«Эффективные приемы работы с отстающими детьми»
статья (2 класс)
Каждому учителю приходится встречаться с учащимися, которые испытывают большие трудности при усвоении учебного материала.
Для слабоуспевающих ребят характерен низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, недостатки в развитии познавательных интересов, повышенная отвлекаемость, инертность, пассивность, неустойчивое внимание.
Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество неуспевающих ложится на наши плечи-педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_raboty_so_slabouspevayushchimi_detmi.docx | 49.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эффективные приемы работы с отстающими детьми»
Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсивности обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число еуспевающих.
Каждому учителю приходится встречаться с учащимися, которые испытывают большие трудности при усвоении учебного материала.
Для слабоуспевающих ребят характерен низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, недостатки в развитии познавательных интересов, повышенная отвлекаемость, инертность, пассивность, неустойчивое внимание.
Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество неуспевающих ложится на наши плечи-педагогов.
Учащихся с низкими учебными возможностями главное «не потерять». Задача педагога систематизированная работа с такой категорией учащихся. Создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности; пробуждение природной любознательности; создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих к слабому ученику; вовлечение учащихся в совместный поиск форм работ.
Для решения этой задачи даётся краткая характеристика слабоуспевающих детей. Указывается, что эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могу перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях они работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.
Мои методические рекомендации основаны на опыте работы в 2.4 классе. Проанализировав данную ситуацию, выявила следующие проблемы учебной деятельности учащихся:
- дети испытывают трудности при письме, допуская замену, перестановку букв и слогов («шапка» - «шакпа»); добавляют или пропускают гласные буквы («трава» - «тарава», «улица» - «улца»)
- неряшливое письмо, грязь в тетрадях, несоблюдение строки;
- низкая скорость чтения; «механическое» чтение, затруднения в пересказе; чтение конца слов с искажениями, неумение обосновывать смысл пословиц, поговорок;
- допущение орфографических ошибок (зная правила, не умеют его применить на письме);
- не любят работать самостоятельно, предпочитают легкий путь – списывание с доски.
Я попыталась выявить ряд трудностей и причины их возникновения,
подобрать материал для занятий с детьми, с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к каждому учащемуся.
Трудности и причины их возникновения в обучении младшего школьника:
№ п/п | Трудность | Причина |
1. | Невозможность правильного воспроизведения графического образца буквы, цифры (по высоте, наклону).
| несовершенство в развитии микромоторики руки; |
2. | Пропуск, замена букв и слогов. | низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания |
3. | Трудность написания букв, искажение Замена букв, слогов («он» на «но», «кот» на «ток»)
| у ребенка отмечается несформированность пространственных представлений |
4. | Трудности при решении математических задач | слабо развито логическое мышление, низкий уровень развития образного мышления |
5. | Трудности при пересказе текста, неумение выделить главную мысль текста. | слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого и образного мышления |
6. | Трудности в усвоении новых знаний
| низкая степень восприятия и произвольности |
7. | Трудность в самостоятельном выполнении заданий | низкий уровень развития произвольности, заниженная самооценка, несформированность самоконтроля |
8. | Плохое знание таблиц сложения (умножения)
| низкий уровень развития механической памяти |
9. | Невнимательность, рассеянность | низкий уровень развития произвольности, низкий уровень устойчивости и концентрации внимания |
В психологии известны различные подходы к развитию умственных действий. В свое время известный психолог П.Я.Гальперин создал теорию поэтапного формирования умственных действий. Этот процесс имеет ряд этапов:
1 этап – этап предварительного ознакомления с действием. Ребенку необходимо разъяснить цель действия, показать, на что надо ориентироваться при выполнении задания;
2 этап – выполнение действия в развернутой форме. Ребенок должен усвоить содержание действия;
3 этап – научить ребенка проговаривать все совершаемые им действия;
4 этап – выполнение действия в форме проговаривания «про себя»
5 этап – выполнение действия. Ребенок сам выполняет и сам себя контролирует.
