Работа с отстающими детьми в начальной школе.
статья (3 класс)

Выступление на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на педсовете.42.26 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С ОТСТАЮЩИМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

       Каждому учителю приходится встречаться с учащимися, которые испытывают большие трудности при усвоении учебного материала.

       Для слабоуспевающих ребят характерен низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, недостатки в развитии познавательных интересов, повышенная отвлекаемость, инертность, пассивность, неустойчивое внимание.

      Работа учителя со слабоуспевающими учениками обычно сводится к проведению индивидуальных и дополнительных занятий, путем дополнительного объяснения, многократных повторений, заучиванием правил, тем самым создается дополнительная нагрузка на ученика. Так и я попыталась построить свою работу. Но заметила, что при таком методе работы, добиться успеха невозможно. Ребенок устает, выполняет задание механически, у него порождаются негативные чувства, эмоции, закрепляется чувство неуверенности в своих возможностях.

                           Формы и методы работы со слабоуспевающими:

  • Личностно – ориентированный подход: обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда — это дифференцированные тренировочные задания, работа по выбору.
  • Организовывать систематическую проверку знаний и умений. Только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Каждый учебный модуль завершать контролем знаний на усвоение.
  • Для учёта знаний учащихся школьный журнал не достаточен. Поэтому необходим мониторинг на все годы обучения предмета, в котором по основным разделам-темам учитывать теоретические знания и практические навыки учащихся на день зачёта по теме.
  • Для дополнительных занятий удобны «карточки помощи». Это образец задания с решением и аналогичное задание. К типовым задачам составить алгоритмы решения.

Прилежание связано с уверенностью на успех, поэтому необходимо создать ситуацию успеха.

     

                         Методы развития положительной мотивации учения:

  • интерес к предмету;
  • задания с условием, отражающим важное практическое применение;
  • материал важный для будущей жизни;

Проанализировав данную ситуацию, выявила следующие проблемы учебной деятельности учащихся:

        - дети испытывают трудности при письме, допуская замену, перестановку букв и слогов («шапка» - «шапка»); добавляют или пропускают гласные буквы («трава» - «тарава», «улица» - «улца»)

        - неряшливое письмо, грязь в тетрадях, несоблюдение строки;

        - низкая скорость чтения; «механическое» чтение, затруднения в пересказе; чтение конца слов с искажениями, неумение обосновывать смысл пословиц, поговорок;

        - допущение орфографических ошибок (зная правила, не умеют его применить на письме);

        - не любят работать самостоятельно, предпочитают легкий путь – списывание с доски.

        Изучив состояние проблемы, лучший опыт работы передовых психологов: во-первых, попыталась выявить ряд трудностей и причины их возникновения,

во-вторых, подобрать материал для занятий с детьми, с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к каждому учащемуся.

        

Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения школьников. Под его влиянием, слабые ученики начинают работать более продуктивно. Немаловажно, чтобы уроки проходили интересно, насыщенно. Детям со слабой успеваемостью требуется больше наглядности, игровых моментов, тогда будет проявляться и интерес к учебе.

1.. Каждый учитель знает, как важна организация учебной деятельности. Поэтому стараюсь задать хороший темп урока, четкость, доступность, разнообразие видов и форм заданий. Для этого использую следующие приемы:

Сообщение темы.  Постановка целей урока.

Самым ценным и значимым, является постановка целей урока самими детьми. Неуспевающему ученику трудно запомнить тему урока, а тем более цели и задачи. Чаще всего ему это не интересно. Рекомендую применить «портфель знаний»  который берем с собой на каждом уроке В нем три кармашка с карточками:

     1 – «мы узнаем»,

     2 – «будем развивать»,

     3 – «воспитываем в себе».

                Сообщив тему урока, спрашиваю: «Ребята, что нам необходимо взять с собой в страну знаний?» Достаю поочередно карточку из каждого кармашка, а обучающиеся сами ставят цели и задачи урока. Этот прием помогает детям чувствовать себя увереннее, ответственнее.

Слабоуспевающим ученикам сложно запомнить правила. На уроках использую шпаргалки-запоминалки. 

В начальной школе необходим навык беглого чтения.

