Работа со слабоуспевающими и отстающими детьми.
консультация
Работа со слабоуспевающими и отстающими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_so_slabouspevayushchimi.docx | 41.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа со слабоуспевающими и отстающими детьми.
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
- пропуски занятий по болезни;
- слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
- задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
- педагогическая запущенность - отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения( низкая техника чтения, техника письма, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др);
- прогулы.
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
на 2018- 2019 учебный год.
На заседаниях школьных методических объединений обязательно следует обсуждать вопросы работы со слабыми учащимися и обмениваться опытом.
Рекомендации: Необходимо создать характеристику неуспевающего учащегося, выяснить причины, наметить пути создания успешности для этих учащихся, работать в контакте учащийся, преподаватель, родители.
Методические рекомендации УО для работы со слабоуспевающими учащимися
Признаки отставания - начало неуспеваемости учащихся
- Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
- Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
- Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
- Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
- Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.
Основные способы обнаружения отставаний учащихся
- наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
- вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
- обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.
Основные признаки неуспеваемости учащихся
- Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.
- Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков.
- Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.
Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику
- Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.).
- Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
- Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
- Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
- Различные формы взаимопомощи.
- Дополнительные занятия с учеником учителя.
Меры предупреждения неуспеваемости ученика
- Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
- Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
- Индивидуальный подход к учащемуся.
- Специальная система домашних заданий.
- Усиление работы с родителями.
- Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.
Памятка для работающих с неуспевающими учениками
- Фамилия, имя, отчество ученика.
- Класс.
- По каким предметам не успевает.
- Поведение ученика.
- Причины, которые привели к плохой успеваемости.
- Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия)
используют в работе с учеником.
- Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика.
- Сколько времени уже длится эта работа.
- Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Профилактика неуспеваемости
1. При опросе слабоуспевающим школьникам даётся примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель должен чаще обращаться к ним с вопросами на понимание, привлекать их в качестве помощников, стимулировать вопросы учеников при затруднении в освоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы слабоуспевающим даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания, при необходимости предлагаются карточки консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения нового. Объём домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
работа с отстающими детьми
Как спланировать урок, чтобы было комфортно каждому и даже слабому....
Работа со слабоуспевающими и отстающими детьми.
В этой статье рассказывается как надо работать со слабыми детьми, приведён план работы с такими детьми и описаны мероприятия по предупреждению ошибок....
Нетрадиционный подход в работе с умственно отсталыми детьми. (из опыта работы)
Данный материал включает методы и приемы работы с детьми с умственной отсталостью....
Работа с отстающими детьми
Каждому учителю приходится встречаться с учащимися, которые испытывают большие трудности при усвоении учебного материала. Для слабоуспевающих ребят характерен низкий уровень выполнения учебных и ...
Работа с отстающими детьми в начальной школе.
Работа с отстающими детьми в начальной школе....
Работа с отстающими детьми в начальной школе.
Выступление на педсовете....
«Эффективные приемы работы с отстающими детьми»
Каждому учителю приходится встречаться с учащимися, которые испытывают большие трудности при усвоении учебного материала. Для слабоуспевающих ребят характерен низкий уровень вы...