Прежде всего, познавательный интерес порождает воображение учащихся, способствует развитию таких процессов как восприятие, память, мышление, внимание. Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения школьников. Под его влиянием, слабые ученики начинают работать более продуктивно. Немаловажно, чтобы уроки проходили интересно, насыщенно. Детям со слабой успеваемостью требуется больше наглядности, игровых моментов, тогда будет проявляться и интерес к учебе.
I.Каждый учитель знает, как важна организация учебной деятельности. Поэтому стараюсь задать хороший темп урока, четкость, доступность, разнообразие видов и форм заданий. Для этого использую следующие приемы:
Сообщение темы. Постановка целей урока.
Самым ценным и значимым, является постановка целей урока самими детьми. Неуспевающему ученику трудно запомнить тему урока, а тем более цели и задачи. Чаще всего ему это не интересно. Рекомендую применить «портфель знаний, который берем с собой на каждом уроке В нем три кармашка с карточками:
1 – «мы узнаем», 2 – «будем развивать»,
3 – «воспитываем в себе».
Сообщив тему урока, спрашиваю: «Ребята, что нам необходимо взять с собой в страну знаний?» Достаю поочередно карточку из каждого кармашка, а обучающиеся сами ставят цели и задачи урока. Этот прием помогает детям чувствовать себя увереннее, ответственнее. Они стараются правильно построить предложение, грамотно сформулировать свою мысль. Подводя итог урока, снова возвращаемся к «портфелю знаний», и дети, достав карточку, подводят итоги: чему учились, что узнали, на что обратить внимание в следующий раз.
II. Для развития познавательного интереса, восприятия, внимания, воображения, памяти у детей, испытывающих трудности в обучении, предлагаю использовать следующие задания:
1. Задание на укрепление микромоторики руки, на коррекцию письма.
- работа по дополнительным тетрадям в клеточку, где каждому из ребят прописываю элементы мелких фигур. Задания поначалу простые: обвести клеточку, прочертить косые линии и т.д. Задания усложняются постепенно, по мере обучаемости ученика. Учитель, ведя такие тетради, имеет возможность отслеживать умения и навыки ученика. Задания подбираются индивидуально каждому ученику;
- штриховка мелких и крупных фигур в различных направлениях;
- обводка элементов букв, цифр, слогов по готовому образцу.
Эти задания способствуют улучшению почерка, аккуратности письма.
2. Задания, направленные на развитие концентрации произвольного внимания и его устойчивости:
- из ряда букв найти и подчеркнуть нужные буквы, например: букву Б одной чертой, а букву П – обвести.
ФПИТЗИМАБФКПАРКБЕГЮЧХ
ПОМЯЧБРАТСЗЛЕСПГОДКЭБЫ
ЯБЗОНТЦЛНВОЛКПДЛИСЖУК
Постепенно задания усложняю:
- найти в каждой строке букв, спрятавшиеся слова и подчеркнуть их.
«Угадай, кто спрятался?» Детям дается карточка, с наложенными друг на друга картинками. Задание: рассмотреть и назвать предметы, изображенные на карточке или, например, «Буквы спрятались».
Развитию произвольного внимания, сообразительности способствует игра «Собери слова». Слова написаны неверно. Надо собрать слово.
Для развития зрительного анализа, формирования умения владения операцией сравнения, предлагаю следующие задания:
Выдаю учащимся изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей. К ним - задания: «Найди отличия», «Прочитай быстро» Детям раздаются карточки с парами слов, которые различаются одной, двумя буквой:
Ножки - ложки дочка - бочка
Егорка - горка город – горох
девушка – дедушка картина - корзина
«Найди и обведи лишний предмет, символ».
4. Для развития пространственных отношений предлагаю применить следующие упражнения:
Игра «Полет».
Цель: коррекция пространственной ориентировки (право, лево, по диагонали).
Раздаю детям геометрические фигуры: треугольники и листы бумаги белого цвета. – «Ребята, вы – капитаны своих самолетов. Наш полет начинается с нижнего правого угла неба. Держим курс на верхний правый угол и т.д.»
Предлагаю задания на выявление умения детей правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков предметов.
«Прочитай слово».
Показываю плакат с хаотичным расположением букв. Задача ребят составить из них слово.
Для развития мышления использую игры: «Молчанка», «Лесенка»,»Собери поезд».