         Рекомендую использовать наборы карточек от простого к сложному. Ежедневно использую эти карточки, как жужжащее чтение. Карточки необходимо прочитывать по вертикали, затем по горизонтали. Происходит зрительное закрепление букв, устойчивое их восприятие, увеличивается темп чтения (рис.15, приложение № 2).

        Важно читать не только быстро, но, самое главное, выразительно.

        Задание «Читай по правилу»

 направлено для развития произвольного внимания, для замедления темпа речи. Задания могут быть разные (например: пропускать при чтении каждое второе слово, чтение текста через слово и т.п.) ВАЖНО: тексты должны быть несложные, по объему небольшие.

        Можно использовать чтение по ролям, ставить инсценировку сказок. Ребята раскрепощаются, стараются произносить текст выразительно.

   Послушаем « Тишину»

Как правило, слабоуспевающие дети быстро утомляются, начинают отвлекаться на посторонние предметы, становятся пассивными. Рекомендую использовать следующий прием:

Как только замечаю, что дети устали, начинают создавать шум в классе, предлагаю пригласить в гости «царицу Тишину». Класс замирает. Дети садятся удобно, закрывают глазки, отдыхают.

Также предлагаю использовать «облачко настроения»

Если в классе начинается посторонний шум, тихонько вывешиваю на доске «облачко настроения». (Изображение облачка с двух сторон. С одной стороны – слезки- дождик, с другой – улыбка). «Смотрите, ребята, погода в классе портится. Кажется, дождик собирается». Как только ребята успокаиваются, меняю облачко на другую сторону.         Такие небольшие приемы помогают настраивать ребят на организацию учебной деятельности, способствуют концентрации внимания.

        

ВЫВОД:

        Каждому педагогу хочется, чтобы ребенок хорошо учился. Для этого необходимо придерживаться четырех важных правил:

        1. Заинтересованность в процессе обучения;

        2. Психологический комфорт,

        3. Включение в учебную работу всех учеников, активизация инициативы детей;

        4. Творческий подход, мастерство учителей, работающих с детьми

        

Работа со слабоуспевающими. Выступление на педсовете.

В последнее время психологи и педагоги отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Актуальная проблема школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

Как правило, слабоуспевающие учащиеся приходят к нам в среднее звено из начальной школы, думаю, что там работа по выявлению причин и преодоление отставания по предметам ведется постоянно, но, тем не менее, такие учащиеся остаются. Самое интересное, что они так и остаются за редким исключением неуспевающими в среднем и старшем звене. Конечно, появляются и новые, но мало. Я предлагала провести исследование по слабоуспевающим: ответить на вопрос, увеличивается или уменьшается количество слабоуспевающих по сравнению с начальной школой и причины этой слабой успеваемости. По-моему, очень хорошая тема для анализа работы.

Мне кажется, что работа со слабоуспевающими должна вестись во внеурочное время, так как в основном причина отставания в учебе заключается в том, что им для усвоения и запоминания нужно больше времени, чем остальным. Тем не менее, есть такие приемы, которые будут работать именно на слабоуспевающих. Эти приемы известны, и многие их, я думаю, используют, и «Америки» я в данном случае не открою, приведу примеры тех способов, которые кажутся более эффективными и интересными мне, которые использую я на уроках, практически постоянно.

Вот один из способов, который позволяет мне проконтролировать, на каком уровне усвоен материал конкретно каждым учеником (в первую очередь слабоуспевающим).

В начале урока раздаю листочки, на которых мы записываем фамилию, вопрос, который будет рассматриваться на уроке. Например, «Спряжение глаголов», что я знаю про спряжение глаголов? Отвечаем на вопрос. Пишут, кто что помнит… Есть ответы – ничего.

В конце урока на этом же листочке вопрос: «Что узнал нового? Дети, уже зная, что листочки соберут, ухитряются по ходу урока там уже что-то записать. Я делаю вид, что не замечаю, пусть пишут – полезно. Значит, уже что-то вспомнили или узнали… Как правило, листок пустым не остается ни у кого… Потом собираю, просматриваю, иногда даже оценки ставлю, для стимула, хорошие только. Понятно, что слабоуспевающие в данном случае без внимания не остаются, это как раз на них и рассчитано.

