личной ответственности за своипоступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятыхправилах;
8. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9.развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам другихлюдей;
10. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками вразных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находитьвыходы из спорных ситуаций;
11. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению кматериальным и духовным ценностям.
Возможные (примерные)предметные результаты по предмету «ДОМОВОДСТВО»:
1. умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.;
2. умение соблюдать технологическиепроцессы в хозяйственно - бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.;
3. умение соблюдать гигиенические исанитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения;умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности;
4. умение эффективно взаимодействовать с окружающими в соответствии с нормами общежития;
5. умение принимать помощь окружающих.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ДОМОВОДСТВО»
Покупки
Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в магазине. Соблюдение последовательности действий при взвешивании товара: складывание продукта в пакет, выкладывание товара на весы, нажимание на кнопку, приклеивание ценника к пакету с продуктом. Складывание покупок в сумку. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, ожидание во врем я пробивания кассиром товара, оплата товара, предъявление карты скидок кассиру, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку. Раскладывание продуктов в места хранения.
Обращение с кухонным инвентарем
Обращение с посудой. Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи(кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Узнавание (различение)кухонных принадлежностей (терка, венчик, овощечистка, разделочная доска, шумовка, дуршлаг, половник, лопаточка, пресс для чеснока, открывалка и др.). Различение чистой и грязной посуды. Очищение остатков пищи с посуды. Замачивание посуды. Протирание посуды губкой. Чистка посуды. Ополаскивание посуды. Сушка посуды. Соблюдение последовательности действий при мытье и сушке посуды: очищение посуды от остатков пищи, замачивание посуды, намыливание посуды моющим средством, чистка посуды, ополаскивание, сушка. Хранение посуды.
Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов. Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола. Соблюдение последовательности действий при сервировке стола: накрывание стола скатертью, расставление посуды, раскладывание столовых приборов, раскладывание салфеток, расставление солонок и ваз, расставление блюд.
Уход за вещами
Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства. Замачивание белья. Стирка белья. Полоскание белья. Выжимание белья. Вывешивание белья на просушку. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке: наполнение емкости водой, выбор моющего средства, определение количества моющего средства, замачивание белья, стирка белья, полоскание белья, выжимание белья, вывешивание белья на просушку.
Машинная стирка. Различение составных частей стиральной машины(отделение для загрузки белья, контейнер для засыпания порошка, панель с кнопками запуска машины и регуляторами температуры и продолжительности стирки). Сортировка белья перед стиркой (например):белое и цветное белье, хлопчатобумажная и шерстяная ткань, постельное и кухонное белье. Закладывание и вынимание белья из машины. Установка программы и температурного режима. Мытье и сушка машины. Соблюдение последовательности действий при машинной стирке: сортировка белья перед стиркой, закладывание белья, закрывание дверцы машины, засыпание порошка, установка программы и температурного режима, запуск машины, отключение машины, вынимание белья.
Глажение утюгом. Различение составных частей утюга (подошва утюга, шнур, регулятор температуры, клавиша пульверизатора). Соблюдение последовательности действий при глажении белья: установка гладильной доски, выставление температурного режима, подключение утюга к сети, раскладывание белья на гладильной доске, смачивание белья водой, движения руки с утюгом, складывание белья. Складывание белья и одежды. Вывешивание одежды на «плечики».
Уход за обувью
Соблюдение последовательности действий при мытье обуви: намачивание и отжимание тряпки, протирание обуви влажной тряпкой, протирание обуви сухой тряпкой. Просушивание обуви. Соблюдение последовательности действий при чистке обуви: открывание тюбика с кремом, нанесение крема на ботинок, распределение крема по всей поверхности ботинка, натираниеповерхности ботинка, закрывание тюбика с кремом
Уборка помещения
Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Соблюдение последовательности действийпри мытье поверхностей мебели: наполнение таза водой, приготовлениетряпок, добавление моющего средства в воду, уборка предметов споверхности, вытирание поверхности, вытирание предметов интерьера, раскладывание предметов интерьера по местам, выливание использованнойводы.
Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок.Соблюдение последовательности действий при подметаниипола: сметаниемусора в определенное место, заметание мусора на совок,высыпание мусорав урну. Различение основных частей пылесоса. Подготовкапылесоса кработе. Чистка поверхности пылесосом. Соблюдениепоследовательностидействий при уборке пылесосом: подготовка пылесоса к работе, установкарегулятора мощности, включение (вставление вилки в розетку; нажатиекнопки), чистка поверхности, выключение (поворот рычага; нажатие кнопки;вынимание вилки из розетки), отсоединение съемных деталей пылесоса. Соблюдение последовательности действий при мытье пола:наполнениеемкости для мытья пола водой, добавление моющего средства в воду,намачивание и отжимание тряпки, мытье пола, выливаниеиспользованнойводы, просушивание мокрых тряпок.
Уборка территории
Уборка бытового мусора. Подметание территории. Сгребание травы илистьев. Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. Уход за уборочныминвентарем.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Правила гигиены и безопасной работы во время уборки бытового мусора | 2 |
2 | Уборка бытового мусора | 2 |
3 | Уборка палок и веток | 2 |
4 | Чистка подошвы обуви от грязи об металлическую решетку | 2 |
5 | Протирание пыли с поверхности обуви сухой салфеткой | 2 |
6 | Протирание пыли с поверхности обуви влажной салфеткой | 2 |
7 | Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) | 2 |
8 | Расстановка столовой посуды | 2 |
9 | Расстановка столовых приборов | 2 |
10 | Уборка столовой посуды после приема пищи | 2 |
11 | Ориентация в расположении отделов магазина, кассы (экскурсия в магазин) | 2 |
12 | Нахождение нужного товара в магазине (экскурсия в магазин) | 2 |
13 | Складывание покупок в сумку | 2 |
14 | Раскладывание продуктов в места хранения совместно со взрослыми | 2 |
15 | Вытирание поверхности мебели сухой салфеткой | 2 |
16 | Вытирание поверхности мебели влажной салфеткой | 2 |
17 | Мытье парт | 2 |
18 | Мытье стульев | 2 |
19 | Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок | 2 |
20 | Посыпание дорожек песком | 2 |
21 | Складывание спортивной формы. Укладывание спортивной формы в пакет | 2 |
22 | Наведение порядка в портфеле | 3 |
23 | Протирание поверхности стола влажной салфеткой | 3 |
24 | Расстановка столовой посуды и столовых приборов | 2 |
25 | Уборка посуды после приема пищи совместно со взрослыми | 2 |
26 | Мытье парт | 3 |
27 | Мытье стульев | 3 |
28 | Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок | 2 |
29 | Сбор бытового мусора | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная образовательная программа обучения на дому 2 класс
Индивидуальная образовательная программа создана для учащегося 2 класса, имеющей отклонения здоровья, ребенок - инвалид.Учебный план составлен на основе Письма Министерства народного образования РСФСР...
Экзаменационные билеты по трудовому обучению в 9 классе ( специальная (коррекционная) программа «Обучение на дому» 8 вида)
Билеты по трудовому обучению для выпускников общеобразовательных учреждений с ограниченными возможностями здоровья...
Индивидуальные адаптированные программы для обучения ребенка-инвалида СКК VIII вида – сложный дефект.
Программы для обучения ребенка-инвалида СКК VIII вида – сложный дефект....
Адаптированные рабочие программы обучения на дому для 4 класса ( 7 вида)
Мною разработаны адаптированные программы по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру для 4 класса 7 вида по ФГОС. Я думаю, этот материал будет полезен учителям, которые рабо...
Индивидуальная рабочая программа обучения на дому для учащегося 3 класса (ТУО)
Индивидуальная рабочая программа обучения на дому для учащегося3 класса (ТУО) 2016– 2017 учебный год.Составлена на основе программ для специальных (коррекционных) общеобразовательных...
Индивидуальный учебный план обучения на дому ученицы 2 «Б» класса СИПР
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СТРУКТУРА СИПР...
Индивидуальная образовательная программа обучения на дому 1 класс
Индивидуальная образовательная программа обучения на дому1 класс...