Игра «Построй сам». У детей шаблоны цветных геометрических фигур и белый лист бумаги. Это задание помогает ребятам концентрировать внимание, применить фантазию, закрепить знание геометрических фигур, закрепить ориентировку в пространстве. Например: на середину листа выложите квадрат, на него – треугольник. Над треугольником – круг, справа от квадрата прямоугольник, слева 2 треугольника. Какое изображение у вас появилось? (дом, солнце, забор, елочка). Можно дать задание зарисовать в тетрадь. Также можно детям дать задание составить из геометрических фигур кораблик, машину, дом и т.п.
II. В работе со слабоуспевающими детьми важна словарная и орфографическая работа. Обычно процесс запоминания организуется с учетом особенностей памяти и внимания учащихся. Предлагаю следующие приемы запоминания:
Выборочный диктант
Методика выборочного диктанта проста. Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложения, записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами. В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: в один столбик из данного текста учащиеся записывают слова с проверяемыми б/у гласными, в другой – с непроверяемыми.
В ходе такой работы дети не только учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми б/у гласными, но и закрепляют правописание и тех, и других.
Выборочный ответ.
Суть этого приема состоит в том, что на задание (вопрос) дается несколько ответов и один из них – правильный. Надо найти и выделить его. Проверив по словарю написание данных слов учащиеся выбирают ответы и ставят +.
Подбор однокоренных слов – других частей речи.
Задание на образование одних частей речи от других. Эту работу можно подчинить и обучению непроверяемым написаниям. Пример: диктуется слово береза, записать к нему слово-прилагательное (березовый).
Подбор и запись синонимов и антонимов.
Одним из эффективных приемов словарно-орфографической работы является прием подбора учащимися слов близких или противоположных по значению. Среди подбираемых и записываемых учащимися синонимов и антонимов, как правило, встречается немало слов с непроверяемыми написаниями. Пример: синонимы к слову Отечество – Родина, отчизна, а антонимы к слову мешать – помогать, пособлять.
Составление предложений с данными словами.
Этот вид работы практикуется в школе очень широко. Он способствует закреплению навыка правописания, закреплению и обогащению словаря, усвоению синтаксического строя речи, закреплению непроверяемых написаний.
Дописывание орфографических таблиц.
Для закрепления непроверяемых написаний можно использовать и этот прием. Пример: подобрать слова на определенную орфограмму.
Письменный пересказ текста с использованием данных слов.
Учащиеся кратко, в письменном виде, передают содержание какого-нибудь текста, используя при этом записанные на доске слова с непроверяемыми написаниями (б/у гласные, удвоенные согласные).
III. Для развития памяти, дикции, четкости речи рекомендую использовать чистоговорки, скороговорки, поговорки, небольшие стихотворения, загадки.
) Для постановки правильного произношения звуков, ускорения темпа речи, повышения продуктивности запоминания
Например:
Ос-ос-ос – сильный мороз У Ивашки рубашки,
Ос-ощ-ос – на дворе трещит морозУ рубашки кармашки.
Ос-ос-ос – заморозил нас мороз
Ос-ощ-ос – заморозил щеки, нос.
Так как память обнаруживает ряд особенностей, то в целом ее формирование и развитие зависит от общего развития видовой дифференциации памяти. Поэтому повысить продуктивность запоминания можно синтезируя разные виды памяти, в частности, слуховую и зрительную.
б) Для развития памяти, внимания на уроках математики можно использовать упражнения:
«Запомни и нарисуй».
Детям показывается несложный рисунок. В течение 10 сек. они его самостоятельно изучают. Рисунок убираю и прошу воспроизвести его по памяти. Затем показываю, дети сверяют.
Игра «Что изменилось?»
На столе учителя находится множество предметов (например: линейка, тетрадь, книга, ручки, карандаши, ластик и др.) По команде учителя или ведущего ребята закрывают глаза. В это время 2 предмета меняют местами. Учащиеся должны заметить, что изменилось.
«Найди закономерность». Дети дорисовывают в пустых клеточках необходимые фигурки (рис. 14).
Слабоуспевающим ученикам сложно запомнить правила. На уроках использую шпаргалки-запоминалки (от Ирины Асеевой). Дети их быстро запоминают и усваивают.