Поскольку причин отставания в обучении много, то в данном случае к каждому ученику должен быть индивидуальный подход: кто-то правило не может запомнить , а кто-то применить его не может, хотя и знает наизусть, а некоторым все трудно. И все же, так называемая психологами «ситуация успеха» действует на каждого ученика, поэтому стараюсь , чтобы этот ученик хотя бы раз или два за урок мог дать правильный ответ. Когда ученики выполняют самостоятельно какое-нибудь письменное задание, прохожу по классу, заглядываю ко всем в тетради, комментирую, объясняю, подсказываю, говорю, правильно или нет… Если вижу, что у слабого ученика что-то правильно сделано, даже если я ему подсказала, спрашиваю его именно это. Весь класс выполняет 100%, слабый – 50%. Только правильно, дома закончить.

На уроках, где требуется пересказ, слабый ученик отвечает с тетрадью по составленному на предыдущем уроке плану. Разрешается всем, но слабому ученику обязательно.

Конечно же, разноуровневые задания. Задание: выписать из предложений глаголы в два столбика. В первый - I спр. Во второй – II спр. Слабому ученику выдается карточка-шпаргалка, где написано, что в первом спр. в окончании пишется – е, а во втором – и. Или разрешаю пользоваться тетрадью для правил.

Повторение теории. Пока сильные ученики записывают правило в тетрадь или устно отвечают на вопросы более сложные, слабые ученики по карточкам – словам восстанавливают правило. (Правило разделено на отдельные слова, нужно его правильно собрать).

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать. Можно впоследствии продолжить правило. – Потом читаем, что получилось.

Еще один способ вовлечения в работу слабых учеников.

Комментированное списывание.

Работает, сеет, любит, режет, хвалит, лечит, вертит, играет, ищет, гонит, ненавидит…

Задание: выделить личные окончания глаголов, объяснить правописание. Слабый ученик выделяет окончание, сильный объясняет правописание. Слабому ученику предлагается повторить объяснение.

Краткая шпаргалка, которую надо запомнить и записать на доске.

II спр. I cпр.

-ить - все остальные

+ 11 глаголов (гнать, держать, + брить, стелить

Смотреть, обидеть, слышать, Е

видеть, ненавидеть, дышать,

Вертеть, зависеть, терпеть)

И

Пример творческого задания. Слабым ученикам предлагается вставить в тексте глаголы в нужной форме (выдаются карточки), т. е. во 2 лице единственного числа, а сильные ученики пишут сочинение-миниатюру, используя глаголы 2 лица, ед. ч. Просыпаешься… (Утро) - 5-6 предложений.

Мое любимая работа на уроке – совместное составление правила или алгоритма.

Как узнать спряжение глагола?

1. Они пишут… четко слышим _-ут, -ют (это I спр.)

2.Они стелют… не слышу, нужен инфинитив.

Что делать? Стелить. См. карточку.

Дальше алгоритм составляется по карточке. Здесь подключаются слабые ученики.

И последнее: Игра «Чепуха», которую можно использовать при повторении или изучении правил. Каждый пишет на доске по одному слову, как бы выставляет свой кирпичик в общее здание, что в итоге получится, правило или чепуха?

Глагол –это…

Проверяем, исправляем, дополняем вместе.

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. Все эти способы и приемы дадут возможность слабому ученику почувствовать себя уверенней и способствуют его личностному становлению и развитию.

«Система работы со слабоуспевающими »

Как уже было сказано, повышение качества образования является одной из фундаментальных задач системы образования в целом.

Данную проблему необходимо рассматривать не только в рамках работы образовательного учреждения, но и в среде деятельности конкретного учителя-предметника. Причём особое внимания учителя должно быть направлено на работу с детьми, относящимися к категории слабоуспевающих, которых по результатам стартовой контрольной работы показали низкий результат. Все эти учащихся должны будут проходить государственную итоговую аттестацию. Как же надо организовать обучение, чтобы экзамены были сданы успешно.

Поэтому тема самообразования: «Работа со слабоуспевающими учениками» была выбрана не случайно.

Так кто же эти слабоуспевающие?

Можно так классифицировать слабоуспевающих:

— те, кто имеет слабые умственные способности

— те, кто имеет слабые учебные умения;

— те, у кого низкие навыки устной и письменной речи;

— те, кто не владеет нормой чтения текста;

— те, кто не владеет техникой устного счета;

— те, у кого низкий уровень памяти;

— те, у кого не сформировались навыки исполнительного труда;

— те, у кого не сформировалось прилежание — сознательно сформулированное отношение к трудному делу;

— низкая мотивация к изучению алгебры: 1) "не хочу и все..."- это не системно, а лишь единичные случаи в учебном году, возможны из-за перегрузок, эмоционального состояния др.;2) "не хочу, т. к...«- истинная причина в том, что ученик уже не может наверстать пробелы в знаниях.

Отсюда, становится понятным, что низкую успеваемость надо рассматривать комплексно — в рамках всей школы и семьи.

Что же я делаю?

Во-первых, это личностно - ориентированный подход: обучение строю с учетом развития индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда — это дифференцированные тренировочные задания, дифференцированные контрольные работы, работа по выбору заданий («что я могу сделать из предложенного перечня заданий»).

Во-вторых, с новым материалом знакомлю постепенно, используя образцы знаний и правила выполнения учебной деятельности. Слабые ученики не могут сразу усваивать большой объем нового материала и применять одновременно в задачах старые и новые знания. Поэтому я объединяю материал в блоки. Для желающих провожу дополнительные занятия.

В-третьих, организую систематическую проверку знаний и умений. Только знания о пробелах дают возможность оказывать своевременную помощь учащимся. Каждая тема завершается контролем знаний на усвоение. Пробелы в знаниях учащихся ведут к потере интереса к изучаемому предмету и, конечно, к отсутствию знаний. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях необходимо вести непрерывный контроль над усвоением ЗУН.

Для учёта знаний учащихся школьный журнал не достаточен. Поэтому веду мониторинг на все годы обучения курса алгебры, в котором по основным разделам-темам алгебры учитываю теоретические знания и практические навыки учащихся на день зачёта по этой теме. В дальнейшем с течением времени отмечаю «+» и «- »,  т.е. изменения, которые произошли. По этому учёту видна «динамика усвоения ЗУН учеником по каждой теме».

Для дополнительных занятий по решению задач есть «карточки помощи». Это образец задания с решением и аналогичное задание. К типовым задачам у каждого ученика имеются алгоритмы решения.

Далее, организую систему заданий развивающего характера.

Прилежание связано с уверенностью на успех, поэтому создаю ситуацию успеха. Если нет прилежания только к алгебре— это моя вина, но если нет ко всем предметам?

Низкая же мотивация типа «просто не хочу» в учебной деятельности по моему предмету разрешима, и решается вполне успешно. Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию в учебно-познавательной деятельности можно разделить по целям:

1) развивать положительную мотивацию;

2) обучать в условиях низкой мотивации.

Методы развития положительной мотивации учения:

— задачи с условием, отражающим важное практическое применение;

— материал важный для будущей жизни;

К изучению темы могут побудить:

— желание добывать знания в процессе самостоятельной деятельности; поэтому на уроке от 50 до 70% времени организую самостоятельную дифференцированную работу в группах, в парах или индивидуально.

— желание быть первым в соревновании, в игре, не подвести команду; влияние коллектива было актуальным в советское время, но и сейчас чувство ответственности и взаимопомощи остаются нашими ценностями и входят в кодекс чести.

Одной из составляющих системы моей работы является валеологизация урока. Здоровье детей часто становится проблемой в овладении знаниями, например зрение и слух, и, наоборот, если не учитывать физические возможности и перегружать детей можно загубить главное - здоровье. На результативность влияет и взаимоотношения учитель-ученик. При отсутствии уважения, доверия к вам, нет и любви к предмету. К сожалению, а иногда к счастью, кроме моих взаимоотношений, есть еще уйма факторов: родители, общественность….

У нас среди педагогов повальное стремление облегчить детям учение — учитель организатор игр, активизатор деятельности, классный затейник, но.... законы продуктивного обучения все же неумолимы: для благо учеников им необходимо выполнение больших объемов работы, напряженного труда и полной отдачи.

В исследованиях ученых встречается такая цифра — для прочных знаний их надо повторить 400—500 раз!