По русскому языку использую табличку «Гласные. Согласные (по звонкости, мягкости)».
По математике дети затрудняются в запоминании знаков выражений « >» и «<». Для этого использую изображение птицы. Клюв закрыт – знак «больше», клюв открыт – знак «меньше» (рис.17).
в) В начальной школе необходим навык беглого чтения.
Слабоуспевающие дети могут повторять буквы, слоги по нескольку раз, «проглатывают окончание».
Рекомендую использовать наборы карточек от простого к сложному. Ежедневно использую эти карточки, как жужжащее чтение. Карточки необходимо прочитывать по вертикали, затем по горизонтали. Происходит зрительное закрепление букв, устойчивое их восприятие, увеличивается темп чтения.
Важно читать не только быстро, но, самое главное, выразительно.
Задание «Читай по правилу»
направлено для развития произвольного внимания, для замедления темпа речи. Задания могут быть разные (например: пропускать при чтении каждое второе слово, чтение текста через слово и т.п.) ВАЖНО: тексты должны быть несложные, по объему небольшие.
Можно использовать чтение по ролям, ставить инсценировку сказок. Ребята раскрепощаются, стараются произносить текст выразительно.
V. Для развития общего кругозора, развития речи, воображения, устойчивости внимания, мышления
- Игра «Знаешь ли ты животных?»
Предлагаю использовать карточки с классификацией предметов (например, животных). Задаются вопросы: Какие из них живут в жарких странах, какие в холодных? Кто из них хищник, кто травоядный? Дети раскрашивают. Следующая игра развивает устойчивость внимания.
«Веселые данетки» - загадки. Например:
Веселые данетки – без фантиков «конфетки» -
Только «да» и только «нет» - дайте правильный ответ!
-Если ты бежишь в буфет,
Значит ты голодный? …(да)
- В небе месяц и звезда –
Значит, это полдень?...(нет)
-«Игра на внимание».
- Игра «Мамы и детеныши», способствует развитию кругозора, воображения.
Учитель называет маму, учащиеся – их детей
Игра «Один – много»
(например: стул – стулья, окно – окна, дерево – деревья)
Игра «Назови одним словом»
Например:
клен, береза, тополь – деревья
снег, дождь, роса - осадки
брусника, черника, голубика – ягода
автобус, трамвай, троллейбус - транспорт
Игра «Говори наоборот»
Учитель называет слова, дети подбирают к ним антонимы. Например:
Веселый – грустный большой - маленький
Горячий – холодный узкий - широкий
Сладкий – горький глубокий - мелкий
Игра «Найди лишнее слово».
VI. Послушаем «царицу Тишину»
Как правило, слабоуспевающие дети быстро утомляются, начинают отвлекаться на посторонние предметы, становятся пассивными. Рекомендую использовать следующий прием:
Как только замечаю, что дети устали, начинают создавать шум в классе, предлагаю пригласить в гости «царицу Тишину». Класс замирает. Дети садятся удобно, закрывают глазки, отдыхают. Ребятам очень нравится слушать «царицу Тишину». Обязательно говорю тихим спокойным голосом: «Царица Тишина» похвалила всех ребят, а особенно…(называю имя шумного, неорганизованного ребенка) и села рядом с ним. А мы посмотрим, останется ли она в нашем классе до конца урока, или уйдет к другим детям».
Также предлагаю использовать «облачко настроения»
Если в классе начинается посторонний шум, тихонько вывешиваю на доске «облачко настроения». (Изображение облачка с двух сторон. С одной стороны – слезки- дождик, с другой – улыбка). «Смотрите, ребята, погода в классе портится. Кажется, дождик собирается». Как только ребята успокаиваются, меняю облачко на другую сторону. Такие небольшие приемы помогают настраивать ребят на организацию учебной деятельности, способствуют концентрации внимания.
Мною представлены основные моменты, формы работы со слабоуспевающими учащимися, но в нее включаются и дети с более высоким уровнем подготовки. Поэтому стараюсь найти индивидуальный и дифференцированный подход к ребятам. По мере обучаемости детей, дидактические, тренинговые карточки на уроках математики и русского языка раздаются с учетом индивидуальных возможностей. Отстающие ребята, чаще всего, неохотно выполняют самостоятельные задания. Поэтому подбираю и контрольные и самостоятельные работы по уровню сложности.