И еще одна информация, дающая пищу для размышлений:

знания формируются:

80% - начальная и основная школа

10% - 10-11 классы

5% - вуз

остальное - практика в самостоятельной жизни. Эту информацию должен знать каждый ученик, должен понять, что нельзя учение откладывать на потом, и лучшее время усвоения - это школьные годы: каждый учится на свое будущее благополучие.

    Приятно, когда твой собственный ребёнок учится на "4” и "5”. Приятно, когда набираешь в класс детей с высоким качеством знаний; с ними чувствуешь удовлетворение в работе, видишь результаты собственного труда. Об одарённых детях и учащихся с высокими реальными учебными возможностями заботится Правительство, утверждая программу "Одарённые дети”, ему вторят региональные власти и Департамент образования. Комфортно и уверенно чувствуют себя ученики, получающие грамоты за призовые места в олимпиаде, научно-практической конференции школьников. Но по каким-то своим, особым законам природы, не всегда понятным человеку, живут рядом с вундеркиндами другие дети – учащиеся с низкими реальными учебными возможностями, плохо или совсем необучаемые школьники. О них не пишут в газетах, их не снимают на камеру, без гордости в голосе говорят о них родители, тяжело вздыхают учителя, принимая в класс такого ученика. И оказывается, что детей таких гораздо больше, чем успешных в обучении. Им хочется всего того же, что чувствует одарённый ребёнок: и внимания, и немного славы, и похвалы, и чувства уверенности. Но в их жизни, скорее всего, происходит всё наоборот. Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин. Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных. Эти факты подтверждают, что с отстающим, слабоуспевающим учеником не всё обстоит просто и однозначно. Слабоуспевающие - это те, кто имеет слабые умственные способности; те, кто имеет слабые учебные умения; у кого низкие навыки устной и письменной речи; кто не владеет нормой чтения текста; кто не владеет техникой устного счета; у кого низкий уровень памяти; у кого не сформировались навыки исполнительного труда; у кого не сформировалось прилежание, сознательно низкая мотивация к учению; у кого слабая техника письма. Какие же категории учащихся относятся к слабоуспевающим:

1. Дети с ЗПР– это те, у которых по различным причинам произошли отклонения от возрастных норм. Они с трудом выполняют задания. У них очень низкая самооценка. Такие дети чаще других получают замечания от учителя. С ними не хотят дружить, сидеть за одной партой. Состояние неудовлетворённости своим положением в школе толкает их на ничем не мотивированные нарушения дисциплины.

2. Недостаточно развитые для школы дети (они составляют 1/4 всех неуспевающих). У них выявлены нарушения в раннем периоде развития. Они страдают различными хроническими заболеваниями. Часто живут в неблагополучных микро социальных условиях. Недостаточно развитые дети с трудом адаптируются к условиям обучения в школе, распорядку дня, учебной нагрузке. И уже на первых этапах обучения они составляют совершенно определённую группу риска по развитию школьной дезадаптации и неуспеваемости. И чаще всего образуют группу трудных, стойко неуспевающих учеников, которые создают проблему для школы.

3. Функционально не созревшие дети. Они прилежно и добросовестно учатся, у них есть желание выполнять все школьные задания. Но уже в первые месяцы обучения их поведение и самочувствие меняются. Некоторые становятся беспокойными, вялыми, плаксивыми, раздражительными, жалуются на головную боль, плохо едят, с трудом засыпают. Всё это пока объяснимо: ведь происходит приспособление ребёнка к новым условиям, а это не проходит бесследно. Но проходит один – два месяца, а картина не меняется, успехов нет. И становится понятно, что некоторые функции организма ещё не созрели для школы, учёба пока не по силам. Появляются отстающие, слабо успевающие ученики, а некоторые совсем не осваивают программу. Многие дети часто болеют, пропускают занятия и в результате начинают отставать.

4. Ослабленные дети. Ни для кого не секрет, что среди детей, поступающих в первый класс, практически здоровы только 20-30%. Эти дети с трудом приспосабливаются к обучению в школе. Их оберегали дома, не позволяли напрягаться, их развитие отстаёт от нормы. Есть и другая категория ослабленных детей. К ним относятся дети, которым дома было всё дозволено. Они расторможены, неуправляемы, быстро утомляются, не способны сосредоточиться, длительно работать. В каждом классе таких детей около 30-40%. Обучение их нелёгкая педагогическая задача, которая требует от учителей большого напряжения, а так же духовных и профессиональных умений и навыков.

5. Системно-отстающие дети. Чрезмерные эмоциональные, умственные, физические нагрузки, связанные с систематическим обучением, могут явиться причиной существенного ухудшения у этих детей здоровья, особенно если в раннем периоде у него уже имели место различные нарушения и задержка в развитии. Трудности обучения чаще отмечаются у детей, которые имеют несколько видов нарушений в развитии и поведении. На первый взгляд, все функции в отдельности развиты как будто достаточно, а общей гармонии нет. Эти дети и составляют группу системно-отстающих.

6. Нестандартные дети. Среди них все те, кто "выпадает” по различным причинам из "средней школы”: высокоодарённые, талантливые, вундеркинды – и безнадёжно отсталые, исключительные в умственном развитии. Есть ещё одна группа детей; это так называемые "медленные” дети – тугодумы, и такова особенность их характера. Это может быть связано и с болезнью, и с задержкой развития, и с особенностями нервной системы, характера, темперамента. Дети эти здоровы, часто весьма одарённые. Они отличаются от сверстников только медленным темпом деятельности.

7. Депривированные семьёй и школой дети. Значительная часть школьников воспитывается в неблагоприятных микро социальных условиях. Это социальная запущенность: алкоголизм родителей, атмосфера ссор, конфликтов, жестокости и холодности по отношению к детям, наказания, подчас несправедливые, с одной стороны и вседозволенность с другой. Иногда школа ещё больше усугубляет трудности их жизни, безжалостно выталкивает их в разряд педагогически запущенных. К социальной запущенности добавляется педагогическая.

При переходе на новые стандарты образования возникает много вопросов, ответы на которые можно найти, изучив внимательно эти самые стандарты. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования предлагает:

  • изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
  • изменение оценки результатов обучения (оценки не только предметных ЗУН, но личностных и метапредметных результатов);
  • Коренным образом меняется структура организации и проведения урока.

Освоение основной образовательной программы начального общего образования происходит посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции-умения учиться. В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действий - сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. В сфере регулятивных универсальных учебных действий- овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане),контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы и их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий - умение использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий - приобретение умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Давайте посмотрим, как можно помочь слабоуспевающему ученику: для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач; учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

Виды помощи неуспевающему ученику на уроке:

1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся: создание атмосферы особой доброжелательности при опросе; снижение темпа опроса, разрешении дольше готовиться у доски; предложение учащимся примерного плана ответа; разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления; стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. 2.При изложении нового материала: более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющим степень понимания ими учебного материала; привлечение их в качестве помощником при подготовке приборов, опытов; привлечение к высказыванию предложений при проблемной обучении к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы;

3.При организации самостоятельной работы: выбор для группы неуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа; более подробное объяснение последовательности выполнения задания; предупреждения о возможных затруднениях, использование карточек консультаций, карточек с направляющим планом действий.

4. В ходе самостоятельной работы на уроке: разбивка занятий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых; ссылка на аналогичное задание, выполненное раннее; напоминание приема и способа выполнения задания; указание на необходимость актуализировать то или иное правило; ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений; инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению; стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих; более тщательный контроль за их деятельностью.

Как повысить работоспособность: разнообразить виды деятельности, проветривать кабинет, проводить физминутки. Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности. Виды работ со слабоуспевающими учениками: карточки для индивидуальной работы, задания с выбором ответа, деформированные задания, перфокарты, карточки – тренажеры ,творческие задания, карточки -информаторы, карточки-с образцами решения.

Для эффективной работы со слабоуспевающими учащимися учитель должен: Стремиться понять и принять каждого ребёнка, создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке, проявлять разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую строгость, веру в возможности ученика. Уметь встать на позиции ученика, использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план), учить работать со словарями и другим справочным материалом, в обучении применять: опережающее обучение, различные формы групповой работы, взаимоопрос, самоконтроль.

В работе со слабыми учащимися нужно опираться на следующие правила, разработанные психологами:

1.Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

2.Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

3.Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

4.Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.

6.Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

7.Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

8.Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку. Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать.

Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться? Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении. Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока. Также это и создание на уроке ситуации успеха. Это позволяет сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности, а слабому – выполнить посильный объем работы.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Метод обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве. По этому методу класс разбивается на 3–4 команды разного уровня. «Индивидуальная» ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого его члена. Это стимулирует всю команду следить за успехами друг друга и приходить на помощь своему товарищу. Равные возможности для достижения успеха обеспечиваются тем, что каждая команда получает задания разного уровня. Это даёт всем членам команды равные возможности в получении очков для своей команды. Позволяет слабоуспевающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Даже индивидуальная самостоятельная работа для слабых учеников становится как бы частицей самостоятельной коллективной работы. Они используют знания, полученные и обработанные всей группой. Усвоению учебного материала школьникам помогает групповая форма работы. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Этому способствует работа в группах. Дети в группы организованы с разным уровнем развития. Задания выполняются в группе, согласно ролям, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д.

Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися. При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках. А как помочь неуспевающему ребенку преодолеть неуверенность в себе? Учителю нужно создавать условия для переживания школьником успеха и связанных с ним положительных эмоций. Для этого рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны и выполнимы. Нужно стараться вычленять те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе. Выявление «успешных» сфер деятельности отстающего школьника позволяет изменить отношение к нему педагогов, родителей, учеников в лучшую сторону. Полезно фиксировать, отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, самые, казалось бы, незначительные сдвиги к лучшему.

Особое внимание стоит обратить на характер и форму порицания и поощрения отстающего ученика. Порицание ни в коем случае не должно касаться способностей ученика. Оно должно быть предельно конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков (например, нарушений дисциплины, небрежности в работе и т.д.). Немаловажно, каков тон речи учителя в момент порицания. Раздражение, злость в голосе вызывают только негативную реакцию ученика. Нужно стараться говорить с ним спокойно доброжелательно и заинтересованно. Следует обращать внимание и на такие моменты, связанные с получаемой неуспевающим оценкой как ее подробное обоснование, а также выделение тех критериев, по которым идет оценивание, с тем, чтобы они были понятны самим учащимся. Достаточно эффективным может быть прием, который использовался известным педагогов Ш.А. Амонашвили, - превращение отстающего ученика в «учителя», наставника, помогающего слабому ученику из младшего класса.

Для того, чтобы добиться успеха в обучении необходимо:

  1. Жесткий контроль выполнения всех заданий, особенно у слабоуспевающих учащихся
  2. Следить за тем, чтобы каждый учащийся положительно сдал каждую тему (обязательные результаты обучения)
  3. Осуществлять дифференцированный подход к учащимся при опросе
  4. Домашнее задание должно содержать обязательную часть и дополнительную
  5. Дифференцированные задания должны быть и на самостоятельных и на контрольных работах
  6. Не допускать отставания учащихся, для этого систематически проводить консультации и дополнительные занятия
  7. Не каждый раз ставить «двойку», а уметь терпеливо ждать учащихся с замедленным восприятием
  8. Не унижать ученика и постараться самим найти к нему подход

Таким образом, осуществляя работу по развитию и обучению слабоуспевающих учащихся, необходимо опираться на знания психологии, возрастной физиологии, особенностей развития младших школьников. Современные УМК, разработанный в соответствии с новыми образовательными стандартами, позволяют учителю правильно организовать работу со слабоуспевающими учащимися и имеют для этого соответствующие инструменты, позволяют формировать весь комплекс заданных ФГОС личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий и умения учиться в целом.

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. 
Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. 
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель. 
(Л. Толстой)

                       ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ РАБОТЫ СО «СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ»

1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.

2. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.

3. Каждый урок - продолжение предыдущего. Каждый ученик вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала- один из приемов работы со слабыми.

4. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).

5. Работу со «слабоуспевающими » не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.

6. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.

7. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.

8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.

9. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».

10. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе

Программа "Модель работы с одаренными детьми начальной школы"...

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Данная проблема давно волнует меня. Хочу поделиться своим опытом с коллегами....

СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучай...

Работа с отстающими детьми в начальной школе.

Работа с отстающими детьми в начальной школе....

Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...

Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...

Работа с одаренными детьми в начальной школе /по материал из опыта работы/

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.Главная цель сейч...