Необходимо проводить консультации с родителями.
Мероприятие | Сроки |
Беседа с родителями “Причины школьной неуспеваемости”, анкетирование родителей | сентябрь |
Анкетирование учащегося с целью выявления причин неуспеваемости | сентябрь-октябрь |
Беседа с учащимся “Что мне мешает учиться?” | сентябрь |
Дополнительные занятия с учеником после уроков (систематические) | каждую неделю |
Дополнительные занятия с учеником, группой учеников (разовые) “Правила составления плана устного ответа” “Как правильно работать с орфограммами” | в течение года в начале учебного года |
Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду): задания познавательного характера, дифференцированные самостоятельные работы, вовлечение во внеклассную творческую деятельность | ежедневно на разных этапах урока |
Опрос ученика на уроках: устно (монологический ответ или серия ответов с места) или письменно по индивидуальной карточке-заданию | на каждом уроке |
Работа с учеником на уроке:
| на каждом уроке |
Организация самостоятельной работы на уроке:
| в течение года |
Проверка всех домашних заданий, контроль выполнения их после уроков (в случае отсутствия) | на каждом уроке |
Организация специальной системы домашних заданий: подготовка памяток; творческие задания, разбивка домашнего задания на блоки | систематически |
№ п/п | Мероприятия: | Сроки проведения |
Выявление слабоуспевающих учащихся. Составление индивидуального плана работы в соответствии с календарно-тематическим планированием. | сентябрь | |
Организация работы со слабоуспевающими учащимися. | в течение учебного года | |
Осуществление контроля за посещаемостью слабоуспевающих учащихся. | ежедневно | |
Контроль и анализ ведения диагностических карт учащихся. | 1 раз в четверть | |
Организация дополнительных занятий, индивидуальных консультаций со слабоуспевающими. | в течение года | |
Подбор заданий базового уровня сложности для слабоуспевающих детей. | октябрь, ноябрь, март | |
Осуществление дифференцированного и индивидуального подходов в обучении: использование разноуровневых тестов; групповая форма работы по уровням знаний учащихся. | в течение года | |
Сбор и систематизация материалов периодической печати по данной проблеме. | в течение года | |
Привлечение школьного психолога для оказания психологической помощи слабоуспевающим. | по плану | |
Творческая работа, привлечение к участию в игровых конкурсах. | в течение года | |
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс: - проведение индивидуальных бесед с родителями; - посещение на дому семей слабоуспевающих учащихся | в течение года |
ВЫВОД:
Каждому педагогу хочется, чтобы ребенок хорошо учился. Для этого необходимо придерживаться четырех важных правил:
1. Заинтересованность в процессе обучения;
2. Психологический комфорт, доброжелательная атмосфера в классе;
3. Включение в учебную работу всех учеников, активизация инициативы детей;
4. Творческий подход, мастерство учителей, работающих с детьми.
Труд учителя интересен. Изо дня в день, обучая детей, он учится сам. Молодому педагогу не стоит стесняться обращаться за помощью к более опытным педагогам, они всегда готовы прийти на помощь и поделиться своим опытом работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
работа с отстающими детьми
Как спланировать урок, чтобы было комфортно каждому и даже слабому....
Эффективные приемы работы в начальной школе
Урок – первая искорка, зажигающая факел любознательности. В.А.Сухомлинский...
Работа с отстающими детьми
Каждому учителю приходится встречаться с учащимися, которые испытывают большие трудности при усвоении учебного материала. Для слабоуспевающих ребят характерен низкий уровень выполнения учебных и ...
Статья "Эффективные приемы работы на уроках литературного чтения в начальной школе"
Статья "Эффективные приемы работы на уроках литературного чтения в начальной школе"...
Работа с отстающими детьми в начальной школе.
Работа с отстающими детьми в начальной школе....
Работа с отстающими детьми в начальной школе.
Выступление на педсовете....
Обобщение опыта работы по теме: " Эффективные приемы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе"
Данный материал содержит рекомендации по использованию приёмов по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе....